Становление и развитие советской космонавтики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 16:39, реферат

Краткое описание

• Актуальность работы: 12 апреля 2011 года празднуется пятидесятилетие со дня первого полёта в космос. Учёные и инженеры не останавливаются на достигнутом. Они изобретают новые ракеты более удобные и более безопасные в полёте. Учёные открывают новые ракетные топлива, которые способствуют большей скорости ракеты. Но ещё скорость увеличивается за счёт обтекаемой формы корабля, которая способствует лёгкому вхождению в космическое пространство. Инженеры изобретают новые ракетные двигатели, благодаря которым увеличивается тяга космического корабля.
• Цель: рассмотреть основные этапы становления и развития советской космонавтики.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Основная часть:
1. Из истории отечественного ракетостроения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
2. Первый полёт:
2.1. Первый искусственный спутник Земли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
2.2. Лайка – путешественник. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
2.3. На орбите – научная станция. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
2.4 12 апреля 1962 года – Юрий Алексеевич Гагарин. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
3. Космический корабль «Восход-2»:
3.1. Строение корабля «Восход-2». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
3.2. Наш земляк – Павел Иванович Беляев. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
4. «Союз» - следующий шаг в осуществлении мечты. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
5. Глобальный космический эксперимент – «Мир». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
6. Ракетно-космический комплекс «Буран» - «Энергия». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
Заключение. . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
Список используемой литературы. . . . . . . . . .

Вложенные файлы: 1 файл

XI городская конференция школьников.docx

— 297.91 Кб (Скачать файл)

Лайка – путешественник.

26 октября через три  недели после запуска «пээсика»,  Королёв вылетает скоростным  самолётом Аэрофлота в Ташкент,  а оттуда летит на Байконур.

Медики привезли трёх собачек-дворняжек. Альбина была ветераном космоса: она уже дважды летела на исследовательских  рак  Лайка и Муха – новички. На общем собрании было решено отправить  в космос Лайку. Альбина была собака-дублёр, а Муху называли «технологической собакой» и использовали для примерок, проверки систем и аппаратуры непосредственно  перед стартом. Утром 31 октября Лайку  подготовили к посадке, а после  обеда её усадили в космическую  кабину.

В первые минуты полёта частота  дыхания и пульс Лайки повысились примерно в три раза, но биотоки  сердца были в норме. Постепенно пришли в норму и все физиологические параметры. Организм адаптировался в невесомости – Лайка жила!

3 ноября 1957 года, в соответствии  с программой Международного  геофизического года, на околоземную  орбиту был выведен ещё один  советский аппарат, на этот  раз обитаемый: на его борту  находился «пассажир» – собака  по кличке Лайка.

Второй ИСЗ был выведен  на орбиту с параметрами: максимальное удаление от поверхности Земли (апогей) – 1671 км, минимальное удаление от поверхности  Земли (перигей) – 225 км; наклонение орбиты к плоскости земного экватора – 65,3 град; период обращения – 103,75 мин.

В передней части спутника, на специальной раме, были установлены  прибор для исследования коротковолнового излучения Солнца, сферический контейнер  с радиопередатчиком и другой аппаратурой, герметическая кабина с Лайкой. Кроме того, на корпусе  спутнике были размещены два прибора  для изучения космических лучей. Сферический контейнер напоминал  собой первый ИСЗ. В нём размещались  радиопередатчики, работавшие на частотах 40,002 и 20,005 МГц, источник тока и чувствительные элементы, регистрирующие изменения  температуры, давления и других параметров в контейнере.

На орбите – научная  станция.

15 мая 1958 года мир узнал  о полёте в космос научной  лаборатории – третьего советского  искусственного спутника Земли.  Одной из первых на это событие  откликнулась американская печать: «Гигантский спутник на орбите. Красная луна весом в полторы  тонны». Американцы немного преувеличивали: вес нового спутника был равен  1327 кг, из которых на научную,  радиоизмерительную аппаратуру  и источники питания приходилось  968 кг.

