Административное наказание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 14:42, курсовая работа

Краткое описание

Начавшаяся с 1994 г. и затянувшаяся на длительный период
административно-деликтная реформа привела к неоправданному росту
количества совершаемых административных правонарушений. Сложилась
ситуация, когда действующее законодательство об административной
ответственности не способно было служить той цели, ради которой оно
принималось, - противодействию и профилактике правонарушений, в том
числе ввиду крайне неэффективного контроля за качеством управления и за
соблюдением законов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Административное наказание: понятие, содержание и цели. 5
1.1. Понятие административного наказания. 5
1.2. Цели административных наказаний, их виды и содержание. 8
Глава 2. Система и виды административных наказаний: понятие и признаки. 12
Глава 3. Виды административных наказаний. 15
3.1. Виды административных наказаний, условия и порядок их применения. 15
3.1.1. Предупреждение 17
3.1.2 Административный штраф 19
3.1.3. Конфискация орудия совершения или предмета администра- тивного правонарушения 21
3.1.4. Лишение специального права, предоставленного физическому лицу 22
3.1.5. Административный арест 25
3.1.6. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства 26
3.1.7. Дисквалификация 27
3.1.8. Административное приостановление деятельности 29
3.1.9. Обязательные работы. 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач_Административное право.docx

— 71.86 Кб (Скачать файл)

Между тем представляется, что цель специального предупреждения не  
сводится лишь к исправлению правонарушителя. Предупредить возможность  
совершения виновным новых правонарушений в ряде случаев возможно и  
другими способами, например запрещая по суду дисквалифицированному  
лицу занимать руководящие должности в исполнительном органе управления  
юридического лица, осуществлять предпринимательскую деятельность по  
управлению юридическим лицом, а также в иных случаях, предусмотренных  
законодательством РФ. Кроме того, сам факт продолжительного ограничения  
правонарушителя в правах, как правило, устраняет на длительное время  
возможность совершения им новых правонарушений. Административные  
наказания в конечном итоге применяются для того, чтобы "вызвать  
положительную для общества психическую "встряску" правонарушителя,  
нужное для общества переустройство его сознательно-волевых качеств".

Вместе с тем каждое административное наказание воздействует не  
только на правонарушителя, но и на других лиц, оно в известной степени способно тем самым осуществить цель как специального, так и общего предупреждения.

Общая превенция (общее предупреждение) представляет собой предупреждение правонарушений со стороны других лиц, склонных к совершению правонарушений (неустойчивых, незаконопослушных граждан), которых от совершения правонарушений удерживает реальное административное наказание конкретного правонарушителя. Устрашение административным наказанием сохраняется в угрозе лишения  человека каких либо благ - свободы, определенного образа жизни, к которому он привык, отрыва от работы, материальных потерь и др. [3].

Угороза применения административного  наказания обращена к сознанию и  воле людей, поэтому она может  в какой-то мере служить сдерживающим началом для тех, кто намеревается совершить правонарушение в силу своих аморальных качеств, установок, взглядов и др. Постановка перед  административным наказанием цели общего предупреждения, понимаемой как формирование боязни совершения правонарушения, предполагает, что угороза неотвратимости  административного  наказания пройдет через сознание склонного к совершению правонарушения лица и окажет позитивное влияние  на уровень его неправомерной  активности.

Общепредупредительное воздействие административного наказания  
нельзя сводить только к устрашающему воздействию на неустойчивых лиц.  
Немаловажным фактором в предупреждении правонарушений является  
воспитание всех членов общества в направлении выработки у них  
позитивной морали, убеждений и взглядов, наконец, нравственности. Важно  
также знать и то, что механизм влияния административного наказания на  
различных лиц неодинаковый, многое зависит от уровня общественного  
правосознания, морального и культурного уровня населения, полноты  
реализации принципа неотвратимости административного наказания и т.д.  
Поэтому в плане устрашения как предостережения от совершения правонарушений адресатами могут являться только незаконопослушные  
лица, а в плане воспитательного влияния - все граждане. Именно это и  
образует общепревентивное воздействие.

