Административная ответственность за правонарушения в области железнодорожного транспорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 11:43, курсовая работа

Краткое описание

На их основе осуществляется деятельность государственных органов по организации движения и эксплуатации транспорта, контролю и надзору за ним, применению профилактических мер, а так же привлечению виновных к ответственности за нарушение правил, регламентирующих безопасную работу транспорта.
Целью курсовой работы является исследование правонарушений в области железнодорожного транспорта, как административно-правовые отношения, их сущность, особенности и характеристика.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...……..3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ОСНОВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЯ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ…………………………………………………..……………….5
1.1. Понятие административного правонарушения в области
железнодорожного транспорта…………………………………………………..5
1.2. Правовые основы административной ответственности и полномочия органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях на железнодорожном транспорте………………………….10
1.3.Административно-правовой статус субъектов в области железнодорожного транспорта…………………………………………………16
ГЛАВА 2.ПОРЯДОК ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СОВЕРШЕНИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА………………………………………………………………….26
2.1. Общий порядок и основания возбуждения дел об административных правонарушениях………………………………………………………..………26
2.2. Особенности производства по делам об административных правонарушениях в области железнодорожного транспорта………………...30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….……..33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..….36

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 179.00 Кб (Скачать файл)

промышленного железнодорожного транспорта;

- нарушение правил  перевозки опасных веществ, крупногабаритных

или тяжеловесных грузов;

- повреждение  имущества на транспортных средствах  общего

пользования, грузовых вагонов или иного предназначенного для перевозки и

хранения грузов на транспорте оборудования;

- нарушение правил  пожарной безопасности на железнодорожном

транспорте;

- нарушение правил  поведения граждан на железнодорожном

транспорте;

- безбилетный  проезд;

- нарушение правил  провоза ручной клади, багажа  и грузобагажа;

Административные  правонарушения на железнодорожном  транспорте совершаются либо по умыслу, либо по неосторожности. Только при наличии

всех предусмотренных  законом признаков состава административного правонарушения лицо, его совершившее, может быть привлечено к административной ответственности. Многие составы административных правонарушений описаны бланкетными правовыми нормами, для уяснения и толкования которых необходимо обращение к надлежащим правовым источникам. Однако в правоприменительной деятельности часто вызывает затруднение определение специальных терминов или понимание тех или иных противоправных действий

 

1.2. Правовые  основы административной ответственности  и полномочия органов, уполномоченных  рассматривать дела об административных  правонарушениях на железнодорожном  транспорте

С целью усиления работы по контролю за соблюдением законодательства в области обеспечения безопасности движения железнодорожного транспорта приняты приказы, регулирующие взаимоотношения контролирующих органов и владельцев инфраструктур железнодорожного транспорта, порядок расследования и учета транспортных происшествий, порядок приемки законченных строительством железнодорожных объектов. Принятие административных регламентов по вопросам лицензирования позволило систематизировать работу по лицензированию видов работ, применяемых на железнодорожном транспорте. Создана и внедрена автоматизированная система рабочего места инспектора, которая позволяет объективно и технически грамотно оформлять акты проверок, предписаний и составление протоколов об административном нарушении. Удалось отработать стройную систему контроля и отчетности территориальных управлений, что позволяет четко контролировать работу территориальных управлений и оценивать их деятельность. Всего в центральном аппарате и территориальных управлениях государственного железнодорожного надзора работает 342 человека. За прошедший период 2011 года пересмотрено штатное расписание территориальных управлений с целью равномерной загрузки инспекторского состава путем перераспределения штата отделов по промышленной безопасности и привязки его к фактическому объему выполняемых сегодня работ. Это позволило увеличить штат инспекторов, контролирующих вопросы законодательства в области безопасности движения поездов. Сегодня их 124

чел., в 2007 было 103 чел. Работники Госжелдорнадзора повысили свой профессиональный уровень на курсах повышения квалификации - 188 чел., в

том числе 42 чел. – в профессиональных учебных  заведениях. Классный чин

государственной гражданской службы имеют все  сотрудники, работающие

более трех месяцев. Текучесть кадров за прошедшие годы в среднем по году

составила 13%, это  объясняется разъездным характером работы инспекторского состава, что, порой, не устраивает работников, и недостаточный уровень заработной платы. На сегодня штат центрального Управления и территориальных органов укомплектован на 96%. Оценивая состояние безопасности движения поездов на железнодорожном транспорте, необходимо отметить, что на предприятиях структуры общего пользования количество крушений и аварий и других транспортных происшествий снижается. Настораживает положение дел с безопасностью движения на железнодорожных переездах. Основной причиной этих происшествий является нарушение водителями автодорожной техники правил дорожного движения при пересечении железнодорожных путей в одном уровне с автодорогами. В связи с этим назрела необходимость восстановления работы межведомственной комиссии, на которой рассматривались бы вопросы безопасности на железнодорожных переездах. На наш взгляд, участниками комиссии должны быть представители Министерства транспорта, МВД, МЧС, Минэкономразвития, ОАО «РЖД» и предприятий железнодорожного

