Административные наказания: понятие, виды, общий порядок назначения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 17:17, контрольная работа

Краткое описание

Административная ответственность в вопросе административного права является сложной и многогранной частью самого административного права, которая требует глубокого изучения и исследования по некоторым причинам, например:
- административная ответственность является разновидностью государственного принуждения, регулируемого административно-правовыми нормами. Усвоение юридической природы административной ответственности, умение соотносить меры административной ответственности с иными видами административно-правового принуждения, в целом является важнейшей задачей административного права, административно-правовой науки и юридической практики.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 70.06 Кб (Скачать файл)

 

 

Введение

 

Административная ответственность в вопросе административного права является сложной и многогранной частью самого административного права, которая требует глубокого изучения и исследования по некоторым причинам, например:

 - административная ответственность является разновидностью государственного принуждения, регулируемого административно-правовыми нормами. Усвоение юридической природы административной ответственности, умение соотносить меры административной ответственности с иными видами административно-правового принуждения, в целом является важнейшей задачей административного права, административно-правовой науки и юридической практики.

 - правовые нормы, которые устанавливают меры административной ответственности, составы административных правонарушений и порядок применения мер административной ответственности, составляют обособленную часть административного права – административную ответственность. Познание и применение института административной ответственности необходимо при осуществлении государственного контроля (надзора) в различных сферах: сфере налогообложения, предпринимательской деятельности,  охраны окружающей среды, таможенного дела, дорожной и пожарной безопасностях и др.

- законодательство об административных правонарушениях претерпело изменения, в связи с принятием и вступлением в силу Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ). Новый кодекс провел разделение федерального и регионального законодательства об административных правонарушениях, признал в качестве субъектов института административной ответственности юридических лиц, закрепил ряд правовых принципов, презумпций и дефиниций, призванных обеспечить единообразие правоприменения по делам об административных правонарушениях, предоставил исключительные полномочия по назначению административных наказаний, ограничивающих конституционные права и свободы судьям.

- административная ответственность находит свое внешнее выражение в ходе производства по делам об административных правонарушениях, которое осуществляется совместными усилиями органов и должностных лиц исполнительной власти, местного самоуправления, судьями. Данное производство имеет место наряду с уголовным, арбитражным и гражданским процессами, что объективно требует всестороннего изучения особенностей производства по делам об административных правонарушениях, позволяющий отграничить его от иных процессуальных действий органов и должностных лиц государственной власти и местного самоуправления с точки зрения законности и единообразия.

Цель контрольной работы - изучение теоретических основ административного права, где рассматриваются и раскрываются такие понятия, как административная ответственность, правонарушение, его признаки и состав, и административное наказание и его назначение.

В теории административного  права административной ответственности  уделялось достаточное внимание со стороны известных ученых - правоведов. Благодаря научным работам некоторых ученых, в административно- правовой науке сформировалось достаточно полное представление об институте административной ответственности.

 

 

 

 

 

  1. Понятие, особенности, законодательные основы административной ответственности

 

В зависимости от характера совершенных деяний, посягающих на охраняемые Законом отношения, правонарушитель может быть привлечен к уголовной, гражданско-правовой, административной или иной ответственности. Разные виды ответственности существуют по многим обстоятельствам, например, характером противоправных деяний, степенью общественной опасности, характером причиняемого вреда и др. Так, меньшая степень общественной опасности правонарушения влечет применение административной ответственности.

Под административной ответственностью понимается, возникшие в сфере государственного управления, правоотношения между государством, в лице органа административной юрисдикции, и правонарушителем, влекущее административное наказание на последнего. Правонарушитель обязан претерпеть, понести определенные законом лишения личностного, материального, морального и организационного характера.

С другой стороны под административной ответственностью следует понимать применение в установленном законом порядке, уполномоченными на то органами и должностными лицами, административных наказаний к лицам, которые совершили административные правонарушения, в целях их наказания, воспитания, восстановления нарушенных правоотношений, а также предупреждения новых правонарушений.

В целом, административная ответственность  является неким стимулятором правомерного поведения, который содействует  воспитанию нравственного и правового  долга перед обществом и государством, повышению общественно-политической активности каждого гражданина.      

Само содержание административной ответственности можно рассмотреть с разных сторон. С одной стороны, как деятельность уполномоченных государством субъектов по применению норм административного права в связи с определенным нарушением административно-правовых норм, с другой стороны, как реализация, исполнений обязанности правонарушителя претерпеть неблагоприятные последствия в виде административного наказания за конкретный административный проступок.

Понятие административной ответственности не совпадает с административным принуждением. Если административное принуждение представляет совокупность всех принудительных мер, которые используют органы внутренних дел и другие полномочные органы в борьбе с правонарушениями, то ответственность - его составная часть, выражающаяся в применении лишь административных наказаний. Указание в ст. 3.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях на то, что административное наказание является мерой административной ответственности, подтверждает то, что в понятие административной ответственности включается применение материальных карательных санкций.

 По сравнению с другими видами юридической ответственности административная ответственность имеет специфические особенности. Она отличается по органам ее применяющим, последствиям возложения, основаниям и процедуре применения. В законодательстве общие признаки юридической ответственности специфически преломляются применительно к административной ответственности, а также закрепляются признаки, характерные именно для данного вида ответственности.

