Административные наказания: понятие, виды, общий порядок назначения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 17:17, контрольная работа

Краткое описание

Административная ответственность в вопросе административного права является сложной и многогранной частью самого административного права, которая требует глубокого изучения и исследования по некоторым причинам, например:
- административная ответственность является разновидностью государственного принуждения, регулируемого административно-правовыми нормами. Усвоение юридической природы административной ответственности, умение соотносить меры административной ответственности с иными видами административно-правового принуждения, в целом является важнейшей задачей административного права, административно-правовой науки и юридической практики.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 70.06 Кб (Скачать файл)

Лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ. Данное наказание относится к числу длящихся, срок лишения правонарушителя специального права определяется судьей. Он не может быть менее одного месяца и более двух лет. Лишение прав - временное ограничение правосубъектности гражданина в административном порядке за административные проступки. Эта мера применяется только к лицам, имеющим специальный административный статус. Если гражданин неправильно использует предоставленное ему право, орган исполнительной власти на время лишает его этого права.

Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции – до 30 суток. Административный арест для граждан России можно считать самым строгим административным наказанием. Эта мера ответственности предусматривает содержание под стражей в условиях изоляции от общества в течение определенного промежутка времени, тем самым ограничивает конституционное право человека и гражданина на свободу передвижения и оказывает серьезное воздействие на личность. Поэтому административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений. Данная мера ответственности устанавливается только за грубые нарушения общественного порядка, злостные посягательства на общественную безопасность, порядок управления.6

Применение административного ареста не влечет судимости и не является основанием для увольнения с работы.

Административное выдворение за пределы России иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу за пределы Российской Федерации или в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства и назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию – соответствующими должностными лицами. Данная мера административного наказания применяется только в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства. В соответствии с ч. 3 ст. 62 Конституции РФ «иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации». Закон предусматривает судебный и административный порядок применения такой меры ответственности. Административное выдворение является дополнительным наказание наряду со штрафом, которое судья (должностное лицо) может присоединить к основному. Последствия применения такой меры административной ответственности для иностранных граждан и лиц без гражданства довольно серьезные. Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» установлено, что в течение пяти лет с момента исполнения данного наказания они лишаются права въезда на территорию России. Таковы же последствия и депортации.

Дисквалификация заключается в лишении гражданина права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров, осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей, причем как федеральным, так и мировым, а, кроме того, данную меру может назначить и судья арбитражного суда. Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

Статьями Особенной части КоАП дисквалификация предусмотрена за нарушение законодательства о труде и об охране труда, за фиктивное или преднамеренное банкротство, неправомерные действия при банкротстве, ненадлежащее управление юридическим лицом и др.

Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.7

Административное приостановление деятельности как вид административного наказания состоит в принудительном прекращении предпринимательской деятельности, деятельности по эксплуатации приборов, механизмов, производственных объектов, зданий, сооружений, а также отдельных видов деятельности по производству каких-либо работ (например, ремонтных), оказанию услуг (образовательных, медицинских и т.п.).8

Административное приостановление деятельности применяется в целях обеспечения санитарно-эпидемиологической, техногенной, экологической, пожарной и иных видов общественной безопасности, когда имеются достаточные основания полагать о наличии лишь угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы. Данный вид наказания назначается судьей только в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

Срок назначения наказания в виде административного приостановления деятельности не может превышать 90 суток.9

В главе 4 Кодекса РФ об административных правонарушениях содержатся общие  правила назначения административных наказаний за административные проступки. В этой главе закреплены основные нормы материального права, которые  являются обязательными при производстве по всем делам об административных правонарушениях.

К общим правилам относятся:

- указывающие на то, что  наказания за административное  правонарушение налагается в  пределах, установленных нормой, предусматривающей  ответственность за противоправное  виновное деяние, в точном соответствии  с Кодексом об административных  правонарушениях и другими актами, предусматривающими ответственность  за административные проступки. Если совершенное правонарушение не может быть квалифицировано как административное правонарушение, то это исключает применение мер административной ответственности (наказаний) (ст. 1.1; 1.3 КоАП).

В соответствии с законом  полномочный орган или должностное  лицо не вправе выйти за пределы, установленные  с санкцией соответствующей нормы, которая, как правило, содержит указание на возможность применения различных  наказаний.

- административное наказание  налагается на основании законодательства, действовавшего во время и  по месту совершения правонарушения (ч. 1 ст. 4.1 КоАП).

- за одно административное  правонарушение может быть наложено  основное либо основное и дополнительное  наказание (ч. 3 ст. 3.3 КоАП РФ).

- требования индивидуализации  и целесообразности административного  наказания. При наложении наказания  учитываются характер правонарушения, личность нарушителя, степень его  вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность  (ст.4.1 КоАП).

При наложении наказания  следует учитывать обстоятельства, относящиеся к личности нарушителя, для смягчения или усиления наказания  в пределах, предусмотренных санкцией нормы. В связи с этим должны учитываться:

а) обстоятельства, прежде всего  относящиеся к характеристике лица (поведение в быту, отношение к  труду, коллективу, государственному и  общественному имуществу, к соблюдению общественного порядка, дисциплины, уровень его общей культуры, образование  и т. п.);

б) его отношение к совершенному правонарушению - степень и форма  вины. Умышленное правонарушение при  всех прочих условиях должно влечь  более суровое наказание (наказание), чем его неосторожное совершение (ст. 2.2 КоАП). Применение отдельных наказаний  законодатель связывает с особой характеристикой виновного. Так, административный арест как наказание применяется в случаях, если по обстоятельствам дела с учетом личности нарушителя применение других наказаний будет признано недостаточным.