транспорта. В области промышленной безопасности на железнодорожном транспорте Госжелдорнадзор осуществляет контрольно-надзорные мероприятия за грузоподъемным механизмами и сосудами, работающими под давлением. При проведении реформирования железнодорожного транспорта и упразднении Министерства путей сообщения, инспекции котлонадзора были переведены в структуру Ространснадзора с полномочиями выполнения тех же функций  контроля и надзора. За этот период количество предприятий, поднадзорных отделам по надзору за промышленной безопасностью, сократилось на 10%, так как были сняты с учета предприятия, не входящие в систему железнодорожного транспорта. С выходом Федерального закона № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» была изменена периодичность проведения контрольно-надзорных мероприятий, что позволило уменьшить количество инспекторов по промышленной безопасности и, как говорилось выше, перевести их на решение вопросов контроля обеспечения безопасности движения поездов. Количество аварий и несчастных случаев уменьшается из года в год, а таких крупных аварий, как в вагонном депо Сасово, или групповых несчастных случаев, не происходило уже 5 лет. Это показывает, что правильно выстроенная работа в управлениях и деланный выбор не в пользу количественных показателей проведения проверок, а в пользу качества их проведения, как раз и дают неплохие результаты деятельности.

В 2011 году необходимо разработать проект нового приказа по аттестации, в котором необходимо предусмотреть, в качестве концепции, проведение аттестации руководителей и членов аттестационных комиссий организаций транспорта в аттестационных комиссиях Службы. При этом остальные категории работников предприятий должны проходить соответствующую проверку знаний в комиссиях предприятий, члены которых прошли аттестацию в Службе. Это обусловлено тем, что в противном случае потребуется аттестовать порядка полутора миллионов работников предприятий или около 300 тысяч в год, с учетом 3-5 летней периодичности, что существующим штатом работников Госжелдорнадзора практически невозможно. Актуальным остается вопрос дублирования функций контроля и надзора в области промышленной безопасности на железнодорожном транспорте между Ространснадзором и Ростехнадзором. С целью исключения дублирования функций контроля и надзора на железнодорожном транспорте в Правительстве Российской Федерации 21 января 2010 года с участием представителей Минтранса России, Минприроды России и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти было проведено совещание, на котором была рассмотрена концепция по разграничению функций надзора и проект постановления Правительства Российской Федерации «О государственном надзоре за промышленной безопасностью». В настоящее время проект нормативного акта находится на согласовании в заинтересованных федеральных органах исполнительной власти, но может возникнуть задержка всвязи с изменением подчиненности Ростехнадзора. Создание информационных технологий позволит иметь данные для принятия правильных управленческих решений и определять порядок действий, направленных на улучшение контрольно-надзорных функций Службы. Функционирование сайта Ространснадзора даст возможность оперативно использовать информацию всеми заинтересованными лицами иразмещать нормативные документы и изменения к ним в режиме реального времени. Сегодня делаются первые попытки по созданию сайтов Госжелдорнадзора в каждом территориальном управлении. Издано специальное распоряжение о порядке заполнения, ведении и ответственных за наполнение этих сайтов. Под нормативным основанием административной ответственности понимается система действующих правовых норм, закрепляющих:

- ее общие  положения и принципы;

- систему административных  наказаний, их размеры и принципы  их

применения;

- составы административных  правонарушений;

- круг субъектов,  имеющих право налагать административные

наказания;

- производство  по делам об административных правонарушениях;

- исполнение  постановлений о назначении административных

наказаний.

До вступления в силу нового КоАП РФ федеральные  нормы об административной ответственности были помещены в десятки актов федеральных органов. С 1 июля 2002 г. на федеральном уровне круг источников, содержащих материальные и процессуальные нормы об административной ответственности, резко сокращен. Соответствующий правовой массив кодифицирован. Фактически монопольным источником федеральных норм об административной ответственности стал Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Ответственность – это обязанность отвечать за что-либо4. В общественных науках речь идет о социальной ответственности, содержание которой, помимо правосознания, ее основанием выступают не только общественно вредные, Нои общественно нейтральные и общественно полезные поступки.

Социальная роль права предопределила, что под  юридической ответственностью как разновидностью социальной ответственности одни авторы понимают обязанность отвечать (или дать отчет за свои противоправные действия)3, другие - реализацию санкции правовой нормы4,

третьи –  разновидность обязанности, которая  носит ущербный, нежелательный характер для субъекта, на которого она возлагается. Признаками юридической ответственности является то, что она опирается на государственное принуждение, связана с негативной государственно- правовой оценкой за совершенной деяние, с обязанностью правонарушителя

