Административная ответственность за нарушение налогового законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 17:37, курсовая работа

Краткое описание

Ответственность за налоговые нарушения формируется в рамках специального регулирования имущественных отношений при налогообложении. Нередко создается противоречивая ситуация, порожденная гражданско-правовым характером имущественных отношений и административно-правовым характером налоговых отношений, что должно быть разъяснено нормами специальных налоговых законов.
В своей работе я постараюсь обобщить нормы законодательства, регулирующие ответственность в сфере налогообложения, проанализирую практику их применения.

Содержание

Введение……………………………………………………………….…2-3
Глава 1. Теоретические основы административной ответственности.
1.1. Понятие, сущность и признаки административной ответственности…………………………………………………………………4-8
1.2. Административное нарушение как основание административной ответственности……………………………………………………………..…9-12
Глава 2. Особенности административной ответственности за нарушение налогового законодательства.
2.1. Налоговое законодательство как правовая основа административной ответственности……………………………………..…13-29
2.2. Виды административных правонарушений в области налогов и сборов…………………………………………………………………………30-32
2.3. Административные наказания в области налогов и сборов…33-36
Заключение………………………………………………………….…37-39
Список использованных источников………………………………..40-41

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (3).doc

— 170.50 Кб (Скачать файл)

     С О Д Е Р Ж  А Н И Е

     Введение……………………………………………………………….…2-3

     Глава 1. Теоретические основы административной ответственности.

    1. Понятие, сущность и признаки административной ответственности…………………………………………………………………4-8
    2. Административное нарушение как основание административной ответственности……………………………………………………………..…9-12

     Глава 2. Особенности административной ответственности  за нарушение налогового законодательства.

    1. Налоговое законодательство как правовая основа административной ответственности……………………………………..…13-29
    2. Виды административных правонарушений в области налогов и сборов…………………………………………………………………………30-32
    3. Административные наказания в области налогов и сборов…33-36

     Заключение………………………………………………………….…37-39

     Список  использованных источников………………………………..40-41 
 
 
 
 
 
 
 
 

     В В Е Д Е Н  И Е

     Процесс формирования норм налогового законодательства выявил особую актуальность установления ответственности за налоговые нарушения. Прямая зависимость государственного бюджета от налоговых поступлений  сделала такого рода ответственность одной из главных составляющих системы налоговых правоотношений и потребовала ее глубокой правовой регламентации. В условиях формирования в России рыночных отношений, многообразия форм собственности, становления защиты экономических прав человека правовая ответственность основывается на новых принципах. Дальнейшее развитие налогового законодательства невозможно без комплексного и системного подхода к применению норм об ответственности за налоговые нарушения. Для понимания пределов полномочий налоговых органов, прав и обязанностей налогоплательщиков важно анализировать их правовой статус в целом, а не ограничиваться только нормами санкций.

     Ответственность за налоговые нарушения формируется  в рамках специального регулирования  имущественных отношений при  налогообложении. Нередко создается противоречивая ситуация, порожденная гражданско-правовым характером имущественных отношений и административно-правовым характером налоговых отношений, что должно быть разъяснено нормами специальных налоговых законов.

     В своей работе я постараюсь обобщить нормы законодательства, регулирующие ответственность в сфере налогообложения, проанализирую практику их применения.

     Тема  меня заинтересовала в связи с  тем, что мне было бы интересно  рассмотреть практическое применение совокупности норм отраслей российского законодательства, касающихся ответственности за нарушение налогового законодательства. Отсутствие специального законодательного регулирования имущественных налоговых отношений вынуждает практиков прибегать к аналогии права, принципам справедливости и целесообразности, что не всегда допустимо. В работе я приведу положительные и отрицательные стороны действующего налогового законодательства и сделаю выводы о возможностях его применения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Теоретические основы административной ответственности.

    1. Понятие, сущность и признаки административной ответственности.

     Понятие административного проступка законодательно было впервые введено в 1980 г. в  Основах законодательства союза  ССР и союзных республик об административных правонарушениях.  «Административным правонарушением (проступком) признается посягающее на государственный или общественный порядок, социалистическую собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность»1, это определение существует до сих пор. Административная ответственность за правонарушения, предусмотренные настоящим Кодексом, наступает в том случае, если они по своему характеру не влекут за собой уголовной ответственность2 , эта норма необходима для разграничения предмета административного и уголовного права.

     Сегодня понятие административного проступка  могло бы звучать так, административный проступок - это общественно вредное, противоправное, виновное деяние, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

     Административная  ответственность выражается в применении полномочным государственным органом (должностным лицом) предусмотренных действующими нормами административного права конкретных административно-правовых санкций к физическим и юридическим лицам, виновным в совершении особого рода правонарушения – административного правонарушения.

     Таким образом, для мер административной ответственности характерна показательная  функция (административная кара), что  не исключает их общее и индивидуальное превентивное (предупредительное) значение.

     Административная  ответственность имеет собственную  нормативно-правовую базу. В настоящее время основные нормы, относящиеся к ее регламентации, содержатся в КоАП, в Таможенном кодексе РФ, а также в ряде иных федеральных законодательных актов. В их числе в первую очередь следует назвать Налоговый кодекс РФ (Общая часть), содержащий составы налоговых правонарушений административно-правового характера. Содержатся такого рода нормы и в иных законодательных и подзаконных правовых актах (например, об архитектурной деятельности, об охране различных видов природных ресурсов и т.п.).

     В принципе действует правило, в соответствии с которым все административно-правовые нарушения должны быть включены в  КоАП.

