Административная ответственность иностранных граждан в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2015 в 08:14, дипломная работа

Краткое описание

Основной целью исследования является комплексное изучение института административно-правовой ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, рассмотрение теоретических и практических проблем, связанных с правоприменительной деятельностью органов внутренних дел в данной области, а также формирование обоснованных предложений, направленных на совершенствование административного законодательства в исследуемом вопросе.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………
3
Глава 1
Состав административных правонарушений, совершаемых иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории Российской Федерации

1.1
Объективные признаки составов административных правонарушений, совершаемых иностранными гражданами и лицами без гражданства ………………….………………………

7
1.2
Субъективные признаки составов административных правонарушений, совершаемых иностранными гражданами и лицами без гражданства …………….……………………………

17
Глава 2
Порядок привлечения к административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства и ее меры

2.1
Порядок привлечения к административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства ….………………

28
2.2
Виды административных наказаний, применяемых к иностранным гражданам и лицам без гражданства ……………

36
Заключение ………………………………………………..…………..….…….
47
Список литературы ……………………….………………………….….……

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом ответственность ИГ.doc

— 323.50 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………

3

Глава 1

Состав административных правонарушений, совершаемых иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории Российской Федерации

 

1.1

Объективные признаки составов административных правонарушений, совершаемых иностранными гражданами и лицами без гражданства ………………….………………………

 

7

1.2

Субъективные признаки составов административных правонарушений, совершаемых иностранными гражданами и лицами без гражданства …………….……………………………

 

17

Глава 2

Порядок привлечения к административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства и ее меры

 

2.1

Порядок привлечения к административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства ….………………

 

28

2.2

Виды административных наказаний, применяемых к иностранным гражданам и лицам без гражданства ……………

 

36

Заключение ………………………………………………..…………..….…….

47

Список литературы ……………………….………………………….….……

51


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Снятие многих административных запретов и ограничений на въезд иностранных граждан и лиц без гражданства, открытость российской экономики для иностранных юридических лиц, развитие экономических, политических н профессиональных международных связей в настоящее время повлекло резкое увеличение числа пребывающих в Российской Федерации иностранных граждан, лиц без гражданства.

В связи с этим проблема административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации приобретает все большую актуальность.

Ежегодно на территории Российской Федерации за нарушение российского административного законодательства к административной ответственности привлекаются тысячи иностранных граждан и лиц без гражданства. Статистика свидетельствует о наличии устойчивой тенденции роста числа прибывающих в Россию иностранных граждан и лиц без гражданства, а также совершаемых ими административных правонарушений на территории нашей страны. Так, если взять отдельно один из регионов Российской Федерации, например, Приморский край, то по данным Федеральной миграционной службы Российской Федерации по Приморскому краю, за последнее время существенно возросло количество иностранных граждан, совершивших правонарушения. Если в 2011 г. к ответственности за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации (ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ) было привлечено 6805 иностранцев, то в 2012 году за это же правонарушение - 7402, за незаконное осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации (ст. 18.10 КоАП РФ) в 2011 году – 2482 иностранных гражданина, то в 2012 году эта цифра составила 42111.

Анализ законодательства, регулирующего отношения в сфере миграции, позволяет сделать вывод о том, что административная ответственность такой категории мигрантов, как иностранные граждане и лица без гражданства, усиливается. Значительно большее количество видов деяний признаются правонарушением, повышены размеры административных штрафов. Субъектный состав правонарушений также расширен. К тому же в связи с активным ростом за последние двадцать лет миграции появились совершенно новые общественные отношения, которые создали благоприятные условия для возникновения целого ряда новых нарушений в этой области. В целях регулирования названных отношений и борьбы с правонарушениями появилось много нормативных правовых актов. Но эффективность законодательства зависит не столько от количества правовых норм, сколько от качества правоприменительной деятельности государственных органов, а, следовательно, от знания действующего законодательства, умения его анализировать и обобщать опыт применения.

Большое значение в укреплении законности и правопорядка в сфере регулирования административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства имеют меры административного принуждения и административной ответственности. А потому как никогда актуально изучение административно-правовых норм, регулирующих вопросы борьбы с административными правонарушениями, совершаемыми иностранными гражданами и лицами без гражданства и применения административной ответственности.

Объектом исследования стал комплекс общественных отношений, складывающихся в процессе установления и применения административной ответственности за правонарушения, совершаемые иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории Российской Федерации.

Предметом исследования является комплекс административно-правовых средств воздействия на иностранных граждан и (или) лиц без гражданства за совершаемые ими неправомерные, запрещенные законом действия (бездействие) на территории Российской Федерации.

Основной целью исследования является комплексное изучение института административно-правовой ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, рассмотрение теоретических и практических проблем, связанных с правоприменительной деятельностью органов внутренних дел в данной области, а также формирование обоснованных предложений, направленных на совершенствование административного законодательства в исследуемом вопросе.

Достижение указанной цели обусловило решение следующих задач:

- исследовать объективные и субъективные признаки составов административных правонарушений, совершаемых иностранными гражданами и лицами без гражданства;

- рассмотреть порядок привлечения к административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства;

- проанализировать особенности видов административных наказаний, применяемых к иностранным гражданам и лицам без гражданства за совершение ими административного правонарушения;

- сформулировать предложения по совершенствованию административного законодательства в исследуемом вопросе.

Содержание и результаты исследования базируются на трудах таких отечественных ученых-административистов, внесших существенный вклад в разработку отдельных проблем административной ответственности и административно-процессуального права, как: Д.Н. Бахрах, В.В. Васильева, К.С. Вельского, А.В. Жданова, А.А. Ильина, О.В. Катаевой, А.В. Кондакова, К.П. Кондрашина, О.П. Левченко, Н.В. Макарейко, И.В. Максимова, А.А. Мишуниной, Н.Д. Нечевиной, А.О. Овчинникова, Ю.В. Пауковой, Л.Л. Попова, Ф.П. Портнова, В.Е. Севрюгина, Е.А. Симоновой, И.Н. Сиренко, Ю.В. Трунцевского, Р.В. Цветковой, Е. Шестаковой и др.

