Административная ответственность иностранных граждан в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2015 в 08:14, дипломная работа

Краткое описание

Основной целью исследования является комплексное изучение института административно-правовой ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, рассмотрение теоретических и практических проблем, связанных с правоприменительной деятельностью органов внутренних дел в данной области, а также формирование обоснованных предложений, направленных на совершенствование административного законодательства в исследуемом вопросе.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………
3
Глава 1
Состав административных правонарушений, совершаемых иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории Российской Федерации

1.1
Объективные признаки составов административных правонарушений, совершаемых иностранными гражданами и лицами без гражданства ………………….………………………

7
1.2
Субъективные признаки составов административных правонарушений, совершаемых иностранными гражданами и лицами без гражданства …………….……………………………

17
Глава 2
Порядок привлечения к административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства и ее меры

2.1
Порядок привлечения к административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства ….………………

28
2.2
Виды административных наказаний, применяемых к иностранным гражданам и лицам без гражданства ……………

36
Заключение ………………………………………………..…………..….…….
47
Список литературы ……………………….………………………….….……

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом ответственность ИГ.doc

— 323.50 Кб (Скачать файл)

- дополнить статью примечанием следующего содержания: «К иностранному гражданину, постоянно проживающему на территории Российской Федерации, обремененному семейными, имущественными и иными обязанностями, положительно характеризующемуся по месту жительства, работы (учебы), в случае совершения им административного правонарушения, за которое предусмотрено административное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, данное наказание может быть заменено административным штрафом и (или) общественно полезными работами».

4. Во исполнение ст. 3.3 КоАП РФ административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства должно быть представлено в соответствующих статьях главы 18 КоАП РФ, как в виде основного, так и в виде дополнительного административного наказания.

5. Предусмотреть конфискацию орудия  совершения или предмета административного  правонарушения в составах административных правонарушений, затрагивающих сферу трудовой деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации.

6. Меру административной ответственности в виде административного приостановления деятельности представить в соответствующих статьях главы 18 КоАП РФ в виде не только основного, но и дополнительного административного наказания.

7. Исключить из практики применения возможность досрочного прекращения исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности путем отмены ч. 3 ст. 3.12 КоАП РФ.

8. Ввести альтернативную меру административного наказания - общественно полезные работы, закрепив ее в главе 3 КоАП РФ в следующей редакции:

«Статья 3.13. Общественно-полезные работы.

1. Общественно полезные работы  заключаются в контролируемом  осуществлении нарушителем безвозмездных  услуг по благоустройству отдельно  взятых объектов на территории Российской Федерации сроком до пятнадцати суток.

2. Общественно полезные работы  как мера административного наказания  устанавливаются в отношении  иностранного гражданина или  лица без гражданства при его  письменном согласии и в альтернативу  административному штрафу или административному выдворению последнего за пределы Российской Федерации и назначаются только по решению суда».

 

 

 

 

 

Заключение

Результаты исследования административной ответственности за правонарушения, совершаемых иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории Российской Федерации, дают основание сформулировать ряд выводов и предложений.

Неотъемлемой частью деятельности правоохранительных органов по применению законодательства об административных правонарушениях является квалификация административных правонарушений. При этом существенное значение для работы правоприменителей имеет системность законодательства. В то же время современное состояние структуры гл. 18 КоАП РФ противоречит принципу системности. В ней содержатся достаточно разнородные составы административных правонарушений (статьи, предусматривающие административную ответственность за правонарушения в области защиты Государственной границы РФ и обеспечения режима пребывания иностранных граждан и лиц без граждан на территории России. Кроме того, законодателем включена в состав гл. 18 ст. 18.13 «Незаконная деятельность по трудоустройству граждан Российской Федерации за границей», предусматривающая правонарушение, объектом которого является порядок лицензирования и трудоустройства граждан (в том числе за пределами Российской Федерации), не связанные с нарушениями Государственной границы РФ и режимом пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на ее территории). Вместе с тем правонарушение, выражающееся в представлении ложных сведений при осуществлении миграционного учета (ст. 19.27), относящееся по признаку родового объекта к группе правонарушений в области обеспечения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории России, включено законодателем в содержание гл. 19 КоАП РФ. Проведенный анализ норм КоАП РФ позволяет сделать вывод о необходимости приведения их в строгую систему в соответствии с родовым объектом правонарушений, которым является режим пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации. Поэтому необходимо изменить название гл. 18 КоАП РФ и изложить в следующей редакции: «Глава 18. Административные правонарушения в области защиты Государственной границы Российской Федерации, обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации и в сфере управления их трудовой деятельностью в Российской Федерации».

