Административные наказания: понятие, виды, общий порядок назначения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 17:17, контрольная работа

Краткое описание

Административная ответственность в вопросе административного права является сложной и многогранной частью самого административного права, которая требует глубокого изучения и исследования по некоторым причинам, например:
- административная ответственность является разновидностью государственного принуждения, регулируемого административно-правовыми нормами. Усвоение юридической природы административной ответственности, умение соотносить меры административной ответственности с иными видами административно-правового принуждения, в целом является важнейшей задачей административного права, административно-правовой науки и юридической практики.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 70.06 Кб (Скачать файл)

Еще одним признаком административного правонарушения является наказуемость. Таким образом, общественно-опасное деяние,  запрещенное законом,  признается административным правонарушением в том случае, если за его совершение предусматривается административная ответственность. Следовательно, если нет решения о привлечении виновного к административной ответственности, нет и административного проступка, хотя деяние, возможно, и имело место, но в силу относительной его малозначительности, изменение обстановки или в положении правонарушителей не сочтено нужным привлекать лицо к административной ответственности. В таком случае считается, что административный проступок не имел место быть.

Для   наличия   административного   правонарушения   необходимо наличие всех перечисленных выше признаков. Отсутствие любого из признаков исключает привлечение к административной ответственности правонарушителя.

Кодекс об административных правонарушениях содержит общие признаки, присущие всем без исключения административным правонарушениям. Но каждый вид правонарушений имеет свои специфические признаки, характеризующие само деяние, его последствия и личность правонарушителя. Совокупность этих признаков называется составом административного правонарушения.

Общим объектом административного правонарушения  являются общественные отношения, возникающие в области государственного управления и регулируемые нормами административного права, а в некоторых случаях: конституционного, трудового, земельного, экологического, финансового и других отраслей права. При этом общим объектом административных правоотношений могут быть не все общественные отношения, а лишь те, которые охраняются правом.

В основу классификации административных проступков положен родовой объект.

Родовым объектом признается однородная группа общественных отношений, составляющих неотъемлемую и самостоятельную  часть общего объекта. В качестве родового объекта административного  проступка выступают: личность, права и свободы граждан; общественная безопасность; собственность; государственный и общественный порядок; отношения в сфере экономики, установленный порядок управления.

Видовой объект - разновидность  родового объекта, обособленная  группа общественных отношений,  общих для  ряда проступков одного рода. Он широко используется законодателем для  установления специальными актами административной ответственности, например за нарушение  Правил дорожного движения, административные таможенные правонарушения.

Непосредственный объект административного правонарушения (проступка) - конкретное общественное отношение, на которое осуществляется посягательство, охраняемое нормами  административного права. 

 Объективная сторона - это система признаков, предусмотренных нормой права, характеризующих внешнюю сторону противоправного посягательства на охраняемые законом общественные отношения.

 Объективную сторону  административного проступка составляют:

1) противоправное поведение  лица (действие или бездействие), запрещенное административным законодательством,  соответствующими административно-правовыми  нормами;

2) общественная опасность  этого поведения и его последствия;

3) причинная связь между  действием и наступившим последствием.

 Для характеристики  объективной стороны большое значение имеют обстоятельства, связанные с совершением административного проступка.

 Субъектами административного правонарушения являются участники общественных отношений, наделяемые правами и обязанностями, и способные вступать в административно-правовые отношения. Под субъектом правонарушения понимают лицо (физическое или юридическое), совершившее правонарушение и обладающее при этом указанными в законе признаками.

Административной ответственности  подлежат вменяемые лица, достигшие  к моменту совершения правонарушения 16- летнего возраста.

Специальных субъектов административной ответственности можно классифицировать по разным основаниям. Так, по особенностям административно-правового статуса  их целесообразно разделить на четыре группы:

1) имеющие признаки, характеризующие  их служебные, трудовые обязанности;

2) обладающие признаками, характеризующими специальные обязанности;

3) имеющие признаки, касающиеся  физического состояния лица;

4) обладающие признаками, характеризующими прошлое поведение  лица.

Военнослужащие и находящиеся  на военных сборах граждане, а также  сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, федеральных органов налоговой  полиции и таможенных органов, которые  за административные проступки несут  ответственность по дисциплинарным уставам и другим нормативным  актам, являются особым субъектом административного правонарушения, так как в некоторых случаях указанные лица, совершившие административные правонарушения, несут дисциплинарную ответственность.

Субъективная сторона административного правонарушения, прежде всего, характеризует внутреннее психическое отношение лица, совершившего правонарушение, к совершенному им противоправному деянию и его последствиям. К ее признакам относятся вина (в форме умысла или неосторожности), мотив и цель. Вина - это психическое отношение правонарушителя к совершенному общественно опасному, противоправному действию или бездействию и наступившему результату. Действуя с умыслом, виновный сознает противоправный характер своего действия или бездействия, предвидит возможность или неизбежность наступления вредных последствий противоправного результата и желает его наступления (прямой умысел) или не желает, но предвидит и сознательно его допускает, либо относится к нему безразлично - косвенный умысел. Кроме того, иногда учитываются эмоции как обстоятельства, смягчающие ответственность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Административные наказания: понятие, виды, общий порядок назначения.

 

Одним из основополагающих институтов административного права является административное наказание. Административное наказание,  как определенная разновидность мер юридической (административной) ответственности, применяется за совершение противоправного, виновного действия (бездействия) физического или юридического лица, за которое в соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации установлена административная ответственность.

