Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 19:37, контрольная работа
1.Виды источников административного права (составить схему с учетом юридической иерархии).
2. Каковы характерные черты исполнительной (административной) власти как ветви государственной власти?
3. Каким образом в административно-правовых отношениях проявляются особенности предмета и метода правового регулирования административного права?
4. Перечислите виды специальных административно-правовых статусов граждан.
· между субъектами исполнительной власти и гражданами;
· между субъектами исполнительной власти и иными субъектами.
По признаку государственно-
· между центральными органами федеральной исполнительной власти и
исполнительными органами субъектов федерации;
· между органами исполнительной власти субъектов федерации;
· между органами исполнительной власти субъектов федерации и
исполнительными органами местного самоуправления.
В зависимости от направления действия:
· внешние отношения, отношения
в связи с реализацией
органов исполнительной власти вовне;
· внутренние отношения, т.е. внутриорганизационные, внутрисистемные
отношения.
Метод административного права – это совокупность предписывающих, запрещающих и дозволительных средств воздействия на управленческие отношения.
Характеристика
1.представляет собой
запрета и дозволения;
2. наиболее присущи правовые
средства распорядительного
3. чаще всего представляет
одностороннее волеизъявление
участников регулируемого отношения;
12
4. не исключает использования диспозитивных средств;
5. отличается динамизмом,
что обусловлено природой
отношений.
Предписание – метод правового урегулирования, предполагающий возложение на субъекта управленческой деятельности обязанностей совершения определенных действий в условиях, предписанных административно-правовой нормой.
Запрет – метод правового регулирования, предполагающий возложение
обязанностей на участников управленческих отношений воздержаться от
определенного варианта поведения под угрозой применения мер государственного
принуждения.
Дозволение – метод правового регулирования, предоставляющий участникам управленческих отношений возможности самим выбирать наиболее приемлемый вариант поведения в тех пределах, которые определены нормами административного права.
Система административного права – внутреннее строение административного права как отрасли права, совокупность взаимосвязанных, взаимообусловленных правовых институтов и норм.
Признаки системы
· обусловлена спецификой регулируемых общественных отношений;
· представляет собой объективное правовое явление;
·
характеризуется
административно-правовых норм и институтов;
· включает определенные элементы;
· изменяется с учетом изменения предмета правового регулирования
(управленческих отношений).
Институты административного права:
· принципов государственного управления;
· административно-правового статуса граждан (физических лиц);
· административно-правового статуса органов исполнительной власти;
· государственной и муниципальной службы;
· административно-правового статуса негосударственных (общественных)
объединений;
· административно-правового статуса предприятий, учреждений и иных
субъектов управления;
· административно-правовых режимов;
· форм государственного управления;
· методов государственного управления;
· административной ответственности;
· административного процесса;
· обеспечения законности в государственном управлении;
· административно-правовых норм межотраслевого управления
13
(координации);
· административно-правовых основ управления в сфере экономики;
· административно-правовых основ управления в административно-
правовой сфере;
· административно-правовых основ управления в социально-культурной
сфере.
Административно-правовое отношение
– урегулированное
Особенности административно-правовых отношений:
· это властноотношения, т.е. они обусловлены неравенством участников;
· это результаты опосредования управленческих отношений
административно-правовыми нормами;
· для них характерен обязательный субъект, наделенный полномочиями
государственно-властного характера;
· возникают связи с практической деятельностью органов
исполнительной власти;
· могут возникать по инициативе любой из сторон и согласие второй
стороны необязательно;
· споры о праве разрешаются чаще всего во внесудебном
(административном) порядке;
· при нарушении требований административно-правовой нормы сторона
отношений несет ответственность перед государством;
· по своей сути – организационные, т.е. направлены на организацию
совместной деятельности людей и их коллективов.
Виды административно-правовых отношений:
1. По содержанию:
Материальные – общественные отношения в сфере управления,
урегулированные материальными
нормами административного
Процессуальные –
основе административно-
2. По функциям права:
Регулятивные – складывающиеся на основе регулятивных
административно-правовых норм;
Охранительные –
административно-правовых норм.
3. По характеру связей между участниками правоотношений:
Вертикальные – отношения «
Горизонтальные – отношения
административного права.
4.
По характеру юридических
Порожденные правомерными
Порожденные неправомерными
14
Порожденные событиями.
5.
В зависимости от конкретных
целей возникновения
отношений:
Внутренние – отношения,
структур, определение принципов взаимодействия между управленческими
структурами. Отношений между работниками внутри управленческой структуры.
Внешние – отношения,
внешних функций управления.
6.
В зависимости от способа
Защищаемые в судебном порядке;
Защищаемые во внесудебном (
Предпосылки административно-правовых отношений – совокупность условий и обстоятельств, без которых административно-правовые отношения не могут возникнуть.
Состав предпосылок:
1.
административно-правовая
2.
административная
3. юридический факт;
Элементы административно-
1.
субъекты административно-
2.
объекты административно-
3.
содержание административно-
Субъекты административно-
Виды субъектов
1. физические лица (граждане);
2. государственные органы и их структурные подразделения;
3. государственные служащие;
4. общественные (некоммерческие) объединения;
5. предприятия, учреждения, организации и др.
Объекты административно-правовых отношений – то, по поводу чего возникло, изменилось или было прекращено административно-правовое отношение.
Виды объектов административно-правовых отношений:
1. предметы материального мира (земля, леса, деньги и т.п.);
2. продукты духовного творчества (литература, кино и др.);
3. личные неимущественные блага (жизнь, здоровье, честь и т.п.);
4.
поведение участников
бездействии);
5.
результаты поведения
15
которым привело то или иное действие или бездействие).
Содержание административно-
обязанностей участников административно правовых отношений.
Юридический факт – конкретное жизненное обстоятельство, с которым
административно-правовая норма связывает возникновение, изменение или
прекращение административно-правовых отношений.
Виды юридических фактов:
1. По порождаемым последствиям:
Правообразующие;
Правоизменяющие;
Правопрекращающие.
2. По форме проявления:
Положительные, с наличием
связывает возникновение правоотношений;
Отрицательные, отсутствие которых необходимо для возникновения
правоотношений.
3. По связи с волей субъекта:
События – это такие факты, которые не связаны с волей участников
конкретного правоотношения;
Действия – это такие факты, которые связаны с волей хотя бы одного
из участников правоотношения.
4. Перечислите виды специальных административно-правовых статусов граждан.
Административно-правовой
статус гражданина – совокупность
прав, обязанностей и ответственности,
реализуемая в сфере
Структура административно-правового статуса:
– административная правоспособность – способность быть субъектом административного права, иметь права и выполнять обязанности административно-правового характера;
– административная дееспособность – способность лица своими личными действиями приобретать субъективные права и выполнять обязанности, а также нести ответственность в соответствии с нормами административно-правового характера;
– совокупность прав и обязанностей;
– ответственность;
– гарантии реализации прав и обязанностей. Виды административно-правового статуса в зависимости от статуса субъекта:
– административно-правовой статус личности;
– административно-правовой статус гражданина;
16
– административно-правовой статус иностранного гражданина;
– административно-правовой статус лица без гражданства.