С целью привлечения широких  кругов научной общественности мира к наблюдениям за третьим советским  искусственным спутником Земли  на его борту был установлен радиопередатчик  «Маяк», непрерывно передававший на чистоте 20,005 МГц телеграфные посылки длительностью 150 – 300 мс с большой мощностью излучения. Питание радиопередатчика осуществлялось от солнечных батарей, а при движении спутника в земной тени – от электрохимических источников тока.

Третий ИСЗ был выведен  на орбиту с параметрами:  максимальное удаление от поверхности Земли (апогей) – 1881 км, минимальное удаление от поверхности  Земли (перигей) – 226 км, наклонение орбиты к плоскости земного экватора – 65,2 град, период обращения – 105,95 мин.

Третий ИСЗ совершил 10037 оборотов вокруг нашей планеты. Его  существование продолжалось 692 дня  и закончилось 6 апреля 1960 года.

Первые три советских  искусственных спутника Земли по своей конструкции, габаритам и  основным параметрам существенно отличались друг от друга. Вес спутников, их размеры, а также объём и сложность  выполненных исследований последовательно  возрастали.

12 апреля 1961 года  – Юрий Алексеевич Гагарин.

9 апреля 1961 года стартовал  четвёртый советский ИСЗ. В  пилотском кресле четвёртого  корабля-спутника сидел «Иван  Иванович». Это был так называемый  антропометрический манекен –  усреднённое по росту и весу  человеческое «чучело». Вместе с  «Иваном Ивановичем» летели собака  Чернушка и прочая живая мелочь. Взлетев, корабль провёл на  орбите 88 минут и благополучно  приземлился. 

Королев назначил еще один экзамен – новый беспилотный  пуск, который должен был дать однозначные  ответы на все вопросы, дать полное спокойствие и уверенность людям.

После того как был успешно  завершен последний «чистовой» отработанный полёт точной копии будущего «Востока»  и было принято решение, разрешавшее  старт человека, на космодром прибыли  многочисленные группы различных специалистов.

Размерный ритм отчасти  был нарушен 5 апреля, когда на аэродроме  один за другим приземлились три самолёта Ил-14. Прилетели врачи, кинооператоры, инженеры. Прилетел генерал-полковник  авиации Н. П. Каманин и шесть  космонавтов. Королёв встречал их у  трапа.

На следующий день в 11.30 главный конструктор открыл техническое  совещание с участием главных  конструкторов двигателей, системы  управления, наземного оборудования и других систем.

Полётное задание на первый космический полёт подписали  председатель Государственной комиссии Сергей Павлович Королёв, Мстислав Всеволодович

Келдыш, Николай Петрович Каманин и другие члены Государственной  комиссии.

Вопрос, кто полетит, оставался  пока открытым. Вернее, выбор уже  был сделан, но формально командир «Востока» еще не был утверждён.

На последнем заседании  Государственной комиссии командиром был утверждён Юрий Гагарин. Титов  сразу словно потух.

11 апреля в 5 часов утра  Сергей Павлович Королёв был  уже в МИКе. Вывоз ракеты был  назначен на 7 утра.

Ракету поставили точно  по расписанию, без замечаний. По готовности «двадцать четыре часа» тоже всё  шло нормально. В 13.00 Гагарин приехал  на старт для встречи с теми, кто готовил для него космический  комплекс.

Полтора часа продолжался  инструктаж. Гагарин был сосредоточен и внимателен. Он прятал свою весёлость, неумело скрывал ощущение полного  счастья, которое целиком завладело  им после Госкомиссии, утвердившей  его командиром «Востока». Никакого волнения, тем более – робости  или рассеянности ни Раушенбах, ни Феоктистов в космонавте не почувствовали.

