Современные концепции происхождения права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 22:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: найти различные точки зрения на вопрос о появлении права, систематизировать их и решить для себя, как, вероятнее всего, возникло право. Изучение процесса происхождения права имеет не только чисто познавательный, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу права, его особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия его возникновения и развития. Позволяет четче определять основные направления его деятельности, точнее установить его место и роль в жизни общества и политической системы.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
1. Теологическая теория…………………………………………………….……4
2. Естественно-правовые учения………………………………………………..6
3. Историческая школа права………………………………………..…………10
4. Психологическая теория происхождения права……………….….…...…...11
5. Теория насилия……………………………………………………………..….13
6. Марксистское учение……………………………………….….…………..…14
7. Нормативистская теория права…………………………………………….16
8. Социологическая теория права……………………………………...……….17
Заключение……………………………………………………………………….19
Список источников………………….………………………………………...…20

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ!!!.doc

— 131.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

Введение...................................................................................................................3

1. Теологическая  теория…………………………………………………….……4

2. Естественно-правовые  учения………………………………………………..6

3. Историческая  школа права………………………………………..…………10

4. Психологическая  теория происхождения права……………….….…...…...11

5. Теория насилия……………………………………………………………..….13

6. Марксистское  учение……………………………………….….…………..…14

7. Нормативистская теория права…………………………………………….16

8. Социологическая теория права……………………………………...……….17

Заключение……………………………………………………………………….19

Список источников………………….………………………………………...…20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Теория государства  и права – основа всех юридических наук, так как эту наука закладывает основу для всех дальнейших знаний. От того, насколько добросовестно студент относится к данному предмету, зависит то, насколько профессиональным и грамотным юристом он станет в последующие годы обучения.

При первом знакомстве с любой наукой мы выделяем её предмет, то есть то, на что направлена наука, то, что она изучает с помощью своего огромного методологического арсенала. Предметом теории государства и права являются наиболее общие процессы возникновения, становления, развития и функционирования государства и права.

Существует огромное количество точек зрения на возникновение  государства и права: философы и  юристы уже несколько сотен лет  пытаются разгадать загадку появления этих социальных институтов, которая откроет путь к сути и назначению их как для отдельно взятого человека, так и для всего общества в целом. Существуют большое количество различных теорий о возникновении государства и права.

В своей работе хотелось бы затронуть вопрос именно возникновения права, ведь право – это основное поле деятельности юриста.

Цель работы: найти различные точки зрения на вопрос о появлении права, систематизировать их и решить для себя, как, вероятнее всего, возникло право. Изучение процесса происхождения права имеет не только чисто познавательный, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу права, его особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия его возникновения и развития. Позволяет четче определять основные направления его деятельности, точнее установить его место и роль в жизни общества и политической системы.

 

1. Теологическая теория.

 

Теологическая теория происхождения государства и права является наиболее древним учением, согласно которому право – результат Божьего промысла.

Эта теория зародилась ещё  в Древнем мире: в Древнем Египте, Вавилоне, Иудее господствовала идея божественного происхождения государства  и права. Соответственно, правовые нормы  – это правила жизни, которые  исходят от Бога и указывают всему человечеству правильное направление жизни. Отступление от правовых норм считалось отступлением от воли Господа, нарушением божественного порядка в обществе, которое приводило к наказанию: при жизни со стороны государства, а после смерти за прегрешения и проступки, в том числе преступления, - божественным судом. Пример такой теории дан в Библии, в рассказе о вручении Богом Моисею скрижалей Завета на горе Синае. Похожие рассказы можно найти и в других религиозно-правовых сводах.

Наибольшее распространение теологическое учение получило в период утверждения феодальных отношений.

На рубеже XII - XIII в Западной Европе развивается теория «двух мечей». Суть её состоит в том, что основатели церкви имели два меча. Один они оставили себе, но спрятали в ножны, так как не следует церкви самой использовать меч. А второй они отдали государям, которые, являясь слугой церкви, должны были повелевать земными делами.

Таким образом, провозглашался принцип верховенства церкви над  светским государством, этот факт означал то, что не существует государства не «от Бога».