Таким образом, цели административного наказания (согласно ст. 3.1. КоАП):

1. Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

2. Административное наказание  не может иметь своей целью  унижение человеческого достоинства  физического лица, совершившего  административное правонарушение, или причинение ему физических  страданий, а также нанесение  вреда деловой репутации юридического  лица.

Федеральный законодатель недвусмысленно указал на то, что административное наказание не может иметь своей  целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица (ч. 2 ст. 3.1 КоАП РФ). [2].

В принципе, цели административного наказания следует рассматривать  
как конечный результат, которого стремится достичь государство, порицая  
виновного за совершение административного правонарушения. [4].

 

Глава 2. Система и виды административных наказаний: понятие и признаки.

Административные наказания  представляют собой двухуровневую  
систему (федеральный и региональный), в понимание которой КоАП РФ внес  
некоторые корректировки, называя систему административных наказаний  
перечнем (п. 2 ч. 1 ст. 1.3). Под системой административных наказаний  
понимается внутренне организованное единство, состоящее упорядоченного  
множества относительно самостоятельных видов административных  
наказаний, совокупность которых выражает предназначение  
административного наказания в социальной среде.

Из данного определения  с очевидностью вытекают все основные и  
характерные признаки, которым должна отвечать дефиниция, раскрывающая  
данное образование собственно как «систему административных  
наказаний». [4].

Первый признак — общий  и выражает логику системообразующих  связей  
элементов любой системы, в том числе и административных наказаний.  
Перечисленные в КоАП РФ виды административных наказаний имеют много  
общих черт, например единый порядок наложения, одни и те же цели  
применения, наконец, все они являются мерами административной  
ответственности и устанавливаются государством.

Второй признак — структурно-иерархическое  единство. Систему адми- 
нистративных наказаний образует систематизированный и исчерпывающий  
перечень административных наказаний в ст. 3.2 КоАП РФ, который включает  
карательные санкции, разные по содержанию, тяжести и иным признакам.  
Перечень наказаний дан в определенной последовательности: от менее суро- 
вых к более суровым. Законодателем определена иерархия наказаний, кото- 
рая должна учитываться как законодательными органами субъектов РФ, так и судьями, органами, должностными лцами, рассматривающими дела об  
административных правонарушениях и назначающими административные  
наказания.

Действующий КоАП РФ закрепляет девять видов административ- 
ных наказаний, к числу которых относятся: предупреждение; администра- 
тивный штраф; обязательные работы; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест; административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация; административное приостановление деятельности.

Последовательность расположения административных наказаний имеет  
как принципиальное, так и утилитарное значение: дает возможность уяснить,  
как надлежит оценивать сравнительную суровость каждого  
административного наказания законодателем при дифференциации  
административной ответственности; указывает на то, какое  
административное наказание может предпочесть правоприменитель при  
решении вопроса об адекватном выборе и гармоничном сочетании  
конкретных административных наказаний, оговоренных в санкции статьи.

Третий признак — относительная  самостоятельность. Административные  
наказания, перечисленные в КоАП РФ, являются мерами административной  
ответственности, им присущи специфические закономерности  
функционирования и каждый их вид имеет свои особенности, которые  
образуют присущую ему (и только ему) индивидуальность.

Четвертый признак — относительная  устойчивость. Система  
административных наказаний — относительно устойчивая правовая  
категория, в пределах которой допустимы изменения свойств ее элементов- 
видов административных наказаний и их связей. В то же время это не  
означает, что правоприменитель не должен придерживаться того перечня  
наказаний, который установлен ст. 3.2 КоАП РФ.

В правовом государстве, где  права, свободы и пределы их ограничения устанавливаются только законом, суды, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, не имеют права ни при каких обстоятельствах отступать от установленного перечня административных наказаний и обязаны строго руководствоваться им при отправлении административного правосудия.

Таким образом, в правовом (узком) понимании система  
административных наказаний представляется как относительно  
самостоятельная и устойчивая в структуре административного принуждения,  
упорядоченная по критерию сравнительной суровости, совокупность видов  
административных наказаний, взаимодействие и взаимосвязь которых  
обусловлены единством административного наказания в административно- 
наказательной политике государства.

