Административный надзор в банковской сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 10:55, курсовая работа

Краткое описание

В написании курсовой я поставил перед собой следующие цели:
- раскрыть понятие банковского надзора;
- раскрыть понятие административного регулирования;
- проанализировать порядок функционирования банковского надзора и его цель;
- выявить роль административного права в процессе банковского надзора.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Банковский надзор………………………………….…5
Понятие и сущность банковского надзора………………………………5
Объекты и предметы банковского надзора……………………………..7
Задачи и функции банковского надзора…………………………………11
Список литературы к главе 1………………………………………….…14
Глава 2 Административно-правовое
регулирование………………………………………………………15
Понятие административного регулирования………………………….15
Понятие механизма административно-правового регулирования и его
Элементов…………………………………………………………………16
Список литературы к главе 2…………………………………………...17
ГЛАВА 3 Порядок функционирования банковского
надзора и его цель………………………………………………..18
Цели банковского надзора………………………………………………18
Формы и виды банковского контроля…………………………………20
Функционирование банковского надзора……………………………..22
Список литературы к главе 3…………………………………………...23
ГЛАВА 4 РОЛЬ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В
БАНКОВСКОМ НАДЗОРЕ……………………………………………..24
Список литературы к главе 4…………………………………………...27
Заключение………………………………………………………………..28
Список литературы(общий)……………………………………………..29

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_nadzor.docx

— 57.73 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1. Банковский надзор………………………………….…5

Понятие и сущность банковского надзора………………………………5

Объекты и предметы банковского  надзора……………………………..7

Задачи и функции банковского  надзора…………………………………11

Список литературы к главе 1………………………………………….…14

Глава 2 Административно-правовое

регулирование………………………………………………………15

Понятие административного  регулирования………………………….15

Понятие механизма административно-правового регулирования и его

Элементов…………………………………………………………………16

Список литературы к главе 2…………………………………………...17

ГЛАВА 3 Порядок функционирования банковского

надзора и его цель………………………………………………..18

Цели банковского надзора………………………………………………18

Формы и виды банковского  контроля…………………………………20

Функционирование банковского  надзора……………………………..22

Список литературы к главе 3…………………………………………...23

ГЛАВА 4 РОЛЬ АДМИНИСТРАТИВНОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ В

БАНКОВСКОМ НАДЗОРЕ……………………………………………..24

Список литературы к главе 4…………………………………………...27

Заключение………………………………………………………………..28

Список литературы(общий)……………………………………………..29

                    1. 1111 

ВВЕДЕНИЕ

 

Административно-правовое регулирование  охватывает все сферы жизнедеятельности  человека

Интересы общества в целом  формируются исключительно общественно-экономическими условиями и соответствующими им потребностями. Интересы организаций  формируются не только под воздействием этих объективных факторов, но и  под воздействием субъективных факторов: воли законодателя и деятельности государственных  органов в экономической области. Для формирования объективных и  субъективных интересов организаций  существенное значение имеют те материальные условия, в которые их ставит государство  в целях реализации общественных интересов. Разумеется, при этом следует  учитывать, что в любом государстве  действуют объективные экономические  законы, однако государство своей  деятельностью может способствовать или препятствовать их проявлению.

Надзорная деятельность государства  включает в себя несколько конкретных видов государственного надзора: во-первых, функциональные виды отраслевого государственного надзора; во-вторых, некоторые разновидности  всеобщего межотраслевого государственного надзора. Одним из средств, обеспечивающих стабильность функционирования банковской системы любого государства, является банковский надзор, ибо ослабление банковской системы страны представляет угрозу финансовой стабильности, как в данной стране, так и за ее пределами.

В написании курсовой я  поставил перед собой следующие  цели:

-  раскрыть понятие  банковского надзора;

-  раскрыть понятие административного регулирования;

-  проанализировать порядок  функционирования банковского надзора и его цель;

-  выявить роль административного  права в процессе банковского  надзора.

Эта тема меня заинтересовала, потому что взаимосвязь людей  с банковской сферой – неотъемлемая часть жизни каждого человека, ведь рано или поздно мы все имеем отношение с банковскими операциями, кредитными организациями.

 

Глава 1. Банковский надзор.

  1. Понятие и сущность банковского надзора.

 

Понятия контроля и надзора  в теории российского права и  в правоприменительной практике имеют самостоятельное значение и собственное содержание. В научной  литературе исследовались проблемы контрольно-надзорной деятельности в банковской системе.

