Становление и развитие советской космонавтики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 16:39, реферат

Краткое описание

• Актуальность работы: 12 апреля 2011 года празднуется пятидесятилетие со дня первого полёта в космос. Учёные и инженеры не останавливаются на достигнутом. Они изобретают новые ракеты более удобные и более безопасные в полёте. Учёные открывают новые ракетные топлива, которые способствуют большей скорости ракеты. Но ещё скорость увеличивается за счёт обтекаемой формы корабля, которая способствует лёгкому вхождению в космическое пространство. Инженеры изобретают новые ракетные двигатели, благодаря которым увеличивается тяга космического корабля.
• Цель: рассмотреть основные этапы становления и развития советской космонавтики.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Основная часть:
1. Из истории отечественного ракетостроения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
2. Первый полёт:
2.1. Первый искусственный спутник Земли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
2.2. Лайка – путешественник. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
2.3. На орбите – научная станция. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
2.4 12 апреля 1962 года – Юрий Алексеевич Гагарин. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
3. Космический корабль «Восход-2»:
3.1. Строение корабля «Восход-2». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
3.2. Наш земляк – Павел Иванович Беляев. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
4. «Союз» - следующий шаг в осуществлении мечты. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
5. Глобальный космический эксперимент – «Мир». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
6. Ракетно-космический комплекс «Буран» - «Энергия». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
Заключение. . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
Список используемой литературы. . . . . . . . . .

Вложенные файлы: 1 файл

XI городская конференция школьников.docx

— 297.91 Кб (Скачать файл)

– решение большого числа  научно-технических и экспериментально-исследовательских  задач.

Космический корабль «Союз» состоит из следующих основных отсеков: кабины космонавта (спускаемого аппарата), орбитального и приборно-агрегатного  отсеков.

Кабина корабля располагается  в центральной части корабля. С одной стороны к ней примыкает  орбитальный отсек, с другой приборно-агрегатный отсек. В головной части корабля  на орбитальном отсеке установлен стыковочный  узел. В хвостовой части корабля  на приборно-агрегатном отсеке укреплены  панели солнечных батарей полезной площадью около 14 м2.

На внешней поверхности  корабля размещены антенные устройства, датчики системы ориентации, оптические устройства телекамеры, датчики научной  аппаратуры.

Кабина корабля является как бы командной рубкой корабля. В ней находится экипаж при  выведении корабля на орбиту, во время выполнения ряда операций в  процессе полёта в околоземном космосе, при возвращении на Землю.

В кабине размещены кресла космонавтов. Моделированная по телу космонавта форма кресла позволяет легко  переносить даже большие перегрузки.

На космическом корабле  «Союз» могут осуществлять полёт  один, два или три космонавта в  зависимости от задач каждого  запуска.

В кабине космонавтов установлено  разнообразное оборудование и аппаратура систем управления кораблём, связи, жизнеобеспечения. В специальных контейнерах размещаются  основная и запасная парашютная система.

Оборудование корабля  обеспечивает возможность осуществления  полностью автономного пилотирования  корабля без участия наземного  командного пункта.

По средствам разворотов спускаемого аппарата, по углу крена  осуществляется изменение величины и направления подъёмной силы, чем достигается управление траекторией спуска. Траектория спуска с использованием подъёмной силы имеет большую протяженность, и,

соответственно, спуск по ней происходит с меньшими перегрузками, чем по баллистической траектории. В этом одно из главных отличий  космического корабля «Союз» от кораблей «Восток» и «Восход».

Орбитальный отсек предназначен для научных наблюдений и исследований, для подготовки к выходу в космос, а также для отдыха космонавтов.

Приборно-агрегатный отсек  примыкает к кабине космонавтов  и предназначен для размещения основной бортовой аппаратуры и двигательных установок корабля, работающих в  орбитальном режиме.

В отсеке установлена жидкостная ракетная установка. Она состоит  из двигателей тягой по 400 кгс каждый. Возможности двигателей таковы, что  позволяют кораблю «Союз» совершать  маневры до высоты 1300 км.

Одной из основных систем корабля  «Союз» является система ориентации и управления движением. Она обеспечивает ориентацию корабля в пространстве, стабилизацию его при работе двигательной установки, управление кораблём при  сближении, причаливании и стыковки кораблей, как в автоматическом режиме, так и в режиме ручного управления.

Система ориентации и управления включает:

– датчики ориентации и  оптический визир-ориентатор космонавта;

– гироскопические приборы  и электронные счетно-решающие блоки  управления;

– радиотехнические средства поиска и наведения;

– систему исполнительных органов-двигателей малой тяги.

Энергоснабжение бортовой аппаратуры осуществляется централизованной системой электропитания. Подзарядка буферных батарей корабля обеспечивается солнечными батареями. Для постоянного  освещения солнечных батарей  предусмотрен режим их ориентации на Солнце.

