Административная ответственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 22:03, аттестационная работа

Краткое описание

Общественные отношения в сфере административной ответственности, правовые нормы, регулирующие указанные отношения. Виды административных наказаний и меры ответственности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Административная ответственность: понятие, особенности.
Законодательные основы административной ответственности
2. Административное правонарушение как основание административной ответственности. Понятие, признаки, состав административного правонарушения (субъекты, субъективная сторона, объекты, объективная сторона)
3. Условия освобождения от административной ответственности
4. Понятие и виды административных наказаний, их общая характеристика
5. Назначение административных наказаний
6. Административная ответственность организаций (юридических лиц)
7. Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности
8. Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг
9. Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил)
10. Административные правонарушения против порядка управления
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Библиографический список
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная.docx

— 135.71 Кб (Скачать файл)

    Постановлением  апелляционной инстанции от 25.09.03 решение отменено, в удовлетворении требования заявителя отказано.

    Требования  о проверке законности постановления  от 25.09.03. в кассационной жалобе общества основаны на том, что при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного  акта арбитражным судом апелляционной  инстанции неправильно применена  статья 2.1 КоАП.

    В отзыве на кассационную жалобу инспекция  возражала против содержащихся в  ней доводов, ссылаясь на их неосновательность.

    В судебном заседании арбитражного суда кассационной инстанции, которое состоялось 08.12.03. правовая позиция представителей лиц, участвующих в деле, сводилась  к следующему:

    - представитель общества объяснил, что доводы, содержащиеся в кассационной  жалобе, поддерживает;

    - представитель инспекции объяснил, что относительно кассационной  жалобы возражает, поскольку содержащиеся  в ней доводы неосновательны.

    Законность  постановления от 25.09.03 арбитражным  судом кассационной инстанции проверена  в соответствии с требованиями, предъявляемыми статьей 286 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации.

    Статьей 14.5 КоАП установлена административная ответственность за продажу товаров без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин.

    Согласно  статье 1 Закона от 18.06.93 N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении  денежных расчетов с населением" применение контрольно-кассовых машин  предусмотрено для всех предприятий  при осуществлении ими денежных расчетов с населением при осуществлении  торговых операций или оказании услуг.

    Продажа лейкопластыря на сумму 15 рублей обществом  произведена без применения контрольно-кассовой машины, что послужило основанием для привлечения его к административной ответственности на основании статьи 14.5 КоАП постановлением инспекции от 02.06.03 N 3/176.

    Основанием  для признания незаконным и отмены этого акта послужили выводы арбитражного суда первой инстанции о необоснованном привлечении общества к административной ответственности, установленной статьей 14.5 КоАП. При этом арбитражный суд исходил из того, что обществом были приняты все зависящие от него меры по соблюдению законодательства о применении контрольно-кассовых машин: с фармацевтом Ракитиной A.Л., допустившей продажу товара без применения контрольно-кассовой машины, 01.04.03 заключен договор N 1. Согласно этому трудовому договору упомянутое лицо обязалось производить отпуск лекарственных и сопутствующих товаров с применением контрольно-кассовой машины.

    С этим выводом арбитражный суд  апелляционной инстанции не согласился, сославшись на то, что наличие трудового  договора с названным работником основанием для освобождения юридического лица от административной ответственности  не является. Вывод арбитражного суда первой инстанции о том, что обществом приняты все зависящие от него меры по соблюдению законодательства о применении контрольно-кассовых машин, не соответствует установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, законные основания для привлечения общества к административной ответственности, установленной статьей 14.5 КоАП, имелись.

    Выводы  арбитражного суда апелляционной инстанции  о применении нормы права установленным  им по делу обстоятельствам и имеющимся  в деле доказательствам соответствуют.

    Сведений, опровергающих эти выводы, в кассационной жалобе и приложенных к ней  документах не содержится.

    По  изложенным мотивам арбитражным  судом кассационной инстанции не применены законы, нормативные правовые акты, ссылками на которые обоснована кассационная жалоба.