Также наиболее известным считается учение богослова Фомы Аквинского (1225 – 1274). Согласно его учению миром управляет Божественный разум. Богослов утверждал, что процесс возникновения и развития права аналогичен процессу сотворения богом мира. Ф. Аквинский различал понятия право и закон.  Закон он определяет, как «любое повеление разума, которое провозглашается ради общего блага тем, кто печется об общественности»1. Вечный закон, посредством которого божественное провидение управляет миром, не делает излишним другие виды закона, проистекающие от него: естественный закон и человеческий закон. Согласно естественному закону каждый человек в своей жизни должен стремиться к добру, продолжать род, искать истину (Бога), уважать достоинства других людей. Человеческий закон призван конкретизировать принципы естественного закона, например, путем определения наказания за преступления. Правом Ф. Аквинский считал отсутствие противоречия между естественным и человеческим законами.

В эпоху капитализма  теологические теории нашли своё развитие в теории неотомизма, хотя данная теория и относится к естественно-правовым, она исходит из божественного происхождения права. Наиболее ярким представителем данного учения является Жак Маритен (1882 – 1973). Он считал, что право, как и государство, представляет собой результат действия духовных начал, отражение божественного разума в общественном порядке. Неотомисты уделяют большое внимание идее солидаризма, полагая, что социальный мир должен соотноситься с божественными предначертаниями, которые являются истинной в последней инстанции.

В целом, по моему субъективному  мнению, теологическую теорию трудно назвать научной, так как она  затрагивает вопрос веры, что зависит  от мировоззрения человека, ведь далеко не все люди религиозны.

Так П.А. Сорокин, характеризуя основные теории происхождения права, писал: «Нет надобности останавливаться  на критике теории божественного  происхождения права. Она ровно  ничего не объясняет, ибо за научное объяснение нельзя считать ссылку на божью волю».2

 

2. Естественно-правовые учения.

 

Данные учения по своему содержанию отнюдь не однородны, особенно в современных модификациях.

Своё развитие отдельные  положения теории естественного  права получили ещё в трудах известных мыслителей Древней Греции и Древнего Рима. Так софисты считали, что право – изобретение людей, созданное по договоренности придерживаться в своих отношениях определенных правил и порядков. Однако с этим были не согласны Сократ, Платон, Аристотель, которые считали, что искусственным изобретением человечества является лишь часть права, а именно писанные человеческие законы, но помимо них есть естественное право, вложенное в сердце каждого человека Божественным разумом.

Римские юристы признавали наличие, как позитивного права, так и естественного права, которое было своеобразным «идеалом», тем, к чему необходимо стремиться, ведь естественное право исходит из свободы и равенства всех людей.

Наибольшее развитие теория естественного права получила в XVII – XVIII вв. Особый вклад в данное учение внесли такие выдающиеся мыслители как Г. Гроций., Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, П. Гольбах, А.Н. Радищев. Все они считали, что помимо позитивного права существует и естественное, данное каждому человеку от рождения, а правовыми законами государства можно назвать лишь те, которые соответствуют естественному праву. Например, Т. Гоббс считал, что до государства мир находился в состоянии войны «всех против всех». Такие условия послужили основанием для создания таких правил, которые бы предписывали требование искать мир и следовать ему. Таков, по Гоббсу, смысл первого и основного естественного закона, который явился первоосновой для всех последующих законов.

Основные положения  естественного права получили своё закрепление в Декларации независимости США (1776), Конституции США (1787), в Декларации прав человека и гражданина во Франции (1789) и др.

Также в Конституции  Российской Федерации нашли своё отражение ряд  принципов естественного  права. Например, часть 2 статьи 17 провозглашает, что «основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения»3. А статья 19 гарантирует равенство всех перед законом и судом, независимо от половой, расовой, профессиональной и конфессиональной принадлежности.

Существует несколько  течений естественно-правового учения: феноменологическая теория, экзистенциалистическая теория и герменевтическое направление  естественной теории.

Феноменологическая теория права получила развитие в учении немецкого философа Э. Гуссереля. «В основу происхождения права он кладет представление о так называемых эйдосах – чистых сущностях, идеальных юридических формах, априорных (заранее определенных) нормативных идеях. Эйдетическое право – разновидность естественного права, которое предшествует позитивному праву и определяет его содержание».4 Таким образом, правовые эйдосы существуют в природе самостоятельно, но приобретают юридическую форму лишь благодаря человеку и его разуму, поэтому на основе эйдетического права возникает нормативный порядок поступков людей.

