Административное правонарушение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 13:19, курсовая работа

Краткое описание

На раннем этапе становления административного права вопрос о наказании за правонарушения в обществе решался довольно просто: секли головы, руки, заливали горло свинцом, замуровывали в подземелье, резали уши и носы, рвали ноздри, сажали в бочку с нечистотами и ставили рядом палача с мечом, который периодически взмахивал им, заставляя преступника опускаться на дно бочки в нечистоты и др. Приемов наказания, как на Руси, так и в других странах было много и весьма изощренных. С развитием общества появляются разновидности нарушений правопорядка, за которые подобные наказания воспринимались как неприемлемые. Для таких, не столь тяжелых, но и не совсем безобидных для общества правонарушений необходимы были соответствующие тяжести проступка и наказания. Решение этих вопросов лежало на управляющих городами и иными поселениями, т.е. на администрации

Вложенные файлы: 1 файл

Административное правонарушение.docx

— 37.19 Кб (Скачать файл)

«Административное правонарушение» 

 

1. Понятие и признаки  административного правонарушения     

 На раннем этапе становления административного права вопрос о наказании за правонарушения в обществе решался довольно просто: секли головы, руки, заливали горло свинцом, замуровывали в подземелье, резали уши и носы, рвали ноздри, сажали в бочку с нечистотами и ставили рядом палача с мечом, который периодически взмахивал им, заставляя преступника опускаться на дно бочки в нечистоты и др. Приемов наказания, как на Руси, так и в других странах было много и весьма изощренных. С развитием общества появляются разновидности нарушений правопорядка, за которые подобные наказания воспринимались как неприемлемые. Для таких, не столь тяжелых, но и не совсем безобидных для общества правонарушений необходимы были соответствующие тяжести проступка и наказания. Решение этих вопросов лежало на управляющих городами и иными поселениями, т.е. на администрации. В первую очередь необходимость новых наказаний вызывалась характером правонарушений, поскольку они были связаны с появление администрации (руководящих единоличных органов управления) и устанавливаемых ею правопорядка в обществе.    

 Постепенно с понятием  «преступление» стало устойчивым  и понятие административного  правонарушения и ответственности  за него.    

 В настоящее время ответственность за правонарушения, связанные с государственным управлением, предусматривается административным  правом, сформировавшемся за многовековую историю государственности в отдельную отрасль права.    

 Суть понятия административного  правонарушения заключается в  том, что оно посягает на  государственный или общественный  порядок, собственность, права  и свободы граждан, на установленный  порядок управления. Общественная  вредность и опасность – основной  объективный признак правонарушения  отграничивающее его от правомерного  поведения.    

 Для правонарушения  характерны следующие признаки:    

 ♦ всегда сопряжено  с посягательством на приоритеты  и ценности общества и государства,  ущемляет частные и общественные  права и интересы.    

 ♦ является вызовом обществу, пренебрежение тем, что ценно для общества, посягает на условия существования, как общества в целом, так и отдельно взятого гражданина.    

 ♦ как противоправное  деяние по своей природе общественно  вредно типичностью и  распространенностью, имеет массовое проявление.    

 ♦ дезорганизует нормальный  ритм жизнедеятельности общества  и государства, нарушает порядок  государственного управления в  обществе.    

 ♦ причиняет вред  обществу независимо от осознания  данного обстоятельства законодателем.  Одновременно с этим противоправное  деяние находится в зависимости  от законодателя и от него  зависит придание правонарушению  официальной огласки или его  замалчиванию (нецензурная брань).    

 Кодекс Российской  Федерации об административных  правонарушениях от 30.12.2001 г. (КоАП) в  ст. 2.1. определяет: Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.     

 Из определения следует,  что административным правонарушением  является противоправное, т. е.  не соответствующее требованиям  (или запретам) Закона поведение  лица в форме действия или  бездействия. Поведение лица носит  волевой характер, т.е. проявляется  определенная осознанность деяния  и его направленность, а также  стремление достичь определенной  противоправной цели или законной  цели противоправным способом.    

