Система охлаждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 21:27, курсовая работа

Краткое описание

Назначение и устройство. Система охлаждения предназначена для отвода тепла от нагруженных деталей и поддержания оптимального температурного режима работающего двигателя. На дизеле ЯМЗ-240Б применена жидкостная циркуляционная система охлаждения закрытого типа. Основные ее части: водяной насос 26 (рис. 36); рубашки охлаждения блока и головок цилиндров; расширительный бак 13; радиатор; вентилятор 12 с автоматически управляемой гидромуфтой 19 привода и включателем 18 гидромуфты; дистанционный термометр.

Вложенные файлы: 1 файл

Система охлаждения.doc

— 1.07 Мб (Скачать файл)

Натяжение ремней. Их необходимо предохранять от масла и топлива. Так как  наибольшая вытяжка ремней происходит в течение первых 60 мото-ч, то их натяжение  в этот период следует проверять  часто. Натяжение ремней проверяют нажатием на середину самой длинной ветви усилием 30 Н на дизеле ЯМЗ-238НБ и 40 Н — на дизеле ЯМЗ-240Б, замеряя при этом наибольший прогиб ремня. При проверке натяжения ремня привода компрессора (на дизеле ЯМЗ-238НБ) усилие прикладывают к короткой ветви. Ниже приведены значения прогиба ремней различных приводов.

Натяжение ремня привода водяного насоса дизеля ЯМЗ-238ПБ регулируют прокладками. Для этого отвертывают гайки крепления боковины шкива, снимают одну-две прокладки и устанавливают их на наружную сторону боковины. Затем завертывают гайки, проворачивая шкив после подтяжки каждой гайки. При замене ремня новым прокладки размещают между ступицей и съемной боковиной шкива, после чего проверяют натяжение ремня.

Натяжение ремней привода компрессора  на ЯМЗ-238НБ и привода вентилятора  на ЯМЗ-240Б регулируют натяжным устройством. Перед регулированием отворачивают контргайку на один оборот, гайку крепления оси шкива — на пол-оборота и гайку болта-натяжителя — на два оборота. Вращением болта по ходу часовой стрелки регулируют натяжение ремня. После регулирования затягивают гайку и контргайку крепления оси моментом 120... 150 Н-м, а гайку болта-натяжителя моментом 10...20 Н-м. Во избежание поломки механизма натяжения запрещается подтягивать ремни вращением гайки болта-натяжителя.

Натяжение ремней привода генератора на ЯМЗ-238НБ, а также генератора и  компрессора на ЯМЗ-240Б регулируют перемещением генератора относительно оси его крепления. Перед регулированием ослабляют затяжку болтов крепления передней и задней лап генератора, болта крепления генератора к планке и болта крепления планки генератора. После регулирования затягивают болты,

Подшипники натяжных устрой ств пр иводных ремней смазывают моторным маслом М10Г2 (летом) или М8Г2 (зимой). На дизеле ЯМЗ-240Б масло заливают через отверстие на переднем торце шкива до уровня отверстия, а на дизеле ЯМЗ-238НБ его нагнетают через масленку до появления из зазоров.

Подшипники водяного насоса дизеля ЯМЗ-238НБ смазывают смазкой Литол-24, нагнетая ее через масленку до появления  из дренажного отверстия насоса.

Работу термостатов и дистанционных  термометров проверяют в такой  последовательности.

Открывают краны на правом водяном коллекторе дизеля и котле обогрева, сливают охлаждающую жидкость в чистую тару.

Выворачивают датчики температуры  охлаждающей жидкости и сигнальной лампы Охлаждающая жидкость дизеля + 100° С из правого водяного коллектора дизеля. Закрывают отверстия заглушками.

Выворачивают болты термостатных коробок, ослабляют ленты крепления  и сдвигают шланги с патрубков  коробок.

4. Вынимают термостаты.

5. Опускают датчики, термостаты  и эталонный термометр в ванну  с регулируемым подогревом. Соединяют  корпуса датчиков с системой электрооборудования трактора и нажимают на кнопку масса. При температуре 373К (100°С) должна гореть контрольная лампа Охлаждающая жидкость дизеля +100° С. Разница в показаниях рабочих и эталонного термометров не должна превышать пять градусов.

Охлаждая воду, наблюдают за показаниями  рабочих и эталонного термометров  и действием клапанов термостатов. Клапаны должны начинать открываться  при температуре 341...345К (68... 72°С) и  полностью открыться при 351...355 К (78...82°С). При отклонениях от указанных пределов приборы заменяют.

