Административный надзор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 21:38, контрольная работа

Краткое описание

Основной задачей органов контроля является проверка фактического исполнения контролируемым поставленных перед ним задач; контроль принятых решений осуществляется органом контроля не только за законностью, но и за всем объемом задач управления, характерных для каждого ведомства. Контроль исполнителя заключается в оценке количества и качества мероприятий органов управления с позиций их соответствия решаемым задачам, целесообразности выбора средств и способов управления, применяемых для достижения поставленных целей. Соответственно своему назначению органы контроля наделены административной властью: они могут принимать акты, обязательные для исполнения подконтрольными органами, должностными лицами; привлекать к дисциплинарной и административной ответственности.

Содержание

Теоретическая часть 3
1. Место административного права в правовой системе Республики Беларусь 3
2. Административный надзор 6
Практическая часть 15
Список использованной литературы. 16

Вложенные файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ.doc

— 119.00 Кб (Скачать файл)

 



Министерство  образования Республики Беларусь

Учреждение  образования «Брестский государственный  университет

им. А.С.  Пушкина»

Юридический факультет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

по предмету: «Административное право»

 

вариант 10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                         Выполнил: студент 2 курса группы «Б»

                                                                           отделения «Правоведение»

                                                                          заочной формы обучения

                                                                            «4 года» , Коляда А.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

Брест – 2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теоретическая часть

  1. Место административного права в правовой системе Республики Беларусь

 

Административное  право представляет собой отрасль правовой системы Республики Беларусь, которая призвана регулировать особую группу общественных отношений. Эти отношения складываются главным образом в сфере государственного управления, исполнительной деятельности. В сферу регулирования административного права включается широкий круг общественных отношений, складывающихся в социально-политической, социально-культурной, экономической жизни страны.

Следует, прежде всего, наметить круг наиболее типичных отношений управленческого характера, подпадающих под административно-правовое регулирование. Лучшим вариантом их характеристики является классификационный. Эти отношения можно сгруппировать по различным основаниям.

В зависимости от субъектов управленческих отношений представляется возможным выделить их следующие виды:

  • между вышестоящими и нижестоящими органами государственного управления, т.е. определяемые подчиненностью одних звеньев аппарата управления другим (например, между Советом Министров Республики Беларусь и любым министерством);
  • между различными органами государственного управления, не связанными со сношениями подчиненности (например, между двумя министерствами);
  • между органами государственного управления и подчиненными, а также и не подчиненными им предприятиями, организациями и учреждениями;
  • между органами государственного управления и гражданами;
  • между органами государственного управления и негосударственными организациями.

В зависимости  от конкретных целей возникновения можно выделить:

  • внутренние, или внутриорганизационные, внутрисистемные (например, в связи с формированием управленческих структур, определением взаимодействия между ними, их подразделениями и т.д.);
  • внешние – отношения, связанные с непосредственным воздействием на объекты, не входящие в систему (механизм) исполнительной власти (например, на граждан, на общественные объединения, коммерческие структуры).

Нормами административного  права регулируются управленческие отношения и внутриорганизационного характера, возникающие в процессе деятельности субъектов законодательной (представительной) и судебной власти, а также органов прокуратуры.

Соответственно  административное право имеет определенные границы правового регулирования  — прежде всего сферу деятельности органов государственного управления и возникающие здесь общественные отношения управленческого характера.

Основными условиями  отнесения общественных отношений  к управленческим, т.е. составляющим предмет административного права, являются следующие: во-первых, наличие в них, как правило, соответствующего органа государственного управления или его представителя и, во-вторых, связь с исполнительно-распорядительной деятельностью.

Одновременно, как уже подчеркивалось, существует и второй тип управленческих отношений, связанных с внутриорганизационной деятельностью государственных органов (например, судебных органов, прокуратуры), а также с внешневластной управленческой деятельностью некоторых общественных организаций (например, профсоюзов).