Кроме того, использование законодателем принципа объединения всех однородных составов административных правонарушений в отдельные самостоятельные главы КоАП РФ свидетельствует о необходимости определения ст. 19.27 КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства за предоставление ложных сведений при осуществлении миграционного учета, в гл. 18 КоАП РФ.

Бланкетный способ изложения диспозитивной части каждой из рассмотренных норм, закрепленных в КоАП РФ, говорит о существовании неточностей и противоречий между самим КоАП РФ и теми федеральными законами и актами органов исполнительной власти, к которым отсылает данная норма, часто это связано с «устарением» отдельных норм ранее принятых нормативно-правовых актов.

Анализ объекта административных правонарушений, предусмотренных гл. 18 КоАП РФ, совершаемых иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории Российской Федерации, свидетельствует о том, что содержание данной главы КоАП РФ значительно шире, чем указано в ее названии, поскольку абсолютно не учтена сфера трудовой деятельности данной категории лиц на территории нашей страны. Кроме того, исходя из родового объекта охраны ст. 19.27 КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства за предоставление ложных сведений при осуществлении миграционного учета, указанная статья неверно помещена в гл. 19 КоАП РФ.

Анализ действующего административного законодательства показывает, что иностранные граждане и лица без гражданства могут выступать как общим, так и специальным субъектом административной ответственности, то есть совершаемые административные правонарушения иностранцев можно подразделить на проступки общего и специального вида. Первая группа не отличается от соответствующих административных правонарушений, совершаемых российскими гражданами. Вместе с тем, законодатель определяет ряд правонарушений, за совершение которых к административной ответственности могут быть привлечены исключительно иностранные граждане и лица без гражданства. В данном случае они выступают в качестве специального субъекта. Необходимо отметить, что специальным субъектом административной ответственности иностранные граждане могут быть в случае обладания ими наряду с общими признаками (возраст, вменяемость) и специального признака, отсутствие российского гражданства, который законодателем включен в качестве конструктивного в состав административных правонарушений.

Иностранные граждане и лица без гражданства, являясь по российскому законодательству специальными субъектами административных правонарушений, при этом четко не определены в качестве таковых в ст. 18.2-18.3, 18.6-18.7, 18.11, 18.13-18.17 КоАП РФ.

Субъективная сторона административных правонарушений, совершаемых иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории Российской Федерации, характеризуется наличием виновного начала, выражающегося в форме умысла или неосторожности.

Производство по делам об административных правонарушений иностранными гражданами или лицам без гражданства на территории России, как правило, не требует проведения административного расследования, регламентированного положениями ст. 28.7 КоАП РФ. Между тем, административные правонарушения рассматриваемой категории не подпадают и под положения ст. 28.6 КоАП РФ о назначении административного наказания без составления протокола по причине значительности административно-правовых санкций, предусмотренных за совершение данных правонарушений.

Производство по делам об административных правонарушений иностранными гражданами или лицам без гражданства включает в себя четыре стадии: возбуждение дела об административном правонарушении, рассмотрение дела об административном правонарушении, пересмотр постановления и решения (факультативная стадия), исполнение постановления по делу об административном правонарушении.

Каждая стадия производства по делам об административных правонарушениях иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации имеет свои характерные особенности и связанные с ними проблемные вопросы осуществления. В этой связи приоритетным направлением теоретических научных исследований является изучение и систематизация правоприменительного опыта в данной сфере, разработка предложений по совершенствованию работы органов государственной власти по стабилизации миграционной обстановки в Российской Федерации.

