Специфика политического лидерства И. В. Сталина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 19:54, реферат

Краткое описание

Ставшие теперь известными нам факты, свидетельства, воспоминания, очень скудные пока документы многих потрясли, перевернули их сознание, вызвав мучительную переоценку того, что представлялось им устоявшимися жизненными ценностями. Страдания эти можно понять. Но ведь в основе их не правда, сказанная сейчас, а ложь, что сеялась в прошлом. Жить на лжи невозможно. Эта древняя истина в наши дни обрела вовсе не абстрактное, а вполне конкретное, почти осязаемое наполнение.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
Основная часть
1. Тип политической власти. Властные ресурсы……………………….5
2. Особенности функционирования политической системы……………………………………………………………………7
3. Особенности государства, выдвинувшего И. В. Сталина в качестве политического лидера……………………………………………………8
4. Специфика политической партии, партийной системы…………...11
5. Особенности политической элиты………………………………….18
6. Особенности И. В. Сталина как политического лидера по масштабам политического лидерства…………………………………20
Заключение……………………………………………………………...23
Список использованной литературы…………………………………..24

Вложенные файлы: 1 файл

Сталин.docx

— 47.65 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

 

 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального  обучения

 

 

 

 

Реферат

по  дисциплине: «Политология»

 

 

 

Тема: « Специфика политического лидерства

И. В. Сталина»

 

 

 

Выполнила:

 

Проверил:

__________________

 

 

Томск, 2009 г.

СОДЕРЖАНИЕ:

 

Введение…………………………………………………………………..3

 

Основная часть

1. Тип политической власти. Властные  ресурсы……………………….5

2. Особенности функционирования  политической системы……………………………………………………………………7

3. Особенности государства, выдвинувшего  И. В. Сталина в качестве  политического лидера……………………………………………………8

4. Специфика политической партии, партийной системы…………...11

5. Особенности политической элиты………………………………….18

6. Особенности И. В. Сталина как политического лидера по масштабам политического лидерства…………………………………20

Заключение……………………………………………………………...23

Список использованной литературы…………………………………..24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Культ Сталина  - одного из более жестоких и своекорыстных  диктаторов в истории человечества,  и по сей день остается,  пожалуй, наименее проясненной для  общественного  сознания и понятой им безмерной  трагедией, которой отмечен XX век. Сокрушительная, казалось бы, волна разоблачения Сталина и его культа, последовавшая после XX съезда, не смогла выкорчевать из народного сознания демонических мифов, связанных с его именем, - прошло немного времени, изменились условия, и вся эта демонология снова принялась бурно возрастать. И дело было не только в воле сверху, диктовавшей реабилитацию вождя, сначала исподволь и незаметно, а затем все более открыто и целеустремленно - этому способствовали и мощные токи снизу, пресловутым символом которых стали сталинские фотографии на стеклах трудяг-грузовиков.

 Такой поворот, в конце 50-х - начале 60-х казавшийся немыслимым, во многом стал возможен потому, что разоблачение Сталина не сопровождалось глубоким осмыслением его фигуры - а главное, порожденной им модели развития - в общественном сознании нашей страны.

Время истории, привычно и сострадательно превращая  в шрамы вчерашние мучительные  ожоги драм и трагедий отдельных  людей и целых народов, способно удержать цепкой и неподкупной памятью  своей правду фактов, дающих в естественной сцепке и последовательности единственный и верный шифр к прочтению интерпретации  самой истории. Свыше 30 лет был  недоступен нашей широкой общественности доклад Н. Хрущева о культе личности Сталина, хотя с позиций сегодняшнего дня мы видим всю его ограниченность и недоговоренность, чрезмерную сосредоточенность  на личности, а не на феномене сталинизма.  Всего  лишь год-полтора назад  сквозь толщу спрессовавшихся лет  прорвались к нынешним поколениям голоса Н. Бухарина, Ф. Раскольникова, М. Рютина. Возможно, именно под воздействием накопившейся энергии казавшегося  нескончаемым ожидания столь стремительно  раскручивается ныне пружина исторической памяти,  не только донося до нас правдивую картину нашего собственного прошлого,  но и давая  обществу силу двигаться в сторону лучшего будущего.