Нажимают на кнопку масса, отсоединяют  от электрооборудования датчики  термометров и устанавливают  их на свои места.

Размещают термостаты в коробках и  присоединяют к ним патрубки.

Заправляют систему охлаждения жидкостью, пускают дизель и проверяют, нет ли подтекания рабочей жидкости.

Термостаты можно проверить, не снимая их с дизеля. Для этого  пускают дизель, выворачивают пробку расширительного бака и наблюдают  за циркуляцией охлаждающей жидкости. При прогреве системы до температуры 341...345К охлаждающая жидкость не должна циркулировать через радиатор.

Накипь из системы охлаждения удаляют  с помощью одного из следующих  способов.

1. Раствор, для приготовления  которого в 1 л воды растворяют 20 г технического трилона Б,  заливают в систему охлаждения и после 6...7 ч работы дизеля заменяют свежим. Систему промывают в течение 4...5 сут. После удаления накипи систему заполняют чистой водой с содержанием 2 г трилона в 1 л воды.

Приготовляют содовый раствор, растворяя в 10 л воды 100 г бельевой соды и 50 г керосина или 75 г каустической соды и 25 г керосина. Систему охлаждения заправляют одним из указанных растворов и после 10... 12 ч работы дизеля сливают его, затем систему промывают чистой водой и заполняют 0,5%-ным раствором хромпика.

Систему охлаждения заправляют 6%-ным  раствором молочной кислоты, нагретым до 303...313К (30...40°С). После прекращения  выделения из системы углекислоты  раствор сливают, систему промывают  чистой водой и заполняют 0,5%-ным  раствором хромпика.

Систему охлаждения заправляют 5...10%-ным водным раствором карбоновых и аминокислот (спиртовой барды) и после работы (в конце смены) раствор сливают, а систему заправляют чистой водой.

Текущий ремонт. В процессе эксплуатации возможно возникновение неисправностей в системе охлаждения, способы  устранения которых приведены в  таблице 15.

Ремень привода водяного насоса дизеля ЯМЗ-238НБ заменяют следующим  образом.

Отворачивают гайки крепления  боковины к ступице шкива водяного насоса, снимают прокладки и боковину.

Снимают ремень со шкивов водяного насоса и коленчатого вала дизеля.

Заводят новый ремень в канавку  шкива коленчатого вала двигателя  и на ступицу шкива водяного насоса.

Устанавливают на шпильки ступицы  шкива все регулировочные прокладки, затем боковину и затягивают гайки. Шкив проворачивают после подтяжки каждой гайки.

Регулируют натяжение ремня.

Ремень привода компрессора  заменяют в такой последовательности.

Отворачивают контргайку и гайку  крепления оси шкива натяжного  устройства на один оборот, а гайку  болта-натяжителя на два оборота.

Вращением болта-натяжителя против хода часовой стрелки ослабляют натяжение  ремня и снимают его со шкивов.

Заводят новый ремень в канавки  шкивов и, вращая болт-натяжитель по ходу часовой стрелки, регулируют натяжение  ремня.

После регулирования затягивают гайку и контргайку крепления оси шкива моментом 120...150 Н • м, а гайку болта-натяжителя моментом 10...20 Н • м.

Если значения моментов затяжки  превышают указанные, то возможно перемещение  оси шкива и нарушение результатов  проведенного регулирования.

Ремень привода генератора заменяют в такой последовательности.

1. Ослабляют затяжку болтов крепления  генератора.

2. Заменяют ремень, регулируют его  натяжение и затягивают болты.

Ремни привода шкива гидромуфты на дизеле ЯМЗ-240Б заменяют в такой последовательности.

Отворачивают на один-два оборота  контргайку и гайку крепления  оси шкива и гайку болта-натяжителя.

Выводят ремни из канавок шкивов сначала натяжного устройства и  коленчатого вала, а потом гидромуфты и снимают их с трактора без  демонтажа крыльчатки вентилятора.

Устанавливают новые ремни и  регулируют их натяжение, после чего затягивают гайки и контргайки натяжного  устройства.

Термосиловой датчик включателя гидромуфты заменяют следующим образом.

Открывают кран на котле предпускового  обогрева и сливают 7... 10 л охлаждающей жидкости в чистую тару.

Вывертывают штуцера из корпуса  включателя и снимают уплотнительные шайбы.

Вывертывают болты из коробки водяного коллектора и извлекают корпус включателя.

Отворачивают концевую гайку включателя, вынимают термосиловой датчик и регулировочные шайбы.