 Действующие в России  различные юридически обязательные правилаимеют своей целью обеспечение правопорядка и государственной дисциплины в определенных сферах деятельности. К ним относятся правила поведения в общественных местах, правила дорожного движения, правила охраны труда и техники безопасности, правила торговли, санитарные, ветеринарные и противопожарные правила, правила охоты, рыбной ловли, правила воинского учета, пограничного режима, налоговые, таможенные правила, правила, действующие в сфере охраны здоровья населения, окружающей среды, природопользования, охраны памятников истории и культуры и т.д.    

 Обязательные правила  адресованы широкому кругу субъектов.  Одни - всем гражданам и юридическим  лицам, другие - работникам тех или иных отраслей хозяйства, социально-культурной и административно-политической деятельности, третьи - должностным лицам, занимающим определенные должности в государственных, муниципальных, общественных, коммерческих организациях.    

 Все  названные и многие  другие правила  устанавливаются  федеральными законами  и законами субъектов  Российской Федерации,  а также органами  исполнительной власти, действующими в  пределах своей  компетенции. В   качестве   примера   можно   назвать   федеральные   законы   «О животном мире» от 24 апреля 1995 г.; «О безопасности дорожного движения»  от  10 декабря  1995 г.; Закон г. Москвы «О пожарной  безопасности»   от  18 декабря  1996  г.,   а   также   Правила дорожного движения,   утвержденные  постановлением   Правительства РФ от 23 октября 1993 г. (с изменениями и дополнениями, внесенными постановлениями Правительства РФ); Правила оказания услуг почтовой связи, утвержденные постановлением Правительства РФ от 26 сентября 2000 г.    

 Одна  из существенных  особенностей обязательных  правил состоит в том, что они защищаются административными санкциями, а их нарушение квалифицируется в качестве административного правонарушения, являющегося основанием административной ответственности.    

 В  характеристике признаков  административного  правонарушения исходными  являются понятия "действие" и "бездействие", которые образуют такое правовое понятие как "деяние".     

  Действие - активная форма поведения правонарушителя, непосредственно связанная с невыполнением обязанностей и законных требований, нарушением запрета (например, нарушение водителями транспортных средств правил дорожного движения).    

  Бездействие - пассивная форма поведения правонарушителя, непосредственно связанная с невыполнением обязанностей и законных требований (например, руководитель торгового предприятия не обеспечил наличие сертификатов на реализуемые товары, в результате чего покупатели не были информированы о происхождении товара).    

 Определяющими  являются следующие  признаки:   

a) Волевой и осознанный характер поведения в форме действие или бездействие;   

  b) Антиобщественность – посягает на интересы общества и государства, зафиксированных в правовых нормах;   

c) Противоправность – запрещенность деяния нормой административного права и заключается в совершении деяния, нарушающего нормы административного и иных отраслей права (трудового, земельного, финансового и т. д.), охраняемые мерами административной ответственности;   

d) Виновность – деяние совершено лицом умышленно или понеосторожности, т.е. имеет место вина правонарушителя;   

e) Наказуемость – деяние признается административным правонарушением, если за его совершение предусмотрена ответственности нормами административного права. 

 

2. Состав  административного  правонарушения    

 Для отграничения правонарушения от иных правонарушений в юридической практике служит конструкция юридического состава правонарушения, представляющего совокупность необходимых и достаточных с точки зрения законодателя условий или элементов (и их признаков) объективного и субъективного характера для квалификации противоправного деяния в качестве правонарушения и его конкретизации.   

 Под составом административного правонарушения понимается установленная правом совокупность признаков (элементов), при наличии которых антиобщественное деяние может повлечь административную ответственность. Юридический состав является единственным основанием административной ответственности правонарушителя.    

 Элементами  состава административного  правонарушения являются:объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.    

