Федеральное собрание РФ: формирование и деятельность палат

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 12:55, контрольная работа

Краткое описание

В соответствии с Конституцией РФ, принятой 12 декабря 1993 года, Федеральное Собрание является парламентом РФ.
Согласно Конституции РФ парламент Российской Федерации отвечает основным требованиям парла¬мента демократического государства. Порядок его формирования и деятельности по¬казывает, что он является парламентом федеративного государства. Это и предопре¬делило его наименование — Федеральное Собрание.

Вложенные файлы: 1 файл

политология 5.doc

— 135.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  –

УЧЕБНО-НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС»

Факультет Дистанционного обучения

Контрольная работа

по дисциплине «Политология»

 

Вариант № 6

 

Работу выполнил(а) студент(ка)

г. Орел

Замечания по работе

 

 

 

Работу проверил(а)


 

 

Отметка о зачете                                  дата «____» _________20   г.

Подпись преподавателя  ________________

 

 

 

 

 

 

 

г. Орел, 2013г.

 

 

 

5. Федеральное собрание РФ: формирование и деятельность палат.

 

В соответствии с Конституцией РФ, принятой 12 декабря 1993 года, Федеральное Собрание  является парламентом РФ.

Согласно Конституции  РФ парламент Российской Федерации отвечает основным требованиям парламента демократического государства. Порядок его формирования и деятельности показывает, что он является парламентом федеративного государства. Это и предопределило его наименование — Федеральное Собрание.

Конституция РФ учреждает Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственную Думу) как один из органов, осуществляющих государственную власть в Российской Федерации (ч.1 ст.11). Поскольку эта статья помещена в гл.1 «Основы конституционного строя», изменить положение Федерального  Собрания в системе органов государственной власти можно только через сложный порядок пересмотра самой Конституции РФ.

           Другая важная гарантия, закреплённая  в «Основах конституционного  строя», состоит в том, что орган  законодательной власти как часть системы разделения властей самостоятелен по отношению к другим органам государственной власти.1

В процессе своей  деятельности парламент РФ не зависит  от Президента и судебной власти, хотя и тесно с ними взаимодействует. Взаимная сбалансированность полномочий помогает поддерживать конституционный правопорядок и реально обеспечивает Федеральному Собранию его высокий конституционно-правовой статус.

Независимость – важнейшее условие успешного  выполнения парламентом своих функций. Федеральное Собрание не подчиняется какому бы то ни было контролю со стороны исполнительной власти. Оно самостоятельно определяет потребность в своих расходах, которые фиксируются в государственном бюджете, что обеспечивает ему финансовую независимость. Обе палаты создают себе вспомогательный аппарат, в деятельность которого исполнительная власть не вмешивается. Парламент сам определяет свою внутреннюю организацию и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности, руководствуясь только Конституцией РФ2. И самое главное: никто не может вмешиваться в прерогативу Федерального Собрания по принятию законов.

         Вместе с тем законотворческая  независимость не является абсолютной. Она ограничивается через такие  институты конституционного права,  как референдум, поскольку с его помощью могут быть одобрены некоторые законы и без парламента; чрезвычайное и военное положение, которые приостанавливают действие законов; право Конституционного Суда РФ объявлять законы неконституционными; право Президента РФ распускать Государственную Думу при определённых обстоятельствах и другие институты. Эти ограничения вытекают из принципа разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. 

           Федеральное Собрание не обладает  никакими юридическими полномочиями для вмешательства в компетенцию и деятельность других федеральных органов государственной власти. Принцип сдержек и противовесов в организации системы высших федеральных органов проведен достаточно последовательно.

Федеральное Собрание основывается на принципиально новом понимании народного представительства по сравнению с тем, которое определяло положение представительных органов прежде. Законодательные органы теперь не образуют единую вертикаль подчиняющихся снизу вверх всех Советов, хотя Федеральное Собрание занимает высшее положение как орган федеральной законодательной власти. Федеральное Собрание отражает реальный федерализм, построенный на строгом разделении предметов ведения и полномочий органов государственной власти Федерации и ее субъектов.

Как представительный орган Федеральное Собрание выступает выразителем интересов и воли всего многонационального народа, т. е. граждан Российской Федерации. Народное представительство обеспечивается демократической избирательной системой,  открывающей возможность избрания в парламент для каждого гражданина в соответствии с законом, в Федеральном Собрании представлены профессиональные политики безотносительно к их национальности или социальному положению3.

В основу порядка  образования Федерального Собрания положены принципы федерализма и многопартийности.

Принцип федерализма  призван обеспечивать интересы многонационального народа Российской Федерации, являющегося носителем суверенитета и единственным источником власти. На практике этот принцип реализуется в двухпалатной структуре Федерального Собрания. Одна из палат — Государственная Дума — представляет весь народ страны в целом. Другая - Совет Федерации - состоит из представителей каждого субъекта Российской Федерации. Из этого следует, что при формировании Совета Федерации проводится принцип равенства субъектов Федерации. При существенных различиях и в территориальном отношении и по численности населения, субъекты Российской Федерации равно имеют по два представителя в Совете Федерации4.

Многопартийная  система — это один из институтов современного общества, без которого невозможна представительная демократия. Парламент, как главный элемент  представительной демократии, не может  считаться демократически избранным  без соперничества партий в политической борьбе за депутатские мандаты. На принципе многопартийности основываются формирование и деятельность Государственной Думы.

Участие политических партий в деятельности парламента разнообразно. Это создание партийных фракций, участие в прениях, отстаивание своих позиций и взглядов, принятие решений в соответствии с установками своих партийных органов и так далее.

