Административное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 19:37, контрольная работа

Краткое описание

1.Виды источников административного права (составить схему с учетом юридической иерархии).
2. Каковы характерные черты исполнительной (административной) власти как ветви государственной власти?
3. Каким образом в административно-правовых отношениях проявляются особенности предмета и метода правового регулирования административного права?
4. Перечислите виды специальных административно-правовых статусов граждан.

Вложенные файлы: 1 файл

АП.docx

— 199.84 Кб (Скачать файл)

· между субъектами исполнительной власти и гражданами;

· между субъектами исполнительной власти и иными субъектами.

По признаку государственно-территориального устройства:

· между центральными органами федеральной исполнительной власти и

исполнительными органами субъектов  федерации;

· между органами исполнительной власти субъектов федерации;

· между органами исполнительной власти субъектов федерации и

исполнительными органами местного самоуправления.

В зависимости  от направления действия:

· внешние отношения, отношения  в связи с реализацией полномочий

органов исполнительной власти вовне;

· внутренние отношения, т.е. внутриорганизационные, внутрисистемные

отношения.

Метод административного  права – это совокупность предписывающих, запрещающих и дозволительных средств воздействия на управленческие отношения.

Характеристика административно-правового  метода:

1.представляет собой определенное  соотношение средства предписания,

запрета и дозволения;

2. наиболее присущи правовые  средства распорядительного типа;

3. чаще всего представляет  одностороннее волеизъявление одного  из

участников регулируемого  отношения;

12

 

4. не исключает использования  диспозитивных средств;

5. отличается динамизмом, что обусловлено природой управленческих

отношений.

Предписание – метод правового урегулирования, предполагающий возложение на субъекта управленческой деятельности обязанностей совершения определенных действий в условиях, предписанных административно-правовой нормой.

Запрет – метод правового регулирования, предполагающий возложение

обязанностей на участников управленческих отношений воздержаться от

определенного варианта поведения  под угрозой применения мер государственного

принуждения.

Дозволение – метод правового регулирования, предоставляющий участникам управленческих отношений возможности самим выбирать наиболее приемлемый вариант поведения в тех пределах, которые определены нормами административного права.

Система административного  права – внутреннее строение административного  права как отрасли права, совокупность взаимосвязанных, взаимообусловленных правовых институтов и норм.

Признаки системы административного  права:

·          обусловлена спецификой регулируемых общественных отношений;

·          представляет собой объективное  правовое явление;

·          характеризуется взаимосвязанностью и взаимообусловленностью

административно-правовых норм и институтов;

·          включает определенные элементы;

·          изменяется с учетом изменения предмета правового регулирования

(управленческих отношений).

Институты административного  права:

·       принципов  государственного управления;

·       административно-правового  статуса граждан (физических лиц);

·       административно-правового  статуса органов исполнительной власти;

·       государственной  и муниципальной службы;

·       административно-правового статуса негосударственных (общественных)

объединений;

·       административно-правового  статуса предприятий, учреждений и  иных

субъектов управления;

·        административно-правовых режимов;

·        форм государственного управления;

·        методов  государственного управления;

·        административной ответственности;

·        административного  процесса;

·        обеспечения  законности в государственном управлении;

·        административно-правовых норм межотраслевого управления

13

(координации);

·        административно-правовых основ управления в сфере экономики;

·        административно-правовых основ управления в административно-

правовой сфере;

·        административно-правовых основ управления в социально-культурной

сфере.

Административно-правовое отношение  – урегулированное административно-правовой нормой управленческое отношений, участники которого наделены субъективными правами и юридическими обязанностями, установленными данной юридической нормой.

Особенности административно-правовых отношений:

·         это властноотношения, т.е. они обусловлены  неравенством участников;

·         это результаты опосредования управленческих отношений

административно-правовыми  нормами;

·          для них характерен обязательный субъект, наделенный полномочиями

государственно-властного  характера;

·          возникают связи с практической деятельностью органов

исполнительной власти;

·          могут возникать по инициативе любой  из сторон и согласие второй

стороны необязательно;

·          споры о праве разрешаются  чаще всего во внесудебном

(административном) порядке;

·          при нарушении требований административно-правовой нормы сторона

отношений несет ответственность  перед государством;

·          по своей сути – организационные, т.е. направлены на организацию

совместной деятельности людей и их коллективов.

