Система авиационной безопасности в гражданской авиации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 21:42, курсовая работа

Краткое описание

Гражданская авиация - одна из транспортных структур наиболее подверженная чрезвычайным происшествиям, таким как пожары, акты незаконного вмешательства и другие негативы, пагубно влияющие на работу данной отрасли в целом. Как следствие, гражданская авиация вынуждена оснащать свою территорию, здания и помещения, а также технический и обслуживающий персонал по последнему слову современной техники.
Этому служат следующие предпосылки:
- наличие реальности захвата и угона ВС за границу представляет минимальную опасность для преступника и большую угрозу жизни пассажиров и экипажа;
- захват и угон ВС расценивается преступником как одно из результативных средств достижения задуманной им цели;
- выполнить преступные действия террорист способен при использовании минимальных сил и средств;

Содержание

Введение……………………………………………………….……………….….3
1 Система авиационной безопасности в гражданской авиации………………..5
1.1 Терроризм на воздушном транспорте…………………………………..5
1.2 Система физической защиты ……………………………………….…..9
2 Интегрированные системы безопасности ……………………………….…..12
2.1. Общие сведения об интегрированных системах безопасности аэропорта…………………………………………………………………...12
2.2 Уровни интеграции ……………………...…………………………....16
3 Система охраны периметра, как часть интегрированной системы безопасности …………..………………………………………………..…...19
3.1 Основные элементы и принцип действия системы охраны
периметра…………………………………………………………………...21
3.2 Анализ существующей интеграции подсистем ИСБ в аэропорту «Уфа»…………………………………………………………………………….24
3.3 Предлагаемый уровень объединения подсистем ИСБ……………...26
4 Расчет затрат на внедрение предлагаемой системы
безопасности …………………………………………………………….…..…..28
Заключение……………………………………………………………………29
Список использованных источников………………

Вложенные файлы: 1 файл

RAZRABOTKA_OKhRANY_PERIMETRA_INTEGRIROVANNOJ_SIS.docx

— 641.23 Кб (Скачать файл)

В этом едином комплексе задействованы и люди (служба безопасности, силы охраны), и техника - комплекс инженерно-технических средств охраны (ИТСО) или комплекс инженерно-технических средств физической защиты (ИТСФЗ). От их четкого взаимодействия зависит эффективность СФЗ.

Одной из таких ключевых систем является интегрированная система безопасности, представляющая собой объединение (интеграцию) разнородных, по выполняемым задачам, но взаимодополняющих друг друга элементов (подсистем). Следует отметить, что первым рубежом первым в интегрированных системах безопасности является система охраны периметра объекта, поэтому именно эта система имеет значимое место в системе физической защиты.

Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что обеспечение безопасности крупных объектов – крайне сложная задача. Для решения этой задачи необходимо учитывать множество взаимосвязанных факторов. На сегодняшний день, правильно организованные, интегрированные системы безопасности могут послужить решением данной проблемы – проблемы совершенствования системы безопасности аэропорта.

Рассмотрим и проанализируем существующие на сегодняшний день интегрированные системы безопасности.

 

2 Интегрированные системы безопасности аэропорта

   2.1  Общие сведения об интегрированных системах безопасности аэропорта

В ГОСТ Р 53704-2009 «Системы безопасности комплексные и интегрированные. Общие технические требования» дано определение интегрированной системы безопасности. 

Интегрированная система безопасности - это специализированная сложная техническая система, объединяющая на основе единого программно-аппаратного комплекса с общей информационной средой и единой базой данных технические средства, предназначенные для защиты объекта от нормированной угрозы или нормированных угроз.

По ГОСТ 27.003 ИСБ должны быть рассчитаны на непрерывную круглосуточную работу и быть восстанавливаемыми изделиями, ИСБ следует разрабатывать на основе функциональных модулей, позволяющих формировать функционально ориентированные блоки, образующие ИСБ с заданной конфигурацией, обеспечивающей возможность адаптации функциональных возможностей под конкретные условия практического применения на объекте.

      Интегрированные  системы обладают следующими  преимуществами:

1. Благодаря гибкой архитектуре, интегрированная система быстро  конструируется из определенного  набора модулей и блоков практически  для любых условий и объектов  разной величины;

2. В процессе эксплуатации  легко наращивается нужное количество  дополнительных объектов охраны, и совершенствуются функции системы  путем подключения различных  типов регистрирующих и исполнительных устройств;

3. Возможна скрытая маркировка  наиболее ценных предметов в  помещении для того, чтобы регистрировался  факт их выноса из данного  помещения. При этом, если предмет  выносит человек с «правами  собственности», система лишь зафиксирует факт выноса (или приноса), в противном же случае подается сигнал тревоги;

4. При необходимости можно  использовать контрольные панели  со связью по радиоканалу для  подключения к системе объектов, удаленных от центрального поста  или в условиях целесообразности  прокладки кабельной связи.

