Административная ответственность за нарушение налогового законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 17:37, курсовая работа

Краткое описание

Ответственность за налоговые нарушения формируется в рамках специального регулирования имущественных отношений при налогообложении. Нередко создается противоречивая ситуация, порожденная гражданско-правовым характером имущественных отношений и административно-правовым характером налоговых отношений, что должно быть разъяснено нормами специальных налоговых законов.
В своей работе я постараюсь обобщить нормы законодательства, регулирующие ответственность в сфере налогообложения, проанализирую практику их применения.

Содержание

Введение……………………………………………………………….…2-3
Глава 1. Теоретические основы административной ответственности.
1.1. Понятие, сущность и признаки административной ответственности…………………………………………………………………4-8
1.2. Административное нарушение как основание административной ответственности……………………………………………………………..…9-12
Глава 2. Особенности административной ответственности за нарушение налогового законодательства.
2.1. Налоговое законодательство как правовая основа административной ответственности……………………………………..…13-29
2.2. Виды административных правонарушений в области налогов и сборов…………………………………………………………………………30-32
2.3. Административные наказания в области налогов и сборов…33-36
Заключение………………………………………………………….…37-39
Список использованных источников………………………………..40-41

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (3).doc

— 170.50 Кб (Скачать файл)

     Антиобщественный  характер преступлений настолько велик, что они признаются общественно  опасными. А степень вредоносности большинства административных правонарушений невелика, они не являются общественно опасными.

     Итак, первый признак административного правонарушения - общественная вредность.

     Второй  признак - административная противоправность. Такое деяние прямо запрещено статьями Особенной части КоАП РФ или законов субъектов РФ об административных правонарушениях.

     Многие  студенты говорят, что административные правонарушения - это нарушения норм административного права. Это неправильно. Следует вспомнить, что существуют регулятивные нормы, закрепляющие правила должного поведения, и охранительные нормы, устанавливающие ответственность за нарушение этих правил.

     Для борьбы с правонарушениями в Российской Федерации используются в основном три вида карательных санкций: уголовные, административные, дисциплинарные. И уголовная, и административная, и дисциплинарная ответственность охраняют все отрасли права. Административная ответственность, например, установлена за нарушение регулятивных норм конституционного, трудового, финансового, земельного, гражданского и иных отраслей права. В зависимости от обстоятельств нарушения, например, прав собственника (хищения) виновный может быть привлечен к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.

     Третий  признак административного правонарушения - это деяние, т. е. сознательное, волевое  действие или бездействие одного или нескольких человек.

     Четвертый признак характеризует субъектов  правонарушения - это деяние, совершенное физическим или юридическим лицом. Его не может совершить неорганизованная группа граждан, сложная организация, не являющаяся юридическим лицом (партия, финансово-промышленная группа и др.), филиал и иные структурные подразделения юридического лица.

     Пятый признак административного правонарушения - виновность, т. е. это деяние сознательное, волевое, совершенное умышленно или неосторожно.

     Необходимо  различать понятия «административные нарушения» и «административные правонарушения». Первые отражают только то, что не соблюдена, нарушена норма административного права. Но такое деяние может быть совершено лицом неделиктоспособным, невменяемым, в условиях крайней необходимости, т. е. и не виновно. А правонарушение - это неправомерное, виновное деяние. К тому же административное правонарушение может быть не только административным, но и финансовым, земельным и прочим нарушением.

     Шестой  признак административного правонарушения - наказуемость. Возможность применения административных взысканий является общим свойством административных правонарушений. В большинстве случаев, если выявлен проступок, виновного привлекают к административной ответственности. Но в ряде случаев наказание не может быть применено (истек срок давности, отменена норма и т. д.). Реализация административных санкций необязательно сопутствует административному проступку, но возможность их применения - обязательный признак правонарушения.

     В статье озаглавленной «Понятие административного проступка» было сказано: «Административная ответственность за правонарушения... наступает, если эти нарушения... не влекут... уголовной ответственности»5. В КоАП РФ прямо такой признак не назван. Но косвенно он закреплен в п. 7 ст. 24.5 КоАП РФ, в соответствии с которым производство по делу об административном правонарушении нельзя осуществлять, если по этому факту в отношении данного физического лица возбуждено уголовное дело.

     Деяние  не может одновременно быть преступлением и проступком. И старый и новый законы закрепляют приоритет уголовной ответственности. Если деяние содержит признаки и преступления и административного правонарушения, это обстоятельство не может быть признано одним из важнейших признаков административного правонарушения. Но помнить о нем юрист должен всегда.

     В другой было сказано: «Административным правонарушением (проступком) признается...»6. Раньше законодатель допускал, что такое деяние может называться и правонарушением и проступком. Теперь такой дуализм в названии исключен. Законодатель вправе поступить так. Но с точки зрения теории права этот подход к названию не бесспорен. Теория права подразделяет все правонарушения на преступления и проступки. Среди последних принято выделять административные, дисциплинарные. Трудовой кодекс РФ использует такое название: «дисциплинарный проступок»7. Слово «проступок» более соответствует положениям теории права.

     После принятия КоАП РФ в других правовых актах можно использовать только название «административное правонарушение». Но в научной и иной литературе, в устной речи допустимо использовать и второе название - «административный проступок». 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Особенности административной ответственности  за нарушение налогового законодательства.

