Система регулирования скорости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 22:20, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе предложено исследовать систему автоматического управления, в частности, система регулирования скорости. Для контроля и регулирования каких либо систем, по известным критериям применяют системы автоматического регулирования (САР).

Содержание

Введение……………………………………….……………………………………3
Расчетное задание….…………………………………………….…………………4
Требуемые показатели качества…………….…..…………………………………4
Вывод передаточных функций элементов системы…………..…………...5
Составление структурной (функциональной) схемы регулирования скорости……………………………………………………………………....8
Определение передаточной функции замкнутой системы…………...…...9
Передаточная функция для ошибки ε регулируемой величины от зад значения (по f)……………………………………………………………….………….…...9
Определение коэффициента усиления электронного усилителя….….…10
Определение напряжения, которое нужно установить на потенциометре, чтобы заданная скорость вращения была Ω =600 об/мин……...………..11
Д-разбиение по общему коэффициенту усиление……..……………..…..12
Построение логарифмической характеристики разомкнутой системы....15
Синтез пассивного корректирующего устройства методом ЛАХ..……..17
Построение переходного процесса………………………………………..19
Кривая переходного процесса……..………………………………………20
Расчёт параметров автоколебаний в системе……………..……………....21
Заключение……………………………………………………………….………..22
Использованная литература………..………………………………….………….23

Вложенные файлы: 1 файл

А3322.doc

— 7.24 Мб (Скачать файл)

 

Характеристическое  уравнение имеет вид:

Д(p) = = 0

Д(p) = 0,0735p3 + 0,6763p2 + 1,744p + 1+0.17Kу(0.4p + 1) = 0

Д(p) = 0,0735p3 + 0,6763p2 + (1,744 + 0,068kу)p + (1 + 0,17kу) = 0

             а0                 а1                       а2                        а3

Составляем  матрицу Гурвица:

Г=

> 0

0.6763(1,744 + 0,068Ку) - 0.0735(1 + 0,17Ку) > 0

1.18 + 0.046Ку - 0,0735 - 0,0125Ку  > 0

(1.106 + 0.0335Ку) > 0

0.0335Ку > 1.106

Ку > -33.01

т.к. , то для выполнения неравенства необходимо чтобы а3 > 0

1 + 0,17Ку > 0

Ку > -6.6

Система устойчива.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Проведем анализ устойчивости построением годографа Михайлова

 

Выделим вещественную и мнимую части характеристического  уравнения замкнутой системы:

Д(p) = = -0,0735iw3

- 0,6763iw2+1,744iw+1= i(-0.0735w3+1.744w) - 0.6763w2 + 1

U=-0.6763w2+1

V=-0.0735w3+1.744w

Далее U=-0.6763w2+1=0

W1.2=

V(1.22)=2

 

При V=-0,0735w3+1.744w=0

W1=0

U(0)=1

W2.3= 4.87

U(4.87)=-0.6

Для устойчивости системы необходимо и достаточно, чтобы годограф начинался на вещественной положительной полуоси и, при изменении w то 0 до , повернулся против часовой стрелки на угол вокруг начала координат, где n – порядок характеристического уравнения.

 

 

 

 

Рис. 4. Годограф Михайлова

  • Построение логарифмической характеристики разомкнутой системы.

 

Рассмотрим  уравнения передаточной функции  для разомкнутой системы и  построим характеристики для каждого звена, входящего в систему.

 

1. Дифференцирующий  контур форсирующее - звено.

Wду=0,0099(1+0,4p)=k1(1+T1p)

W1=1/T1=1/0.4=2.5

Lg w1=lg 2.5=0.398 0.4

 

2. Усилительное  звено:

20lg kc=20lg 49=33.8 34

 

3. Апериодическое  звено:

=

w2 = 1/T2 = 1/0.2 = 5

Lg 5 = 0.699 0.7

 

4. Апериодическое  звено

Wг = 2,174/(1+1,25p) = К3/(1+T3p)

W3 = 1/T3 = 1/1.25 = 0.8

Lg 0.8=-0.097 -0.1

 

5. Апериодическое  звено:

Wдв = 0,13/(1+0,294р) = К4/(1+T4p)

W1 = 1/T4 = 1/0.294 = 3,4

Lg 3,4=0,5

 

Строим суммарную  характеристику:

Wраз =

1р+1)-форсирующее звено 1-го порядка

,   - апериодические звенья 1-го порядка

 

L(w) = 20lg kc + 20lg(1+T p) - 20lg(1+T p) - 20lg(1+T3p) - 20lg(1+T p)

Суммарная характеристика это есть ЛАХ

 

 

Рис. 5. ЛАХ разомкнутой системы, желаемая ЛАХ, ЛАХ коррекции

 

Рис. 6. Желаемая ЛАХ и ЛФХ

  • Синтез пассивного корректирующего устройства методом ЛАХ.

 

Для того чтобы  наша система обладала желаемыми  свойствами, введем корректирующее устройство. Это задача синтеза из построения ЛАХ и ЛФХ видно, что система устойчива. Для улучшения переходного процесса делаем коррекцию системы. Но, прежде построим желаемую ЛАХ. Для ее построения выбираем желаемую частоту среза. ср:

Lk(ω) = LЖ(ω)-LH(ω)

Построим LЖ(ω) по заданным условиям точности.

Определим желаемую частоту среза ωСРЖ.

По условию  время регулирования tр=1с, а для ошибки δ=30%, соответствует

в = в(δ) = 3,8

ωСРЖ,п/ tр=3,8,3,14/1=11,93 рад/с

lg(11.93) = 1.07

 

Проведем через  точку ωСРЖ прямую с наклоном –20 дб/дек, слева и справа обеспечиваем запас по амплитуде 15дб. В области низких частот проводим сопряжение желаемой и не скорректированной ЛАХ с наклоном –40дб/дек.

