Харизматическое лидерство как политический феномен на примере Сталина и Гитлера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 16:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: анализ харизматического лидерства, как феномена политической власти на примере И.В.Сталина и А.Гитлера
Цель курсовой работы определяет следующие задачи:
• Определение сущности политического лидерства
• Выявление особенностей харизматического лидерства И.В.Сталина и А.Гитлера

Содержание

Введение……………………………………………………………………...…3 стр.
Раздел 1. Определение сущности политического лидерства…………......5-9 стр.
Раздел 2. Роль харизмы в формировании политического лидерства на примере И.В.Сталина и А.Гитлера………………………………………………….10-17 стр.
Заключение…………………………………………………………………….18 стр.
Библиография………………………………………………………………….19 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 39.00 Кб (Скачать файл)

Исходя из классификации М. Вебера, можно утверждать, что, история России знала два типа лидерства: традиционное и харизматическое.

Советский период породил особую разновидность  харизматического лидерства - вождизм. Харизматический вождь, к числу  которых можно отнести В.И. Ленина и И.В. Сталина, является наиболее точным синонимом термина "лидер". Ленин являлся скорее вождем революции и не достиг такого же прижизненного поклонения. Но, тем не менее, стоит обратить внимание на фигуру Ленина, сыгравшего большую роль в политической карьере Сталина, считавшегося его преемником. Такая разновидность лидерства широко распространилась с возникновением и развитием в России революционного движения. Власть харизматического вождя опиралась не только на его собственный авторитет, но и на монопольно властвующую партию, разветвленные структуры насилия, идеологическую обработку масс. Но самым существенным элементом власти таких вождей была харизма, которую М. Вебер определял как необычно высоко ценимое качество некой личности, благодаря которому она превозносится как наделенная сверхъестественной, или сверхчеловеческой, или по меньшей мере необычной, специфической, недостижимой ни для кого другого силой или особенностью, или же как посланная Богом, или как достойная подражания и в силу этого как "Вождь".

В основе власти вождя может  лежать также политический миф о  его исключительности, который поддерживается в массовом сознании. Личность вождя  обожествляют, ей поклоняются. Харизма  вождя опирается на наличие "единой коллективной воли народа", которую  он представляет. На этом основано отождествление вождя и народа. Культ вождя, ритуалы  его почитания со временем становятся элементом политической культуры советского типа, разновидностью своеобразной политической религии. В тридцатые годы окончательно оформилась та административно-командная система управления советским обществом, которая тесно связана с функционированием государственной партии, обладающей полномочиями верховной власти в стране. Всей этой властью руководил Сталин. И все перемены в лучшую сторону приписывались ему, а неудачи и провалы считались виной врагов народа и различных вредителей. В это же время и начал формироваться культ личности Сталина. Официальная пропаганда (а другой не было вообще) восхваляла подвиги вождя народов, в сознание людей вбивались догмы, которые нельзя было критиковать. Всех инакомыслящих или устраняли, или ссылали в лагеря. В итоге остались только те, которые либо действительно любили вождя, либо делали вид. Первые – это в основном рабочий класс и низшие слои общества, которые благодарили Сталина за все, что имели в жизни: дом, работу, социальное положение. Последние – это интеллигенция и люди близкие к власти, понимавшие угрозу, исходящую от режима, но ничего не способные сделать. Действия сверху сыграли не последнюю роль в формировании культа личности Сталина. Но была и другая причина, обуславливающие возвеличивание и превращение его в настоящего вождя.

Она заключается в особенности  русского народа и его менталитете. Многие столетия Россией правил самодержавный  царь, и в психологии людей отложилась склонность к тому, что должен существовать правитель, который все решает сам, а народ его любит и подчиняется. Подсознательная вера в лидера с  неограниченной властью, в то, что  он заботится о своих подданных, что ничего не надо делать, а лишь слушаться своего предводителя, и  лучшие времена наступят сами собой, привела к всенародному одобрению  личности вождя и вручению ему  огромных полномочий. Раньше был православный царь-батюшка, а теперь его сменил коммунистический вождь народов.

Кстати, неслучайно религия  была запрещена и против нее велась такая ожесточенная борьба. Ведь считалось, что она отвлекает граждан  от строительства коммунизма. «Религия – это яд!» – кричали надписи  с агитационных плакатов. Но на самом  деле была более серьезная причина  для такого гонения. Народ в СССР не должен боготворить никого, кроме  вождя, вождь заменил бога, и только он достоин поклонения. И Сталин хорошо справился с этой ролью.

