Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 15:05, контрольная работа

Краткое описание

Гражданство – это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека и гражданина. С гражданством связаны самые существенные последствия для человека: объем его прав, свобод, обязанностей. Принадлежность лица к гражданству того или иного государства имеет существенное значение, поскольку гражданин обладает в отношении государства всеми правами и свободами, а государство защищает своего гражданина, где бы он ни находился.

Содержание

Введение……………………………………………………………………
1. Основы административно-правового статуса иностранных граждан в Российском законодательстве…………………………………………..
1.1 Иностранные граждане и лица без гражданства как субъекты административного права России……………………………………….
1.2.Основные права, свободы и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ…………………………………………………
1.3. Ограничение правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства………………………………………………………………
2. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства………………………………………
3. Порядок привлечения к административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.
4. Контроль федеральных органов исполнительной власти за пребыванием и проживанием иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации…………………
Заключение………………………………………………………………….
Список использованной литературы……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

КРап.doc

— 168.50 Кб (Скачать файл)

Содержание административного  выдворения за пределы Российской Федерации  достаточно специфично. Оно состоит  в контролируемом перемещении иностранного гражданина (лица без гражданства) с  территории Российской Федерации через Государственную границу РФ. Перемещение может производиться принудительно и путем контролируемого самостоятельного выезда выдворяемого из Российской Федерации. В случае если у выдворяемого из России лица нет необходимых средств и установление стороны, пригласившей его в Россию, невозможно, перемещение выдворяемого лица через Государственную границу РФ осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Средства, выделяемые из федерального бюджета на мероприятия  по административному выдворению, расходуются на приобретение проездных документов для выдворяемого лица (а в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, - также проездных документов для должностного лица органа внутренних дел, сопровождающего выдворяемого иностранного гражданина или лица без гражданства); на содержание выдворяемого лица до исполнения решения об административном выдворении; на оформление документов, необходимых для осуществления выдворения; совершение иных действий, непосредственно связанных с выдворением9.

В случае административного  выдворения иностранного гражданина, осуществляющего трудовую деятельность в Российской Федерации без разрешения на работу, средства, затраченные из федерального бюджета на обеспечение  выезда иностранного гражданина соответствующим видом транспорта из Российской Федерации, подлежат взысканию в судебном порядке с работодателя или заказчика работ (услуг), привлекших указанного иностранного гражданина к трудовой деятельности, по иску органа, исполнявшего постановление об административном выдворении указанного иностранного гражданина10.

Административное выдворение как меру административного наказания  не следует смешивать с мерой  административного пресечения, применяемой  уполномоченными должностными лицами пограничных органов и пограничных войск и связанной с передачей иностранных граждан и лиц без гражданства, нарушивших режим Государственной границы РФ, властям государства, с территории которого они пересекли Государственную границу РФ11.

Исполнение постановления  об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства производится путем официальной передачи иностранного гражданина или лица без гражданства представителю властей иностранного государства, на территорию которого указанное лицо выдворяется, либо путем контролируемого самостоятельного выезда лица, подлежащего административному выдворению за пределы Российской Федерации12. Об административном выдворении иностранного гражданина или лица без гражданства из пункта пропуска через Государственную границу РФ уведомляются власти иностранного государства, на территорию или через территорию которого указанное лицо выдворяется (если административное выдворение предусмотрено международным договором Российской Федерации с этим государством).

В случае если передача лица, подлежащего административному  выдворению за пределы Российской Федерации, представителю властей иностранного государства не предусмотрена международным  договором Российской Федерации  с этим государством, административное выдворение лица осуществляется в месте, определяемом пограничными органами.

Исполнение постановления  об административном выдворении за пределы  Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства  оформляется в виде двустороннего  или одностороннего акта, который приобщается к постановлению. До административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства по решению суда могут содержаться в специальных помещениях, предусмотренных для содержания лиц, подвергнутых административному задержанию.

 

 

3. Порядок привлечения  к административной ответственности  иностранных граждан и лиц  без гражданства в Российской  Федерации.