    Нормы процессуального права, несоблюдение которых в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации является основанием для отмены постановления  апелляционной инстанции, не нарушены.

    Руководствуясь  статьями 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, Федеральный  арбитражный суд Московского  округа постановил: постановление апелляционной  инстанции Арбитражного суда города Москвы от 25.09.03 по делу N А40-25202/03-94-280 оставить без изменения, а кассационную жалобу ООО "Малтэр-М" без удовлетворения»16.

    Таким образом, как видно из приведенного пример, суд отказал в иске о  признании незаконным постановления  налогового органа, указав, что наличие  трудового договора с работником, допустившим административное нарушение, основанием для освобождения юридического лица от административной ответственности  не является.

    Стоит заметить, что судебная практика по данному вопросу противоречива. Если в вышеприведенном примере, юридическое лицо признано виновным, то в нижеследующем примере, организация  избежала административной ответственности:

    «Федеральный  арбитражный суд Уральского округа по проверке в кассационной инстанции  законности решений и постановлений  арбитражных судов субъектов  Российской Федерации, принятых ими  в первой и апелляционной инстанциях, в составе: председательствующего, судей, рассмотрел в судебном заседании  кассационную жалобу Инспекции МНС  РФ по Кировскому району г. Уфы на решение  от 10.07.2003 Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу №А07-8985/03.

    Лица, участвующие в деле, о времени  и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, их представители в судебное заседание  не явились.

    Ходатайств  не поступило.

    ООО "Ла Пиэль" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Инспекции МНС РФ по Кировскому району г. Уфы о признании незаконным и отмене постановления от 05.06.2003 N 4110 о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 30000 рублей.

    Решением  от 10.07.2003 Арбитражного суда Республики Башкортостан заявленные требования удовлетворены.

    В апелляционной инстанции решение  суда не пересматривалось.

    Инспекция МНС РФ по Кировскому району г. Уфы  с решением суда не согласна, просит его отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, Ссылаясь на то, что  к ответственности за неприменение контрольно-кассовой машины подлежит привлечению юридическое лицо как  субъект административных правоотношений.

    Законность  судебного акта проверена в порядке  ст.ст. 274, 284, 286 АПК РФ.

    Как следует из материалов дела, Инспекцией МНС РФ по Кировскому району г. Уфы 02.06.2003 проведена проверка торговой точки, принадлежащей ООО "Ла Пиэль", в ходе которой установлен факт продажи продавцом Нафиковой Э.М. одной мужской куртки из натуральной кожи (модель 061) по цене 5800 руб. без применения контрольно-кассовой машины.

    Данные  обстоятельства отражены в акте проверки от 02.06.2003 N 144130, протоколе об административном правонарушении от 02.06.2003 N 144130/3. Постановлением налогового органа от 05.05.2003 N 4110 000 "Ла Пиэль" привлечено к административной ответственности по ст. 14.5

    Кодекса РФ об административных правонарушениях  в виде взыскания штрафа в сумме 30000 рублей, которое оспорено заявителем в арбитражном суде.

    Удовлетворяя  заявленные требования и отменяя  постановление налогового органа, арбитражный  суд исходил из отсутствия вины в  действиях ООО "Ла Пиэль".

    Вывод суда является правильным, соответствует  материалам дела и административному  законодательству.

    Поскольку арбитражным судом установлено  и материалами дела подтверждается, что контрольно-кассовая машина была не применена по вине продавца Нафиковой  Э.М., а со стороны ООО "Ла Пиэль" были приняты все необходимые и достаточные меры для нормальной работы продавца с кассовым аппаратом (л.д. 23, 25-26, 42-43), вывод арбитражного суда об отсутствии оснований для привлечения юридического лица к административной ответственности является правильным.

    С учетом изложенного, оснований для  принятия доводов заявителя кассационной жалобы и отмены судебного акта не имеется.

    Руководствуясь  ст.ст. 286, 287, 289 АПК РФ суд постановил:

    Решение от 10.07.2003 Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу N А07-8985/03 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения»17.

    Проблемный  вопрос не разрешен и в Постановление  Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 31 июля 2003 г. №16 «О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной  статьей 14.5 настоящего Кодекса, за неприменение контрольно-кассовых машин»18.

    Это не единственный проблемный практический вопрос. Как отмечают практики, обзор судебной практики по налоговым спорам организаций (юридических лиц) показывает, что, в основном, вынесение налоговыми органами решений о привлечении организаций к налоговой ответственности (административной ответственности) за правонарушения, предусмотренные главой 16 НК РФ, происходит без установления вины должностных лиц данных организаций, хотя таковая является непременным условием привлечения к ответственности организации - нарушителя налогового законодательства. Как отмечает Ю.Кизилов, такая ошибка свойственна и арбитражным судам.

    На  наш взгляд, это серьезная проблема административного правоприменения, т.к. презумпция невиновности является одним из принципов, закрепляемых Конституцией РФ и процессуальными кодифицированными актами.

    В этой связи подчеркнем, что вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости  от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного  налогового правонарушения (п.4 ст.110 НК РФ).

    Таким образом, на практике презумпция невиновности юридического лица, остается декларацией.

    Безусловно, что юридические лицо могут и  должны отстаивать свои права в судебном порядке, апеллируя к нормам НК РФ и КоАП РФ.

    На  наш взгляд, еще одним вариантом  решения сложившейся проблематики было бы принятие руководящих разъяснений  Пленумом ВС РФ по вопросу привлечения юридического лица к административной ответственности. 
 
 
 
 
 
 
 

    
  1. Административные  правонарушения в  области таможенного  дела (нарушения таможенных правил).
 
 

    Административная  ответственность за правонарушения в области таможенного дела (нарушения  таможенных правил) установлена гл.16 КоАП РФ. Это следующие группы составов правонарушений:

    - Незаконное перемещение товаров  и (или) транспортных средств  через таможенную границу Российской  Федерации;

    - Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств;

    - Перемещение товаров и (или)  транспортных средств с несоблюдением  мер по защите экономических  интересов Российской Федерации  и других запретов и ограничений;

    - Неуведомление при ввозе товаров и (или) транспортных средств о пересечении таможенной границы Российской Федерации

    - Нарушение режима зоны таможенного  контроля;

    - Непринятие мер в случае аварии  или действия непреодолимой силы;

    - Несоблюдение правил перемещения  транспортных средств через таможенную  границу Российской Федерации; 

    - Неправомерные действия с помещенными  под определенный таможенный  режим товарами и (или) транспортными  средствами;

    - Нарушение порядка пользования  либо распоряжения условно выпущенными  товарами и (или) транспортными  средствами и другие.

    В качестве одного из упущений законодателя в КоАП РФ исследователи называют то, что не была принята во внимание презумпция виновности юридического лица при совершении им таможенного правонарушения. Эта презумпция виновности была выявлена Конституционным Судом в Постановлении N 7-

    Исходя  из Постановления N 7-П, законодатель вправе освободить органы государственной  власти от бремени доказывания вины субъектов правонарушений, если последним  обеспечена возможность подтвердить  свою невиновность. По смыслу оспаривавшихся норм Таможенного кодекса, презумпция виновности установлена для юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей, нарушивших таможенные правила. Ряд  международно-правовых актов допускает  претерпевание лицом, виновность которого не должна доказываться государственными органами, неблагоприятных последствий нарушения таможенных правил при условии, что ему предоставляется возможность доказать свою невиновность. Российская Федерация в своем таможенном законодательстве не может не учитывать этот подход, поскольку интересы защиты экономической основы суверенитета требуют признания принципа единства и взаимности, согласно которому государство не может ставить себя в невыгодные с точки зрения таможенных режимов правовые условия по сравнению с другими странами (п.1.1 Постановления N 7-П).

Информация о работе Административная ответственность