Полное и объективное  выяснение обстоятельств каждого  дела связано и с учетом имущественного положения нарушителя - размер заработной платы, наличие иждивенцев, жилищные условия и т. п.

Индивидуализация вины данного  наказания предполагает смягчение  или усиление его на основе оценки всех обстоятельств дела и личности нарушителя, что связано с определением целесообразности назначения административного  наказания. Это особенно важно при  альтернативных санкциях, предусматривающих  возможность применения различных  видов наказаний. Если же орган или  должностное лицо при исследовании обстоятельств дела приходит к выводу о нецелесообразности назначения наказания  даже в минимальном размере (в  рамках санкции), то при наличии установленных  законом условий они вправе освободить нарушителя от административной ответственности  с передачей материалов на рассмотрение товарищеского суда, общественной организации  или трудового коллектива или  же ограничиться устным замечанием (ст. 2.9 КоАП РФ).

- назначение административных  наказаний при совершении нескольких  административных правонарушений  производится за каждое правонарушение  в отдельности. При совершении  нескольких правонарушений, дела  о которых одновременно рассматриваются  одним и тем же органом (должностным  лицом), назначение административных  наказаний производится в соответствии  со ст. 4.4 КоАП РФ, орган или  должностное лицо может назначить  и основное и дополнительное  наказание из санкции любой  нормы в пределах максимальной.

В случае, если орган дознания, следователь или судья установят  отсутствие основания к возбуждению  уголовного дела, то при наличии  в совершенном правонарушении признаков  административного правонарушения они выносят мотивированное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела и направлении материала для рассмотрения в административном порядке (ст. 113 УПК РФ). Административное наказание в таком случае в соответствии с ч. 4 ст. 4.5 КоАП должно быть наложено полномочным органом не позднее одного месяца со дня его принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела. Если по факту нарушения было возбуждено уголовное дело, в ходе расследования которого установлено отсутствие состава преступления, в связи с чем уголовное дело прекращено, но в нем наличествовали все признаки административного правонарушения - полномочный орган, которому был направлен такой материал, не позднее месячного срока со дня принятия решения о прекращении уголовного дела может применить административное наказание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Административная ответственность — один из видов юридической ответственности. Юридическая ответственность — это обязанность лица претерпевать определенные лишения государственно-властного характера за совершенное правонарушение. Административная ответственность выступает как разновидность юридической ответственности и поэтому обладает всеми признаками юридической ответственности

Общие признаки юридической  ответственности:

является средством охраны правопорядка;

нормативно определена и  состоит в применении, реализации санкций правовых норм;

ее фактическим основанием является правонарушение;

сопровождается государственным  и общественным осуждением правонарушителя  и совершенного им деяния;

неразрывно связана с  государственным принуждением, с  отрицательными для правонарушителя  последствиями (морального или материального  характера), которые он обязан претерпеть;

реализуется в соответствующих  процессуальных формах.

Эти признаки характерны для  любого вида ответственности: уголовной, административной, гражданско-правовой и дисциплинарной (включая материальную).

Наряду с общими признаками юридической ответственности административная ответственность характеризуется  следующими особенностями: основанием административной ответственности является административное правонарушение; субъектами административной ответственности могут быть физические и юридические лица; мерой административной ответственности являются административные наказания, применяемые за совершение административных правонарушений; административные наказания применяются широким кругом полномочных органов и должностных лиц в судебном и внесудебном (административном) порядке; административные наказания применяются полномочными субъектами к неподчиненным им правонарушителям; применение административного наказания не влечет судимости и увольнения с работы; меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях.

Таким образом, юридическая  ответственность предполагает, что  нарушитель претерпевает неблагоприятные для себя последствия. Характерными особенностями административной ответственности являются основание  — административное правонарушение и мера — административное наказание.

Сущность административной ответственности заключается в  воздействии на правонарушителя, которое  влечет за собой отрицательные для  правонарушителя последствия морального (предупреждение), материального (административный штраф) или личного (административный арест) характера. Цель этого воздействия — воспитание нарушителя, предупреждение правонарушений (общая и частная превенция).

Административная ответственность  сопровождается осуждением противоправного  поведения от имени государства  его полномочными органами и должностными лицами, государственной отрицательной  оценкой действий правонарушителя.

Административная ответственность  является эффективным средством  борьбы с правонарушениями, действенным  инструментом укрепления дисциплины и  организованности во всех сферах государственного управления.

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации [Текст]: – М. : Норма, 2008.
  2. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ (в редакции от 15 декабря 2001 г.) «О судебной системе Российской Федерации»
  3. Кодекс об административных правонарушениях [Текст]: кодекс от 20 декабря 2001 г.№195-ФЗ (в ред. от 25.11.2012 г.) // Собрание законодательства РФ - 2002 г - №1.
  4. Уголовный Кодекс РФ [Текст]: кодекс от 13. 06. 1996 (с изм. от 19. 05. 2010)// Собрание законодательства РФ. – 1996. - №25. – ст. 2954
  5. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» Собрание законодательства РФ. 2002. № 30. Ст. 3032.60
  6. Указ Президента РФ от 17 мая 2000 г. № 867 (в редакции от 29 апреля 2002 г)
  7. Дисциплинарный устав таможенной службы Российской Федерации, утвержденный Указом Президента РФ от 16 ноября 1998 г. № 1396 Собрание законодательства РФ. 1998. № 47. Ст. 5742

Информация о работе Административные наказания: понятие, виды, общий порядок назначения