Виды административно-правовых отношений:

1.         По содержанию:

          Материальные – общественные  отношения в сфере управления,

урегулированные материальными  нормами административного права;

         Процессуальные – управленческие  отношения, урегулированные на

основе административно-процессуальных норм.

2.         По функциям права:

         Регулятивные – складывающиеся  на основе регулятивных

административно-правовых норм;

         Охранительные – складывающиеся  на основе охранительных

административно-правовых норм.

3.         По характеру связей между  участниками правоотношений:

         Вертикальные – отношения «власть  - подчиненный»;

         Горизонтальные – отношения между  не соподчиненными субъектами

административного права.

4.         По характеру юридических фактов:

         Порожденные правомерными действиями;

         Порожденные неправомерными действиями;

14

Порожденные событиями.

5.         В зависимости от конкретных  целей возникновения управленческих

отношений:

         Внутренние – отношения, связанные  с формированием управленческих

структур, определение принципов  взаимодействия между управленческими

структурами. Отношений между  работниками внутри управленческой структуры.

          Внешние – отношения, связанные  с непосредственной реализацией

внешних функций управления.

6.         В зависимости от способа защиты:

         Защищаемые в судебном порядке;

          Защищаемые во внесудебном (административном) порядке.

 

Предпосылки административно-правовых отношений – совокупность условий  и обстоятельств, без которых  административно-правовые отношения  не могут возникнуть.

Состав предпосылок:

1.         административно-правовая норма;

2.         административная правосубъектность;

3.         юридический факт;

Элементы административно-правовых отношений:

1.         субъекты административно-правовых  отношений;

2.         объекты административно-правовых  отношений;

3.         содержание административно-правовых  отношений.

Субъекты административно-правовых отношений – участник административно-правовых отношений, обладающий административной правосубъектностью, наделенный субъективными правами и юридическими обязанностями.

Виды субъектов административно-правовых отношений:

1.         физические лица (граждане);

2.         государственные органы и их  структурные подразделения;

3.         государственные служащие;

4.         общественные (некоммерческие) объединения;

5.         предприятия, учреждения, организации  и др.

Объекты административно-правовых отношений – то, по поводу чего возникло, изменилось или было прекращено административно-правовое отношение.

Виды объектов административно-правовых отношений:

1.         предметы материального мира (земля,  леса, деньги и т.п.);

2.         продукты духовного творчества (литература, кино и др.);

3.         личные неимущественные блага  (жизнь, здоровье, честь и т.п.);

4.         поведение участников правоотношений (выражается в действии и/или

            бездействии);

5.         результаты поведения участников  правоотношений (те последствия,  к

15

 

 которым привело то или иное действие или бездействие).

Содержание административно-правовых отношений – совокупность прав и

обязанностей участников административно правовых отношений.

Юридический факт – конкретное жизненное обстоятельство, с которым

административно-правовая норма  связывает возникновение, изменение  или

прекращение административно-правовых отношений.

Виды юридических фактов:

1.         По порождаемым последствиям:

         Правообразующие;

         Правоизменяющие;

         Правопрекращающие.

2.         По форме проявления:

         Положительные, с наличием которых  административно-правовая норма

         связывает возникновение правоотношений;

        Отрицательные, отсутствие которых необходимо для возникновения

         правоотношений.

3.         По связи с волей субъекта:

         События – это такие факты,  которые не связаны с волей  участников

         конкретного правоотношения;

          Действия – это такие факты,  которые связаны с волей хотя  бы одного

         из участников правоотношения.

 

 

4. Перечислите виды специальных административно-правовых статусов граждан.

 

Административно-правовой статус гражданина – совокупность прав, обязанностей и ответственности, реализуемая в сфере государственного управления и урегулированная административно-правовыми  нормами.

Структура административно-правового  статуса:

– административная правоспособность – способность быть субъектом административного права, иметь права и выполнять обязанности административно-правового характера;

– административная дееспособность – способность лица своими личными действиями приобретать субъективные права и выполнять обязанности, а также нести ответственность в соответствии с нормами административно-правового характера;

– совокупность прав и обязанностей;

– ответственность;

– гарантии реализации прав и обязанностей. Виды административно-правового статуса в зависимости от статуса субъекта:

– административно-правовой статус личности;

– административно-правовой статус гражданина;

16

 

– административно-правовой статус иностранного гражданина;

– административно-правовой статус лица без гражданства.

Информация о работе Административное право