Итак, административное право представляет собой отрасль права (система юридических норм), призванную регулировать общественные отношения в сфере государственного управления и отношения управленческого характера, возникающие во внутриорганизационной деятельности иных государственных органов, а также в процессе осуществления общественными организациями внешневластных управленческих функций.

Нормы административного  права, будучи регуляторами управленческих отношений:

  • определяют правовые положения граждан в сфере государственного управления;
  • регулируют порядок образования, организации, ликвидации органов государственного управления, их компетенцию, основы взаимоотношений с другими государственными органами, общественными объединениями и другими негосударственными организациями, гражданами;
  • регулируют порядок прохождения государственной службы, закрепляют правовой статус государственных служащих;
  • устанавливают формы и методы государственного управления и процессуальный порядок его осуществления;
  • определяют способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении;
  • регулируют административно-юрисдикционную деятельность уполномоченных органов (должностных лиц) и порядок ее осуществления;
  • регламентируют управление в отраслях и сферах (отраслевое и межотраслевое управление).

Нередко одни и  те же общественные отношения развиваются  под воздействием нескольких отраслей права (особенно в хозяйственной  сфере). В связи с этим важное значение имеет метод правового регулирования, представляющий собой юридическое  средство воздействия, применяемое государством при правовом регулировании общественных отношений.

Следовательно, если предмет позволяет обнаружить сферу правового регулирования, то метод — средства этого регулирования.

Административно-правовому  регулированию свойственен в  основном метод юридического властвования, или властных требований, исходящих от правомочного субъекта управления. Эти предписания носят односторонний характер, в них выражается воля субъекта управления. Если, например, для гражданского права характерно равенство сторон имущественных отношений, то в отношениях, регулируемых административным правом, налицо неравенство сторон.

На этой основе отношения управленческого характера, испытывающие на себе воздействие административно-правового  метода регулирования, часто называют властеотношениями, или отношениями власти и подчинения. Следует отметить, что власть и односторонность как наиболее существенные признаки административно-правового регулирования не исключают использование в необходимых случаях дозволительных средств. В условиях рыночных отношений (особенно в экономике) все больше дорогу пробивают себе методы рекомендаций, согласования, взаимной ответственности.

Таким образом, административно-правовой метод регулирования  общественных отношений находит  свое выражение:

  • в установлении определенного порядка действий, несоблюдение которого не влечет за собой юридических последствий;
  • в запрещении определенных действий под страхом применения соответствующих юридических средств воздействия (например, дисциплинарной или административной ответственности);
  • в предоставлении возможности выбора одного из вариантов должного поведения, предусмотренных административно-правовой нормой;
  • в предоставлении возможности действовать (или не действовать) по своему усмотрению, т.е. совершать, либо не совершать предусмотренные административно-правовой нормой действия в определенных ею условиях.

Однако во всех вариантах регулирующего воздействия  административное право проявляет  себя властно, независимо от конкретной формы выражения властности (предписание, запрет, дозволение или разрешение).

Административное  право входит в единую систему  права Республики Беларусь. Оно тесно  связано и взаимодействует с  другими отраслями права, так  как, несмотря на специфические особенности  каждой из них. Все они призваны решать единые задачи, стоящие перед государством, с помощью правовых средств.

Наиболее тесная связь административного права  с конституционным правом. Вместе с тем они разграничиваются по предмету правового регулирования.

Будучи  ведущей отраслью права, конституционное право закрепляет основные принципы организации и функционирования исполнительной власти, место ее субъектов в государственном механизме, правовые основы их формирования, взаимоотношения с субъектами других ветвей власти, наиболее общие контуры компетенции органов исполнительной власти, основные права и обязанности граждан, которые практически реализуются, чаще всего, именно в сфере государственного управления. Следовательно, свои исходные начала административное право берет в нормах конституционного права, содержащихся в актах высшей юридической силы - Конституции, законах, детализирует и конкретизирует их, определяя при этом правовой механизм реализации компетенции различных звеньев системы исполнительной власти, прав и обязанностей граждан; административно-правовой статус конкретных участников управленческих общественных отношений и т.д.

