Происхождение государства: современные подходы и концепции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2014 в 19:30, курсовая работа

Краткое описание

Происхождение государства и права - одна из основных проблем теории государства и права, основной учебной дисциплины, изучаемой в юридических вузах. Эта тема очень актуальна и имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер.

Содержание

Введение
Глава 1
1.1Предпосылки происхождения права и государства…………………………………………………………………6
1.2 Причины разнообразия теорий происхождения государства и права………………………………………………………………………12
Глава 2. Традиционные теории происхождения государства…..15
1.1 Теологическая (Божественная) теория…………………………15
1.2 Патриархальная теория…………………………………………..18
1.3 Договорная теория………………………………………………….21
..
1.4 Расовая теория …………………………………………………….24
1.5 Теория «инцеста»………………………………………………….26
1.6 Теория насилия ……………………………………………………31
1.7 Органическая теория……………………………………………..33
1.8 Экономическая теория……………………………………………36
1.9 Материалистическая (классовая) теория……………………..38
1.10 Патримониальная теория………………………………………42
1.11 Теория гидравлического происхождения государства….…43
1.12 Психологическая теория…………………………………………45
Заключение………………………………………………………………48
Список использованной литературы…………………………………51

Вложенные файлы: 1 файл

тгип.doc

— 176.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

2.7 Органическая теория

происхождение государство органическая теологическая

 

Органическая теория возникновения государства была выдвинута во второй половине 19 века английским философом и социологом Гербертом Спенсером, а также учеными Вормсом и Прейсом. Появление этой теории было обусловлено успехами в естествознании. Однако представления о государстве как своеобразном подобии человеческого организма мы находим еще у древнегреческих мыслителей. Так, например, Платон сопоставлял государство, его структуру и функции с отдельными сторонами человеческой души. Его ученик Аристотель также говорил, что государство во многом похоже на человеческий организм, и поэтому утверждал, что человек сам по себе изолировано существовать не может. Стараясь проиллюстрировать выдвигаемые им положения, он приводил такой пример: как существование человека невозможно без государства, так и невозможно функционирование конечностей человека, отнятых от его тела Спенсер развил эту идею и создал целую теорию в конченном и аргументированном виде. Обладая обширными познаниями в области биологии, истории, философии, психологии, он общество рассматривал как своеобразный организм, развивающийся по общему закону эволюции.

 

Сравнивая общество с биологическим организмом, Спенсер пришел к выводу, что в развитии общества просматриваются некоторые закономерности, присущие организмам. Процессы роста и усложнения строения и функций организма, связанности отдельных его частей, их дифференциации он соотнес процессами постепенного объединения всевозможных мелких образований человеческого общества в более крупные и сложные и дал им наименование «агрегаты». Это название охватывало такие образования, как племя, союз племен, города-государства, империи. Государственные институты и вообще все общество подобны частям организма: правители и правительства выполняют функцию мозга, коммуникации (почта, транспорт) и финансы - кровеносной системы, которая обеспечивает жизнедеятельность организма, рабочие и крестьяне - конечностей .Государство зарождается и развивается вследствие оборонительной и наступательной войны одних обществ против других. Отсюда конкуренция присуща не только живой среде, но и государствам. В результате естественного отбора выживают самые приспособленные. В ходе естественного отбора государства совершенствуются. Основными обязанностями государств становятся не только защита от внешних врагов, но обеспечение благополучия всего общества.В период создания Спенсером органической теории она пользовалась большой популярностью. Возможно, это было обусловлено большим прорывом, который совершили биологические науки во второй половине 19 века. Надо отметить, его мысль о том, что биологическим и социальным системам присущи некоторые общие законы, является вполне справедливой. В самом деле, нельзя спорить с тем, что законы социальной жизни предопределяются законами естественными хотя бы потому, что человек становится существом общественным, будучи уже биологически сформированным индивидом, обладающим волей и сознанием. Первично человек является творением природы, затем членом общества, а затем гражданином государства. Спенсер справедливо также обращает наше внимание на то, что все в мире взаимосвязано и находится в системе, и речь должна идти не только об упорядоченности структур внутри какого-либо организма, но и существовании «системы систем». Одним словом, он выводит принцип системности на уровень всеобщего, универсального закона окружающего мира.И наконец, следует согласиться с автором теории в том, что государство результат его постепенного развития (эволюции), а не продукт, навязанный обществу извне.Однако, обращая внимания на положительные моменты органической теории, нельзя не отметить, что она не объясняет глубинных процессов возникновения государства. Конечно, можно уловить какое-то сходство между биологическими и общественными системами, но здесь все же больше различий. Кроме того, органическая теория страдает умозрительностью, и поэтому многие обвиняют ее в том, что она не научна.