 

Как уже было отмечено выше, в отношении иностранных  граждан и лиц без гражданства  действует национальный режим, т.е. на них распространяется действие практически всех нормативных актов Российской Федерации. Соответственно, иностранные граждане подлежат административной ответственности на общих основаниях.

Однако существуют составы  административных правонарушений, субъектом которых может быть только иностранец.

Статья 18.8 КоАП РФ ответственность  за нарушение иностранным гражданином  или лицом без гражданства  режима пребывания в Российской Федерации.

Объектом правонарушения является режим пребывания в РФ иностранных  граждан или лиц без гражданства.

Объективную сторону  правонарушения образуют следующие  нарушения режима пребывания в РФ иностранных граждан или лиц  без гражданства:

    • несоблюдение установленного порядка регистрации, передвижения, выбора места жительства;
    • уклонение от выезда из РФ по истечении определенного срока пребывания;
    • несоблюдение правил транзитного проезда через территорию РФ.

Субъектами правонарушения выступают иностранные граждане или лица без гражданства.

Субъективная сторона  правонарушения характеризуется виной  в форме умысла или неосторожности.

Статья 18.12 КоАП РФ предусматривает  ответственность за нарушение беженцем или вынужденным переселенцем правил проживания

Объектом правонарушения является порядок проживания беженцев и вынужденных переселенцев. Нас, в данном случае, как субъекты данного правонарушения интересуют только беженцы.

В соответствии со ст.8 «Закона о беженцах» беженец, в частности, обязан:

    • сообщить в течение семи дней в территориальный орган федерального органа исполнительной власти по миграционной службе сведения об изменении фамилии, имени, состава семьи, семейного положения, о приобретении гражданства РФ или гражданства другого иностранного государства либо о получении разрешения на постоянное проживание на территории РФ;
    • сообщать о намерении переменить место пребывания на территории РФ либо выехать на место жительства за пределы территории РФ;
    • сняться с учета в территориальном органе федерального органа исполнительной власти по миграционной службе при перемене места пребывания и в течение семи дней со дня прибытия к новому месту пребывания встать на учет в территориальном органе федерального органа исполнительной власти по миграционной службе. Постановка на учет лица, признанного беженцем, в территориальном органе федерального органа исполнительной власти по миграционной службе является основанием для регистрации данного лица и членов его семьи в органе внутренних дел по новому месту пребывания.

Объективная сторона  правонарушения характеризуется следующими противоправными деяниями, совершенными беженцем:

    • неисполнение при перемене места пребывания или места жительства обязанности сняться с учета в территориальном органе федерального органа исполнительной власти по миграционной службе, к которому он прикреплен; неисполнение обязанности своевременно встать на учет в территориальном органе федерального органа исполнительной власти по миграционной службе по новому месту пребывания или месту жительства;
    • несообщение в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти по миграционной службе об изменении фамилии, имени, семейного положения, состава семьи, а также о приобретении гражданства РФ или гражданства (подданства) иного государства.

Субъектами данного правонарушения являются как беженцы, так и вынужденные переселенцы.

Субъективная сторона  характеризуется виной в форме  умысла или неосторожности.

Иностранные граждане и  лица без гражданства в случае невыполнения или ненадлежащего  выполнения возложенных на них обязанностей несут юридическую ответственность в соответствии с российским законодательством. Так, согласно п. 1 ст. 1.4 КоАП РФ физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, а также других обстоятельств. К иностранным гражданам и лицам без гражданства применяются те же административные наказания и в дополнение - административное выдворение за пределы Российской Федерации за предусмотренные КоАП РФ нарушения режима Государственной границы РФ (ст. 18.1), режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ (ст. 18.4), режима пребывания в стране (ст. 18.8), правил привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы (ст. 18.10), иммиграционных правил (ст. 18.11).

