Система авиационной безопасности в гражданской авиации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 21:42, курсовая работа

Краткое описание

Гражданская авиация - одна из транспортных структур наиболее подверженная чрезвычайным происшествиям, таким как пожары, акты незаконного вмешательства и другие негативы, пагубно влияющие на работу данной отрасли в целом. Как следствие, гражданская авиация вынуждена оснащать свою территорию, здания и помещения, а также технический и обслуживающий персонал по последнему слову современной техники.
Этому служат следующие предпосылки:
- наличие реальности захвата и угона ВС за границу представляет минимальную опасность для преступника и большую угрозу жизни пассажиров и экипажа;
- захват и угон ВС расценивается преступником как одно из результативных средств достижения задуманной им цели;
- выполнить преступные действия террорист способен при использовании минимальных сил и средств;

Содержание

Введение……………………………………………………….……………….….3
1 Система авиационной безопасности в гражданской авиации………………..5
1.1 Терроризм на воздушном транспорте…………………………………..5
1.2 Система физической защиты ……………………………………….…..9
2 Интегрированные системы безопасности ……………………………….…..12
2.1. Общие сведения об интегрированных системах безопасности аэропорта…………………………………………………………………...12
2.2 Уровни интеграции ……………………...…………………………....16
3 Система охраны периметра, как часть интегрированной системы безопасности …………..………………………………………………..…...19
3.1 Основные элементы и принцип действия системы охраны
периметра…………………………………………………………………...21
3.2 Анализ существующей интеграции подсистем ИСБ в аэропорту «Уфа»…………………………………………………………………………….24
3.3 Предлагаемый уровень объединения подсистем ИСБ……………...26
4 Расчет затрат на внедрение предлагаемой системы
безопасности …………………………………………………………….…..…..28
Заключение……………………………………………………………………29
Список использованных источников………………

Вложенные файлы: 1 файл

RAZRABOTKA_OKhRANY_PERIMETRA_INTEGRIROVANNOJ_SIS.docx

— 641.23 Кб (Скачать файл)

     - п.24 на участках  ограждения вдоль периметра объектов  аэропорта дополнительно могут  устанавливаться:

а) постовые вышки или смотровые площадки для наблюдения за состоянием ограждения и прилегающей местностью;

б) контрольно-следовая полоса для определения места проникновения нарушителя пропускного режима;

в) блок-посты служебных собак;

г) системы охранной (защитной) сигнализации;

д) электронные устройства обнаружения и подачи сигнала тревоги при преодолении или попытке преодоления ограждения нарушителем.

      - п.25 с внутренней  стороны вдоль ограждения аэропорта  прокладывается дорога с искусственным  покрытием.

 

Любая периметральная система охраны должна отвечать определенному набору критериев, некоторые из которых перечислены ниже:

- возможность раннего обнаружения нарушителя — еще до его проникновения на объект

- точное следование контурам периметра, отсутствие “мертвых” зон

- по возможности скрытая установка датчиков системы

- независимость параметров системы от сезона (зима, лето) и погодных условий (дождь, ветер, град и т.д.)

- невосприимчивость к внешним факторам “нетревожного” характера — индустриальные помехи, шум проходящего рядом транспорта, мелкие животные и птицы

- устойчивость к электромагнитным помехам — грозовые разряды, источники мощных электромагнитных излучений и т.п.

Основные задачи систем:

- защита объекта от несанкционированного проникновения, выноса-вывоза материальных ценностей;

- контроль и управление доступом людей и допуском транспортных средств через несколько специально оборудованных КПП;

- видеомониторинг территории  и особо охраняемых участков  объекта.

Основными тактико-техническими характеристиками периметровых систем являются:

- вероятность обнаружения;

- наработка на ложное срабатывание;

- универсальность и гибкость  средства обнаружения;

- уязвимость системы;

- маскировка (визуальная и техническая) средств обнаружения;

- надежность, долговечность, простота  монтажа и эксплуатации;

- цена погонного метра рубежа  охраны.

      Итак, система  охраны периметра выполняет задачу  обнаружения и задержки нарушителей  до их перехвата и нейтрализации. Другая ее задача — удержание  нарушителей от совершения противоправных  действий. Она является необходимой  для полной охраны территории  аэропорта.

В зависимости от физических принципов работы системы охраны периметра делятся на различные типы.

 

3.1 Основные элементы  и принцип действия систем охраны периметра

Системы охраны периметра:

  • Емкостные системы;
  • Вибрационные системы;
  • Радиоволновые системы;
  • Радиолучевые системы
  • Оптоволовонные системы;
  • Инфракрасные системы;
  • Сейсмические системы.