Немецкий ученный М. Хайдеггер, как представитель теории экзистенциализма, считал, что правовые отношения вытекают не из установлений государства, а из экзистенции судьи, правителя, законодателя, которая меняется со временем. Поэтому естественное право не имеет постоянного  содержания, так как каждая жизненная ситуация неповторима. Таким образом, правовая норма является мертвой, и лишь экзистенция может быть мерилом справедливости.

Герменевтическое направление  естественной теории исходило из недопустимости противопоставления позитивного и естественного права.

По этому учению, естественное право – это высшая справедливость для каждого конкретного периода  развития общества. Право есть соответствие должного и сущего, то есть соответствие позитивного и естественного права.

Все выше перечисленные  направления естественного права  неизменно связаны между собой  и органически дополняют друг друга.

Однако у естественно-правовой теории (или как иначе её называют теория общественного договора, ведь теория естественного права выходит из договорной теории происхождения государства) есть свои противники. Так, например, П. А. Сорокин писал: «В наше время  эта теория признана ошибочной. Мы теперь знаем, что «естественного состояния» в смысле этой теории никогда не было, не было также и общественного договора. Допущение последнего означало бы допущение такой сознательности первобытных людей, какой не только они, но и современные люди едва ли обладают».5

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что суть теории естественного права состоит в том, что кроме позитивного права, которое создается государством, существует общее для всех людей естественное право, стоящее над позитивным правом (право на жизнь, безопасность, свободу, равенство, собственность, справедливость и т. п.). Эти права принадлежат человеку от рождения, они неотъемлемы, должны гарантироваться государством и неуклонно осуществляться.

Таким образом, основными положениями теории естественного права являются:

  • право и закон – разные понятия;
  • законы созданы законодателями и приняты государственными органами;
  • право существует само по себе, независимо, имеет естественный характер;
  • право - совокупность высших нравственных ценностей и идеалов (свобода, равенство, справедливость);
  • фактически право и мораль едины, основу права составляют нравственные ценности;
  • не всегда законы соответствуют естественному праву, те которые соответствуют, считаются справедливыми;
  • права человека имеют естественный характер, неотъемлемы, принадлежат каждому человеку от рождения и не зависят от воли законодателя.

Достоинствами теории естественного права являются:

  • признание за человеком его неотъемлемых прав и свобод;
  • признание прав и свобод человека – высшей ценностью;
  • допущение, что официальные законы не всегда соответствуют естественному праву, то есть, могут быть несправедливыми;
  • обосновывает необходимость приведения законов в соответствие с такими нравственными ценностями.

Однако помимо достоинств, у данной теории есть и свои недостатки. К основным недостаткам теории естественного права относятся:

  • прямое отождествление права и морали, что мешает различать данные социальные институты;
  • противопоставление позитивного и естественного права, то есть конкретных формально-определенных юридических норм и абстрактных идей;
  • преувеличение роли естественного права в жизни общества;
  • различное понимание людьми идей справедливости, как известно, у каждого своя правда, и то, что справедливо одному, может являться нарушением прав и свобод другого.
  • отрицание роли государства в правотворческом процессе.

 

3. Историческая  школа права

Данная школа сформировалась в противовес теории естественного  права. Основоположниками данной теории, сложившейся в конце XVIII - начале XIX в., считаются Г. Гуго, Г. Ф. Пухта, Ф. К. Савиньи - австрийские и немецкие юристы. Основная суть исторической школы права состоит в том, что потребности разрешить противоречия жизни приводят к появлению права, способного уладить конфликт и установить порядок в поведении людей. Право первоначально возникает в сознании человека, а затем фиксируется в законах. Правовые нормы способны изменяться, так как меняется сама жизнь, которую они регулируют. Например, Савиньи считал, что право это отнюдь не искусственное изобретение законодателя, свободная человеческая воля не участвовала в развитии права, истоки которого надо искать в истории его развития. Сторонники исторической школы также считают, что необходимо не забывать о национальном характере права, которое возникает стихийно и основывается на «духе народа». Законодатель лишь фиксирует в нормативных актах то, что создавалось народов тысячелетиями и вошло в традицию. А затем такие зафиксированные нормы развиваются благодаря деятельности юристов-профессионалов, которые не создают новые нормы, а извлекают их из национального правосознания. Таким образом, право развивается согласно национальному характеру и не может быть перенесено в другое общество.

Информация о работе Современные концепции происхождения права