Административная ответственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 18:15, реферат

Краткое описание

Признак подчинения является в таких отношениях доминирующим, поскольку он предопределен важнейшими приоритетами государственно-управленческой деятельности. Подводя итог вышесказанному, можно дать соответствующее понятие административной ответственности - это применение государственными органами, должностными лицами и представителями власти установленных государством мер административного воздействия к гражданам, а в соответствующих случаях - и к организациям за нарушение законности, и государственной дисциплины. Нормы административного права предусматривают разнообразные виды ответственности: уголовную, дисциплинарную, собственно административную и материальную (для лиц, на которых не распространяется действие норм трудового права). Кроме того, на основе норм административного права могут применяться меры общественного воздействия и иные меры.

Вложенные файлы: 1 файл

административное право.docx

— 39.98 Кб (Скачать файл)

Бездействие признается противоправным деянием, если представляет собой пассивное  невыполнение обязанности, требуемой  законодательством. Например, непредставление  гражданином декларации о своих  доходах в случае, когда законодательство требует ее представления; непредставление  юридическим лицом компетентным органам бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением  и уплатой налогов и других платежей в бюджет.

Нередко одни и те же обязанности  могут быть нарушены как действием, так и бездействием. Например, продажа  подакцизных товаров без маркировки марками установленных образцов в случаях, когда эта маркировка обязательна; продажа юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями  товаров без документов, содержащих сведения об изготовителе, поставщике иди продавце.

Административная ответственность  за правонарушения наступает, если эти  нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с  действующим законодательством  уголовной ответственности.

Поэтому здесь уместно  обратить внимание на различие между  данным выше понятием административного  проступка и понятием преступления, под которым понимается виновно  совершенное общественно опасное  деяние (действие, бездействие), запрещенное  Уголовным кодексом РФ под угрозой  наказания. Главная отличительная  черта определения административного  проступка (в сравнении с преступлением) - отсутствие в нем указания на общественную опасность административного правонарушения. Но, по существу, административный проступок  также является общественно опасным, хотя и отличается от преступления по степени этой опасности. Поэтому  при решении вопроса об отнесении  правонарушения к административному  проступку или преступлению иногда требуется тщательный сравнительный анализ соответствующих положений административного и уголовного законодательств.

Как следует из определения  административного правонарушения, одним из обязательных признаков  его является наличие вины правонарушителя, право регулирует только волевое  поведение людей и рассчитано на ситуации, где у человека есть выбор поведения.

При этом законодательство различает административные правонарушения совершенные умышленно и совершенные  по неосторожности, хотя виновность деяния присутствует в обоих случаях.

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало  противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его  вредные последствия и желало их или сознательно допускало  их наступление.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных  последствий своего действия либо бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности  наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности  на основании законодательства об административной ответственности, действующего во время  и по месту совершения правонарушения.

Акты, смягчающие или отменяющие ответственность за административные правонарушения, имеют обратную силу, то есть распространяются и на правонарушения, совершенные до издания этих актов.

Акты, устанавливающие или  усиливающие ответственность за административные правонарушения, обратной силы не имеют.

Производство по делам  об административных правонарушениях  ведется на основании законодательства, действующего во время и по месту  рассмотрения дела о правонарушении.

Лицо, совершившее административное правонарушение, может быть освобождено  от административной ответственности, если с учетом характера совершенного правонарушения и личности правонарушителя  к нему целесообразно применить  меру общественного воздействия.

При малозначительности совершенного административного правонарушения орган (должностное лицо), уполномоченный решать дело, может освободить нарушителя от административной ответственности  и ограничиться устным замечанием.