 

 

 

2.8 Экономическая  теория

 

Авторами экономической теории признаются Платон, Сен-Симон. Собственно, взяв эту теорию за основу, Маркс и Энгельс сделали «свою пристройку» и сформулировали на этой базе классовую теорию происхождения государства.Истоки экономической теории восходят к взглядам Платона, который как причину возникновения государства указывал общественное разделение труда.Согласно этой теории государство - результат исторического прогресса. Ведущим звеном исторического прогресса, его ядром являются экономические преобразования. Именно изменения в области экономики приводят к образованию государства. Сен-Симон считал, что человеческое общество закономерно развивается по восходящей линии. Двигаясь от одной стадии к другой, оно стремится вперед к «золотому веку». Возникновению государства предшествует присвоение человеком продуктов природы, а затем, используя самые примитивные орудия труда, человек переходит к производству продуктов для потребления. Собственно человеческий прогресс - это и есть прогресс в средствах производства. Сен-Симон, признавая определенную важность государственных и политических сил в развитии общества, все же считал, что поступательное движение истории обеспечивается экономическим его продвижениями.Эта теория имеет очень много привлекательных моментов. Не случайно ее взяли на вооружение классики марксизма-ленинизма, выстроив целую концепцию о социально-экономической формации и положив ее в основу классовой теории. Эта теория подтверждается многими историческими, этнографическими свидетельствами. Она стройна и логически безупречна. Однако принять ее безоговорочно нельзя.

Во-первых, экономическое развитие общества - важная характеристика человеческого развития, но не единственная. Можно предположить, что у первобытных людей значимы были не только экономические факторы, но и факторы политические (например, осознание того, что конфронтация друг с другом ослабляет обе стороны и ни к чему хорошему привести не может, а поэтому лучше обратиться к имеющимся органам политической власти за разрешением спора). Начинают приобретать и особую важность идеологические и психологические факторы. Эти факторы, наряду с экономическими, оказывают прямое воздействие на процесс образования государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.9 Материалистическая (классовая) теория

 

Ранее эту теорию называли марксистско-ленинской, а основными ее представителями являлись К. Маркс, Ф. Энгельс и В.И. Ленин. При этом умалчивали имя американского этнографа Льюиса Моргана, который проанализировал эволюцию развития первобытного общества на примере североамериканских индейцев и в 1877 г. издал книгу «Древнее общество». На основе данного исследования Ф. Энгельс написал книгу «Происхождение семьи, частной собственности и государства».Одним из основных положений марксизма является учение о социально-экономической формации, то есть историческом типе общества, основывающемся на определенном способе производства. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни людей. Если экономические отношения - это базисные отношения, то государство и право относятся к надстроечным явлениям, а, следовательно, зависят от экономической структуры общества, полностью ею определяются и ей соответствуют, хотя и обладают определенной самостоятельностью. Марксистский взгляд на развитие общества является определяющим при разрешении многих вопросов, и, в частности, вопроса о происхождении государства.Согласно данной теории государство возникло на классово-экономической основе. Произошло общественного разделения труда, и возник прибавочный продукта. В результате присвоения чужого труда (в виде прибавочного продукта) произошло расслоение общества на классы - эксплуатируемых и эксплуататоров. Для поддержания господства эксплуататоров и защиты их частной собственности и был создан специальный аппарат принуждения - государство. Фридрих Энгельс подчеркивал, что «государство никоим образом не представляет собой силы, извне навязанной обществу», а оно «есть продукт общества на известной ступени развития». То есть, появление государства объясняется необходимостью утверждения власти экономически господствующего класса в обществе. Оценивая государство как «машину для подавления угнетенного, эксплуатируемого класса», Энгельс, тем не менее, считает факт появления государства положительным в историческом процессе. Однако, выполнив свою, в каком-то смысле положительную роль, государство не будет существовать вечно. По мнению представителей классовой теории, оно является исторически преходящим, временным явлением и отомрет с исчезновением классовых различий.Без всякого сомнения, классовая теория имеет множество положительных черт.

