Административные реформы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 11:42, реферат

Краткое описание

Административные реформы в России — изменения системы государственного управления по трём аспектам: перестройка системы политических институтов и государственных учреждений; реорганизация государственной службы; изменение характера отношений государственной системы управления к обществу и различным социальным группам, входящим в него.

Содержание

1 Содержание и основные модели административной реформы
2 Этапы осуществления административной реформы
2.1 Первый этап административной реформы
2.2 Второй этап административной реформы
2.3 Третий этап административной реформы
2.4 Четвёртый этап административной реформы
3 Информационное обеспечение административной реформы и перспективы российской государственности

Вложенные файлы: 1 файл

Админ реформы.docx

— 33.20 Кб (Скачать файл)

 

23 июля 2003 года подписан  Указ «О проведении административной  реформы», в котором выделялось  три ключевых направления: 

 разграничить полномочия  между уровнями и ветвями власти; определить функциональные обязанности  каждого элемента государственной  бюрократии, чем и как заниматься;

 сократить численность  государственного аппарата, повысить  зарплату государственным служащим  и обеспечить их профессиональную  компетентность;

 реорганизовать правительство,  обеспечить его структурную перестройку,  гармонизировать соотношение функций  политического руководства и  правительственного контроля, упорядочить  бюджетные расходы. Новый курс  должен был создать «новые  правила игры» для чиновников, чтобы они были просто обречены приносить пользу государству и его гражданам.

 

Самым важным решением этого  этапа административной реформы  стала реорганизация федерального управленческого аппарата, осуществляемая в соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 года «О системе и  структуре федеральных органов  исполнительной власти». Реорганизация  федеральных органов исполнительной власти выразилась в установлении трехуровневой  системы управления: федеральное  министерство, федеральная служба, федеральное агентство. Было резко  сокращено количество министерств.

 

Министерство призвано осуществлять координацию деятельности находящихся  в его ведении федеральных  служб и федеральных агентств и определять общую стратегию  развития отраслей. За федеральной  службой закреплены специальные  функции в области обороны, государственной  безопасности, защиты и охраны государственной  границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. За федеральным агентством остаются функции по оказанию государственных  услуг, управлению государственным  имуществом, а также правоприменительные  функции, за исключением функций  по контролю и надзору.

 

Хотя конструкция федеральных  органов государственной власти стала менее громоздкой и не такой  многоступенчатой как раньше, но непродуманность их функциональных взаимосвязей и разрыв между агентствами, службами и министерствами привел к многочисленным конфликтам и разбирательствам между федеральными чиновниками, что делает всю систему федерального управления неэффективной.

 

Наряду с реорганизацией федеральных органов власти было начато преобразование системы местного самоуправления на новых основаниях. Местное самоуправление должно дойти  до большинства поселений и охватить миллионы граждан. Дальнейшие реформы  в этой области должны идти в русле  создания адекватной финансовой базы для решения важнейших для  людей жизненных вопросов на том  уровне, где они чаще всего возникают, — в районах и отдельных  поселениях.

 

ФЗ «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации», который  вступит в силу с 1 января 2006 г., предполагает возможность создания профессионального  менеджмента в местном самоуправлении (на контрактной основе). В законе отмечается, что уровень управленческой активности населения еще очень  низкий, местное управление оторвано от региональной исполнительной власти, необходима координация, своевременная  планомерная информационно-разъяснительная  работа.

 

За первый президентский  срок В. В. Путину удалось преодолеть раскол политических сил и нейтрализовать как левых, так и правых; восстановить управляемость страны и остановить ее дезинтеграцию. Но ему не удалось  восстановить и укрепить необходимый  уровень авторитета власти, более  того, установившийся политический режим  получил характеристику «либерального  застоя».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Четвёртый этап административной реформы 

 

Четвертый этап административной реформы связан с переизбранием  В.Путина на второй президентский срок.

 

Трагические события в  Беслане вынудили Президента резко  изменить систему власти в стране. 13 сентября 2004 г. Президент, открывая расширенное  заседание кабинета министров, заявил о том, что система власти в  стране должна быть адаптирована к  работе в кризисных ситуациях  и перестроена с целью укрепления страны и недопущения кризисов.