Контроль, как способ обеспечения законности, предполагает, как правило, наличие отношений подчиненности между контролирующим и контролируемым лицами. Контролирующее лицо обычно вправе вмешиваться в оперативную, хозяйственную деятельность контролируемого объекта с целью устранения допущенных нарушений. Кроме того, контроль предполагает оценку деятельности соответствующего лица с точки зрения не только ее законности, но и целесообразности.

В научной литературе дается несколько понятий банковского  надзора:

-  Банковский надзор – это разновидность банковского государственного регулирования, включающего совокупность мер по мониторингу состояния банковской системы в целом и отдельных кредитных институтов; оперативному выявлению и устранению проблем в банковском секторе; разработке предложений, направленных на повышение эффективности банковского регулирования.

-  Банковский надзор – это наблюдение Банка России за исполнением и соблюдением кредитными организациям законодательства, регулирующего банковскую деятельность, установленных им нормативных актов, в том числе финансовых нормативов и правил бухгалтерского учета и отчетности[2].

Таким образом, можно понимать их в нескольких толкованиях, хотя они не имеют существенных различий. В целом, банковский надзор – это мониторинг процессов, которые имеют место в банковской системе на разных стадиях функционирования банков.

Банковская система включает в себя Банк России, кредитные организации, а так же филиалы и представительства  иностранных банков.

В качестве субъектов банковского  надзора выступают две стороны:

- Орган осуществляющий надзор;

- поднадзорная кредитная  организация.

Банк России является органом  государственного регулирования и  банковского надзора. Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими  группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов. К органу существует ряд требований, которые он должен соблюдать:

-  иметь четко сформулированные  задачи и обязанности, зафиксированные  в законодательстве;

- обладать оперативной  самостоятельностью и соответствующей  материальной базой, позволяющей  выполнять свои функции;

-  располагать адекватной  юридической базой надзора;

-  иметь механизм сбора  соответствующей информации, обмена  ею между надзорными органами, обеспечивать конфиденциальность такой информации.

Кредитная организация –  юридическое лицо, которое для  извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании  специального разрешения (лицензии) Банка России имеет право осуществлять банковские операции предусмотренные Федеральным законом[1].  

Исходя из понятий Банковского  надзора, можно раскрыть понятие  его сущности.

Сущность банковского  надзора состоит в проверке соответствия решений и действий кредитной  организации законам, регулирующим банковскую деятельность, и нормативным  актам Банка России. По сути это надзор за реализацией нормативности в банковской деятельности. Его значение заключается в том, что он используется Банком России для управления рисками в банковской  системе.

Банк России не имеет административных полномочий по управлению коммерческими  банками и другими кредитными организациями. Он не имеет права  вмешиваться в деятельность коммерческих банков и других кредитных организаций, поскольку они самостоятельны и  действуют на основе договорных отношений. Поэтому Федеральный закон не предоставил Банку России полномочия контролировать целесообразность деятельности кредитных организаций. Ему предоставлены права осуществлять надзор, то есть наблюдать за кредитной с точки зрения нормативности принимаемых ею решений. Это означает, что Банк России может проверять соблюдение кредитной организацией законов, финансовых нормативов и нормативных актов Банка России.

Так же, можно сказать, что  сущность банковского надзора проявляется  через его функции, но это будет  раскрыто далее.

 

2. Объекты и предметы банковского надзора

 

Объекты банковского надзора – это  та часть банковской системы и  банковской деятельности, которая в  соответствии с требованиями законов  и в установленном им порядке  должна контролироваться Банком России.

Правильное  определение объектов банковского  надзора имеет значение для определения  компетенции Банка России по проведению проверок деятельности кредитных организаций. Кроме того, точное определение проверяемых объектов позволяет оптимизировать расходы Банка России на банковский надзор.

Банковский  надзор в том виде, в котором  он сегодня предусмотрен в российском законодательстве, не охватывает всю  банковскую систему, а только распространяется на кредитные организации. Иными словами, его объектом является только нижний уровень банковской системы. Верхний уровень банковской системы – Банк России – не является объектом надзора со стороны какого бы то ни было органа.

В Федеральном  законе  «О Центральном банке  Российской Федерации» предусматриваются  некоторые элементы контроля со стороны  Государственной Думы за Банком России. По сути, они относятся к статусу Банка России.