претерпевать  лишения, связанные с изменением его статуса6. Таким образом, в литературе широко исследуется негативный (ретроспективный) аспект юридической ответственности. В целом же юридическая ответственность рассматривается как разновидность социальной ответственности, как правовая категория, как правоотношение, ценностное явление. ответственности за те или иные нарушения, сводящие чаще всего к наказанию, а об ответственности как определенном внутреннем состоянии индивида, его отношении к порученному делу, обществу, государству, коллективу, к своему поведению (в настоящем и будущем), чувстве самодисциплины, сознательности. Позитивная ответственность – это мера требовательности к себе и другим, глубокое понимание интересов государства, общества». Можно согласиться с авторами в том, что рассмотрение негативной (ретроспективной) ответственности вне связи с активной (позитивной) ведет в умалению ее роли как инструмента регулирования и охраны общественных отношений, как средства воспитания ответственного отношения граждан к своим обязанностям. Ответственность устанавливается, прежде всего, для стимулирования правомерного поведения, а не для применения наказания за неисполнение правовых норм, т.е. главное назначение юридической ответственности состоит в профилактическом, превентивном ее применении. Юридическая ответственность в ее личностно-психологическом смысле занимает самостоятельное место в структуре правосознания, это не только факт понимания смысла предписаний правовых норм, но и выработка особого, активного отношения к ним, формирование установок правомерного поведения. О понятии административной ответственности в теории административного права имеются различные точки зрения. Наиболее известна среди ученых - административистов концепция санкционной административной ответственности. О.М.Якуба говорит об ответственности «граждан и должностных лиц перед органами государственного управления, а в случаях, определенных законом, перед судом (судьями), а также перед общественными организациями за виновное нарушение общественных административно- правовых норм, выраженных в применении к нарушителям установленных административных санкций». Аналогичной точки зрения придерживается и Д.Н.Бахрах. он полагает, что «под административной следует понимать применение государственными органами и должностными лицами в условиях внеслужебного подчинения административных санкций за правонарушение». В учебной литературе приводится подобная трактовка3. Одни ученые полагают, что «мерами административной ответственности следует считать только административные наказания»4. Некоторые трактуют содержание административной ответственности несколько шире, понимая ее как реализацию мер наказания и восстановительных мер в административном праве. Близка к этой позиции точка зрения В.М.Манохина и других административистов, которые отмечают, что административная ответственность - реализация мер взыскания, мер пресечения и восстановительных мер6 либо ревлизация мер взыскания и мер пресечения. По мнению иных авторов, кроме названных мер, это понятие охватывает меры административно-принудительного  характера5.

 

1.3.Административно-правовой  статус субъектов в области  железнодорожного транспорта

Традиционно субъектом  административного права считается  физическое или юридическое лицо (организация), которые в соответствии с установленными административным законодательством нормами участвуют в осуществлении публичного управления, реализации функций исполнительной власти. Субъект административного права - это одна из сторон публичной управленческой деятельности, участник управленческих отношений, наделенный законодательством правами, обязанностями, полномочиями, компетенцией, ответственностью, способностью вступать в административно- правовые отношения. Таким образом, реализация прав, установленных за субъектом административного права, и выполнение им определенных обязанностей происходят в рамках конкретного правоотношения. Поэтому последние являются основным каналом реализации административно-правовых норм. В качестве принципиального положения следует отметить, что субъекты административного права могут реализовывать свой правовой статус в рамках следующих четырех крупнейших блоков возникающих правоотношений:

1) в организационно-управленческом  праве (отношения общей организации управления в различных отраслях и сферах управления);

2) в управленческом  процессе, т.е. в рамках использования управленческих процедур, подготовки и принятия правовых актов управления и применения иных административно-правовых форм и методов;

3) в административном  процессе, т.е. в системе отношений  по поводу обеспечения судебной защиты прав, свобод, законных интересов физических и юридических лиц;

4) в административно-деликтном  праве, т.е. в процессе отношений, возникающих при применении мер административного принуждения уполномоченными органами и должностными лицами к субъектам, нарушающим правовые нормы. В специальной литературе различаются индивидуальные и коллективные субъекты административного права. Индивидуальными субъектами являются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Эти лица не состоят в устойчивых, непрерывных организационных отношениях с органами исполнительной власти или публичного управления. Коллективные субъекты административного права - это группы людей, являющиеся организациями, которые выступают во внешних отношениях как самостоятельный субъект права; порядок их создания и деятельность регламентированы нормативными правовыми актами. Такими субъектами в сфере железнодорожного транспорта являются органы внутренних дел (милиция), Федеральное агентство железнодорожного транспорта и его территориальные органы, а также Федеральная служба по надзору в сфере транспорта. Однако компетенция отраслевых органов государственного управления в сфере административной юрисдикции гораздо уже, чем у органов внутренних дел. В соответствии со ст. 23.3 КоАП РФ органы внутренних дел имеют право рассматривать дела о нарушениях правил, обеспечивающих безопасность движения транспорта, и правил пользования транспортом. В этой связи в литературе выделяется ряд особенностей, присущих административно- юрисдикционной деятельности органов внутренних дел, в том числе и на железнодорожном транспорте:

Информация о работе Административная ответственность за правонарушения в области железнодорожного транспорта