 

Предложения Президента по дальнейшему  реформированию системы государственного управления сводились к следующим  позициям:

 введение пропорциональной  системы выборов депутатов Государственной  Думы;

 избирание высших должностных  лиц (губернаторы, мэры) в субъектах  Федерации региональными парламентами  по представлению Президента;

 взаимодействие руководителей  регионов с руководителями муниципальных  образований должно быть направлено  на помощь по формированию  органов местного самоуправления;

 создание Общественной  палаты, призванной оценивать деятельность  государственных структур;

 повышение активности  государственной бюрократии с  точки зрения ее открытости, отзывчивости  и восприимчивости к нуждам, потребностям  и интересам народа.

 

Предложенные преобразования в системе государственного управления предусматривали участие граждан  и их объединений в государственном  управлении, как на уровне обсуждения уже принятых решений, так и в  повседневной управленческой деятельности. Это сотрудничество предполагает совместный поиск взаимоприемлемых решений, взаимные уступки и не исключает конфронтации сторон. Декларировалась необходимость  обеспечить надлежащий уровень открытости и прозрачности для граждан, общественный контроль за деятельностью государственной службы. Общественная палата должна стать местом проведения общественной экспертизы законопроектов, имеющих общенациональное значение, и помочь осуществлять связь между государством и населением, поддерживать постоянный диалог между гражданским обществом и властью. Принят и вступил в силу Закон «Об общественной палате». Утвержден состав палаты в количестве 126 человек.

 

Инициативы правительства  по реформированию системы государственной  власти были связаны и с использованием информационных технологий и реализацией  федеральных программ «Реформирование  государственной службы Российской Федерации (2003—2005 гг.)» и «Электронная Россия (2002—2010 гг.)». Задачи вышеназванных  программ определялись в рамках диалога  и были направлены на обеспечение  открытости органов государственной  власти, общедоступности информационных ресурсов, содействие развитию независимых  средств массовой информации.

 

В соответствии с федеральными программами реорганизация государственного аппарата шла в условиях информатизации и компьютеризации российского  общества и с ориентацией на создание электронного правительства.

 

Основополагающими принципами электронного правительства являются:

 информированность или  повышенная осведомленность граждан  о деятельности правительственных  структур всех уровней; 

 

доступность управленческой информации для граждан как основных пользователей;

 обеспеченность участия  граждан в деятельности правительства  и государственной администрации  посредством он-лайновых дискуссий;

 кристаллизация общественного  мнения с целью поддержки демократических  процессов и усиления обратной  связи в системе власть —  гражданское общество.

 

Программа охватывает все  сферы информации, одна из них —  это организация «электронного  правительства». Проект «электронное правительство» предусматривает создание в нашей стране межведомственной системы защищенного электронного документооборота, официальных сайтов Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Государственной Думы РФ, Правительства  РФ, Совета Безопасности РФ, федеральных  министерств и региональных органов  федеральной власти РФ. В соответствии с идеей полномасштабного применения информационно-коммуникационных технологий в обществе, бизнесе и государственных  органах решено увеличить ассигнования на федеральную целевую программу  «Электронная Россия». Теперь на нее  будет тратиться в пять раз  больше бюджетных денег, чем в 2002 г., — 2,2 млрд рублей. Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) в ближайшие два года отвечает за методическую, технологическую и законодательную базы для реформ в области информационно-коммуникативных технологий. МЭРТ выступает за прозрачность деятельности правительства для общества. Все ведомства должны предоставлять гражданам доступ к юридически значимой информации в электронном виде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационное обеспечение  административной реформы и перспективы  российской государственности 

 

Постановлением Правительства  РФ от 12 февраля 2003 г. № 98 «Об обеспечении  доступа к информации о деятельности Правительства РФ и федеральных  органов исполнительной власти»  утвержден перечень сведений о деятельности Правительства РФ и федеральных  органов исполнительной власти, обязательных для размещения в информационных системах общего пользования. В частности, в указанный перечень включены нормативные  правовые и иные акты Правительства  РФ и федеральных органов исполнительной власти. Именно информирование граждан  страны об изменениях в законодательстве следует признать приоритетной задачей  при устройстве сайта федерального органа исполнительной власти. Аппарату Правительства РФ и федеральным  органам исполнительной власти предписано своевременно и регулярно размещать перечисленные информационные ресурсы в информационных системах общего пользования, в том числе в сети Интернет.