Во-первых, совершенно справедливо подчеркивается, что материальные условия жизни общества играют в жизни людей очень важную роль и что изменение форм трудовой деятельности, ведения хозяйства, собственности, разделение труда и др. повлияли на появление государства.

Во-вторых, Энгельс детально проанализировал жизнь людей в первобытном обществе, используя знания о родовых связях североамериканских индейцев, полученные американским исследователем Л.Г.Морганом, и попытался объяснить разницу в процессах возникновения государства в греческой, римской и германской истории.

В-третьих, было верно замечено, что с развитием общества и переходом его от присвоения продуктов природы к их производству происходит дифференциация людей по имущественному признаку.

В-четвертых, Энгельс в своем исследовании не останавливается только на характеристике публичной власти, одного из главных признаков государства. Он излагает и другие немаловажные его признаки, признавая, что от родового общества государство отличается не только наличием особого слоя людей, занимающихся управлением общества, но и наличием территории, права, взиманием налогов.Одним слово, работа Энгельса, в которой концентрированно излагается марксистское учение о происхождении и сущности государства, и сегодня остается в ряду книг, представляющих большой интерес и несущих большую познавательную нагрузку.Вместе с тем наступило время для критического осмысления работы Энгельса, так же как, впрочем, и всего наследия классиков марксизма-ленинизма. Ведь время, когда у нас эта теория считалась единственно верной и неоспоримой, давно прошло.В качестве недостатков данной теории важно отметить преувеличение роли экономического фактора в образовании государства. На возникновение государства, несомненно, влияли такие факторы, как национальный, военный, психологический и другие. Также следует отметить, что борьба внутри общества, указанная в этой теории как одна из причин образования государства, в первобытном обществе не имела места и, следовательно, не являлась причиной образования государства. А государство защищало не только интересы имущего класса, как утверждают создатели классовой теории возникновения государства, но в той или иной мере охраняло интересы всех проживающих на его территории.Несомненным недостатком является также то, что не все государства образовывались по схеме предложенной Энгельсом. Например, государства азиатского способа производства, где изначально не было частной собственности, которую надо было бы охранять. Там вся собственность находилась в руках государства, а частная стала появляться лишь с развитием более совершенных орудий труда. Выводы теоретиков классовой теории основаны на истории только Западных стран, где были совсем другие условия, чем например в странах Азии и Африки. Вследствие этого, материалистическая теория некоим образом не может претендовать на универсальность.Обобщая сказанное, можно утверждать, что авторы классовой теории рисуют картину возникновения государства не адекватную той, которую можно себе представить на основании комплексного изучения и учета в процессе исследования всех факторов и исторических данных1.

 

 

 

 

                   2.10 Патримониальная теория

 

Автором патримониальной теории является ученый Галлер, автор книги «Реставрация политической науки».

По мнению представителей данной теории, государство произошло из права собственности на землю (патримониум). Человек всегда был привязан к земле. В первобытном обществе земля принадлежала общине, племени в целом и находилась в коллективной собственности. Затем происходит концентрация власти в руках вождей (и соответственно распоряжение ими землей), и постепенно она переходит во власть государственную. Таки образом, государственная власть идет не от народа, и не от кого-либо. Это не что иное, как медленно, путем продолжительных и незаметных изменений преобразованная власть собственника над живущими на его земле. Именно из права владения землей власть автоматически распространяется и на проживающих на ней людей. Право собственности на землю является первоосновой господства над территорией. Представление о принадлежности всей земли королю или князю долгое время держалось во многих странах.

Нельзя отказать представителям данной теории в логичности, опирающейся не на умозрительные рассуждения, а на реальные исторические факты.Вместе с тем, нужно отметить излишнюю идеологическая направленность этой теории: представители данной теории оправдывают монархическую власть и феодальный строй в целом. Также, следует отметить, что хотя и территориальный фактор играл значимую роль в процессе образования государства, но он был далеко не единственным.