Радиотехнические средства корабля «Союз» обеспечивают прём команд с Земли, двустороннюю радиотелефонную  и телеграфную связь, определение  параметров орбиты, передачу на Землю  телевизионного изображения внешней  и внутренней обстановки корабля. Бортовая телевизионная система включает четыре камеры – две в отсеках  корабля и две снаружи –  и обеспечивает передачу телевизионного изображения стандартного размера  высокого качества.

Многоканальная радиометрическая система обеспечивает передачу большого объёма разнообразной информации.

Космические корабли «Союз» могут оснащаться в случае необходимости  системой стыковки. Стыковочные узлы могут быть различной конструкции  в зависимости от целей полёта – с внутренним переходом и  без него.

Нормальные физиолого-гигиенические  условия для экипажа корабля  обеспечиваются рядом комплексов систем жизнеобеспечения. Система регенерации  атмосферы поддерживает в отсеках  газовый состав, подобный атмосферному.

Система терморегулирования поддерживает в отсеках нормальную температуру и влажность, уровень  которых может регулироваться по желанию экипажа. Полёты космических  кораблей «Союз» показали надежную работу всех бортовых систем, обеспечивающих выполнение сложных научно-технических  экспериментов в космосе. Комфортные условия в жилых отсеках кораблей, удобство управления, работы и отдыха в течение всего полёта кораблей способствует сохранению высокой работоспособности космонавтов и успешному выполнению запланированных экспериментов.

Таковы основные характерные  конструктивные особенности космических  кораблей «Союз».

Первые испытания пилотируемого  космического корабля «Союз» были проведены 23 апреля 1967 года космонавтом Владимиром Михайловичем Комаровым. В течение 

27 часов полёта на корабле  «Союз-1» он полностью выполнил  сложную, насыщенную экспериментами  программу полёта, показал большие  возможности нового космического  корабля. Спускаемый аппарат,  возвращаясь на Землю, прошел  плотные слои атмосферы, выдержал  воздействие больших температур, но при приземлении из-за неисправности  парашютной системы космонавт  погиб.

Талантливый и смелый испытатель космического корабля Владимир Комаров  отдал все свои силы, знания и  опыт, чтобы выполнить возложенное  на него задание.

Параллельно с отработкой нового пилотируемого корабля продолжались лётные испытания отдельных его  систем на автоматических спутниках  серии «Космос». 30 октября 1967 года состоялась первая в мире автоматическая стыковка на околоземной орбите спутников «Космос-186» и «Космос-188».

Затем, в апреле 1968 года, спутники «Космос-212» и «Космос-213» повторили  этот эксперимент. Сложная научно-техническая  задача автоматической стыковки спутников  была успешно решена.

Перед лётчиком-космонавтом  Георгием Тимофеевичем Береговым, стартовавшим на корабле «Союз-3» 26 октября 1968 года, была поставлена задача осуществить  поиск выведенного ранее беспилотного корабля     «Союз-2», сблизиться с ним до дистанции стыковки и  провести сложные пространственные манёвры с применением автоматической и ручной систем управления. Выполнив это задание, Георгий Береговой, кроме того, в течение четырёхсуточного полёта провёл полный комплекс испытаний систем корабля.

Были решены важные задачи по отработке средств для автоматического  сближения и стыковки кораблей, был  проведён уровень надежности бортовых систем и аппаратуры корабля. Можно  считать, что основная лётная отработка  пилотируемых космических кораблей «Союз» к 1969 году была завершена. Это  позволило приступить к решению  более сложных задач современной  космонавтики.

Одно из наиболее значимых событий в истории советской  и мировой космонавтики произошло 19 апреля 1971 года – на околоземную  орбиту была выведена научная станция  «Салют». Основными задачами этого  полёта были:

– испытания конструкции, отдельных элементов и бортовых систем новой космической станции;

– маневрирование станции  на орбите, как с целью обеспечения  длительного существования, так  и для создания наиболее благоприятных  условий для стыковки с транспортными  кораблями. Отработка методов и  автономных средств ориентации и  навигации станции;

– осуществление широкого комплекса медико-биологических  исследований;

– проведение ряда научных, прикладных и технических экспериментов.

Первые несколько дней проводилась проверка бортовых систем станции и стыковочного узла.

23 апреля 1971 года для проведения  первого совместного эксперимента  со станцией «Салют» был запущен  космический корабль «Союз-10»  с космонавтами В. А. Шаталовым,  А. С. Елисеевым и Н. Н.  Рукавишниковым. После выполнения  ряда манёвров как кораблём  «Союз-10», так и станцией «Салют»  была успешно осуществлена их  стыковка. На последнем участке  сближения, когда расстояние между  кораблём и станцией сократилось  до 180 м, 

экипаж корабля вручную  осуществил причаливание корабля «Союз-10»  к станции и их жесткую стыковку. После 5 ч 30 мин совместного полёта, во время которого проводилась проверка стыковочного механизма, корабль «Союз-10»  отстыковался от станции «Салют»  и благополучно вернулся в заданный район СССР.