Сталин знал как убедить  народ в правоте и неоспоримости  своих идей. В детстве он получил  богословское образование и, скорее всего, использовал эти навыки для  придания своему учению большей убедительности. Принципы сталинизма просты и легки  для восприятия обычным людям, поэтому  эти идеи получили широкое распространение  в народных массах, что способствовало укреплению культа личности.

Личность самого Сталина  – одна из самых больших загадок в феномене харизматического лидерства. Являясь жестоким диктатором, погубившим миллионы людей, он одновременно был народным кумиром и все его боготворили. Каким-то образом ему удавалось казаться людям заботящимся и добрым правителем. Он был ни умнее других, ни образованнее, ни красноречивее. Однако природа наделила его холодной настойчивостью, волей и честолюбием. Он никогда не повиновался чувствам, всегда умел подчинить их расчету, был понятен народным массам, поскольку из них вышел, близок им по своему мышлению и поведению. Эти качества дали ему преимущества перед Троцким, который, будучи интеллектуалом, был далек от понимания народом и воспринимался как «барин». Бухарин – активный пропагандист НЭПа, в котором народ уже видел опасность возврата к старому социальному неравенству. Пусть люди были пока бедны, но равны во всем. Сталин воспринимался реальным человеком, олицетворявшим власть. Более того, выступал символом того, во что люди верили, чего хотели – символом справедливости, лучшей, чем вчера жизни.

Политическая обстановка на протяжении всего сталинского  периода благоприятствовало росту  его популярности и авторитета среди  народа. Во-первых, для СССР были решены основные экономические задачи, в  тридцатые годы была полностью завершена  индустриализация, СССР вышел на пятое  место в мире по промышленному  производству, превысив уровень дореволюционной  России, значительные успехи были достигнуты в сельском хозяйстве и других отраслях народного хозяйства; во-вторых, огромную роль в возвышении Сталина  сыграла победа в Великой Отечественной  войне, поскольку СССР из страны, находившейся в длительной политической изоляции превратилась в государство, диктовавшее  направления в мировой политике, которое не принимало правила  западных капиталистических стран, а само устанавливало эти правила; в-третьих, победа (не без помощи СССР) коммунистических режимов в странах  Восточной Европы, Азии и др. Все  это поднимало у народа чувство  патриотизма и любви к Родине, а значит и к своему лидеру.

Феномен харизматического лидерства в Германии - серьезная тема для рассмотрения, в центре которой стоит жестокий диктатор, нанесший огромный ущерб всему миру. Гитлер добился поразительного успеха – чего не удавалось никому ни до него, ни после – внедрить чудовищную тиранию в народ, внесший в прошлом столь огромный вклад в европейскую культуру. Стечение обстоятельств вознесло его из уличного оратора на вершину власти в Германии. Чтобы свергнуть его – потребовалось объединение всех сил мира.

Историки сходятся на важности роли Гитлера не только для истории  Третьего рейха, но и для истории  двадцатого века в целом. Он шел к  политической власти с помощью жестокости и лжи, используя любые средства для покорения других народов  и народа собственного. Его идеи были ветхими и поношенными, но его  методы были украшены атрибутами современных  технологических достижений. И на пути к власти, и во время своего правления он использовал террор и крайнюю жестокость. В чем же секрет феномена харизматического лидерства в Германии?

Немцы – гордый и великий  народ. Но после поражения в Первой мировой войне их национальная гордость была сильно оскорблена. Народ не мог  смириться с позором Версальского мира. Гитлер на волне такого недовольства сумел неплохо поднять свой авторитет, пообещав отомстить. Будучи человеком  с нарушенной психикой, он обнаружил  в измученном душевном состоянии  людей, пережившего шок от поражения, отражение собственной ущемленности, крайнего расстройства и враждебности. Всю жизнь он, являясь австрийцем, упрямо олицетворял себя с немецким народом и, будоража его своими гипнотическими ораторскими способностями и  злобной пропагандой, находил в  этом отдушину для личной ненависти  и честолюбия. Немцы увидели в  Гитлере борца за их нацию и  поддались его планам. Фюрер умело  выдавал свои преступные действия за стремление к отмщению. Например: 22 июня 1940 года он потребовал от французов  прекращение боевых действий в том  же самом пассажирском вагоне в Компьене, в котором немцы были вынуждены  подписать перемирие 1918 года. Гитлер возвратился в Берлин героем-победителем.