В области высоких  частот строим желаемую ЛАХ  параллельно не скорректированной, т.е. –40дб/дек

Найдем сопрягающие  частоты в точках, где желаемая ЛАХ принимает 

+15,-15дб/дек, и  где происходит сопряжение желаемой  и не скорректированной ЛАХ.

 

Т1 = 4,1073

Т2 = 1,25

Т3 = 0,4

Т4 = 0,294

Т5 = 0,2

Т6 = 0,0084

 

→ 

 

по полученной ЛАХ корректирующего звена восстанавливаем  передаточную функцию корректирующего  устройства

 

  →   ,                   

 

Для построения реального корректирующего элемента воспользуемся справочной литературой, подобрав оттуда звенья    Wk=W1.W2.W3

 

Где T = RC, С = 10-6Ф = 10мкФ

1. W1(p)=

 

Т.к T2>T1, то цепь обладает интегрирующим свойством

T2 = R C

T1 = (R1 + R2)C

Найдем R1 и R2

R2 = T2/C = 1.25/10 = 125 кОм

R1 = (4.1073-125*10)/10 = 41 кОм

 

2. W2(p)=

 

Т.к T3>T4, то цепь обладает интегрирующим свойством

T4 = R4 C                  T4 = 0.294

T3 = (R4+R3)C          T3 = 0.4

Задаем С равное 10мкФ: R3, R4 - ?

R3 = T4/C = 0.294/10 = 294кОм

R4=(T4 - R3C)/C=293кОм

 

3. W3(p) = (0,2p+1)/(0.0084p+1) = КК((T p+1)/(T p+1)).

 

Т.к. T > T то, цепь обладает дифференцирующим свойством.

Задаем С равное 10 мкФ

T5 = R5 C                             T5 = 0,2

T6 = T R /( R5 C-T6 )        T4 = 0.0084

W(p) = (R6/(R5+R6))*((R5Cp+1)/((R6/(R5+R6))(R5Cp+1))

Кк = R6/(R5+R6)

R5 = T5/C = 200 кОм

R6 = 0.0084 200/(200 10-0.0084) = 0.00084

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    • Построение переходного процесса.

 

Для построения кривой переходного процесса запишем  передаточную функцию с учетом коррекции:

W=

Т.о. система  описывается дифференциальным уравнением:    

W=

     

 

W=

Т.о система  описывается линейным дифференциальным уравнением:

( )W(p)= ( )U(p)

Эту стандартную  программу закладываем в машину. По полученным данным строим кривую переходного  процесса. По ней можно найти время регулирования переходного процесса, как точку пересечения построенной трубки шириной 10% от , с данной кривой, а также установившуюся ошибку и степень перерегулирования системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Кривая переходного  процесса.

 

Рис. 7. Переходный процесс

 

Динамическая  ошибка – 4%

Установившаяся  ошибка  - 0,1

tp = 0,81

Ymax = 1,0375

tN = 4,245

Yуст = 0,98

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Расчёт параметров автоколебаний в системе.

Тип нелинейности – 

идеальная релейная с зоной не чувствительности.

 

d=0,1,   h=0,2,   l=3

 

       

Применим метод, основанный на критерии Михайлова:

D (p,A)=dл(р)+КЛ(р) .q(A)=(T5. p+1).(T2.p+1).4.р+1)+49.q(A)

p=jω

D(jω,А)=(T5.jw+1).(T2.jω+1).(T4.jω+1)+49.q(A)=

=0,0735jω3-0,6763ω2+1,744jω+1+

X(A, ω)= -0,6763.ω2+1+ =0

Y(ω)= 0,0735.ω3+1,744.ω=0

0,0735 ω2=1,744

ω2=23,73

ω=4,87

 

X(A, ω)= - 0,16+ =0

0,16=

2,57A2- 1A+0,03=0

A1= 0,36

A2= 0,03

       

при  A1= 0,36

=2895,32>0  - автоколебание устойчиво

 

при A2= 0,03

>0 - автоколебание устойчиво.

 Автоколебание с параметрами  Ω=4,87,    A1=0,36,  A2=0,03 - устойчиво.

 

 

 

Заключение.

 

При выполнении этой курсовой работы я закрепил свои знания по исследованию систем автоматического  управления: вывод передаточных функций  системы, определение коэффициента усиления ЭУ по скоростной и статической  ошибкам, определение области устойчивости методом Гурвица, построение D-разбиения, проверка устойчивости системы в области по критерию Михайлова, построение ЛАХ и ЛФХ системы, синтез и выбор соответствующей цепи корректирующего устройства, расчет параметров автоколебаний в системе, определение устойчивости автоколебаний. Одним словом, эта работа дала мне еще одну возможность проявить свои навыки в исследовании систем АУ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

 

 

  1. Бесекерский В.А., «Попов Е.П. Теория систем автоматического регулирования» – М.: Наука, 1972 – 768 с.

 

  1. Воронов А.А. и др. «Теория автоматического управления» Ч.1. – М.: Высшая школа, 1977 – 303 с.

 

  1. Горкушенко В.И., Земляков А.С., Файзутдинов Р.Н. «Нелинейные и дискретные системы автоматического управления» Учебное пособие: Казань: Издательство Казан. гос. техн. ун-та, 2000 - 140с.

 

 

  1. Бесекерский В.А., Попов Е.П. «Сборник задач по теории автоматического регулирования и управления». М., Наука, 1972.

 

  1. Воронов А.А. «Основы теории автоматического регулирования». Ч.1,2. М.-Л., Энергия, 1965. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Система регулирования скорости