В общем  виде объекты банковского надзора  закреплены в банковском законодательстве. К ним относятся кредитные  организации. Однако помимо самих кредитных  организаций к объектам банковского  надзора следует отнести филиалы  и представительства кредитных  организаций в РФ и за ее пределами, а также филиалы и представительства  иностранных банков в России. Объектом надзора в настоящее время являются: 
   -  процессы вступления (выхода) кредитных организаций в банковскую среду, т.е. процессы организационно-правового формирования банковской системы;

-  текущая деятельность  и управление ею;

-  состояние учета и  отчетности кредитных организаций.

Сфера банковского надзора, наряду с описанием основных его направлений, включает также отражение их качественных параметров. В соответствии с рекомендациями Базельского комитета по банковскому надзору формируется новая модель надзора, получившая название рискоориентированного надзора. Суть этой модели состоит в акцентировании внимания на существенных факторах, создающих угрозу устойчивости банковской системы. Такими факторами являются банковские риски. Поэтому предполагается основное внимание сосредоточить на выявлении:

-  сфер деятельности подразделений  банков, которые несут наибольшие  риски для данного банка и  (или) областей, в которых деятельность  банка наиболее подвержена рискам из-за дефектов систем управления, контроля и (или) иных внутрибанковских систем;

-  слабых банков и осуществлении надзора за ними в более интенсивном режиме по сравнению с банками, чье состояние не вызывает серьезных опасений.

В этой связи приоритетным направлением банковского надзора является независимая  оценка политики и деятельности банков в области управления банковскими  рисками. При этом цель надзора заключается в том, чтобы ограничить степень рисков, которые необоснованно принимают на себя банки, не предопределяя решения руководства банка.

Важное значение в сфере банковского надзора придается оценке достаточности капитала, учитывая его способность покрывать возможные потери.

Объектом надзора так  же является достоверность и прозрачность отчетность, составляемой на основе последовательной учетной политики. Данное направление  надзора обусловлено важностью  качества отчетности для достоверной  информации надзорного органа и участников рынка о финансовом состоянии  банка и прибыльности проводимых им операций.

Предметом банковского  надзора является осуществляемая кредитными организациями банковская деятельность, в ходе которой должны соблюдаться  банковское законодательство и иные нормативные акты, содержащие нормы  банковского права России. Из содержания ст. 55 Закона о Банке России следует, что предмет банковского надзора  не ограничен только обязательными  нормативами [1]. Предметом банковского надзора охватываются практически все нормы банковского законодательства и нормативных правовых актов Банка России, касающиеся кредитных организаций, их филиалов, филиалов и представительств иностранных банков      

В организации и деятельности кредитных организаций, в соответствии с целями банковского надзора, и  в соответствии с законодательством  можно выделить несколько предметов  банковского надзора:

-  соблюдение кредитной  организацией законодательства  и банковских правил, установленных  Банком России;

- выполнение кредитной  организацией предусмотренных законодательством  и нормативными актами Банка  России финансовых нормативов. Нормативы  – это технические нормы. Это  техника банковского дела, технология  управления кредитной организацией, правильное построение которой  исключает риск неликвидности  и неплатежеспособности по отношению  к кредиторам и банковским  клиентам;

-  проверка правильности  ведения бухгалтерского учета  и достоверности, предусмотренной  законами и нормативными актами  Банка России, отчетности кредитных  организаций. Этот вопрос считается  центральным. В отличие от юридических  и финансово-аналитических проблем  проблема бухгалтерского учета  и достоверности отчетности, возможно, в силу своей простоты привлекает  наибольшее внимание при проведении  проверок. Это стадия сопоставлений  и изолированных ошибок.

Первым рассматриваемым нами предметом  банковского надзора, и в частности  банковских проверок, является соблюдение кредитной организацией законодательства и банковских правил, установленных  Банком России.

В законодательстве четко не сказано, соблюдение каких законов должен проверять Банк России. Поэтому вопрос этот толкуется специалистами ограничительно. Во внимание принимаются, в лучшем случае, сугубо банковские законы, прежде всего  Федеральный закон "О банках и  банковской деятельности", чего, конечно  же, недостаточно, поскольку, как было сказано, банковская деятельность регулируется нормативными актами различных отраслей права.

Информация о работе Административный надзор в банковской сфере