В целях повышения эффективности применения мер административной ответственности, закрепленных в КоАП РФ, в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, необходимо осуществить нормотворческую работу, а именно в ст. 3.5 КоАП РФ предусмотреть возложение административного штрафа, применяемого в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства за совершенное им административное правонарушение на территории Российской Федерации, на приглашающую сторону.

Решение проблемных вопросов в общей их совокупности, сможет повлиять на снижение общего уровня административных правонарушений, совершаемых иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории Российской Федерации.

 

Список литературы

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.

2. Кодекс РФ об административных правонарушениях: федеральный закон РФ от 30 декабря 2001 г.  N 195-ФЗ (с измен. и доп. от 21.07.2011 N 252-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - N 1 (ч. 1). - Ст. 1.

3. О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию : федеральный закон от 15 августа 1996. N 114-ФЗ. (с измен. и доп. от 30.12.2012 г. N 321-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - N 34. - Ст. 4029.

4. О правовом положении иностранных граждан в РФ : Федеральный закон от 25 июля 2002. N 115-ФЗ.  (в ред. от 03.12.2012 N 244-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2002. - N 30. - Ст. 3032.

5. Об утверждении формы ходатайства работодателя, заказчика работ (услуг) о привлечении высококвалифицированного иностранного специалиста и формы патента, выдаваемого иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы : постановление Правительства РФ от 30 июня 2010. N 487. //  Собрание законодательства РФ. - 2010. - N 28. - Ст. 3704.

6. Правила расходования средств на мероприятия по депортации либо административному выдворению, принятых : постановление Правительства РФ от 24 октября 2002. - N 769. // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2002. – № 43. – Ст. 4275.

Монографии, исследования

7. Алексеева A.B. О некоторых проблемах при составлении протокола об административных правонарушениях и рассмотрении дела об административном правонарушении // Теория и практика административного права и процесса : Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти профессора В. Д. Сорокина (пос. Небуг, 1314 октября 2006 года) / Отв. ред. профессор В.В. Денисенко, доцент А.Г. Эртель. - Краснодар: Изд-во «Кубанькипо»,  2006. – 543 с.

8. Васильев, В. В. Цель, как факультативный признак субъективной стороны состава правонарушения / В.В. Васильев // Вектор науки ТГУ. – 2010. - № 3(3). – С. 35.

9. Вельский, К. С. К вопросу об определении понятия административной ответственности // Адм. право и адм. процесс : Актуальные проблемы / Отв. ред. Л. Л. Попов, М. С. Студеникина. - М.: Юристъ, 2004. – 182 с.

10. Ильин А.А. Время как признак объективной стороны состава правонарушения / А.А. Ильин // Государство и регионы. – 2011. - № 1(1). – С. 48-51.

11. Катаева, О. В. Административная ответственность за нарушения в области обеспечения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук / Катаева О. В. - Воронеж, 2007. – 212 с.

12. Кондаков, А. В. Административная ответственность иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц : дис. ... канд. юрид. наук / Кондаков А.В. - М., 2006. – 199 с.

13. Кондрашина, К. П. Административно-правовое регулирование в сфере миграционной политики в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук / Кондрашина К. П. - М., 2007. – 193 с.

14. Мишунина, А. А. Административная ответственность за нарушение режима пребывания иностранных граждан в Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук / Мишунина А.А. - Тюмень, 2004. – 206 с.

15. Нечевина,  Н. Д. Криминальная миграция в современной России : криминологический, уголовный и административный аспекты : Монография / Н. Д. Нечевина, И. В. Плясова. - М.: ВНИИ МВД РФ, 2006. - 122 с.

16. Овчинников, А. О. Некоторые вопросы  государственного регулирования  миграционных процессов в Российской  Федерации // Вопросы совершенствования деятельности милиции общественной безопасности: Сборник N 15. М.: ВНИИ МВД России, 2008. С. 132.

17. Паукова, Ю. В. Административное выдворение, депортация и реадмиссия как механизм удаления иностранных граждан и лиц без гражданства с территории Российской Федерации / Ю. В. Паукова // Административное право и процесс. - 2012. - N 1. - С. 55 - 57.

Информация о работе Административная ответственность иностранных граждан в Российской Федерации