Ставшие теперь известными нам факты, свидетельства, воспоминания, очень скудные пока документы многих потрясли,  перевернули  их сознание, вызвав мучительную переоценку того,  что представлялось им устоявшимися жизненными ценностями. Страдания эти  можно понять. Но ведь в основе их не правда, сказанная сейчас, а ложь, что сеялась в прошлом. Жить на лжи невозможно. Эта  древняя истина в наши дни обрела вовсе не абстрактное, а вполне конкретное, почти осязаемое наполнение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Тип политической власти, властные ресурсы, использовавшиеся И. В. Сталиным, уровень легитимности его власти.

 

Согласно общепринятым взглядам, приход Сталина к власти в 1920-е гг. совпал с установлением в стране диктаторского режима. Большинство историков считает, что была личная диктатура, в которой всевластие Сталина было ограничено только физическими возможностями. Другие историки полагают, что до середины 1930-х диктатура носила коллективный характер. Следует отметить, что режим Сталина опирался на массовую мобилизацию в свою поддержку, что качественно отличало его от деспотичных правлений до XX века. По этой причине реализованную Сталиным политическую систему обычно относят к автократиям нового типа, для обозначения которого часто используется термин «тоталитаризм».

На идеологическом фронте Сталин разгромил  оппозицию. И, совершив это, он ринулся  осуществлять «большой скачок» в  социализм. В своих решениях он всегда прежде всего руководствовался политической целесообразностью. В поисках средств  выполнения задачи он думал только о технике дела. Его не сдерживали моральные соображения, не занимали такие вопросы, как человеческие жертвы. В то время он часто употреблял русскую пословицу «Лес рубят, щепки  летят». Сталин решил ликвидировать  кулачество. Эту задачу он не ограничивал  только экономическим и политическим уничтожением, хотя под влиянием протестов  против огромных жертв ему пришлось на некоторое время объявить отступление. Неподготовленность и прогматизм привели  к чрезвычайным потерям, которые  нельзя было оправдать необходимостью перелома. В результате резкого поворота руля, осуществленного Сталиным и  стоящей за ним группой руководителей, несомненно, произошли большие перемены и обострилось множество противоречий. Неподготовленность коллективизации  заранее предполагала ее проведение по типу военной акции. В ноябре 1927 года Сталин еще говорил о том, что коллективизация в сельском хозяйстве будет осуществляться постепенно, мерами экономического, финансового и культурно-политического порядка, он даже не намекал, что может пойти по пути принуждения. Тем самым он ввел в заблуждение слои беднейшего крестьянства и работников аппарата, которые составляли базу коллективизации. Органической частью сталинской политики является соответствующая дозировка намеченных целей и поэтапное их осуществление. Бухарин называл его «гениальным дозировщиком». Ускорение коллективизации привело к разорению самого сельского хозяйства. Методы раскулачивания вызывали глубокое недовольство, породили страх и среди промышленных рабочих. Богатые крестьяне довольно часто формировали вооруженные отряды, выступая против властей. Подлинную черту перекосов и крайностей, допущенных в то время, можно найти в образе мышления Сталина, изучив его побудительные мотивы. Характерной чертой политической линии Сталина было частое и сознательное противоречие между делами и речами. Сталин мыслил не категориями перспектив социализма, его интересовал исключительно настоящий момент, условия существования политической власти, вопросы создания «сильного государства». Сталин был политиком сохранения государства и власти. Он  ставил знак равенства между интересами сохранения Советского Союза и интересами укрепления своей собственной власти. Это интересы он, может быть и не осознавая до конца, часто менял местами. Его типичным ответом на кризисную обстановку было отступление.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Особенности функционирования политической системы,

принятия  властных решений.

