Административно-правовой статус органов местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2014 в 22:28, контрольная работа

Краткое описание

В развитие федерального и регионального законодательства статус органов местного самоуправления закрепляется в уставах соответствующих муниципальный образований. В данных уставах регулируются основные положения по организации органов местного самоуправления. Помимо этого во многих муниципальных образованиях принимаются и специальные положения, регулирующие статус органов местного самоуправления (о представительном органе, главе муниципального образования, администрации муниципального образования, контрольном органе муниципального образования и др.). Однако в этих положениях отдельные полномочия органов местного самоуправления могут лишь получать дальнейшую конкретизацию и в них не должно осуществляться изменения компетенции органов местного самоуправления, установленной уставом муниципального образования.

Содержание

Введение …………………………………………………………………..3
Глава 1. Система и структура органов местного самоуправления…… 5
1.1. Современная правовая основа местного самоуправления…….….. 5
1.2. Классификация органов местного самоуправления………………. 6
1.3. Структура органов местного самоуправления…………………….. 9
Глава 2. Правовой статус органов местного самоуправления………... 16
2.1. Компетенция органов местного самоуправления …………………16
2.2. Государственные гарантии прав местного самоуправления ……..21
2.3. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления………………………………………………………………… 24
Заключение ……………………………………………………………….32
Список литературы……………………………………...………………..33

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 153.00 Кб (Скачать файл)

 


 


Содержание

 

Введение …………………………………………………………………..3

Глава 1. Система и структура органов местного самоуправления…… 5

1.1. Современная правовая основа местного самоуправления…….….. 5

1.2. Классификация органов местного самоуправления………………. 6

1.3. Структура органов местного самоуправления…………………….. 9

Глава 2. Правовой статус органов местного самоуправления………... 16

2.1. Компетенция органов местного  самоуправления …………………16

2.2. Государственные гарантии прав местного самоуправления ……..21

2.3. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления………………………………………………………………… 24

Заключение ……………………………………………………………….32

Список литературы……………………………………...………………..33

 

Введение

 

Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – Закон № 131-ФЗ) регламентирует систему органов местного самоуправления. Обязательным является наличие не только представительных, но и исполнительных органов, а также главы муниципального образования. Не допускается совмещать должности главы представительного органа и главы местной администрации. Таким образом, в системе органов местного самоуправления реализуется конституционный принцип разделения властей на представительную и исполнительную.

В развитие федерального и регионального законодательства статус органов местного самоуправления закрепляется в уставах соответствующих муниципальный образований. В данных уставах регулируются основные положения по организации органов местного самоуправления. Помимо этого во многих муниципальных образованиях принимаются и специальные положения, регулирующие статус органов местного самоуправления (о представительном органе, главе муниципального образования, администрации муниципального образования, контрольном органе муниципального образования и др.). Однако в этих положениях отдельные полномочия органов местного самоуправления могут лишь получать дальнейшую конкретизацию и в них не должно осуществляться изменения компетенции органов местного самоуправления, установленной уставом муниципального образования.

Правовой статус органов местного самоуправления должен включать в себя ряд составных элементов:

- нормы о социальном назначении  местного самоуправления и его  органов, которые конкретизируются  в его принципах, целях и задачах;

- установления, определяющие компетенцию  органов местного самоуправления;

- положения, регулирующие его внутреннюю  организацию;

- нормы о порядке выборов  должностных лиц местного самоуправления;

- нормы о порядке взаимоотношений  с другими органами;

- процедурные вопросы его деятельности;

- вопросы юридической ответственности.

 

1 Система и структура  органов местного самоуправления

1.1 Современная правовая основа местного самоуправления

 

Эффективное функционирование системы местного самоуправления во многом определяется уровнем развития правовой базы.

Правовая база местного самоуправления – это система законодательных и иных нормативных актов, на основе которых оно функционирует.

Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, а также правовая база Российской Федерации, включающая в себя Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, Закон № 131-ФЗ, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты РФ (указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, уставы муниципальных образований, решения, принятые на референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты (Приложение А).

Конституционные нормы обладают высшей юридической силой в отношении всех других законодательных актов любого уровня. В сводном виде основные положения Конституции РФ по вопросам местного самоуправления представлены в приложении (Приложение Б).

Конституция РФ признает и гарантирует местное самоуправление, провозглашает его право на муниципальную собственность, включая собственность на землю и другие природные ресурсы, самостоятельное решение вопросов местного значения, самостоятельное формирование, утверждение и исполнение местного бюджета. В пределах своих полномочий оно самостоятельно.

 

1.2 Классификация органов местного самоуправления

Местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, – законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Органы местного самоуправления – это выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти.

Система местного самоуправления – это совокупность взаимодействующих между собой самоуправляющихся систем, которые выступают в качестве составных частей.

Под системой местного самоуправления понимают совокупность организационных форм местного самоуправления в рамках муниципальных образований, посредством которой обеспечивается решение вопросов местного значения, местной жизни.

Органы местного самоуправления обладают следующими особенностями:

1) не входят в систему органов  государственной власти (в соответствии  со ст. 12 Конституции РФ);

2) в случае наделения их отдельными государственными полномочиями они могут участвовать в осуществлении государственных функций, и их деятельность в данном случае будет находиться под контролем государства (согласно ст. 132 Конституции РФ).