12 апреля Гагарин проснулся  очень рано в 5.30 утра. В 7.00 он  был помещен в пассажирскую  капсулу корабля-носителя «Восток». Всё было готово к старту, но  старт почему-то откладывался. Причина  была в том, что один из  датчиков показывал, что между кораблём и люком была щель. Как выяснилось, позднее неисправен был сам датчик, дававший неверные данные. И вот в 9.07 минут по Московскому времени началось событие, которое вошло в историю – начался первый полёт человека в открытый космос. Первый полёт продолжался 108 минут. «Восток» развил скорость около 28000 км/ч. Он был историческим так, как Гагарин доказал, что человек может вынести перегрузки, возникающие при взлёте космического корабля и при входе в плотные слои атмосферы. Во время полёта Гагарин шутил, принимал пищу из тюбика, одним словом чувствовал себя нормально.  Корабль приземлился в 10.55 минут на поле колхоза «Ленинский путь», юго-западнее города Энгельса, неподалёку от деревни Смеловки.

В космос Гагарин улетал страшим лейтенантом, а приземлился  майором и полноправным членом КПСС.

  1. Космический корабль «Восход-2».

Строение корабля  «Восход-2».

Корабль 3КД, в отличие  от 3КВ, исполнен в двухместном варианте. Вместо трёх установлено два кресла, которые были доработаны для нахождения в них космонавтов в скафандре  «Беркут» в течение всего полёта. Чтобы не раз герметизировать  весь корабль для выхода в открытый космос (как сделали американцы на КК «Джемини»), была разработана складная надувная шлюзовая камера (ШК) полумягкой конструкции с системой шлюзования (автор схемы – С.И.Алексеев из 9-го отдела ОКВ-1). Масса шлюза составила 250 кг, длина в развёрнутом состоянии  – 2500 мм, внешний диаметр – 1200 мм, внутренний – 1000 мм, диаметр наружного  и внутреннего люков – 700 мм. Шлюз крепится с наружи к спускаемому  аппарату в сложном состоянии  посредствам шпангоута и после  выведения корабля на орбиту надувался  по команде с пульта, смонтированного  перед креслом командира. С этого  пульта шло управление всеми операциями по шлюзованию.

Для телевизионной трансляции всего процесса выхода в ленинградском  НИИ-380 (директор – И.А.Россилевич) была разработана новая телевизионная  система, передающая 100 строк (на «Восоке» - 10 строк) с частотой 10 кадров в секунду. Корабль фактически повторял корабли  серии «Восток» и состоял из сферического спускаемого аппарата диаметром 2,3 метра, в котором размещались  космонавты и инструменты и конического  приборного отсека (масса – 2,27 т., длинной  – 2,25 м. и шириной – 2,43 м.) а котором  находились топливные баки и двигательная установка. Для того, чтобы разместить в том же самом объёме не одного, а сразу двух космонавтов, разработчики отказались от катапультного кресла, применяемого на «Востоках», когда  при посадке космонавт покидал  корабль ещё в воздухе и  приземлялся на парашюте. На освободившееся место устанавливали два обычных  кресла. Поскольку теперь экипаж приземлялся  в спускаемом аппарате, для обеспечения  мягкой посадки корабля помимо парашютной системы был установлен твердотопливный  тормозной двигатель, срабатывавший  непосредственно перед касанием земли. Резервный твёрдотопливный  тормозной двигатель для схода  с орбиты был установлен в верхней  части спускаемого аппарата. Корабли  «Восток» имели только один жидкостный тормозной двигатель, однако запасов  кислорода хватало для десятидневного полёта, что позволило бы кораблю  сойти с орбиты и приземлиться, тормозя трением об атмосферу. 

Технические данные:

  • Масса корабля: 5682 кг.
  • Перигей: 167 км.
  • Апогей: 475 км.
  • Наклонение орбиты: 64,8°
  • Период обращения: 90,9 мин.
  • Пройденное расстояние: 717,330 км.

 

Наш земляк – Павел  Иванович Беляев.

