“Соборность” как парадигма политического сознания в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 09:38, реферат

Краткое описание

Собо́рность — понятие, введенное русским философом А. С. Хомяковым, развитое в XIX славянофилами, выводимое первоначально из принципа соборности Церкви. Впоследствии, стало трактоваться значительно шире, охватывая весь уклад жизни, комплекс морально-этических норм внутри сообщества. Во многих случаях эти нормы безоговорочно осуждают крайний индивидуализм, стремление отдельного человека противопоставить себя общности «единоверцев». Соборность отвергает такое понятие, как «личное счастье», утверждая, что быть счастливым в одиночестве невозможно.

Содержание

Введение
Глава 1. Общие сведения о понятии “соборность”
Глава 2. Религиозная концепция А. С. Хомякова
Глава 3. Соборность и представительный институт
Глава 4. Идея соборности и доктрина народного суверенитета
Глава 5. Соборное сознание и марксизм-большевизм
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по политологии.doc

— 112.50 Кб (Скачать файл)

Важнейшей своей задачей А.С. Хомяков считал обоснование соборного мышления на основе сознательного понимания веры. Осознание сущности веры позволит, по его мнению, прийти к соборному мышлению и в понимании связи христианства и крестьянской общины, которую он считал воплощением истинно христианской формы человеческого общежития.

Соборность во взглядах А.С. Хомякова означала также объединение России в целостный организм на основе общинного  начала.

“Соборность на уровне социального идеала А.С. Хомякова еще означала и воплощение коллективизма в обществе как приоритета общего над частным”(3, С.39). Человек, в соответствии с этими понятиями, отказываясь от части своих прав, лишь возвышает себя.

Соборность, по учению Д. А. Хомякова, - целостное сочетание свободы и единства многих людей на основе их общей любви к одним и тем же абсолютным ценностям.

         Народ - конкретное социальное образование, состоящее из отдельных частей, групп, индивидов. Несовпадение мнений этих групп и индивидов по самым разным вопросам не вызывает удивления или возмущения и рассматривается просто как состояние, из которого должен быть найден рациональный выход. Если народ это некая нерасчлененная тотальность, то отпадает необходимость поиска взаимосогласованного решения, вернее, его результат становится очевиден как бы заранее. Единственная "процедура", которая в лучшем случае необходима при определении "народного" мнения - это само обеспечение тотальности, т.е. сбор народа. Отсюда и проистекает идея соборности — центральная для этого политического мироощущения.

         Соборность – слияние индивидуального и социального. Это общее, которое включает в себя богатство особенного и единичного.

        Соборность — одно из главных духовных условий национального единства и создания мощной державы, какой была и остаётся на сегодняшний день Россия.

Литература

  1. Бирюков, Н.И., Сергеев, В.М. “Соборность” как парадигма политического сознания [Текст] // Полис (Политические исследования). – М.: Российская политическая энциклопедия. – 1997. - №3 – С. 65-73.
  2. Гаджиев, К.С. Политология (основной курс) [Текст]: учебник. - М.: Высшее образование, 2007. – 406 с.
  3. Попов, А.А. Социально-политические воззрения А.С. Хомякова [Текст] // Социально-политические науки, - М.: Российская политическая энциклопедия - 1992., № 4-5 – С. 33-42.
  4. Терра-Лексикон: Иллюстрированный энциклопедический словарь [Текст]. – М.: ТЕРРА. – 1998. – 672 с.: ил.

        Интернет-ресурсы:

  1. http://www.hrono.ru/organ/ukazatel/sobornost.html
  2. http://www.sobor.ru/2008/06/russkaya_sobornost/
  3. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C

 

 




Информация о работе “Соборность” как парадигма политического сознания в России