Нормативно-правовую базу исследования составили Конституция Российской Федерации, Кодекс об административных правонарушениях РФ, нормативные акты, регламентирующие правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства, а также ведомственные нормативные акты и практика деятельности федеральной миграционной службы в данной области.

Структура исследования обусловлена целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения, списка литературы и приложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Состав административных правонарушений, совершаемых иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории Российской Федерации

1.1 Объективные признаки составов административных правонарушений, совершаемых иностранными гражданами и лицами без гражданства  

Важным моментом, необходимым для привлечения иностранного гражданина и (или) лица без гражданства к административной ответственности, является определение юридического состава совершенного ими административного правонарушения.

Следует подчеркнуть, что общее учение о составе административного правонарушения соответственно распространяется и на административные правонарушения, совершенные иностранными гражданами и лицами без гражданства.

В данном параграфе своего исследования рассмотрим объективные признаки состава административного. Итак, к объективным признакам состава административного правонарушения относятся как объект, так объективная сторона административного правонарушения. Рассмотрим указанные признаки применительно иностранными гражданами и лицами без гражданства более подробно, относительно той последовательности, в которой они изложены выше.

В теории административного права выделяются такие понятия, как общий объект, т.е. вся совокупность общественных отношений, охраняемых нормами законодательства об административных правонарушениях, и родовой объект, т.е. отдельная группа однородных общественных отношений, ее содержание обычно раскрывается в названии главы КоАП2.

В качестве общего объекта административного правонарушения рассматривается вся совокупность общественных отношений, указанных в ст.1.2 КоАП РФ. К ним относятся: «права и свободы человека и гражданина, здоровье граждан, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, общественная нравственность, окружающая среда, установленный порядок осуществления государственной власти, общественный порядок и общественная безопасность, собственность, законные экономические интересы физических и юридических лиц, общества и государства». Родовым объектом признается группа однородных, близких по содержанию или сфере (отрасли) возникновения и существования общественных отношений. Такая относительно самостоятельная группа отношений является частью общего объекта административного правонарушения.

Выделение родовых объектов необходимо законодателю для систематизации составов административных правонарушений, которые группируются по признаку родового объекта.

В нашем случае это гл. 18 КоАП «Административные правонарушения в области защиты государственной границы РФ и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории РФ», содержащая составы, родовым объектом которых являются общественные отношения в области защиты государственной границы РФ и режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ.

Характерной особенностью, для установления факта противоправности нарушений в области миграционного законодательства, является то, что диспозитивные части норм, предусматривающие ответственность за их совершение, изложены бланкетным способом, поэтому необходимо обращаться к тем законодательным актам, которые закрепляют миграционные правила. Например, для установления факта противоправности по ст. 18.10 «Незаконное осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации», следует обратиться к Федеральному закону «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»3, а также к другим нормативно-правовым актам, которые в той или иной степени содержат аспекты правового статуса иностранных граждан, например, Постановление Правительства РФ от 30 июня 2010 г. N 4874.

Однако, часто возникают проблемы, связанные с несоответствием нормам действующего КоАП РФ или же «устарением» отдельных норм тех нормативно-правовых актов, к которым отсылает КоАП РФ (например, к Федеральному закону РФ от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» или к Федеральному закону РФ от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»).

Подвергая структурному анализу гл. 18 КоАП РФ, одни авторы привычно склонны подразделять ее нормы на два условных блока: во-первых, нормы, устанавливающие ответственность за правонарушения в области защиты Государственной границы Российской Федерации, и, во-вторых, нормы, устанавливающие ответственность за нарушения в области обеспечения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации5, а другие считают, что данная глава, в общем, объединяет административные правонарушения в сфере миграции6.

Безусловно, каждая из вышеназванных точек зрения имеет право на существование, однако в данном случае не учитывается довольно развитая в настоящее время сфера трудовой деятельности иностранцев в России7, которая с каждым днем привлекает к себе все больше внимания как со стороны специализированных по данным вопросам служб и подразделений, так и средств массовой информации. В силу этого, на законодательном уровне уже приняты меры в части усиления ответственности за нарушения в сфере трудовой деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации, а именно введены ряд новых статей в гл. 18 КоАП РФ.

Таким образом, учитывая вышеизложенное можно, сделать вывод о том, что содержание гл. 18 КоАП РФ значительно шире, чем указано в ее названии. Поэтому, считаем, что необходимо расширить объект охраны гл. 18 КоАП РФ за счет включения в него защиту трудовой деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства и название целесообразнее представить в действующей редакции следующим образом: «Административные правонарушения в области защиты Государственной границы Российской Федерации, обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации и в сфере управления их трудовой деятельностью в Российской Федерации».

Кроме того, законодателем не включена в гл. 18 КоАП РФ ст. 19.27 «Представление ложных сведений при осуществлении миграционного учета», которая, по нашему мнению, также по своему родовому объекту соответствует содержанию главы 18 КоАП РФ, включающей административные правонарушения в сфере обеспечения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации. Необходимо объединить данную статью КоАП РФ с аналогичными по родовому объекту составами административных правонарушений в области обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации.

Составы административных правонарушений, совершаемые иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории Российской Федерации, в своем диссертационном исследовании Е.А. Симонова8, условно, в зависимости от объекта, разделяет в виде следующих трех групп:

Информация о работе Административная ответственность иностранных граждан в Российской Федерации