Гитлер уверял, что начавшийся в 1933 году Третий рейх просуществует  тысячу лет. Оказавшись у власти, он рьяно принялся создавать и укреплять  в стране абсолютную диктатуру. В  этом ему сильно помогла пропаганда во главе с Геббельсом, который  обращался к нации: «Мы являемся свидетелями величайшего события  в истории. Гений создает мир! Его голос мы слышали, когда Германия спала. Его руки снова создали  из нас нацию! Он один никогда не ошибается! Он всегда как звезда над  нами!» и т.д. На сознание немцев действовали  многотысячные колонны, маршировавшие  с факелами и штандартами, которые  должны были показать единение народа, его величие. Перед таким давлением  не мог устоять никто. Это привело  к массовому поклонению Фюреру. А  тех, кто пытался протестовать против подобного правления, избивали или  убивали, арестовывали и бросали  в тюрьмы.

До войны, за время правления  Фюрера значительно развивалась  экономика страны, ускорились темпы  роста промышленности. Армия увеличилась  в несколько раз, с Германией  стали считаться в мире. Это  поднимало у немцев чувство гордости за свою страну, а значит и за того, кто ей управляет - за Адольфа Гитлера.

Победы Гитлера на фронтах  Европы в первые годы войны неплохо  поднимали его престиж в глазах немцев, которые по-настоящему стали  верить в свое высшее происхождение. Бывший нищий авантюрист из Вены стал теперь самым могущественным диктатором в Европе со времен Наполеона. Немцы  считали его непревзойденным  государственным деятелем, даже более  великим, чем Бисмарк.

Гитлер стал харизматическим  лидером благодаря умелой игре на чувствах немцев, их стремлению отомстить за обиду поражения в Первой мировой войне, тотальному контролю и агрессивной пропаганде, незаурядному характеру и красноречивости, а также подъему экономической, политической и военной мощи страны.

Таким образом сила харизмы лидера может быть столь велика, что его недостатки нередко воспринимаются в качестве достоинств (например, авторитарность), становятся частью эталонного образа вождя. Такому лидеру прощаются провалы в политике, нелегитимные действия. Ответственность за первые возлагается на окружение лидера, вторые воспринимаются как нечто оправданное обстоятельствами, заботой о благе народа. Так и харизма Сталина и Гитлера была настолько сильной, что все их нелегитимные действия воспринимались как безусловно необходимые. В этом им способствовал культ исключительности и сверхчеловечности их способностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

На основе проведённого исследования можно сделать вывод, что феномен  харизматического лидерства заключается  в ситуативном поведении такого лидера. Обладая необходимыми личностными  качествами и оказавшись в нужное время в нужном месте можно  заставлять других делать то позитивное или негативное, что они не делали бы или в конечном счёте могли  бы не делать вообще. Разоблачение культа личности Сталина после его смерти выявило негативное отношение народа к его фигуре и подтвердило неискренность любви к нему основной массы населения, а Гитлеровское правление оказалось губительным для немецкого народа и Германии. Многие люди говорят о периоде правления этих лидеров в негативном ключе, поэтому изменение харизматических представлений о лидерстве возможно лишь с выходом на политическую сцену новой генерации политических лидеров, которые должны:

* проходить специальные подготовку  и отбор; 

* профессионально заниматься политической  деятельностью; 

* действовать в рамках определенных  демократических норм и процедур  принятия политических решений,  взаимодействия различных видов  власти;

* не только предложить обществу  мечту, проект будущего, желаемого  большинством граждан, но и  убедить их в том, что пути  продвижения вперед известны.

 

 

 

 

Библиография

Отечественные источники

1. Боханов А.Н., Горинов  М.М., Дмитренко В.П. История России. XX век. М.: АСТ, 2001. – 608 с.

2. Василик М.А. Политология. Хрестоматия. - М.: Гардарики, 2000. - 843 с.

3. Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А. Проблемы теории государства и права: Учебник. – М.: ЭКСМО, 2005 - 649 с.

4. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. 4-е изд., перераб. и дополн. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 479 с.

5. Фельштинский Ю. Наше Отечество. Опыт политической истории. Том II – М.: Терра, 1991.

Зарубежные источники

1. Hingley R. F. Stalin, Joseph. – L.:1974. – 628 c.

2. Khlevniuk O. Stalinism and the Stalin Period after the «Archival Revolution» - 2011.

Электронные источники

1. http://kulturoznanie.ru/politology

2. http://www.britannica.com/EBchecked/topic/600435/totalitarianism




Информация о работе Харизматическое лидерство как политический феномен на примере Сталина и Гитлера