Не подлежит административной ответственности:

- лицо, не достигшее к  моменту совершения административного  правонарушения 16-летнего возраста;

- лицо, хотя и совершившее  действие, предусмотренное нормативными  актами, устанавливающими административную  ответственность за административные  правонарушения, но действовавшее  в состоянии крайней необходимости,  то есть для устранения опасности,  угрожающей государственному или  общественному порядку, государственной  или общественной собственности,  правам и свободам граждан,  установленному порядку управления, если эта опасность при данных  обстоятельствах не могла быть  устранена другими средствами  и если причиненный вред является  менее значительным, чем предотвращенный вред;

- лицо, хотя и совершившее  действие, предусмотренное нормативными  актами, устанавливающими административную  ответственность за административные  правонарушения, но действовавшее  в состоянии необходимой обороны,  то есть при защите государственного  или общественного порядка, государственной  или общественной собственности,  прав и свобод граждан, установленного  порядка управления от противоправного  посягательства путем причинения  посягающему вреда, если при  этом не было допущено превышения  пределов необходимой обороны;

- лицо, которое во время  совершения противоправного действия  либо бездействия находилось  в состоянии невменяемости, то  есть не могло отдавать себе  отчет в своих действиях или  руководить ими вследствие хронической  душевной болезни, временного  расстройства душевной деятельности, слабоумия или иного болезненного  состояния.

Сейчас я хотела бы более  подробно рассмотреть административные правонарушения, посягающие на общественный порядок, а также административную ответственность, которая следует  за совершение таких правонарушений.

а) Кодекс РФ об Административных нарушениях

Глава 20. Ст.20, п.1 "Мелкое хулиганство"

Мелкое хулиганство, то есть нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание  к гражданам и другие подобные действия, нарушающие общественный порядок  и спокойствие граждан, - влечет наложение  штрафа в размере от пяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Мелкое хулиганство - административное правонарушение, посягающее на общественный порядок. Оно свидетельствует  о низкой культуре нарушителя, его  эгоизме, пренебрежении интересам  общества, других людей, его окружающих, об игнорировании правил приличия и  благопристойности.

С объективной  стороны мелкое хулиганство представляет собой действие, нарушающее порядок  и спокойствие граждан. Такими действиями являются, в частности, нецензурная  брань в общественных местах и  оскорбительное приставание к гражданам. Перечень таких действий этим не исчерпывается, что подчеркивается словами статьи “ и другие подобные действия”.

Хулиганством  может быть нарушен общественный порядок в любой сфере жизни  и деятельности граждан: на производстве, в быту, в культурно-просветительных  учреждениях; в любом нахождении людей: на улицах, в квартирах, в лесу и т.д.

Обычно мелкое хулиганство совершается при  непосредственном присутствии людей, ибо именно в такой обстановке нарушителю удается в наибольшей мере продемонстрировать свое неуважение к обществу. Однако для наличия состава указанного проступка признак публичности не обязателен. Мелкое хулиганство будет иметь место и в том случае, когда лицо сделало непристойные надписи на заборе в отсутствие людей или когда ночью демонстративно нарушается покой спящих людей.

С субъективной стороны мелкое хулиганство характеризуется умыслом, обычно прямым. Лицо сознает, что его  действия противоправны, оно предвидит, что в результате их совершения будут  нарушены общественный порядок и  спокойствие граждан, и желает этого. Но возможны случаи, когда нарушитель не желает этого, но сознательно допускает. В таких случаях мелкое хулиганство  совершается с косвенным умыслом. Элементом субъективной стороны  мелкого хулиганства является мотив  удовлетворения индивидуальности потребностей самоутверждения путем игнорирования  достоинства других людей.

Субъектом мелкого хулиганства  может быть лицо, достигшее 16-летнего  возраста.

По общему правилу, в качестве взыскания за мелкое хулиганство  должны применяться штраф или  исправительные работы в пределах, указанных в настоящей статье. Административный арест, как указано  в статье, может применяться лишь в случае, если по обстоятельствам  дела, с учетом личности нарушителя, применение штрафа или исправительных работ будет признано недостаточным. Основаниями для применения в  качестве меры взыскания административного  ареста являются, например, совершение наряду с мелким хулиганством другого  серьезного административного правонарушения, отсутствие у правонарушителя постоянного  места жительства, совершение в прошлом  хулиганских действий.

