“Соборность” как парадигма политического сознания в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 09:38, реферат

Краткое описание

Собо́рность — понятие, введенное русским философом А. С. Хомяковым, развитое в XIX славянофилами, выводимое первоначально из принципа соборности Церкви. Впоследствии, стало трактоваться значительно шире, охватывая весь уклад жизни, комплекс морально-этических норм внутри сообщества. Во многих случаях эти нормы безоговорочно осуждают крайний индивидуализм, стремление отдельного человека противопоставить себя общности «единоверцев». Соборность отвергает такое понятие, как «личное счастье», утверждая, что быть счастливым в одиночестве невозможно.

Содержание

Введение
Глава 1. Общие сведения о понятии “соборность”
Глава 2. Религиозная концепция А. С. Хомякова
Глава 3. Соборность и представительный институт
Глава 4. Идея соборности и доктрина народного суверенитета
Глава 5. Соборное сознание и марксизм-большевизм
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по политологии.doc

— 112.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию

Сибирский государственный  аэрокосмический университет

имени академика М. Ф. Решетнёва

Институт менеджмента  и социальных технологий

Гуманитарный факультет

Кафедра философии и  социальных наук

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

 

 

“Соборность” как парадигма политического сознания в России

 

                                                         

                                                            

 

 

 

 

                                                                Выполнил: студент 

                                                                    АКФ, ІV курс, гр. Т-53

                                                                              Купряшов А.В.

Руководитель: канд. фил. наук, доцент

                                                                                Сигида Н.А.

                                                                                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Красноярск 2008

План

Введение

     Глава 1. Общие сведения о понятии “соборность”

     Глава 2. Религиозная  концепция А. С. Хомякова

     Глава 3. Соборность и представительный институт

     Глава 4. Идея соборности и доктрина народного суверенитета

     Глава 5. Соборное сознание и марксизм-большевизм

Заключение

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

       Собо́рность — понятие, введенное русским философом А. С. Хомяковым, развитое в XIX славянофилами, выводимое первоначально из принципа соборности Церкви. Впоследствии, стало трактоваться значительно шире, охватывая весь уклад жизни, комплекс морально-этических норм внутри сообщества. Во многих случаях эти нормы безоговорочно осуждают крайний индивидуализм, стремление отдельного человека противопоставить себя общности «единоверцев». Соборность отвергает такое понятие, как «личное счастье», утверждая, что быть счастливым в одиночестве невозможно.

       “Когда речь идет о соборности, всегда подчеркивается целостность, симфонийность, хоровое начало. "Мы", а не "Я"”(7, С.1). Это определенное представление о соотношении индивида и социального целого в относительно простом, слабо дифференцированном обществе. Человек растворен в обществе, не обладает автономией по отношению к нему. “Он подчинен безусловному императиву "человек для": для общества, для государства, для семьи и т.д. Вот, что об этом пишет Киреевский: "В России

личность никогда не искала выставить  свою самородную особенность как  какое-то достоинство; но всё честолюбие частных лиц ограничивалось стремлением быть правильным выражением основного духа общества"”(7, С.1). Это представление о том, каким должен быть идеальный соборный человек, но оно отражает некую историческую реальность.

“Эмпирический соборный человек был в чем-то близок к этому  идеалу,  он  отражал  нерасчлененный, недифференцированный социум”(7, С.1). Частная жизнь не была отделена от общественной, вера от знания, труд от отдыха - ни во времени, ни в пространстве. Отражением этой монолитности, цельности социальной жизнедеятельности был соборный человек. "Все во всем" - идея соборности.

       “Парадигма – это исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, доминирующая на определённом историческом периоде в  научном сообществе”(4, С.427).

             Таким образом, рассмотрение политического сознания России с точки зрения соборности представляется актуальным, не только в девятнадцатом веке, но и в настоящее время. Исследование соборности позволяет отличить нравственно сплочённое общество людей, объединённых одной целью, идеей, смыслом, глубоко гуманистическое, от общества идейно нецелостного,  морально и этически несплочённого.