 

Подлинный вождь выдвигается прежде всего движением масс, он опирается  в первую очередь на массы и  на их доверие, он глубочайше связан  с массами, постоянно вращается  среди  них, он  идет во главе их, говорит им правду не обманывает их, и массы убеждаются на собственном  опыте в правильности его  руководства  и  его  поддерживают. Диктатор, наоборот, большей частью приходит к власти или через подавление революции, или после спада волны революции, или через внутренние комбинации правящей клики, или через дворцовый переворот, опираясь на государственный или партийный аппарат, армию, полицию. Диктатор опирается в основном не на массы, а на свою верную клику, на  армию, на  государственный или партийный аппарат; он не связан с массами, он не вращается среди них, он может с ними заигрывать и льстить им, но он  обманывает массы, он правит не потому, что массы ему доверяют, а чаще всего вопреки этому. Политика диктатора – это политика внутренних закулисных  комбинаций, политика подбора лично ему верных  людей, политика  оправдания, защиты и возвеличивания его господства. В эту характеристику укладывается диктатура Сталина, хотя  его диктатура и отличается коренным образом от буржуазных диктаторов тем, что она выросла на  базе пролетарской диктатуры, являясь искажением пролетарской диктатуры и содействуя её дальнейшему искажению и вырождению.

     Сталин не  был  настоящим, подлинным вождем, но  ему тем легче было в ходе  событий превратиться в настоящего  диктатора. Свою роль он занял  не благодаря поддержке масс. Он пришел к своему теперешнему  безраздельному господству путем  хитрых комбинаций, опираясь на  кучку верных ему  людей  и аппарат, и  с помощью  одурачивания масс. Он оторван  от масс, он не связан с ними, он держится не на доверии масс, а на терроризировании их.   

  1. Особенности государства, выдвинувшего И. В. Сталина в качестве политического лидера.

 

В середине 1918 г. курс на постепенность социалистических преобразований сменился другим, заранее не запланированным курсом, получившим позже название "военного коммунизма". Поворот был продиктован конкретными историческими условиями, созданными Гражданской войной, империалистической интервенцией, глубочайшей хозяйственной разрухой, голодом. Термином "военный коммунизм" Ленин ретроспективно охарактеризовал экономическую политику Советского государства, проводившуюся с конца 1918г. по март 1921 г. в условиях Гражданской войны и интервенции. Термин "военный коммунизм" отражал две главные черты этой политики: во-первых, это была политика коммунистического строительства; во-вторых, она была подчинена интересам победы в Гражданской войне, что наложило отпечаток на методы, формы, темпы коммунистического строительства.

Политика "военного коммунизма" выразилась в следующем: 1) национализация не только крупных, но средних и мелких предприятий; 2) строжайшая централизация управления производством и распределением; 3) продразверстка для крестьянства;4) государственная монополия на большинство промышленных изделий и сельхозпродуктов; 5) замена свободной торговли государственным распределением продовольственных продуктов и промышленных товаров по классовому принципу; 6) свертывание товарно - денежных   отношений, натурализация хозяйственных связей и заработной платы на уравнительных началах; 7) установление всеобщей трудовой повинности, введение трудовых мобилизаций;8) введение непосредственно коммунистических форм распределения: отмена платы за многие коммунальные услуги, бесплатная выдача населению продовольственных пайков, промышленных товаров, бесплатный транспорт и т.д.

Такие меры объяснялись крайним  истощением промышленности за годы мировой  войны, угрозой тотального голода, глубоким топливно-энергетическим кризисом, полным расстройством денежно-финансовой системы, чудовищной инфляцией, широкомасштабной гражданской войной и экономической  блокадой.

С переходом к политике "военного коммунизма" резко ускорился процесс  национализации промышленности. На основе декрета СНК от 28 июня 1918 г. на протяжении второй половины 1918 - первого квартала 1919 г. была национализирована, в основном, вся крупная промышленность. К началу 1920 г. в руки Советского правительства перешла и вся средняя промышленность. Промышленные предприятия были полностью лишены хозяйственной самостоятельности. Последовательное проведение жесткой централизации управления позволило лучше распоряжаться ограниченными ресурсами сырья, топлива, рабочей силы. Вместе с тем, крайняя централизация сковывала инициативу предприятий, рождала волокиту, бюрократизм.