 

Несмотря на технико-технологическое  решение проблем информационного  обеспечения административной реформы (использование компьютерных технологий, создание сайтов, деятельность специализированных информационных служб (пресс-службы информационно-аналитические  центры)и др.), донесение информации населению о содержании реформ оставляет желать лучшего. Большинство населения имеет смутные представления об административной реформе и сомневается в ее успехе. Так, лишь 15,9 % считают, что реформа изменит жизнь к лучшему; 49,3 % полагают, что реально ничего не изменится, а 10,8 %, что жизнь станет хуже. Исследования, проведенные Фондом «Общественное мнение», показывают: для большинства россиян чиновники — это группа со своими корпоративными и противоречащими народным интересами, своим стилем жизни, подразумевающим безделье на работе, с множеством льгот, роскошными праздниками за государственный счет и другими атрибутами «красивой жизни». Сравнивая современных госслужащих и тех, кто занимал их посты в советское время, почти половина респондентов (46 %) говорит об ухудшении работы бюрократии. Каждый пятый (19 %) считает, что качество деятельности высшего чиновничества не изменилось, и только 14 % говорят об изменениях к лучшему, но даже среди последних две трети убеждены, что власти берут взятки больше и чаще, чем пятнадцать-двадцать лет тому назад. Как следствие недоверия — 27 % россиян испытывают ностальгию по-прежнему строю и хотят жить в Советском Союзе. Один из важных факторов недоверия и неэффективности аппарата в представлении населения — отсутствие у граждан возможности влиять на решение властей.

 

Дальнейшие перспективы  информационного обеспечения административной реформы связаны с проектом федеральной  целевой программы «Административная  реформа 2005—2010 гг.». Планируется построение системы, которая была бы динамичной, эффективной и прозрачной при  принятии управленческих решений, и  способной привлечь к их реализации широкие слои населения. Программа предполагает внедрение принципов и методов проектного управления не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов Федерации и муниципалитетов. Система проектного управления заключается в том, что каждое мероприятие планируется в соответствии с жестким графиком реализации и количественно измеряемыми показателями, что позволит оценить выполнение решений на всех уровнях. Предполагается осуществлять процесс сбора информации в режиме он-лайн, что позволит корректировать выполнение программы. Уже в 2005 г. должны быть осуществлены пилотные проекты по внедрению стандартов качества государственных услуг.

 

Контроль за реализацией пилотных проектов в федеральных органах исполнительной власти возложен на менеджеров-чиновников, персонально ответственных за проведение программы и находящихся в двойном подчинении — ведомству и комиссии по административной реформе. Стимулирование деятельности чиновников связано с работой по срочным контрактам и высоким вознаграждением в сочетании с жесткой оценкой их деятельности по достигнутому результату.

 

Мероприятия ФЦП «Административная  реформа (2005—2010 гг.)» сгруппированы  в несколько блоков. Первый блок — «Управление по результатам» —  включает в себя мероприятия по внедрению  механизмов управления по результатам  и проектного управления в федеральных  органах исполнительной власти, результативных принципов управления подведомственными  организациями, а также реализацию принципов управления по результатам  в субъектах РФ.

 

Второй — «Стандартизация  и регламентация» — предполагает внедрение стандартов государственных  услуг, ориентация деятельности федеральных  органов исполнительной власти на интересы пользователей, разработку и внедрение  административных регламентов, создание механизмов досудебного обжалования  и административного судопроизводства (административной юстиции).

 

Третий — «Оптимизация функций органов исполнительной власти и противодействие коррупции» — предусматривает реформу контрольно-надзорных  органов, развитие системы аутсорсинга  административно-управленческих процессов, реформирование территориальных органов  федеральных органов исполнительной власти, разработку и реализацию механизмов противодействия коррупции.

Информация о работе Административные реформы в России