б) Кодекс РФ об Административных нарушениях

Глава 20. Ст.20, п.20 "Распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции в общественных местах"

Распитие алкогольной  и спиртосодержащей продукции на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования  и в других общественных местах, за исключением организаций торговли и общественного питания, в которых  разрешена продажа алкогольной  продукции в разлив, - влечет наложение  административного штрафа в размере  от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда.

Данной статьей предусмотрена  административная ответственность  за распитие спиртных напитков в общественных местах.

Распитие спиртных напитков в общественных местах (улица, стадион, парк, общественный транспорт и т.д.) противоречит принятым в обществе правилам поведения, мешает окружающим, создает  условия для таких нарушений, не только тогда, когда спиртные напитки  или часть их уже распиты, но и  когда они подготовлены к употреблению (например, спиртное налито в стаканы).

Для привлечения к административной ответственности за рассматриваемое  правонарушение достаточно самого факта  распития спиртных напитков в общественных местах (кроме предприятий торговли и общественного питания, в которых  продажа спиртных напитков в розлив разрешена органом местного самоуправления) или появления в общественном месте в пьяном виде и не требуется совершения других противоправных действий.

Если распитие спиртных напитков в общественных местах или появление  в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство  и общественную нравственность, сопровождается нецензурной бранью, оскорбительным приставанием к гражданам или  другими подобными действиями, нарушающими  общественный порядок и спокойствие  граждан, то лицо может быть привлечено к административной ответственности  и за мелкое хулиганство по ст. 20. п.20 Кодекса РФ.

К общественным местам, где  запрещено распитие спиртных напитков и появление в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, относятся, кроме перечисленных  в комментируемой статье, следующие: дворы, подъезды, лестничные клетки, лифты  жилых домов; зрелищные предприятия (театры, кинотеатры, дворцы культуры); пляжи. В их число входят и такие территории, которые обычно к общественным местам не относятся, но становятся ими во время отдыха там граждан.

Субъектами правонарушений могут быть лица, достигшие 16-летнего  возраста.

С субъективной стороны состав распития спиртных напитков в общественных местах или появления в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, образуют умышленные действия виновного.

3. ВИДЫ И МЕРЫ  АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Основания ответственности - это такая правовая категория, которая  неразрывно ввязана с обоснованием объективного права государства  на установление и применение ее мер, с одной стороны, и с обоснованием субъективной (и в то же время  объективной) обязанности виновных в правонарушения отвечать за свои противоправные деяния - с другой.

Различаются нормативные  основания ответственности, к которым  относятся нормативные акты - законы и т. д.

Социально - юридическое  значение нормативных оснований  в том, что ими конкретно указывается, на чем ответственность базируется, чем она предусматривается, что  является источником ее возможного и  действительного применения.

Чтобы ответственность  стала правовой действительностью, необходим сложный состав юридических  фактов, на основе которых она и  возникает как правоотношение. В  своей совокупности эти факты  могут быть названы фактическими основаниями правовой ответственности.

Со стороны  виновного в правонарушении таким  юридическим фактом, способным повлечь  возникновение для отрицательных  последствий, будет наличие в  его действиях состава правонарушения. Эта группа фактических оснований, относящаяся к характеристике состава  правонарушения, подчеркивает субъективный момент ее содержания. Их значение в том, что ими четко указывается, за что ответственность наступает.

Другая группа фактических оснований ответственности, прежде всего, включает в себя те индивидуальные или правообеспечительные акты (постановления, решения и т. д.) на основе которых она возникает. Эти акты подчеркивают объективную сторону ответственности, т. е. то, что без соответствующий реакции государства и его органов она возникнуть не может. Важность этих актов заключается в том, что они указывают, на основе чего ответственность применяется, возникает и окончательно оформляется в конкретных правоотношениях.

Информация о работе Административная ответственность