Двухпалатная  структура Федерального Собрания предполагает значительную самостоятельность палат, что проявилось в их компетенции и в том, что они заседают раздельно (ч.1 ст. 100)5.

Впервые в Конституции  нашего государства закрепляется статус одного из органов государственной  власти (Федерального Собрания) как  парламента. Какие же признаки и  черты характеризуют Федеральное Собрание как парламент?

Во-первых, Федеральное  Собрание РФ является представительным органом государственной власти РФ. Как представительный орган Федеральное  Собрание выступает выразителем  интересов и воли всего многонационального народа, т.е. граждан России. Народное представительство обеспечивается демократической избирательной системой.

Во-вторых, Федеральное  Собрание является парламентом РФ потому, что именно этот орган (и только он) наделён правом осуществлять законодательную  власть на федеральном уровне, то есть принимать федеральные законы.

В-третьих, российский парламент  обладает такой типичной для парламентов  демократических государств функцией как контрольная. Например, Федеральное  Собрание принимает (утверждает) федеральный  бюджет и осуществляет парламентский контроль за его исполнением, утверждает указы Президента РФ о введении военного положения, чрезвычайного положения, назначает  на соответствующие должности кандидатуры, предлагаемые Президентом РФ.

В-четвёртых, Федеральное  Собрание является постоянно действующим органом. Конституционное закрепление Федерального Собрания как постоянно действующего органа означает, что оно является парламентом Российской Федерации, поскольку только парламенту демократического государства свойственно такое качество, как постоянная деятельность в пленарном составе.

         И, наконец, признаком, характеризующим  Федеральное Собрание РФ как  парламент, является его внутренняя  структура, то есть наличие двух палат с разным правовым статусом, разветвлённой системой постоянных и временных комитетов, комиссий и других рабочих органов палат Федерального Собрания. Именно подобное структурирование характерно для учреждений, именуемых парламентом.

        Федеральное  Собрание характеризуется как  представительный и законодательный орган РФ, что уже раскрывает основное назначение данного парламентского учреждения.

  Представительным  органом Федеральное Собрание  РФ является потому, что оно  представляет интересы всего  многонационального народа России, формирует и выражает его волю. Качество легитимного представительного органа обеспечивается периодическим переизбранием членов обеих палат Федерального Собрания на свободных демократических выборах.

           Являясь носителем суверенитета  и единственным источником власти  в РФ, её многонациональный народ в результате выборов (прямых и косвенных) передаёт (делегирует) своим представителям в Федеральное Собрание часть государственной власти, доверяет им от имени народа осуществлять эту государственную власть.

Порядок формирования и полномочия обеих палат Федерального Собрания закреплены таким образом, что они достаточно полно учитывают и отражают в своей деятельности не только общие интересы всего многонационального народа Российского государства в целом, но и специфические интересы наций и народностей всех субъектов Российской Федерации, всех социальных слоев российского общества.

Порядок  формирования     Совета   Федерации   в   настоящее  время установлен Федеральным законом от 5 августа 2000 г. «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации».

Членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего  право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, достигший возраста 30 лет, проживший не менее 10 лет в совокупности на территории субъекта Российской Федерации, органом государственной власти которого осуществляется его избрание (назначение) членом Совета Федерации, и обладающий в соответствии с Конституцией Российской Федерации правом избирать и быть избранным в органы государственной власти6.

Совет Федерации  Федерального Собрания РФ является палатой, обеспечивающей представительство субъектов РФ в законодательном органе федеративного государства. В состав Совета Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ - по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти.

Член Совета Федерации — представитель от представительного органа государственной власти субъекта РФ избирается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ на срок полномочий этого органа, а при формировании этого органа путем ротации — на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа. Член Совета Федерации — представитель от двухпалатного законодательного органа избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты.

Представитель в Совете Федерации от исполнительного  органа государственной власти субъекта РФ назначается высшим должностным  лицом на срок его полномочий. Указ (постановление) о назначении представителя в Совете Федерации от исполнительного органа вступает в силу, если на очередном или внеочередном заседании законодательного органа две трети от общего числа его депутатов не проголосуют против назначения данного представителя в Совете Федерации.

Полномочия  члена Совета Федерации начинаются со дня принятия Советом Федерации решения о подтверждении полномочий данного члена Совета Федерации. Полномочия прекращаются со дня принятия Советом Федерации решения о подтверждении полномочий нового члена Совета Федерации — представителя от того же органа государственной власти субъекта РФ7.

Полномочия  члена Совета Федерации прекращаются досрочно по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

         Выборы депутатов Государственной  Думы строятся на основе Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от  18 мая 2005 года8.

Депутаты Государственной  Думы избираются гражданами РФ на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина Российской Федерации в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе принуждать гражданина Российской Федерации к участию или неучастию в выборах, а также препятствовать его свободному волеизъявлению. Гражданин РФ, достигший на день голосования 18 лет, имеет право избирать депутатов Государственной Думы.

Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший на день голосования 21 года.

Проведение  выборов в сроки, установленные Конституцией РФ и федеральным законом, является обязательным. Выборы назначает Президент РФ. Днем выборов является первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума прежнего созыва. В случае если Президент РФ не назначит выборы в установленный срок, выборы депутатов Государственной Думы назначаются Центральной избирательной комиссией РФ.

Как отмечалось, Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Депутаты избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты. Федеральный избирательный округ включает в себя всю территорию Российской Федерации. Избиратели, проживающие за пределами страны, считаются приписанными к этому округу. Этот порядок избрания депутатов Государственной Думы впервые введен в действие на выборах в Думу в 2007 г. 9

Информация о работе Федеральное собрание РФ: формирование и деятельность палат