В силу ч. 2 ст. 22 Конституции  РФ иностранный гражданин или  лицо без гражданства, пребывающие  на территории страны, в случае выдворения из нее в принудительном порядке могут быть до судебного решения подвергнуты задержанию на срок, необходимый для выдворения, но не свыше 48 часов. Сверх указанного срока лицо может оставаться задержанным лишь по судебному решению и лишь при условии, что без такого задержания решение о выдворении не может быть исполнено. Такое судебное решение призвано гарантировать лицу защиту не только от произвольного продления срока задержания, но и от неправомерного задержания как такового, поскольку суд в любом случае оценивает законность и обоснованность задержания. Еще одной гарантией соблюдения требований закона при применении административного выдворения является то обстоятельство, что при рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административное выдворение за пределы России иностранного гражданина либо лица без гражданства, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным (п. 3 ст. 25.1 КоАП РФ).

Постановления об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства исполняются органами и войсками пограничной службы (при совершении административных правонарушений, предусмотренных п. 2 ст. 18.1 и п. 2 ст. 18.4 КоАП РФ) и органами внутренних дел (при совершении административных правонарушений, предусмотренных ст. 18.8, п. 2 ст. 18.10 и ст. 18.11 КоАП РФ).

 

 

4. Контроль федеральных органов исполнительной власти за пребыванием и проживанием иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации.

 

Полномочия по контролю за пребыванием и проживанием иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации, а также по борьбе с нарушителями режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации переданы силовикам, а именно Федеральной миграционной службе РФ.

К этой борьбе могут привлекаться сотрудники МВД, налоговых инспекций и ФСБ. Раньше с иностранцами «разбирался» департамент консульской службы Министерства иностранных дел РФ.

Все иностранцы и работодатели должны надлежащим образом оформлять свои отношения, получить разрешения и легализовать свой статус. Если этого не сделано, то налицо нарушение, влекущее наложение определенных санкций.

Если это невозможно сделать, потому что уже исчерпана  квота или работодатель не смог убедить чиновника в том, что ему действительно нужен данный иностранный работник, то это не является основанием, освобождающим от ответственности, и такая ответственность наступает по ст.ст. 18.9 и 18.10 КоАП РФ.

Статья 18.9 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение должностным лицом организации, принимающей в Российской Федерации иностранного гражданина или лицо без гражданства, либо гражданином Российской Федерации правил пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства в Российской Федерации

Объектом правонарушения является режим пребывания в РФ иностранных  граждан или лиц без гражданства.

Российские принимающие  организации обеспечивают своевременное  разъяснение иностранным гражданам  их прав и обязанностей, определенных российским законодательством, регламентирующим режим пребывания в РФ иностранных граждан или лиц без гражданства, точное выполнение установленных правовых норм в отношениях с иностранными гражданами и лицами без гражданства, ведут соответствующий учет иностранных граждан и лиц без гражданства, а также несут ответственность за своевременное оформление документов на право пребывания их в РФ, передвижения по территории страны и на выезд из РФ по истечении определенного им срока пребывания.

Российские граждане, пригласившие иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ по частным делам и предоставившие им жилую площадь, обязаны принимать меры к своевременной регистрации заграничных паспортов и заменяющих их документов этих лиц и содействовать им в выезде из РФ по истечении определенного им срока пребывания.

Предоставление российскими  лицами иностранным гражданам и  лицам без гражданства жилища, транспортных средств либо оказание им иных услуг не допускается в  тех случаях, когда это заведомо влечет нарушение действующего порядка пребывания в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, а также правил транзитного проезда указанных лиц по российской территории.

Объективную сторону  правонарушения образуют указанные  ниже противоправные деяния:

    • нарушение должностными лицами порядка регистрации иностранных лиц и лиц без гражданства, оформления документов на право их пребывания, проживания, передвижения, изменения места жительства в РФ и выезда за ее пределы (ч.1 данной статьи);
    • непринятие российскими гражданами мер по обеспечению в установленном порядке своевременной регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства и выезда их за пределы РФ по истечении определенного срока пребывания в РФ (ч.2 данной статьи);
    • предоставление жилого помещения или транспортного средства либо оказание иных услуг иностранному гражданину или лицу без гражданства, находящимся в РФ с нарушением порядка или правил транзитного проезда через российскую территорию (ч.3 данной статьи).

Информация о работе Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства