Административная ответственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 22:03, аттестационная работа

Краткое описание

Общественные отношения в сфере административной ответственности, правовые нормы, регулирующие указанные отношения. Виды административных наказаний и меры ответственности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Административная ответственность: понятие, особенности.
Законодательные основы административной ответственности
2. Административное правонарушение как основание административной ответственности. Понятие, признаки, состав административного правонарушения (субъекты, субъективная сторона, объекты, объективная сторона)
3. Условия освобождения от административной ответственности
4. Понятие и виды административных наказаний, их общая характеристика
5. Назначение административных наказаний
6. Административная ответственность организаций (юридических лиц)
7. Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности
8. Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг
9. Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил)
10. Административные правонарушения против порядка управления
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Библиографический список
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная.docx

— 135.71 Кб (Скачать файл)

    Определить понятие административной ответственности юридических лиц можно следующим образом: административная ответственность юридических лиц — это применение к организациям, обладающим соответствующей административной правосубъектностью, административных наказаний за неисполнение или ненадлежащее исполнение установленных государством правил, норм и стандартов с целью государственного осуждения противоправной деятельности, обеспечения выполнения возложенных на них обязанностей и предупреждения совершения новых правонарушений.13

    Общие принципы административной ответственности  юридических лиц сформулированы в ст. 2.10 КоАП РФ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    
  1. Административные  правонарушения в  области предпринимательской  деятельности.
 

    С введением в действие 01 июля 2002 года Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее  КоАП РФ), в административном праве в качестве самостоятельной сферы регулирования оформился институт административной ответственности за административные правонарушения в области предпринимательской деятельности.

    Выделение в отдельную главу указанных  правонарушений обусловлено реалиями современной жизни, которая сегодня  неразрывно связана с предпринимательской  деятельности, как одного из основных рычагов формирования и укрепления рыночной экономики.

    Административные  правонарушения главы 14 КоАП РФ посягают на общественные отношения в области предпринимательской деятельности.

    Согласно  п. 3 ч. 1 ст. 2 ГК РФ под предпринимательской  деятельностью понимается "самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке"14.

    Целью данной 14 главы КоАп РФ является охрана интересов государства, граждан, предупреждение распространения товара, выполнения работ, оказания услуг, которые могут причинить вред населению, окружающей среде либо иным охраняемым объектом, а также предупреждение нарушений государственной монополии в сфере гражданского оборота.

    Так, статья 14.4. КоАП РФ предусматривает ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил.

    Правонарушения, предусмотренные настоящей главой, посягают на права потребителей и  интересы государства в области  предпринимательской деятельности.

    В случаях, предусмотренных частью первой статьи 14.4. КоАП РФ, эти права и интересы защищены установленными государством требованиями стандартов, технических условий и образцами по качеству, комплектности и упаковке товаров. В случаях, предусмотренных частью второй статьи 14.4. КоАП РФ, санитарными правилами, а также требованиями о наличии сертификата (декларации) соответствия, удостоверяющих безопасность товаров, работ либо услуг для здоровья людей.

    Субъектами  административного проступка в  сфере предпринимательства выступают  физические или юридические лица, виновными действиями (бездействиями) которых причинен вред потребителю  или государству.

    Объективная сторона административного проступка  в сфере предпринимательства, так  же как в ином кодифицированном законодательстве, предусматривающем санкции за правонарушения, сводится к содержанию нормы права  – к описанию методами законодательной техники противоправного действия либо бездействия физического или юридического лица, следствием которых явилось причинение морального, материального или физического (телесного) вреда интересам граждан, корпоративным образованиям или государству. В установлении этого элемента состава правонарушения крайне важно выявить причинную связь действия или бездействия и последующего причинения вреда.

    Так, объективная сторона правонарушения, предусмотренного ст. 14.6.КоАП включает в себя:

    - завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке);

    Данные  действия влекут наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц – пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц – в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.

    - занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.

    Данные  действия влекут наложение административного  штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц  – пятидесяти тысяч рублей или  дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц – ста тысяч  рублей.

    Субъективная  сторона состава административного  проступка предусматривает наличие  вины в форме умысла и неосторожности.

    Например, с субъективной стороны правонарушение, предусмотренное ст. 14.7. КоАП характеризуется умышленной формой вины. Виновный сознает, что обманывает потребителя и причиняет тем самым ему ущерб в небольшом размере, и желает наступления этих последствий.

    Административное  наказание является установленной  государством мерой ответственности  за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как  самим правонарушителем, так и  другими лицами.

    Наиболее  распространенным видом наказания  в сфере предпринимательства  является административный штраф.

    Административный  штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается  для граждан в размере, не превышающем  пяти тысяч рублей; для должностных  лиц – пятидесяти тысяч рублей; для юридических лиц – одного миллиона рублей, или может выражаться в величине, кратной:

    1) стоимости предмета административного  правонарушения на момент окончания  или пресечения административного  правонарушения;

    2) сумме неуплаченных и подлежащих  уплате на момент окончания  или пресечения административного  правонарушения налогов, сборов  или таможенных пошлин, либо сумме  незаконной валютной операции, либо  сумме денежных средств или  стоимости внутренних и внешних  ценных бумаг, списанных и (или)  зачисленных с невыполнением  установленного требования о  резервировании, либо сумме валютной  выручки, не проданной в установленном  порядке, либо сумме денежных  средств, не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках, либо сумме денежных средств, не возвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию, либо сумме денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, незаконно переданных или оказанных от имени юридического лица, либо сумме неуплаченного административного штрафа;

    3) сумме выручки правонарушителя  от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено  административное правонарушение, за календарный год, предшествующий  году, в котором было выявлено  административное правонарушение, либо за предшествующую дате  выявления административного правонарушения  часть календарного года, в котором  было выявлено административное  правонарушение, если правонарушитель  не осуществлял деятельность  по реализации товара (работы, услуги) в предшествующем календарном  году;

    4) сумме выручки правонарушителя,  полученной от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного  завышения регулируемых государством  цен (тарифов, расценок, ставок  и тому подобного) за весь  период, в течение которого совершалось  правонарушение, но не более одного  года.

    2. Размер административного штрафа  не может быть менее ста  рублей15.

    При назначении административного наказания  физическому лицу учитываются характер совершенного им административного  правонарушения, личность виновного, его  имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

    При назначении административного наказания  юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного  правонарушения, имущественное и  финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. 
 
 
 

    
  1. Административные  правонарушения в  области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг.
 

    Ответственность за данную группу правонарушений предусмотрена  главой 15 КоАП РФ (административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг). Это следующие составы правонарушений:

    - Нарушение порядка работы с  денежной наличностью и порядка  ведения кассовых операций;

    - Невыполнение обязанностей по  контролю за соблюдением правил ведения кассовых операций;

    - Нарушение срока постановки на  учет в налоговом органе;

    - Нарушение срока представления  сведений об открытии и о  закрытии счета в банке или  иной кредитной организации;

    - Нарушение сроков представления  налоговой декларации;

    - Непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля и другие.

    Практика  налоговых органов при рассмотрении дел об административных налоговых  правонарушениях свидетельствует  о необоснованном применении административного  законодательства и привлечении  учредителей (участников) юридических лиц к административной ответственности за совершение налоговых правонарушений. О фактах подобных противоречий в практике отмечает ряд исследователей.

    В случае возникновения указанных  ситуаций следует исходить из следующего.

    В соответствии со ст.56 Гражданского кодекса  РФ учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества  не отвечает по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением  случаев, предусмотренных настоящим  Кодексом либо учредительными документами  юридического лица. Юридическое лицо участвует в гражданском обороте  посредством действий своих органов, а именно руководителя юридического лица. В связи с чем административная ответственность за нарушения налогового законодательства может применяться только к должностным лицам организации.

    На  практике, юридическое лицо, зачастую отрицает свою ответственность ссылаясь на трудовой договор с работником, по вине которого произошло административное правонарушение. Приведем пример из практики:

    «Федеральный  арбитражный суд Московского  округа установил:

    Общество  с ограниченной ответственностью "Малтэр-М" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об оспаривании постановления инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 21 по Юго-Восточному административному округу г. Москвы (далее - инспекция) от 02.06.03 №3/176, касающегося привлечения к административной ответственности на основании статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).

    Решением  от 03.07.03 оспариваемое постановление  признано незаконным и отменено.

Информация о работе Административная ответственность