Если речь идет об автотранспорте, то требуемый уровень защиты может быть достигнут только совокупностью электронных и механических противоугонных средств. Дополняя список системами определения местоположения и противодействия насильственному захвату транспортного средства, может быть получена достаточно надежная система защиты.

Утверждение об эффективности комплексной защиты объектов от преступных посягательств у подавляющего большинства специалистов не вызовет протеста, это аксиома безопасности. Действительно, наибольшая безопасность защищаемого объекта может быть достигнута только комплексом мероприятий.

 

Интегрированные системы безопасности представляют собой совокупность технических средств охраны и обеспечения безопасности объекта, объединенных на основе единого программного комплекса в общую информационную среду с единой базой данных.

Интегрированная система безопасности состоит из базового набора подсистем:

- подсистема охранной сигнализации

- подсистема пожарной  сигнализации

- подсистема контроля и управления доступом - СКУД

- подсистема охранная телевизионная

- подсистема связи и оповещения

Подсистемы сигнализации могут быть централизованными и/или автономными в зависимости от конкретных условий и особенностей процессов деятельности на объекте. Централизованная подсистема сигнализации должна обеспечивать технический контроль состояния территориально рассредоточенных контрольных зон объекта и передачу полученной информации в ДДП объекта за время, необходимое для решения задач по обеспечению безопасности по ГОСТ 12.1.004, ГОСТ Р 52551.

Автономные подсистемы сигнализации должны обеспечивать технический контроль состояния одной или нескольких локально объединенных контрольных зон и светозвуковое отображение полученной информации для восприятия ее персоналом и другими людьми, санкционированно находящимися на объекте. Функциональное назначение, целевые свойства, режимы работы, состав и техническое построение подсистем сигнализации на объекте определяются видами угроз, информацию о которых они должны регистрировать и передавать (аварийно-технологическая, охранная, пожарная, тревожная, комбинированная).

Подсистема контроля и управления доступом (КУД) по ГОСТ Р 51241 должна предотвращать на объекте несанкционированный доступ в контрольные зоны с ограниченным доступом, не создавая препятствий для прохода (проезда) в зоны со свободным доступом.

КУД должна обеспечивать необходимые условия соблюдения внутриобъектового режима и выполнения соответствующих обязанностей персоналом объекта в зависимости от конкретных условий и особенностей процессов деятельности на объекте, пребывания на нем людей, транспортных средств.

Подсистема теле/видеонаблюдения и видеоконтроля по ГОСТ Р 51558 должна с учетом конкретных условий и особенностей процессов деятельности на объекте обеспечивать визуальное наблюдение ситуационной обстановки в заданном формате изображения, обнаружение и идентификацию субъектов наблюдения в зависимости от назначения - людей, транспортных средств, имущества, элементов объектовой инфраструктуры, а также визуальное документирование и архивирование получаемой видеоинформации.

Подсистема связи и подсистема оповещения предназначены для оперативного управления и координации действий персонала объекта, а также, при необходимости, для оповещения и руководства действиями других людей, санкционированно находящихся на объекте.

Подсистемы должны обеспечивать достоверную, бесперебойную служебную и общую информацию об обстановке на объекте в целом и в его контрольных зонах о возникающей(их) угрозе(ах), а также наличие распоряжений по действиям персонала, других людей, санкционированно находящихся на объекте, в зависимости от обстановки на объекте.

Подсистемы связи и оповещения ИСБ объекта должны включать: абонентскую телефонную связь, радиосвязь, громкую связь, телефаксы, мобильные телефоны, пейджеры, переговорные устройства, средства свето-, звуковой индикации, пневмопочту.

Система контроля доступа, например, рассчитана на любое количество дверей от одной до 4096. Охранные системы позволяют контролировать от 16 до 36000 сигнализационных точек. Системы видеонаблюдений могут иметь до 999 телекамер и 256 мониторов.

Состав каждой конкретной интегрированной системы безопасности может изменяться – дополняться какими-то новыми подсистемами, или наоборот исключать их из общего списка. Это зависит от конкретных задач, определенных на этапе проектирования ИСБ на «живом» объекте.