Органы местного самоуправления самостоятельны в пределах своих полномочий, не находятся в отношениях подчиненности с органами государственной власти, не обязаны исполнять их указания (кроме случаев осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления в соответствии с законодательством). Согласно Закону № 131-ФЗ участие органов государственной власти и их должностных лиц в формировании органов местного самоуправления допускается только в предусмотренных законом случаях, например по вопросам назначения на должность и освобождения от должности главы местной администрации.

По назначению органы местного самоуправления делятся на органы общего и специального назначения (с широкой и узкой специализацией). Под органами общего назначения понимаются те, деятельность которых распространяется на все или большинство сфер деятельности местного самоуправления (представительный орган, администрация, а также такие органы, как, например, финансовый или орган по управлению муниципальной недвижимостью). Под органами специального назначения понимаются "отраслевые" органы, занимающиеся одной или несколькими сферами муниципальной деятельности (например, городской транспорт, образование, культура и т.д.).

Деление по полномочиям вытекает из классификации самих полномочий местного самоуправления, которые подразделяются на следующие группы:

- собственные полномочия по  решению вопросов местного значения, выполняемые в обязательном порядке  согласно Конституции РФ, федеральным  и региональным законам;

- делегированные органами государственной  власти федеральными или региональными законами;

- добровольные, порученные населением  муниципального образования или  реализуемые муниципальной властью  по своему усмотрению. Последние  связаны, например, с кооперированием  муниципальных образований, с выполнением договоров (в том числе с зарубежными партнерами), членством в различных ассоциациях и союзах и др.

По типу исполняемых функций органы местного самоуправления делятся на представительные (проектная функция) и исполнительные (программная функция). Представление интересов заключается в их выявлении, агрегировании, аккумулировании, принятии программы (проекта) развития муниципального образования (отсюда термин "проектная функция") и правовых актов, необходимых для реализации проекта. Реализация интересов обеспечивается путем разработки и исполнения программы деятельности органов местного самоуправления ("программная функция"), направленной на осуществление проекта. Этим двум типам функций соответствуют два основных типа органов местного самоуправления – представительные и исполнительные.

Исходя из данной классификации, можно охарактеризовать каждый орган местного самоуправления. Например, комитет по социальной политике является: по способу образования – формируемым на основе назначения, по назначению – органом специального назначения, по полномочиям – исполняющим и собственные, и делегированные полномочия, по способу принятия решений – коллегиальным, по типу выполняемых функций – исполнительным. Однако такое разделение достаточно условно, и практически по всем классификационным признакам возможны варианты частичного или даже полного совмещения разнородных функций в одном органе.

 

1.3 Структура органов местного самоуправления

 

Проведение местного референдума или схода граждан по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования обеспечивают органы государственной власти субъекта Российской Федерации при наличии соответствующей инициативы жителей вновь образованного муниципального образования.

При отсутствии предусмотренной Законом о местном самоуправлении 2003 г. инициативы граждан о проведении местного референдума структура органов местного самоуправления определяется представительным органом вновь образованного муниципального образования после его избрания.

В решении о структуре органов местного самоуправления муниципального образования, принимаемом на местном референдуме (сходе граждан), устанавливаются: 1) структура (перечень) и наименования органов местного самоуправления; 2) порядок избрания и полномочия главы муниципального образования, в соответствии с ч. 2 ст. 36 Закона о местном самоуправлении 2003 г. Изменение структуры органов местного самоуправления осуществляется не иначе как путем внесения изменений в устав муниципального образования.

Решение представительного органа муниципального образования об изменении структуры органов местного самоуправления вступает в силу не ранее чем по истечении срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего указанное решение.

Финансирование расходов на содержание органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований.

Структуру органов местного самоуправления составляют:

- представительный орган муниципального образования;

- глава муниципального образования;

- местная администрация (исполнительно-распорядительный  орган муниципального образования);

- контрольно-счетный орган муниципального  образования;

- иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования.

Основные характеристики органов местного самоуправления, которые на сегодняшний день являются обязательными для всех муниципальных образований:

1) Представительный орган муниципального  образования.

Под представительным органом местного самоуправления следует понимать специальный орган, действующий на территории отдельного муниципального образования, наделенный правом представлять интересы населения данного муниципального образования, в том числе правом принятия от его имени решений.

В системе органов местного самоуправления представительному органу отводится особое место, поскольку именно он непосредственно выражает волю всего населения муниципального образования, формализуя ее в своих решениях.

Рассматривая представительный орган в качестве главного управленческого института в системе местного самоуправления, необходимо выделить следующие его основные характеристики.

а) Представительский характер деятельности. Представительское направление деятельности органов местного самоуправления влечет за собой особенный порядок установления их полномочий. Согласно Закона № 131-ФЗ устанавливаются общеобязательные для всех представительных органов местного самоуправления вопросы исключительной компетенции, круг которых не может быть уменьшен Уставом муниципального образования.

б) Временный характер осуществления полномочий. Согласно Закона № 131-ФЗ полномочия представительного органа местного самоуправления носят срочный характер. Срок полномочий представительного органа муниципального образования не может превышать пяти лет.

Информация о работе Административно-правовой статус органов местного самоуправления