Законодательную основу административной ответственности образует система  нормативных правовых актов, содержащих правовые нормы, закрепляющие: составы административных правонарушений, систему административных взысканий, круг субъектов, имеющих право налагать административные взыскания, процедуру привлечения к ответственности. Таким образом, законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и, принимаемых в соответствии с ним, законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством об административных правонарушениях, то применяются правила международного договора.

Конституция Российской Федерации  разграничивает полномочия федеральных  органов государственной власти, органов власти субъектов федерации  в области административного  законодательства, в том числе  законодательства об административной ответственности. Административное и  административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении  Российской Федерации и субъектов  Российской Федерации (ст. 72 Конституции  Российской Федерации) принимаются  в соответствии с федеральными законами и не могут им противоречить. В  случае противоречия между федеральными законами, изданными по предметам  ведения Российской Федерации и  по предметам ее совместного ведения с субъектами федерации, действует федеральный закон.

По смыслу Конституции  Российской Федерации федеральное, административное и административно-процессуальное законодательство имеет форму закона. Субъектами федерации могут издаваться не только законы, но и другие акты. Акты, смягчающие или отменяющие ответственность  за административные правонарушения, совершенные до издания этих актов  имеют обратную силу. Акты, устанавливающие  или усиливающие ответственность  за административные правонарушения, обратной силы не имеют.

 

 

 

 

 

  1. Административное правонарушение: понятие, признаки, состав.

 

Понятие административного  правонарушения дано в Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации (статья 2.1 КоАП РФ). Административным правонарушением (проступком) признается посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления, противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие (бездействие), законодательством за которое предусмотрена административная ответственность.

Проанализировав данное выше определение административного правонарушения можно выявить, присущие всем административным правонарушениям, общие признаки, а именно, такие признаки, которые отличают административное правонарушение от правомерного поведения, от иных правонарушений.

К числу таких признаков  относятся:

1) деяние, то есть действие  или бездействие;

2) общественная опасность;

3) противоправность;

4) виновность;

5) наказуемость.

Понятие «деяние» является исходным в характеристике указанных признаков,  как акт волевого поведения. Понятие «деяния» обширно применяется законодательстве Российской Федерации. Данное понятие заключает в себе два аспекта поведения: действие либо бездействие. Действие  - это  активное  невыполнение  обязанности законного требования, а также нарушение запрета. Бездействие - это пассивное невыполнение обязанности.

Многие административные правонарушения могут совершаться  только посредством действия, например, мелкое хулиганство (статья 20.1 КоАП РФ), нарушение Правил дорожного движения пешеходом и иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения участниками (статья 12.29 КоАП РФ) и др., но немало административных проступков имеет и форму бездействия, например, непринятие мер по обеспечению режима охраны посевов и мест хранения растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры (статья 10.4 КоАП РФ), несоблюдение установленных правил и норм, регулирующих порядок проектирования, строительства и эксплуатации сетей и сооружений связи (статья 13.7 КоАП РФ), неисполнение банком решения о приостановлений операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента (статья 15.9 КоАП РФ) и др.

Административное правонарушение выражается в нарушении норм, охраняющих определенные общественные отношения, составляющие то, что принято называть объектом посягательства. В определении  административного правонарушения таких объектов названо пять: права  и свободы граждан, государственный  порядок, общественный порядок, порядок  управления, собственность. Административное правонарушение – это есть деяние, нарушающее норму права.

Весомым признаком административного правонарушения является общественная опасность. Существуют разные точки зрения, затрагивающие вопроса об общественной опасности административного правонарушения. Одни считают, что хотя термин «общественная опасность» прямо не включен в определение административного правонарушения, но в определении говорится о том, что правонарушением является деяние, которое посягает на государственный или общественный порядок. Сам же термин посягательства указывает о наличии угрозы общественного отношения. Правомерность признания   административного   правонарушения   общественно-опасным, подтверждается анализом норм уголовного законодательства. Однако, признавая общественную опасность признаком административного правонарушения, нужно отметить, что деяние, лишенное этого признака, не может квалифицироваться как административное правонарушение.

Административный проступок  — деяние виновное (в форме умысла или неосторожности). Это условие  привлечения к ответственности  обязательно. Так же не менее обязательным условием является требование о том, что доказывание виновности правонарушителя возложено на органы (должностные лица), привлекающие к ответственности, но доказывать свою невиновность правонарушитель не обязан. Кодекс об административных правонарушениях содержит статьи с обеими формами вины. Так, только умышленно могут быть совершены такие правонарушения, как мелкое хулиганство, хищения, изготовление и реализация спиртных напитков с нарушением правил, уничтожение или повреждение чужого имущества, и т.д.

Кодекс предлагает при  определении вины учитывать обстоятельства, смягчающие   ответственность   - раскаяние лица, совершившего административное правонарушение, добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение, добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда и другие (статья 4.2 КоАП РФ) и обстоятельства, отягчающие ответственность - продолжение противоправного поведения, несмотря на требования уполномоченных на то лиц прекратить его, повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек один год, совершение административного правонарушение группой лиц и другие (статья 4.3. КоАП РФ).

Информация о работе Административные наказания: понятие, виды, общий порядок назначения