 

2.11 Теория  гидравлического происхождения  государства

 

Ирригационная (водная) теория возникновения государства выдвигалась многими мыслителями Древнего востока, частично К. Марксом («азиатский способ производства»), а также известным современным ученым К. Виттфогелем.В Древнем Египте, Шумере, Древнем Китае, где требовалось усиленное орошение земли, возникло поливное земледелие. Появилась потребность организовать огромные массы людей для строительства ирригационных сооружений. Эту функцию осуществляли специально на то поставленные люди, которые впоследствии и стали государственными служащими. Таким образом, в создании государства главным оказался ирригационный фактор. То есть государство возникло в целях коллективного ведения земледелия в долинах крупных рек, так как крестьянин-индивидуалист не мог использовать самостоятельно ресурсы этих рек для организации своего хозяйства.В подтверждение данной теории говорит тот факт, что первые государства действительно возникли в долинах крупных рек и имели в своем появлении ирригационную основу.Однако, можно предположить, что государство возникло до строительства ирригационных сооружений, так как именно его наличие позволяло организовывать столь крупные и скоординированные работы.Кроме того, ирригационный фактор нельзя рассматривать в качестве единственного фактора, повлиявшего на образование государства.

 

И еще об одном недостатке: она может претендовать на локальный характер, то есть служить для объяснения процесса происхождения государства в регионах жарким климатом, но не объясняет ход данного процесса в других регионах земного шара. Например, она не объясняет причину появления государств, не расположенных в долинах рек, а расположенных в горных или степных районах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      2.12 Психологическая теория

 

Основоположником психологической теории возникновения государства считается польско-российский юрист и социолог Л.И. Петражицкий, также данную теорию разрабатывали З. Фрейд и Г. Тард.Согласно мнению сторонников психологической теории государство возникло благодаря особым свойствам психики человека. У человека есть потребность жить в рамках организованного общества и с чувством коллективного взаимодействия. Общество и государство определяется как сумма психологических взаимодействий людей и их различных объединений. Говоря о естественных потребностях общества в определенной организации, представители психологической теории считают, что общество и государство есть следствие психологических закономерностей развития человека. Психика человека, его импульсы и эмоции играют главную роль не только в приспособлении человека к изменяющимся условиям, но и в образовании государства и права. Трубецкой, ссылаясь на Спенсера, указывает, что «между частями биологического организма существует связь физическая; напротив того, что между людьми - частями социального организма - связь психическая». Солидарность, таким образом, основная черта человека.По мнению Г. Тарда, люди не равны по своим психологическим свойствам, так же как они не равны, например, по физической силе. Одни склонны подчинять свои поступки авторитету, и осознание подчиненности верхушки общества, осознание справедливости определенных вариантов действий и отношений вносит в их душу успокоение и дает состояние стабильности, уверенности в их поведении. Другие люди, напротив, отличаются желанием повелевать и подчинять своей воле других. Именно они становятся лидерами в обществе, а затем и представителями публичной власти, служащими государственного аппарата.Становление этой теории стало возможно благодаря формированию психологии как самостоятельной отрасли знаний. В этой теории было справедливо отмечено, что психика человека гораздо более развита, чем у животных. В ней присутствуют чувство солидарности, чувство коллективизма больше, чем у представителей любого класса животных. Также в качестве достоинства психологической теории следует отметить ее историческую обоснованность: существует множество примеров зависимости человеческого сознания от авторитета вождей, религиозных и политических деятелей, королей и других лидеров для обоснования своих идей, и, несомненно, то, что стремление к общению, доминированию или подчинению действительно свойственны человеческой психике и вполне могли оказать влияние на процесс образования государства.С другой стороны, роль в процессе происхождения государства психологических свойств личности не следует преувеличивать. Они не всегда выступают в качестве решающих причин и должны рассматриваться именно как моменты государтсвообразования, ибо сама человеческая психика формируется под влиянием соответствующих социально-экономических, политических, религиозных, духовных факторов и условий. Конечно, психологические факторы не имеют решающего воздействия на процесс образования государства, но сбрасывать их со счетов - это еще более грубая ошибка, нежели их недооценка.В целом же при всех своих достоинствах психологическая теория не в состоянии дать полную картину процесса происхождения государства.происхождение государство органическая теологическая

Информация о работе Происхождение государства: современные подходы и концепции