    1. Налоговое законодательство как правовая основа административной ответственности

     Составы нарушений налогового законодательства, то есть закрепленные нормативными правовыми  актами совокупности описаний признаков  правонарушений, наличие которых  влечет административную ответственность, определены Кодексом РСФСР об административных правонарушениях8 :

     ·      Закон РФ от 27.12.91 №2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (в ред. Законов РФ от 16.07.92 № 3317-1, от 22.12.92 № 4178-1, от 21.05.93 № 5006-1; Федеральных законов от 01.07.94 № 9-ФЗ, от 21.07.97 № 121-ФЗ);

     ·      Закон РСФСР от 21.03.91 № 943-1 "О государственной налоговой служ6е РСФСР" (в ред. Законов РФ от 24.06.92 № 3119-1, от 02.07.92 3181-1, от 25.02.93 № 4549-1; Федеральных законов от 13.06.96 № 67-ФЗ, от 16.11.97 № 144-ФЗ);

     ·      Закон РФ от 24.06.93 № 5238-1 "О федеральных органах налоговой полиции" (в ред. Указа Президента России от 24.12.93 № 2288, Федерального закона от 17.12.95 № 200-ФЗ, с учетом постановления Конституционного Суда РФ от 17.12.96 № 20-П).

     О распространенности административных штрафов за нарушения налогового законодательства свидетельствует, например, такой факт: в 1 полугодии 1996 г. по результатам  налоговых проверок 18760 малых предприятий  к 11308 руководителям предприятий на основании Закона РФ "О Государственной налоговой службе РСФСР" были применены административные штрафы на общую сумму 1495,2 млн. руб.

     Авторы  книги "Налоги и налоговое право" разделили налоговые правонарушения, влекущие административную ответственность, на 4 основных группы в зависимости от субъекта административной ответственности.

     Первую  группу в этой классификации составляют налоговые правонарушения, за совершение которых к административной ответственности  привлекаются только должностные лица предприятий, организаций, учреждений — виновные в сокрытии (занижении) прибыли (дохода); сокрытии (неучтении) иных объектов налогообложения; отсутствии бухгалтерского учета или ведении его с нарушением установленного порядка; искажении бухгалтерских отчетов; непредставлении, несвоевременном представлении или представлении по неустановленной форме бухгалтерской отчетности и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и иных платежей в бюджет.

     В первой группе правонарушений выделены 3 подгруппы: правонарушения, повлекшие недоплату налогов; правонарушения, связанные с ведением бухгалтерского учета; правонарушения, связанные с представлением документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов.

     Вторую  группу правонарушений образуют налоговые правонарушения, за совершение которых к административной ответственности привлекаются только граждане — виновные в нарушении законодательства о предпринимательской деятельности; осуществлении запрещенной предпринимательской деятельности; отсутствии учета доходов или ведении его с нарушением установленного порядка; непредставлении или несвоевременном представлении декларации о доходах; включении в нее искаженных данных.

     Во  второй группе правонарушений выделены 3 подгруппы: правонарушения в области  предпринимательской деятельности; правонарушения, связанные с нарушением учета доходов; правонарушения, связанные с предоставлением декларации о доходах.

     В третью группу правонарушений входят налоговые правонарушения, за совершение которых к административной ответственности привлекаются только руководители кредитных, в том числе банковских, организаций — виновные в открытии банковского счета налогоплательщику без предъявления им документа о постановке на налоговый учет; несообщении в установленный срок налоговому органу об открытии счета налогоплательщику; задержке исполнения поручений налогоплательщиков по перечислению налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды и в использовании этих сумм в качестве кредитных ресурсов.

     Четвертую группу правонарушений составляют налоговые правонарушения, за совершение которых к административной ответственности привлекаются как граждане, так и должностные лица предприятий, организаций, учреждений — виновные в нарушении порядка управления в сфере налоговых отношений; нарушении предоставленным налоговой полиции и налоговым инспекциям прав, в частности права обследования (с соблюдением соответствующих правил) любых используемых для извлечения доходов либо связанных с содержанием объектов налогообложения помещений предприятий, организаций, учреждений и граждан, на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций, виновных в следующих правонарушениях:

     ·      сокрытие (занижение) прибыли (дохода);

     ·      сокрытие (неучет) иных объектов налогообложения;

     ·      отсутствие бухгалтерского учета;

     ·      ведение бухгалтерского учета с нарушением установленного порядка;

     ·      искажение бухгалтерских отчетов;

     ·      непредставление бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет;

     ·      несвоевременное представление бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет;

     ·      представление по неустановленной форме бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет,

     ·      органам Госналогслужбы России предоставлено право налагать административные штрафы в размере от 2 до 5 МРОТ на каждого виновного. За те же действия, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, штрафы налагаются в размере от 5 до 10 МРОТ.

     Решения о наложениях штрафов принимаются  начальниками госналогинспекций и их заместителями.

     Должностные лица предприятий, учреждений и организаций, не выполняющих следующие обязанности:

     ·      правильное удержание подоходного налога с доходов, выплачиваемых физическим лицам;

     ·      своевременное перечисление удержанных сумм подоходного налога в бюджет, привлекаются к административной ответственности в виде штрафа в размере 5 МРОТ.

     На  граждан, виновных в следующих правонарушениях:

     ·      нарушение законодательства о предпринимательской деятельности;

     ·      занятие предпринимательской деятельностью, в отношении которой имеется специальное запрещение;

     ·      отсутствие учета доходов;

     ·      - ведение учета доходов с нарушением установленного порядка;

     ·      непредставление декларации о доходах;

     ·      несвоевременное представление декларации о доходах;

     ·      включение в декларацию о доходах искаженных данных.

     Органам Госналогслужбы России предоставлено  право налагать административные штрафы в размере от 2 до 5 МРОТ. За те же действия, совершенные повторно в течение  года после наложения административного взыскания, штрафы налагаются в размере от 5 до 10 МРОТ.

     Решения о наложениях штрафов принимаются  начальниками госналогинспекций и их заместителями.

     На  руководителей банков и кредитных  организаций, виновных в следующих  правонарушениях:

Информация о работе Административная ответственность за нарушение налогового законодательства