Натурализация хозяйственных отношений  в годы Гражданской войны сделала  ненужной кредитно-банковскую систему. В январе 1920 г. постановлением СНК был упразднен Народный банк РСФСР. Выполнение тех банковских операций, которые еще сохраняли силу, возложили на Наркомфин. Курс на ликвидацию товарно-денежных отношений привел к переходу на систему натуральной оплаты труда, когда заработная плата выдавалась рабочим и служащим продовольствием и предметами первой необходимости.

В конце 1920 - начале 1921 гг. государство  переходит к осуществлению бесплатного  распределения и оказания общественных услуг. В конце 1920 г. выходит целая серия декретов правительства: "О бесплатном отпуске населению продовольственных продуктов" (4 декабря), "О бесплатном отпуске населению предметов широкого потребления" (17 декабря), "Об отмене денежных расчетов за пользование почтой, телеграфом, телефоном и радиотелеграфом" (23 декабря), "Об отмене платы за лекарства, отпускаемые из аптек" (16 декабря) и др. В феврале 1921 года Президиум ВЦИК отменил денежные налоги и т.д.

"Военный коммунизм" предусматривал  использование обязательных форм  привлечения населения к труду  на основе трудовой повинности.

Весной 1918 г. Центральная Россия была отрезана от важнейших сельскохозяйственных районов страны, что резко ухудшило ее продовольственное положение. Запасы хлеба иссякали. Погромы, голодные бунты потрясали не одну губернию. Враждебные большевикам политические силы уже открыто пытались использовать недовольство населения в своих интересах. В условиях острого продовольственного кризиса декретами ВЦИК и СНК от 13 и 27 мая 1918 г. в стране вводилась продовольственная диктатура (система чрезвычайных мер Советской власти). Она предусматривала: неуклонное выполнение хлебной монополии, борьбу с мешочничеством и спекуляцией, подавление сопротивления кулачества. Все руководство продовольственным делом было передано Наркомпроду, ему же предоставлялись чрезвычайные полномочия вплоть до применения к кулакам вооруженной силы в случае оказания ими сопротивления. Советская власть осуществляла продовольственную диктатуру через местные органы Наркомпрода - продовольственные комитеты. В их распоряжении находились продотряды из рабочих. Насилия и злоупотребления, часто сопровождавшие продразверстку, вызвали сильнейшее недовольство крестьян. В конце Гражданской войны это недовольство вылилось в широкое повстанческое движение (крестьянские восстания в Западной Сибири, на Урале, на Дону, в Поволжье и центральных губерниях).

Таким образом, став правящей партией, большевики приступили к строительству  нового общества. Вместо буржуазных органов  власти был создан советский государственный  аппарат.

 

  1. Специфика политической партии, партийной системы, предопределившей становление И. В. Сталина.

 

Советская политическая система принципиально  отрицала всякое разделение властей  и всякую специализацию функций. Если каждая часть советского государства  являлась в пределах своей компетенции  высшей властью в своей территории, то в то же время у каждой части  не было ровно никакой твердо определенной и гарантированной компетенции. Получалось, что любой исполнительный комитет, начиная с центрального исполнительного комитета Союза  и кончая исполнительным комитетом  волости, обладает той же компетенцией, что и самый избравший его  съезд Советов.

Советы рассматривались как  средоточие не только законодательной, но и исполнительной власти. С одной  стороны, тем самым воплощалась  в жизнь концепция прямого  народовластия. Но, с другой стороны, неизбежным следствием этого был  полный паралич системы иерархической  подчиненности. Каждый Совет создавался как орган прямой демократии и  обладал всей полнотой власти на своей  территории, а, следовательно, вступал  в конфликт с Советом, чья юрисдикция распространялась на ту же территорию, то есть с Советом более (или менее) высокого уровня.

Информация о работе Специфика политического лидерства И. В. Сталина