КоАП РФ формально не закрепляет понятие «административное наказание», но, исходя из содержания ст. 3.1, можно выделить его характерные признаки, как меры:

- юридической ответственности, выраженной в санкции нормы административного законодательства;

- государственного принуждения;

- предупреждения правонарушений и преступлений;

- психолого-педагогического воздействия на сознание правонарушителей.1

Таким образом, под административным наказанием понимается мера ответственности, применяемая в установленном порядке судьей, полномочным органом (должностным лицом) к виновному лицу, совершившему административное правонарушение. Весьма важным является то, что административными наказаниями могут признаваться только те принудительные меры, которые названы в статье 3.2 КоАП РФ. Административные наказания применяются за нарушение норм не только административного, но и конституционного, трудового, экологического, гражданского, семейного, гражданско-процессуального, уголовно-процессуального и других отраслей права.

Административные наказания по смыслу ч.1 ст. 3.2 КоАП РФ устанавливаются нормативными актами и применяются путем издания специальных индивидуальных актов. Нормативные правовые акты - законы, устанавливающие санкции за определенные административные правонарушения, руководствуясь их исчерпывающим перечнем, данным в ст. 3.2 КоАП РФ. Иные федеральные законы, за исключением КоАП РФ, законы субъектов РФ об административных правонарушениях не могут устанавливать каких-либо иных административных наказаний, за исключением такого момента, как внесения соответствующих изменений в действующий КоАП РФ федеральным законодателем. Акты с административными санкциями – правоприменительные акты. Это постановления по делам об административных правонарушениях о назначении административных наказаний виновным в совершении правонарушений, предусмотренных Особенной частью КоАП РФ.

Нормативные акты, устанавливающие административные наказания, принимаются только законодательными органами и только в форме законов. Акты применения санкций принимаются специально уполномоченными субъектами, перечень и подведомственность которых закреплены нормами главы 23 КоАП РФ. Данные акты принимаются в форме постановлений. В случаях, когда акт издает судья, то это акт правосудия, если же акт принимается исполнительным органом государственной власти либо его должностным лицом, то такой акт является актом государственной администрации.2

Административное наказание может выражаться в моральном или материальном воздействии на правонарушителя, либо во временном лишении его специального права.

Согласно ст. 3.2 КоАП РФ, за совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

1) предупреждение;

2) административный штраф;

3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения (пункт утратил силу с 1 июля 2011 года – Федеральный закон от 28 декабря 2010 года №398-ФЗ);

4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

6) административный арест;

7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

8) дисквалификация;

9) административное приостановление деятельности (пункт дополнительно включен с 12 августа 2005 года Федеральным законом от 9 мая 2005 года №45-ФЗ);

10) обязательные работы (пункт  дополнительно включен с 9 июня 2012 года Федеральным законом от 8 июня 2012 года №65-ФЗ).3

Предупреждение является одним из наиболее распространенных видов административного наказания. По содержанию это мера морально-правового воздействия. Любое административное наказание налагается на основе материалов имеющегося дела об административном правонарушении. В ст. 3.4 КоАП РФ закреплено правило, что предупреждение выносится в письменной форме. Устные предупреждения о недопустимости противоправного поведения не могут рассматриваться как наказание. Не являются административным наказанием и письменные предупреждения (предписания, предостережения), которые направляются не в порядке производства по делу об административном правонарушении и не оформленные постановлением по делу.

Предупреждение состоит в том, что нарушителю разъясняют противоправный характер его действий, обязывают их прекратить, устранить допущенные нарушения и предостерегают о возможности применения более строгих мер принуждения.

Предупреждение о прекращении противоправного поведения производится с целью пресечения противоправного поведения, когда правонарушение еще не окончено, и в установленных законодательством случаях является обязательным первым принудительным средством.

Административный штраф является денежным взысканием. Штраф имеет имущественный характер и реализуется в виде денежного взыскания, налагаемого на физических, должностных и юридических лиц, оказывая воздействие на имущественное положение виновных. Такую санкцию в борьбе с административными правонарушениями используют чаще всего. Штраф нельзя применять к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву.

Размер административного штрафа, налагаемого на граждан и исчисляемого исходя из минимального размера оплаты труда, не может превышать 25 МРОТ, на должностных лиц – 50, на юридических лиц – 1000.

Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.4

Возмездным изъятием орудия совершения или предмета административного правонарушения является их принудительное изъятие и последующая реализация с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета. Фактически речь идет о принудительной реализации имущества, находившегося в личной собственности нарушителя. Однако, данное административное наказание утратило силу с 1 июля 2011 года на основании Федерального закона от 28 декабря 2010 года №398-ФЗ.

Конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ не изъятых из оборота вещей. Как административное наказание она имеет ряд особенностей. Конфискация назначается только судьей. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Административная конфискация может применяться к гражданам, должностным лицам и юридическим лицам. Конфискация применяется только в отношении орудий совершения или предметов административного правонарушения. Не всякий предмет может быть конфискован. Так образом, не подлежат конфискации личные вещи (носильные вещи, белье и т.п.), вещи, используемые в быту и необходимые для проживания (телевизор, холодильник и т.п.), предметы, находящиеся в общей собственности лица, привлеченного к ответственности, с супругами, родителями, другими родственниками и лицами. Конфискация может применяться к лицу, являющемуся субъектом административного правонарушения, но не являющемуся собственником имущества. Если конфискуется предмет, который не принадлежит виновному, то наказывается не он, а собственник, которого лишают законного права собственности навсегда, что противоречит букве и духу Конституции РФ.5

Информация о работе Административные наказания: понятие, виды, общий порядок назначения