 Объектом посягательства административного правонарушения является совокупность общественных отношений в сфере государственного управления, регулируемых нормами административного права и охраняемых мерами административной ответственности. Эту совокупность общественных отношений называют общим объектом противоправного посягательства. В административном праве в общем объекте условно различают:   

1. Родовые объекты – однородная группа общественных отношений, составляющих неотъемлемую и самостоятельную часть общего объекта:     

по отрасли общественной деятельности, в которой складываются общественные отношения выделяют такие родовые объекты как отношения в промышленности, в социальной сфере, сельском хозяйстве, на транспорте, в связи и т.п..          

по содержанию охраняемых общественных отношений: права и свободы граждан, порядок управления, государственный и общественный порядок, различные формы собственности и др.    

 Каждый  административный  проступок имеет видовой, непосредственный объект посягательства, которым является специфическая группа общественных отношений, общих для ряда проступков одного рода (например, видовым объектом такого административного правонарушения, как "Нарушение водителями транспортных средств правил дорожного движения" предусмотренного КоАП РФ, является безопасность дорожного движения).   

2. Видовые объекты – обособленная по характеру административного проступка и объекту противоправного посягательства (безопасность дорожного движения при нарушении правил движения и т.п.) группа общественных отношений, общих для проступков одного рода.   

3. Непосредственный (основной) объект – конкретные общественные отношения, которым причиняется ущерб правонарушением;   

Дополнительный - конкретные общественные отношения, которым причиняется ущерб правонарушением, но они не являются основным объектом правовой охраны со стороны государства;   

5. Факультативный - общественные отношения, которым может быть причинен ущерб правонарушением.    

 Объективная  сторона - проявление противоправного поведения вовне, заключаающееся в деянии (действии или бездействии), которое выражается в нарушении установленных административно-правовыми нормами правил. Наличие объективной стороны во многих случаях зависит от времени, места, способа, характера совершения деяния, наступивших вредных последствий, совершения противоправного деяния в прошлом, систематичность противоправного деяния. С позиции права только действием (бездействием) или в отдельных случаях вербальной активностью (нецензурная брань, оскорбление, клевета и пр.) может быть причинен ущерб защищаемым правам и интересам.    

 По своему  составу деяния  могут быть простыми, содержащими одно (единое) действие или сложными, состоящими из нескольких самостоятельных действий, растянутыми во времени или совершенными группой лиц.     

 К  элементам объективной  стороны правонарушения  относитсяпричинная связь между деянием и наступившими последствиями и причиненный вред. Противоправное деяние предшествует во времени вредному последствию и является главной и непосредственной причиной вызывающего его (последствие). Вред выражается в совокупности отрицательных последствий правонарушения, представляющих собой нарушение правопорядка, уничтожение какого-либо блага, ценности или ограничение пользования ими, стеснение свободы поведения других лиц, ущемление их субъективных прав и свобод. Вред может посягать наспецифические или общие интересы.

Совокупность  признаков (элементов), установленных нормами  административного  права, характеризующих  внешнее проявление правонарушения (объективную  сторону), можно разделить  на два вида:     

= Основные: собственно деяние в форме действия либо бездействия, общественно вредные последствия, причинная связь между деянием и наступившими последствиями;    

  = Факультативные: время, место, способ, признак «другого лица».    

 Содержание  объективной стороны может включать характер деяния:    

  Неоднократность - совершение двух или более однородных административных правонарушений. Неоднократность квалифицируется как единое правонарушение;    

  Повторность. В соответствии с законодательством об административных правонарушениях под повторностью подразумевается совершение одним и тем же лицом в течение года однородного правонарушения, за которое оно уже подвергалось административному взысканию;   

  Злостным, систематическим,  продолжающимся административным правонарушением является совершение ряда возобновляемых во времени, тождественных действий или бездействия, составляющих в совокупности единое правонарушение.  

 Признак злостности характеризует упорство, четко выраженное нежелание правонарушителя подчиниться неоднократно предъявляемым законным требованиям, предупреждениям полномочного должностного лица, представителя власти, другого компетентного лица.   

  Систематическим признается правонарушение, совершаемое в течение года несколько раз (более трех нарушений), причем в какой-либо одной сфере, одними и теми же субъектами - систематическое нарушение водителями Правил дорожного движения.   

Информация о работе Административное правонарушение