Теперь ознакомимся  с каждой из вышеперечисленных систем.

Итак,  рассмотрим работу емкостных систем.

Емкостные системы охраны периметра используют эффект изменения характеристик электрического поля при приближении или прикосновении нарушителя к ограждению объекта. То есть, когда человек приближается к электродам или касается их, емкость антенной системы изменяется, что регистрируется электронным блоком, выдающим сигнал тревоги.

 

 

Вибрационные системы

Принцип работы: Специальный сенсорный кабель, являющийся, по сути, электромагнитным микрофоном. При колебаниях кабеля  происходит генерация звукового сигнала. Анализатор, подключенный к нему, сигнализирует об этом. В случае необходимости, сигнал от кабеля можно прослушать и принять решение о степени опасности, а также отсеять случайные шумы.

К несомненным преимуществам можно отнести:

  • Система работает при любых погодных условиях;
  • Система не подвержена воздействию помех (лини электропередач, жд пути и т.д.);
  • Не реагирует на мелких животных и птиц;
  • Невозможно отключить ВЧС без формирования сигнала тревоги;
  • Система пассивна и ничего не излучает во внешнюю среду;
  • Практически отсутствуют мероприятия по обслуживанию системы.

         Радиоволновые системы

Простейшая радиоволновая система состоит из двух фидеров, расположенных параллельно друг другу на определенном расстоянии. При пропускании через них тока, вокруг образуется стабильное электромагнитное поле. При попадании какого-либо объекта внутрь контролируемой фидерами зоны электромагнитное поле возмущается, что и регистрируется приемником-анализатором. Радиоволновые системы можно очень легко устанавливать скрытно (фидеры закапываются в землю, декоративно монтируются на стены зданий, заделываются в забор и т.п.)

Принцип действия радиоволновых извещателей.

Основан на регистрации и анализе волн, излучаемых передатчиком на приемник. Если нарушитель в зоне обнаружения отсутствует, амплитуда радиоимпульсов изменяется только под влиянием условий распространения радиоволн (дождь, снег, колебания травы, ветвей кроны деревьев и т.д.). Эти изменения представляют собой шумовую помеху приема. Передвигающийся в зоне обнаружения нарушитель вызывает модуляцию СВЧ-сигнала, глубина и форма которой зависят от роста и массы тела нарушителя, скорости движения, места пересечения участка, рельефа. Изменения параметров модуляции сигнала обрабатываются микроциклором.

Он анализирует амплитудные и временные характеристики принятого сигнала и в случае их соответствия критериям, заложенным в алгоритме обработки для модели нарушителя, формирует извещение о тревоге.

Преимущества радиоволновых систем перед лучевыми:

  • независимость от профиля почвы;
  • точное следование линии ограды.

 Извещатели предназначены для использования в трудных природных условиях и адаптированы к воздействию большей части помех.

Инфракрасная система охраны периметра

Инфракрасные системы делятся на два вида:

  • Активные;
  • Пассивные.

Проанализируем принцип работы активных периметральных систем.

Это передатчик, излучающий несколько линейных невидимых лучей и приёмник. При пропадании одного или нескольких таких лучей звучит сигнал тревоги. Расстояние между передатчиком и приемником может колебаться от нескольких метров до сотен метров, что позволяет охранять довольно большие территории правильной формы.

Принцип работы пассивных инфракрасных извещателей

Основан на выявлении разницы температур между объектом детекции и фоном окружающей среды в нижнем спектре ИК излучения. Если разница велика (человек на фоне низкой температуры среды), то также велико и изменение энергии. Наоборот, при незначительной разности температур (человек в плотной одежде на фоне высокой температуры среды в жаркое время года) необходимо сгенерировать сигнал тревоги при небольшом изменении энергии. Поэтому основная задача извещателей – изменение порогового значения генерации тревоги в зависимости от температуры окружающей среды и температуры, а так же размера, скорости и направления движения объекта детекции.

Сейсмические системы

Реагируют на слабые колебания среды или изменение магнитного поля вследствие движения ферромагнитных предметов, например автомобилей. В качестве чувствительного элемента используют сейсмические датчики - геофоны, либо специальный кабель, укладываемый в грунт, который регистрирует как колебания среды, так и локальные изменения магнитного поля.