     Однако  полная кодификация законодательства в этой области не осуществлена. Поэтому не включенные в содержание КоАП нормы действуют непосредственно, но в соответствии с положениями, закрепленными в КоАП.

     Цели  административной ответственности  вытекают из определенных КоАП задач  законодательства об административных правонарушениях.

     Они состоят в защите личности, охране прав и свобод человека и гражданина, здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия населения, общественной нравственности, собственности, окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка, прав юридических лиц и их объединений от административных правонарушений, а также в предупреждении их совершения. Соответственно этим целям в КоАП формулируются составы конкретных административных правонарушений.

     Законодательство  об административных правонарушениях  и, следовательно, об административной ответственности учитывает разграничение предметов ведения и полномочий РФ и ее субъектов. Нынешняя редакция КоАП не помогает решению данной проблемы. Поэтому обратимся к положениям, сформулированным на этот счет в проекте нового КоАП. С учетом того, что к совместному ведению РФ и ее субъектов отнесено административное и административно-процессуальное право3 включая защиту прав и свобод личности, правопорядка и общественной безопасности, предполагается следующее разграничение предметов ведения.

     Ведению РФ в области законодательства подлежит определение: общих положений и  принципов правового регулирования; понятия административного правонарушения; перечня видов административных взысканий и правил их применения; порядка производства по делам об административных правонарушениях; порядка исполнения постановлений о наложении административных взысканий. Кроме того, законодательством РФ устанавливаются: административная ответственность по вопросам, имеющим общефедеральное значение, в том числе за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами; перечень органов и должностных лиц, правомочных осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП.

     Признаки  административного  правонарушения:

     1.    Деяние (действие или бездействие) - административное законодательство России признает правонарушением только конкретное поведение человека, а не мысли и убеждения человека. Этот признак имеет существенное значение, из него вытекает вывод о том, что нельзя привлекать к административной ответственность за мысли, убеждения. В этом проявляется гуманизм законодательства "никто не может быть заключен в тюрьму, либо лишен своей собственности, либо другого права на основании морального характера и т.п." Действие - это активное поведение человека направленное на достижение определенной цели (мелкая спекуляция, напр.). Действие, это фактический признак административного правонарушения, но он не всегда является признаком административного правонарушения, так как действия делятся на правомерные, неправомерные, нейтральные. Это деление действия условно, совершено одни и те же действия могут быть в одной ситуации нейтральными, а в другой ситуации уже неправомерными (напр., распитие спиртных напитков). К правомерным действиям можно отнести действия направленные на исполнение собственных обязанностей, исполнение закона (напр., применение приемов самбо милиционерами при задержании очередного правонарушителя). Бездействие - это невыполнение своих обязанностей или неприменение своих прав, которые лицо обязано применять по роду своей деятельности.

     2.    Противоправность деянияпроступком признается только такое деяние, которое запрещено административным законодательством. Правонарушение происходит всегда с нарушением норм законодательства. Противоправность может выражаться не только в нарушении, но также и в неисполнении нормы права. Иначе говоря, административное правонарушение может выражаться не только в действии, но и бездействии.

     3.    Виновно совершенное - это психическое отношение лица к совершенному деянию. Заметим, что одни административные проступки совершаются только умышленно (мелкое хищение), другие могут совершаться по неосторожности.

     4.    Деяние, за которое виновный может быть подвергнут административному взысканию - только то деяние может быть признано правонарушением, за которое в законодательстве установлено административное взыскание. Для квалификации конкретного деяния как административного проступка необходимо не только установить, что оно противоречит закону, или иному норм акту, но и наличие нормы, которая бы предусматривала бы определенный вид и форму взыскания.

     Дополнительные  признаки:

     1.    Место, время совершения административного правонарушения - они являются обязательным признаком, т.к. иначе никак нельзя, хотя в законодательстве этот признак не указан. Нет ни одной монографии по таким признакам.

     2.    Признак общественной опасности - законодатель его не указал, т.к. это довольно дискуссионная тема. Это чисто оценочное понятие, которое не поддается количественной и качественной оценке. Трудно согласиться, что в некоторых случаях административное правонарушение несет общественную опасность. Например, такие правонарушения, как торговля бабушек плодами своего огорода не несет общественной опасности, а вот управление авто в нетрезвом состоянии опасность уже несет. Для отграничения административных правонарушений несущих общественную опасность, и не имеющих таковой, надо определить общественную опасность, она включает в себя, по законам логики, и вред моральный, и вред физический. Общественная опасность - это посягательство на условия существования. Одни проступки обладают общественной опасностью (понятие шире) и общественной вредностью (большинство проступков). 
 
 
 

     
    1. Административное  нарушение как  основание административной ответственности

     Административная  ответственность может наступить, если совершено административное правонарушение. Юридически, более точно, следует  сказать так: лицо может быть привлечено к административной ответственности, если в его действиях содержатся все признаки конкретного состава правонарушения и отсутствуют основания, предусмотренные ст. 24.5 КоАП РФ, исключающие ответственность.

     Легальное понятие административного правонарушения звучит так: «признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность»4.

     Это определение является формальным, поскольку  содержит только юридические признаки деяния. Статья 14 УК РФ в понятие преступления включила и материальный признак: «общественно опасное деяние». Названные в статьях Особенной части КоАП РФ деяния потому и запрещены законом, что они общественно вредны. Об этом косвенно сказано в ст. 2.2 КоАП РФ, которая связывает деяния с вредными последствиями. Противоправность - это юридическое признание антиобщественного, вредного для граждан, общества, государства поведения.

Информация о работе Административная ответственность за нарушение налогового законодательства