Включатель с новым термосиловым датчиком собирают в последовательности, обратной разборке. После установки  включателя в водяную трубу в  систему охлаждения заливают слитые ранее 7... 10 л жидкости, пускают дизель и прогревают его до нормального теплового состояния. При необходимости более раннего включения гидромуфты переставляют регулировочные шайбы из-под торца корпуса под торец гайки крепления датчика.

Термостаты заменяют, выполняя операции в следующем порядке.

1. Открывают краник на правом  водосборном коллекторе двигателя  и кран на котле обогрева, сливают  охлаждающую жидкость в чистую  тару.

2. Вывертывают болты из коробок  водосборного коллектора.

Ослабляют ленты крепления и  сдвигают шланги с патрубков коробок.

Извлекают неисправные термостаты и устанавливают новые.

Собирают систему в обратной последовательности, после чего заливают в нее слитую ранее жидкость.

Радиатор системы охлаждения заменяют в такой последовательности.

Вывертывают болты из щек облицовки, отстегивают застежки и снимают крышку капота.

Вывертывают болты, снимают обечайку и облицовку радиатора.

Открывают краны на водосборном  коллекторе дизеля и котле обогрева, сливают охлаждающую жидкость в  чистую тару.

Вывертывают пробки из масляного радиатора дизеля и коробки передач, открывают маслозаливную горловину и сливают масло из радиатора.

Отворачивают три пробки на верхней  части гидробака и накидные гайки  масляных труб, соединенных с масляным радиатором гидросистемы управления поворотом  трактора, и сливают масло из радиатора и трубопроводов.

Снимают жгут проводов, проложенный  по кожуху вентилятора.

Отсоединяют трос шторки радиатора  от цепочки (на тракторах К-700 и К-700А).

Ослабляют хомуты, сдвигают шланг, вывертывают  болты и снимают заливную горловину с левого кронштейна радиатора.

Ослабляют ленты хомутов, сдвигают с патрубков резиновые трубки и шланги, отсоединяют радиаторы  и расширительный бак от трубопроводов  систем моторной установки.

10. Вывертывают болты и отсоединяют  стяжки от двигателя.

11. Зачаливают блок радиаторов, вывертывают болты и снимают  блок радиаторов, шайбы, резиновые  кольца и втулки и металлические  планки.

12. Вывертывают болты и снимают  расширительный бак.

Отсоединяют радиатор гидросистемы управления поворотом трактора от масляного радиатора дизеля и коробки передач.

Отсоединяют масляный радиатор дизеля и коробки передач от радиатора  системы охлаждения.

Отворачивают гайки со стяжек и  снимают стяжки, шайбы, резиновые  кольца и втулки.

Отворачивают штуцера и отсоединяют  от радиатора системы охлаждения пароотводные трубки.

17. Вывертывают болты и снимают  кронштейны расширительного бака  с радиатора системы охлаждения. Радиаторы устанавливают в последовательности, обратной снятию. При сборке регулируют  радиальный зазор (он должен  быть не менее 5 мм) между крыльчаткой вентилятора и кожухом, изменяя активную длину стяжек и число шайб под кронштейнами радиатора.

Водяной насос на дизеле ЯМЗ-238НБ заменяют в такой последовательности.

Снимают патрубок, соединяющий насос  с радиатором системы охлаждения.

Отсоединяют перепускную трубку водяных  термостатов от водяного насоса, для  чего ослабляют хомуты и сдвигают шланг с ниппеля насоса.

Отворачивают гайки, снимают боковину шкива и ремень со шкивов насоса и коленчатого вала.

Снимают с крышки шестерен распределения водяной насос и прокладку.

Устанавливают насос в последовательности, обратной снятию. Перед установкой прокладки смазывают лаком Герметика.

Водяной насос на дизеле ЯМЗ-240Б  заменяют следующим образом.

Вывертывают болты и отсоединяют  уплотняющий патрубок от насоса.

Ослабляют ленты хомутов и сдвигают шланг с патрубка корпуса насоса.

3. Вывертывают болты и снимают  насос.

4. Сборку проводят в последовательности, обратной разборке. Вентилятор на  дизеле ЯМЗ-238НБ заменяют, выполняя

операции в следующем порядке:

1. Снимают блок радиаторов.

Ослабляют натяжение и снимают  ремень привода водяного насоса.

Вывертывают четыре болта и снимают  крыльчатку вентилятора.

Отворачивают четыре гайки и  снимают корпус привода вентилятора  и прокладку. Устанавливают вентилятор в обратной последовательности.

Гидромуфту привода вентилятора  дизеля ЯМЗ-240Б заменяют в такой  последовательности.

Информация о работе Система охлаждения