 

3.2 Анализ существующей  интеграции подсистем ИСБ в  аэропорту «Уфа»

Проанализируем существующую интеграцию системы охраны периметры ИСБ в аэропорту «Уфа».

Система охраны периметра, о которой пойдет речь в этой главе, сама по себе является интегрированной системой, состоящей из отдельных, достаточно сложных подсистем:

  • системы ограждений и заграждений;
  • системы охранной сигнализации;
  • системы связи и тревожной сигнализации;
  • системы освещения периметра;
  • телевизионной системы охраны (системы видеонаблюдения);
  • системы управления и контроля доступа внешнего контура.

Перечисленные системы различны по своей структуре и функциям, как различен и уровень их интеграции.

Для анализа предлагается рассмотреть интеграцию данных подсистем ИСБ на примере совместного функционирования системы видеонаблюдения,  системы пожарной сигнализации, СКУД и системы охраны периметра.

В аэропорту ОАО «Уфа» данные подсистемы объединены на уровне программно-аппаратной интеграции. Современная система безопасности объекта должна представлять собой сложный программно – аппаратный комплекс, в котором необходим постоянный обмен информацией и взаимодействие между различными системами, а также управляющим сервером системы. Централизованное управление всем комплексом систем безопасности, возможность дистанционного мониторинга позволяют оператору составить максимально полную картину функционирования объекта и состояния его подсистем, что дает возможность принять правильное решение.

Основным техническим средством является радиолучевые извещатели (Приложение А).

Итак, рассмотрим принцип работы радиолучевых систем.

Такие системы содержат приемник и передатчик СВЧ сигналов, которые формируют зону обнаружения в виде вытянутого эллипсоида вращения. Длина отдельной зоны охраны определяется расстоянием между приемником и передатчиком, а диаметр зоны варьируется от долей метра до нескольких метров.

Принцип действия основан на анализе изменений амплитуды и фазы принимаемого сигнала, возникающих при появлении в зоне постороннего предмета. При появлении нарушителя в зоне попадания радиолуча изменяется амплитуда и фаза данного радиолуча. Это фиксируется приемником. После чего формируется сигнал тревоги. В некоторых системах используется эффект Доплера.

Основные достоинства:

  • Объёмная невидимая зона обнаружения;
  • Работа на открытом воздухе в любых климатических зонах;
  • Устойчивость к воздействию снега, дождя, тумана, пыли;
  • Безопасный уровень излучения;
  • Малое энергопотребление;
  • Дистанционный контроль работоспособности;
  • Интеграция в любые системы и комплексы охранной сигнализации

 

Недостатки радиолучевых систем:

  • Наличие "мертвых" зон;
  • может позволить нарушителю преодолеть рубеж охраны ползком;
  • Применимы только там, где обеспечивается прямая видимость между приемником и передатчиком;
  • Относительно широкая зона чувствительности системы обуславливает ограниченность ее применения на объектах, где возможно случайное попадание в зону обнаружения людей

Таким образом, проведя краткий анализ и выявив достоинства и недостатки данной системы безопасности, можно сделать вывод о необходимости совершенствования системы безопасности объектов, путем замены радиолучевой системы на емкостную.

3.3 Предлагаемый уровень объединения подсистем ИСБ

Исходя из вышесказанного, в качестве усовершенствования работы комплексной системы безопасности, с целью повышения эффективности функционирования элементов данной системы и, соответственно, повышения уровня безопасности, было предложено заменить радиолучевую систему на емкостную (Приложение Б).

Рассмотри принцип работы емкостной системы: основан на фиксации изменения электрической емкости чувствительного элемента (распределенной антенной системы) при вторжении нарушителя в зону обнаружения. Чувствительный элемент такого средства представляет собой разнесенный в пространстве конденсатор. Одной обкладкой является проводник, расположенный над поверхностью грунта, другой обкладкой земля или специальный электрод. Емкость такого конденсатора зависит от диэлектрической проницаемости среды, размеров и расположения обкладки конденсатора, наличия материальных объектов в электрическом поле. Появление нарушителя вносит изменение диэлектрической проницаемости, размеров и местоположения обкладок, что в свою очередь приводит к изменению емкости конденсатора. В данных система изменение емкости в основном фиксируется двумя способами: схемой с измерительным генератором и схемой с измерительным мостом. В силу особенностей, схема с измерительным генератором, крайне чувствительна к изменению природно-климатических условий, что ограничивает ее применение в качестве периметровых систем. А вот схема с измерительным мостом получила более широкое применение.

Информация о работе Система авиационной безопасности в гражданской авиации