Космический корабль «союз-10»  после выполнения программы благополучно вернулся на Землю. Это был третий совместный полёт советских космонавтов  В. А. Шаталова и А. С. Елисеева.

  1. Глобальный космический эксперимент – «Мир».

В 1976 году НПО «Энергия»  выпустило Технические предложения  по созданию усовершенствованных долговременных орбитальных станций ДОС #7, 8. Системы  станции были существенно модернизированы, система управления была построена  на базе БЦВК, переходный отсек имел два боковых стыковочных агрегата для стыковки исследовательских  модулей, выводимых ракетой «Союз». На НТС МОМ технические предложения  подвергли критике, проект был оценен как новаторский, вызвало возражение наличие боковых стыковочных  агрегатов. Предприятие продолжало работать над новыми станциями, и  в августе 1978 года был выпущен  эскизный проект. Проект был основан  на использовании систем станций  «Салют», но предусматривалось четыре боковых стыковочных агрегата для  стыковки модулей на базе ракеты «Союз».

В феврале 1979 года выходит  Постановление о развертывании  работ по созданию станций нового поколения, определяется кооперация по разработке и изготовлению базового блока, бортового, научного и наземного  оборудования, в которой участвует  свыше 100 организаций 20 министерств  и ведомств при головной роли НПО  «Энергия». Предстояло в достаточно короткие сроки обеспечить разработку, отработку и поставку комплектующих  изделий.

Первоначально разработку конструкторской  документации на базовый блок, за исключением  заимствуемой документации на гермокорпус  разработки КБ «Салют», планировалось  выполнить силами конструкторского комплекса 2 НПО «Энергия», возглавляемого заместителем генерального конструктора В.В. Симакиным. Однако к концу 1979 года на предприятии создается чрезвычайно  сложная обстановка, связанная с  перегрузкой тематических подразделений, и в первую очередь конструкторских, по разработке целого ряда целевых  модулей для станции «Салют-7», изготовлению самой станции, модернизации пилотируемого корабля «Союз  Т», изготовлению грузовых кораблей

 «Прогресс» и развертыванию работ по ракете-носителю «Энергия» на фоне структурных преобразований предприятия. Встал вопрос, как и на предыдущих станциях, о привлечении КБ «Салют» для выпуска конструкторской документации на базовый блок станции «Мир». И такое решение было принято.

В процессе работ проект непрерывно уточнялся. Принимались  новые решения, направленные на расширение задач станции и упрощение  некоторых проблем по кооперации. Бортовой цифровой вычислительный комплекс «Аргон-20» заменили на двухмашинный БЦВК на базе «Аргона-16» и «Салюта-5Б» разработки НИИ ЦЭВТ (В.В. Пржиялковский), НПО «Элас» (Г.Я. Гуськов). Системы  станции были модернизированы: система  управления на базе БЦВМ значительно  расширяла возможности станции  и позволяла перепрограммирование с Земли, новая система сближения  «Курс» не требовала разворотов станции  при сближении, система энергопитания  имела существенно увеличенную  мощность и регулирование уровня напряжения в узком диапазоне, вместо громоздких регенераторов атмосферного воздуха установили систему электролиза  воды («Электрон») для снабжения  кислородом и регенерируемую систему  поглощения углекислого газа («Воздух»), система управления бортовым комплексом использовала БЦВМ и современные  алгоритмы управления. Была введена радиосистема "Антарес" с остронаправленной антенной для связи через спутник-ретранслятор.

Работы в НПО «Энергия»  и КБ «Салют» продолжались. Оперативное  управление требовало значительных усилий со стороны главного конструктора направления - заместителя генерального конструктора Ю.П. Семенова - по увязке и технической координации решений, связанных со своевременным изготовлением  вновь вводимых систем. Несмотря на изменения проекта, конструкторская  документация на базовый блок, выпускаемая  совместно с КБ «Салют», передана в 1982-1983 гг. на ЗИХ (А.И. Киселев) и ЗЭМ (А.А. Борисенко).

К началу 1984 года обстановка в МОМ сложилась таким образом, что работы по перспективным станциям были практически остановлены. Все  ресурсы Министерства в этот период были задействованы на программу  «Буран». И вдруг новый неожиданный  импульс программа получила весной 1984 года, когда министром общего машиностроения был О.Д. Бакланов. В.П. Глушко и Ю.П. Семенов ранним утром  были вызваны к секретарю ЦК КПСС Г.В. Романову, и им была поставлена задача срочно завершить работы по станции к XXVII съезду КПСС. В совещании  принимали участие О.Д. Бакланов, В.П.

Информация о работе Становление и развитие советской космонавтики