Павел Иванович Беляев родился 26 июня 1925 г. В селе Челищево Бабушкинского  района Вологодской области в  семье фельдшера. В 1932 г. Павел пошёл  в первый класс. В 1942 г. поступил на завод  и стал овладевать специальностью токаря, затем работал приёмщиком готовой  продукции. В мае 1943 г. добровольно  вступил в ряды Красной Армии. В том же году он был направлен  в Сарапульскую авиационную школу  первоначальной подготовки, в которой  будущие лётчики знакомились  с учебными самолётами ПО-2, УТ-2, совершали  первые полёты. Летом 1944 г. Беляева как  отличника боевой и политической подготовки откомандировали в Ейское училище для обучения профессии  морского лётчика. В июне 1945 г. после  успешного окончания лётного  училища в качестве лётчика-истребителя  П.И.Беляев получил назначение на Дальний  Восток в морскую авиацию. Участвовал в войне с Японией. За участие  в боевых действиях Павел Иванович награждён медалью «За победу над Японией». В послевоенные годы проходил службу в Приморье в составе  гвардейского ительного авиационного полка военно-воздушных сил Тихоокеанского флота. Был лётчиком, старшим лётчиком, командиром звена, заместителем командира  эскадрильи по политчасти. В 1956 г. П.И.Беляев был направлен на учёбу в Военно-воздушную  академию. Закончил её успешно. По окончанию  академии в 1959 г. командовал авиационной  эскадрильей.  В 1960 г. направлен в  отряд космонавтов. В 1964 г. во время  прыжков с парашютом П.И.Беляев сильно повредил ногу от удара о  землю. В госпитале диагноз врачей был суровым: «закрытый оскольчатый  перелом диафизов обеих костей левой  голени со смещением отломков». В  тот же день в госпиталь приехал 

Ю.А.Гагарин и просил врачей сделать всё возможное, чтобы  Беляев вернулся в строй. 5 месяцев  он пролежал в больнице, а после  упорно тренировал сломанную ногу. Целый год П.И.Беляев не принимал участия в тренировках, но догнал, сдав семь зачётных прыжков с парашютом на оценку «отлично». Упорство и успешные повторные прыжки развеяли все сомнения медицинской комиссии.

18-19 марта 1965 г. в качестве  командира экипажа полковник  П.И.Беляев совершил космический  полёт на корабле «Восход-2».  В ходе полёта Павел Иванович  руководил первым в мире выходом  человека – лётчика-космонавта  А.А.Леонова – в открытое космическое  пространство и завершении полёта  выявилась неисправность одной  из систем корабля. Отличное  знание техники, самообладание  позволили экипажу с честью  выйти из сложной ситуации. Беляев  впервые в практике космических  полётов совершил посадку космического  корабля, используя ручное управление. Полёт продолжался 26 часом 2 минуты 17 секунд. За это время «Восхо-2»  совершил 17 оборотов вокруг Земли,  пролетев расстояние свыше 720 километров. Указом Президента Верховного  Совета СССР от 23 марта 1965 г.  за успешное осуществление космического  полёта П.И.Беляева было присвоено  звание героя Советского Союза  и звание «Лётчик-космонавт СССР».

Недолгая, но полная энергии  жизнь прославленного космонавта оборвалась 10 января 1970 г. после продолжительной  болезни. Павла Ивановича Беляева  похоронили в Москве на Новодевичьем кладбище.

  1. «Союз» - следующий шаг в осуществление мечты.

Небывалые темпы развития космических исследований еще в  период реализации программ «Восток» и «Восход» поставили перед советскими учеными и конструкторами задачу создания новых многоцелевых космических  кораблей. Была разработана программа, получившая название «Союз». Основными  её задачами являлись:

– стыковки на околоземной  орбите автоматических и пилотируемых кораблей;

– проведение широкого маневрирования в одиночных и групповых полётах  с целью отработки процессов  сближения, новых систем навигации  и управления, создания и обслуживания околоземных космических станций, приобретения навыков космического пилотажа;

– осуществление длительных полётов, позволяющих изучить воздействие  условий космического полёта на человеческий организм;

– проверка принципов использования  пилотируемых кораблей для исследований Земли в практических целях;

Информация о работе Становление и развитие советской космонавтики