      Целью данной работы является раскрытие понятия “соборность” как подхода к политическому сознанию российского общества. Достижение поставленной цели требует постановки задач.

       Задачи  реферата:

- дать определение соборности, её характера и значения как явления политического сознания;

- рассмотреть общественно-культурную и политическую функцию соборности;

- проанализировать взаимосвязь соборности и российского политического сознания, на примере демократии, идеи народности и марксизма-большевизма;

- раскрыть религиозную концепцию Хомякова А.С. и его социально-религиозные взгляды на общественное явление в Российском обществе  соборность;

- показать соборность различных времён с точки зрения политического сознания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Общие  сведения о понятии соборность

       Соборность, одно из главных понятий Святой Руси, имеющее основу в христианском учении о Церкви, которое присутствует в Никейском Символе веры: “Верую во святую, соборную и апостольскую церковь”(5, С.1). Соборность в христианской традиции понимается как церковное единение христиан в любви, вере и жизни. “Святая Русь в своем развитии придала идее соборности особое значение и универсальность”(5, С.1). Наиболее полно это понятие раскрыто в трудах А.С. и Д.А. Хомяковых.

       Одним  из факторов, обуславливающим особенности  развития политических идей в  России является божественный характер власти в православии сочетался с соборностью. Согласно традициям православия власти (царь, князь) присваивались высокие качества добродетели: добро, истина, милосердие, ответственность за подданных. Основой социальной организации общества выступала община.

       Соборность — это цельность, внутренняя полнота, множество, собранное силой любви в свободное и органическое единство.

       ”Главное усилие постижения истин веры состоит в соединении с Церковью на основе любви, так как полная истина принадлежит всей Церкви в целом. В Православии человек находит “самого себя, но себя не в бессилии своего духовного одиночества, а в силе своего духовного, искреннего единения со своими братьями, со своим Спасителем”(5, С.1). Он находит себя в своем совершенстве, или, точнее, находит то, что есть совершенного в нем самом, — Божественное вдохновение, постоянно испаряющееся в грубой нечистоте каждого отдельного личного существования.

         “Соборность есть, на самом деле, единство и, на самом деле, во множестве, поэтому и в Церковь входят все, и в то же время она едина; каждый, кто во истину в Церкви, имеет в себе всех, сам есть вся церковь, но и обладаем всеми”(5, С.1).

       Соборность противоположна и католической авторитарности, и протестантскому индивидуализму, она означает коммунитарность (общинность), не знающую внешнего над собой авторитета, но не знающую и индивидуалистического уединения и замкнутости. Соборность — одно из главных духовных условий национального единства и создания мощной державы, какой была Россия. Запад не сумел создать такого мощного государства, как Россия, объединенного на духовных началах, потому что он не достиг соборности, а для объединения народов вынужден был использовать, прежде всего, насилие. Католические страны, справедливо считал Хомяков, обладали единством без свободы, а протестантские — свободой без единства.

       “Россия сумела создать органичное сочетание единства и свободы, в условиях которого почти каждый русский был строителем великой державы не за страх, а за совесть. Абсолютные ценности, на любви к которым объединялись русские люди — Бог, Царь, Родина, или, как это звучало в массе, за Бога, Царя и Отечество” (5, С.1).

        Таким образом, известная формула “Православие, Самодержавие, Народность” возникла не на пустом месте, а отражала соборные ценности русского народа, возникшие еще в глубокой древности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Религиозная  концепция А. С. Хомякова

           А.С. Хомяков принадлежал к тому поколению русской интеллигенции, уделом которой в 40-е годы 19 века было идейное осмысление путей развития России, ее роли во всемирной истории. Этот период во многом предопределил весь последующий ход развития отечественной социально-политической мысли. Всякая эпоха несет на себе печать личности, во многом определявшей ее содержание.

К концу четвертого десятилетия  прошлого века в развитии русской  общественной мысли все более  отчетливо формируются два различных  идейных течения (сообразно тем  путям, на которые ориентировались в России) – славянофильство и западничество.