В самом общем смысле правовая значимость системы  
административных наказаний обусловлена прежде всего адекватностью ее  
понимания как законодателем, так и правоприменителем.[4].

 

 

Глава 3. Виды административных наказаний.

3.1. Виды административных наказаний, условия и порядок их  
применения.

В соответствии со ст. 1.3 КоАП РФ к ведению Российской Федерации  в  
области законодательства об административных правонарушениях среди  
прочего относится установление перечня видов административных наказаний  
и правил их применения. Возможные виды административных наказаний ус- 
танавливаются только КоАП РФ. Перечень видов административных наказаний, установленных КоАП РФ, не может быть расширен законами субъектов РФ об административных правонарушениях. [2].

Систематизированный и исчерпывающий  перечень административных  
наказаний дан в ст. 3.2 КоАП РФ. Все они образуют систему административ- 
ных наказаний, которая включает карательные санкции, разные по содержа- 
нию, тяжести и иным признакам. Перечень наказаний дан в определенной  
последовательности: от менее суровых к более суровым. Законодателем оп- 
ределена иерархия наказаний, которая должна учитываться как законода- 
тельными органами субъектов РФ, так и судьями, органами, должностными  
лицами, рассматривающими дела об административных правонарушениях и  
назначающими административные наказания.

В настоящее время, как  уже было отмечено выше, КоАП РФ установил  
девять видов административных наказаний.

В отношении физических лиц  могут применяться все эти  виды админи- 
стративных наказаний; в отношении юридических лиц — только такие адми- 
нистративные наказания, как предупреждение, административный штраф,  
конфискация орудия совершения или предмета админист- 
ративного правонарушения.

Административные наказания  в виде обязательных работ, конфискации  
орудия совершения или предмета административного правонарушения, ли- 
шения специального права, предоставленного физическому лицу, админист- 
ративного ареста, административного выдворения за пределы Российской  
Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, дисквали- 
фикации устанавливаются только КоАП РФ. Административные наказания в  
виде предупреждения и административного штрафа предусматриваются как  
КоАП РФ, так и законами субъектов РФ об административных правонаруше- 
ниях.

Все административные наказания  характеризуются общим основанием  
их применения — совершением административного правонарушения. Законодательство об административных правонарушениях, кроме того, определяет единые принципы и порядок их назначения. [2].

Среди административных наказаний  по содержанию карательного воз- 
действия можно выделить:

  • морально-правовое (предупреждение);
  • имущественные (административный штраф, возмездное изъятие предмета, конфискация предмета);
  • ограничивающие личные свобды физических лиц (административный арест,административное выдворение за пределы Российской Федерации);
  • организационные (лишение специального права, предоставленному физическому лицу; дисквалификация).

Назначение шести из восьми предусмотренных КоАП РФ видов наказаний  находится в юрисдикции судей. Это  – обязательные работы; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест;административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация.

Эти наказания назначаются  судьями по всем составам правонарушений, за совершение которых они предусмотрены.

В административном порядке  КоАП РФ разрешает применять только предупреждение, штраф и в отдельных случаях — административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

Кодекс РФ об административных правонарушениях подразделяет ад- 
министративные наказания на основные и дополнительные. Дополнительное  
наказание назначается в качестве второго наказания к основному. Например,  
в соответствии с ч. 1 ст. 14.16 этого Кодекса розничная продажа этилового  
спирта влечет наложение административного штрафа (основное наказание) с  
конфискацией этилового спирта (дополнительное наказание).

В соответствии со ст. 3.3 КоАП РФ предупреждение, административ- 
ный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому  
лицу, административный арест и дисквалификация могут устанавливаться и  
применяться только в качестве основных административных наказаний. Воз- 
мездное изъятие орудия совершения или предмета административного пра- 
вонарушения, конфискация орудия совершения или предмета администра- 
тивного правонарушения, а также административное выдворение за пределы  
Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства  
может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и допол- 
нительного административного наказания. За одно административное право- 
нарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное  
административное наказание.

Информация о работе Административное наказание