Разные стороны  имущественных отношений регулируются гражданским и административным правом, но разными методами. Гражданское  право регулирует отношения, характеризующиеся равенством сторон, а административное - их неравенством, т.к. одной из сторон всегда выступает государственный орган в качестве носителя государственно-властных полномочий.

Наиболее сложно проведение граней между административным правом и такими отраслями, как финансовое, земельное право. Значительная часть отношений, отнесенных к предмету названных отраслей, регулируется нормами административного права.

Границы действия норм уголовного и административного  права определяются характером и  направленностью соответствующих запретов.

Трудовое право  регулирует трудовые отношения, а также  некоторые другие, связанные с  ними (но поводу заключения коллективных договоров, по рассмотрению трудовых споров, в области социального страхования  и т.п.). Административное право воздействует на те стороны этих отношений, которые связаны с организацией трудовых процессов, а также с государственной службой.

  1. Административный надзор

Административный  надзор в современных его формах исторически не так «стар», как  прокурорский надзор, однако как способ обеспечения законности известен достаточно давно. Однако и сегодня его роль и место в системе иных органов, осуществляющих аналогичную работу по поддержанию законности, являются предметом дискуссий. Особое место в этом занимает вопрос о соотношении административного надзора с контролем, прежде всего «надведомственным».

Анализ мнений о сущности административного надзора позволяет  выделить две основные группы, одна из которых указывает на то, что  административный надзор является самостоятельным правовым явлением (способом обеспечения законности), другая полагает, что административный надзор — разновидность контроля.

К первой группе относятся  Ф.С. Разаренов, А.А. Кармолицкий, Р.И. Денисов. Ко второй группе можно отнести таких авторов, как М.С. Студеникин, Е.В. Шорин.

О различиях в их подходах можно судить по определениям понятия  «административный надзор», предложенным представителями этих групп. Так, Ф.С. Разаренов в качестве методологической основы определение содержания этого понятия использует признак отсутствия организационной соподчиненности у субъектов надзора и поднадзорных объектов. Он указывает на сходство надзора и внешнего контроля, которое проявляется в том, что надзор и внешний контроль осуществляются не за всеми сторонами деятельности поднадзорного и подконтрольного объекта, а только за определенными и по отдельным вопросам (например, за соблюдением определенных правил). Объединяет их, по его мнению, и то, что при обнаружении нарушений и органы надзора, и органы внешнего контроля принимают меры по их устранению и привлечению виновных к ответственности.

Различие между ними он видит, прежде всего, в объеме их компетенции. Органы внешнего контроля обладают более  широкой компетенцией: она включает в себя проверку не только правильности, но и целесообразности контролируемой деятельности в то время, как органы административного надзора проверяют только законность действий конкретного объекта надзора. Ф.С. Разаренов также отмечает, что полномочия органов административного надзора ограничиваются лишь наблюдением за тем, как поднадзорные органы или лица выполняют свои обязанности в соответствующей отрасли управления, при этом органы надзора не вмешиваются в другие стороны деятельности указанных объектов.

Различие органов административного надзора и внешнего контроля проводится и по субъектам, на которых она распространяется. Субъектами административного надзора являются предприятия, учреждения и организации, их должностные лица и отдельные граждане. Внешний специальный контроль не распространяется на отдельных граждан. Дифференциацию надзора и контроля, по мнению Ф.С. Разаренова, можно осуществлять также и на основе объема их деятельности: органы административного надзора ограничиваются проверкой соблюдения определенных правил; органы внешнего контроля, кроме этого, занимаются и вопросами хозяйственной деятельности, выполнения плановых заданий по количественным и качественным показателям.

Информация о работе Административный надзор