         Вершиной социально-политических взглядов А.С. Хомякова является социальный идеал, а ее основанием служат его религиозная и социологическая концепции. “Исходя из классификации типов обоснования социального идеала, мировоззрение А.С. Хомякова носит ярко выраженный религиозный характер. Религия, по его мнению, определяет все воззрения человека, а философия есть не что иное, как переходное движение разума человеческого из области веры в область реальной жизни”(3, С.37).

         Центральным элементом религиозной концепции А.С. Хомякова является понятие "соборность". В научной литературе можно выделить два подхода в рассмотрении. Первый, условно говоря, богословский, определяет соборность как единство и целостность церковного организма. Второй трактует соборность более широко.

Важнейшей своей задачей А.С. Хомяков  считал обоснование соборного мышления на основе сознательного понимания  веры. Осознание сущности веры позволит, по его мнению, прийти к соборному мышлению и в понимании связи христианства и крестьянской общины, которую он считал “воплощением истинно христианской формы человеческого общежития”(3, С.37).

Соборность во взглядах А.С. Хомякова означала также объединение России в целостный организм на основе общинного начала.

Соборность на уровне социального  идеала А.С. Хомякова еще означала и  воплощение коллективизма в обществе как приоритета общего над частным. “Человек, в соответствии с этими понятиями, отказываясь от части своих прав, лишь возвышает себя”(3, С.38).

Соборность, рассмотренная через  призму социального идеала А.С. Хомякова, имеет и такую особенность, как  отрицание всякого внешнего авторитета, что влечет за собой и отрицание  государственности. “Соборность рассматривается им в качестве истинной формы организации христианского общества. Поэтому достижение социального идеала понималось А.С. Хомяковым как возвращение к первооснове христианства, созидательная сила которого не была понята еще с апостольских времен, а развитие общества направлялось на созидание и укрепление западной государственности”(3, С.38).

Для религиозной концепции А.С. Хомякова характерно требование единства веры. Православная вера должна стать  основой духовной жизни всех народов, а так как в каждом отдельном  человеке, подверженном греху, вера субъективна, то она будет вызывать естественное чувство сомнения до тех пор, пока эта вера не пустит глубокие корни в реальную жизнь общества. “Распространение христианства во всемирном масштабе может осуществляться, с точки зрения славянофилов, поэтапно. Первым шагом должно стать осознание основ веры в пределах России, следующим – распространение православия во всем мире. Достижение же социального идеала остальными народами возможно, по его мнению, лишь путем их отречения от своей религии и полного покаяния”(3, С.38). Объединение на основе случайного согласия не может быть гарантией единства всех народов, а государство не в состоянии выполнить эту роль. Только православие с его проповедью всеобщей любви является истинной верой, обеспечивающей связь людей с Богом.

Бог есть любовь – в этом выражена нравственная сущность религиозной  концепции А.С. Хомякова. “Любовь, с его точки зрения, определяет не только духовную жизнь общества, но и его материальное благополучие”(3, С.39). Любовь примиряет все противоречия в обществе и устанавливает отношения подлинного братства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Соборность и представительный институт

         Термин "соборность" при всем многообразии смысловых оттенков этого слова, его конкретно-исторических значений и интерпретаций ассоциируется, прежде всего, с названием представительных учреждений средневекового Московского государства. Соборы средневекового Московского государства исторически восходят к одноименным церковным институтам. Этим термином, как известно, и сегодня называются собрания иерархов Церкви. “Еще важнее, пожалуй, то, что само слово "собор" представляет собой кальку с греческого ekklesia: оба слова обозначают, собственно, "собрание". Поскольку "церковь" по-гречески — тоже ekklesia, становится понятным и другое — более привычное сегодня — значение слова "собор" — "соборный храм". Неудивительно, что русское ухо улавливает в этом слове, прежде всего, религиозно-церковные обертоны”(1, С.68).

Информация о работе “Соборность” как парадигма политического сознания в России