 

Интегрированная система безопасности – это объединенные на программном или программно-аппаратном уровне функционально различные системы безопасности (охранной сигнализации (ОС), пожарной сигнализации (ПС), тревожной сигнализации (ТС), видеонаблюдения и системы контроля и управления доступом (СКУД).

 

2.2 Уровни интеграции

Интеграция оборудования СКУД и систем охранной сигнализации в СКВ объекта может быть осуществлена на следующих уровнях:

1) аппаратном;

2) программно - аппаратном;

3) программном;

4) релейном.

Аппаратная интеграция

 Данный тип интеграции  объединяет все системы безопасности  исключительно с помощью аппаратного  обеспечения каждой из систем  без использования компьютеров  управления и внешнего программного  обеспечения.

 Классическим примером  данного типа интеграции является  объединение систем посредством  релейных контактов (рис. 3)

 Этот способ интеграции  реализуется за счет применения  программируемых релейных контактов  для передачи информационных  сообщений между отдельными системами  безопасности.

Рисунок 3 Аппаратная интеграция

 

Программная интеграция

Программная интеграция систем безопасности обеспечивается за счет специализированного программного обеспечения (далее ПО), устанавливаемого на компьютере управления системами (рис. 4).

ИСБ данного типа имеет два способа построения. Первый способ состоит в применении специально разработанного ПО, которое объединяет все системы безопасности. Второй способ предусматривает использование в качестве интегрирующего ПО программную оболочку одной из систем безопасности - чаще всего системы контроля доступа.

Рисунок 4 Программная интеграция

 

Программно-аппаратная интеграция

 ИСБ с программно-аппаратной  интеграцией называется комплекс, в котором не менее трех  систем объединены аппаратно  и существует компьютер с ПО, обеспечивающий дополнительный  обмен информацией между системами, управление ими и сервисные  функции.

 Во всех наиболее  известных ИСБ данного типа  аппаратная интеграция осуществляется  между системами пожарной, охранной  сигнализации и контроля доступа (рис. 5). Аппаратное объединение систем реализуется не с помощью релейных контактов, а за счет интеграции систем, предусмотренной еще на этапе разработки оборудования каждой системы и/или за счет использования высокоинтеллектуального оборудования, которое может обмениваться информацией и принимать решения самостоятельно, без компьютера управления.

Рисунок 5 Программно-аппаратная интеграция

Подводя итог проведенного анализа ИСБ, объединенных различными типами интеграции, на основе их достоинств и недостатков, можно отметить положительные и отрицательные особенности различных типов интегрированных систем, обусловленные их архитектурой.

Аппаратно-реализованные ИСБ отличаются простотой, относительно невысокой ценой и возможностью объединения оборудования большого количества производителей. Недостаток этих ИСБ заключается в низких функциональных возможностях, неудобном рабочем месте оператора и значительном росте стоимости при увеличении количества взаимосвязей между системами.

ИСБ программного и программно-аппаратного типа имеют широкий набор функциональных характеристик и удобное рабочее место оператора. Они также более удобны в эксплуатации. Более высокая надежность программно-аппаратных ИСБ, вытекающая из их архитектуры, часто создает предпосылки для их применения на крупных объектах и на объектах с повышенными требованиями к безопасности, такие, например, как аэропорт.

На основании анализа достоинств и недостатков уровней интеграции ИСБ в работе будет использован аппаратно-програмный способ интеграции.

 

 

 

3 Система охраны периметра,  как часть интегрированной системы безопасности

Система защиты периметра является первым рубежом охраны и предназначена для предупреждения проникновения посторонних лиц на закрытую территорию объекта (техническую зону, взлетную полосу и др.),

Основным документом АБ по системе безопасности аэропорта является Приказ Минтранса РФ от 28 ноября 2005г №142 Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам»:

       - п.8 по  периметру аэропорта должно быть  ограждение,

       -п.19 в  периметровом ограждении территории  аэропорта предусматривается необходимое  количество запасных выездов, оборудованных  запираемыми воротами и системой  охранной сигнализации

      - п.23 территория  аэропорта должна иметь сплошное  ограждение высотой 2,13 - 2,44 метра  по всему периметру с предупредительными  аншлагами, запрещающими проникновение  в контролируемую зону. Поверх  периметрового ограждения устанавливаются  металлические конструкции различного  профиля (козырьки из угловых  консолей с несколькими рядами  колючей проволоки, армированной  колючей ленты и др.).  С внутренней  и внешней сторон периметрового  ограждения полоса шириной 3 метра  должна быть очищена от мусора, кустарника и деревьев.

Информация о работе Система авиационной безопасности в гражданской авиации