Принципы статической и динамической организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 12:04, реферат

Краткое описание

Статика - уравновешенное состояние организации, в котором она находится независимо от негативных или позитивных изменений, производящих во внешней среде. При этом все параметры организации, отражающие ее деятельность, остаются неизменными в течение длительного времени.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ……………………...5
ГЛАВА 2. ПРИНЦИПЫ СТАТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ…………………9
2.1 Сущность и понятие статической организации…………………………….9
2.2 Принципы приоритета........………………………………………………….10
2.3 Принципы соответствия……………………………………………………..11
ГЛАВА 3. ПРИНЦИПЫ ДИНАМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ……………..13
3.1 Сущность и понятие динамической организации…………………………13
3.2 Основные принципы динамической организации………………………...20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….30

Вложенные файлы: 1 файл

Greys_Krayg_17_18_GLAVA.docx

— 533.58 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 18
Поздняя зрелость: личностное и социокультурное  развитие

Предварительный обзор главы

Знаете ли вы?

•   Что такое смена статуса?

•   Каким образом пожилые люди сохраняют свою идентичность относительно неизменной?

•   В чем заключается кризис целостности и отчаяния Эриксона? Мнения исследователей относительно непрерывности и изменения приспособляемости к пожилому возрасту?

•   Как тип личности и стили копинга влияют на приспособляемость к пожилому возрасту? Что значит успешное старение?

•   Почему выход на пенсию - важный момент изменения статуса? Какие физические, экономические и социальные условия влияют на приспособляемость к выходу на пенсию?

•   Каким образом половая принадлежность сказывается на приспособлении к выходу на пенсию?

•   Как можно подготовиться к выходу на пенсию и каковы возможные альтернативы? Какие межличностные отношения и отношения в семье создают стрессы и чувство удовлетворенности в пожилом возрасте?

•   Каким образом приходится приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни вдовам и вдовцам?

•   Какова в пожилом возрасте роль отношений между братьями и сестрами? Какие социальные программы позволяют успешно решать потребности слабых и болезненных пожилых людей?

•   Каким образом пожилые люди сами являются важным источником удовлетворения собственных потребностей и потребностей других людей старшего возраста?

Это главные темы главы.

Значительное изменение  роли и социального положения  человека носит название смены статуса. Статус человека меняется в течение всей жизни. Подросток становится взрослым человеком, а взрослый вступает в средний возраст. В каждом случае человек принимает на себя другую роль и большую ответственность, приводящие, как правило, к повышению его власти и статуса. Однако смена ста-

760    Часть IV. Взрослость

туса при вступлении в  пожилой возраст несет с собой  совершенно другие изменения. Выход на пенсию, вдовство или ухудшение состояния здоровья могут привести к потере власти, ответственности и независимости.

С другой стороны, отход от дел дает человеку новую свободу  и позволяет-боль-ше следовать собственным интересам. А превращение в прабабушку или прадедушку дает возможность больше времени проводить с родными. Таким образом, то, каким образом человек воспринимает изменение собственного статуса и сопровождающие его события, имеет столь же большое значение, как и сами перемены. Влияние многих событий на жизнь пожилого человека во многом зависит от того, какое им придается значение. Выход на пенсию можно рассматривать как потерю полезности и продуктивности работника, а возможно, и как исчезновение большей части собственной идентичности. При этом неважно, какова профессия человека: водитель, зубной врач, профессиональный танцовщик или руководитель какой-либо фирмы. Однако можно совсем иначе относиться к выходу на пенсию, если последние 30-40 лет жизни ты ненавидел собственную работу и все, что связано с ней. В этом случае пенсия — освобождение от скуки, монотонности и необходимости подчинения начальству. (Интересно, что «нелюбовь к собственной работе» является одним из факторов успешного приспособления к выходу на пенсию.) Точно так же вдовство может принести внезапное освобождение от тяжкого бремени забот о хронически больном супруге, открыть перед человеком новые возможности. Оно может означать окончание необходимости жить с тем, кто был тебе неприятен многие годы, но с кем ты не мог развестись. С другой стороны, вдовство может стать причиной длительного и безутешного горя после потери любимого или любимой.

Заболевания и физическая нетрудоспособность — одни из самых  тяжелых обстоятельств, с которыми нам приходится сталкиваться в старости. Но даже в этом случае существует огромное количество вариантов поведения. Как сказал один пожилой человек: «Я не могу передвигаться так легко, как в молодости, но я никогда не получал столько удовольствия от своего сада, сколько в последние годы, а мой внук для меня — настоящая радость».

Журналистка Гейл Шихи беседовала с 60-70-летними американцами. Как выяснилось, многие собеседники Гейл полагали, что их жизнь полна скрытых  возможностей, а не ограничений. Они  предвкушали жизнь, «в которой они  сосредоточатся на том, чтобы стать  еще лучше, сильнее, глубже, мудрее, веселее, свободнее и привлекательнее, смогут научиться ценить особые моменты жизни» (Sheehy, 1995). В свои 60 лет многие пожилые люди могли наслаждаться восхитительным сочетанием крепкого здоровья и свободы от работы и забот. В возрасте 70 лет и старше эти люди тонко настраивали свои предпочтения и сосредоточивали внимание на том, что им доступно, а не на том, чего они более уже не могли делать.

В этой главе мы рассмотрим характерные для поздней зрелости изменения статуса, обратим особое внимание на личность пожилых людей и на то, каким образом они приспосабливаются к переменам в собственной жизни: выходу на пенсию и взаимоотношениям в семье с внуками и правнуками. Мы также остановимся на таких темах, как уход за больным супругом (супругой), приспособление к вдовству и изменение взаимоотношений с друзьями, братьями и сестрами. И наконец, мы подробно обсудим, каким образом на пожилых людей влияет социальная политика в области здравоохранения и решения жилищных проблем.

Глава 18. Поздняя зрелость: личностное и социокультурное развитие    761

Личность и старение

Рассуждая о личности, удовлетворении, которое человек получает от жизни, и приспособлениях к изменениям, сопровождающим вступление в пожилой возраст, целесообразно использовать широкие обобщения. Как говорилось в предыдущей главе, существует много различий между бодрыми, здоровыми, недавно вышедшими на пенсию людьми и зачастую хрупкими, болезненными пожилыми пенсионерами, а также представителями промежуточной между ними возрастной группы. Кроме того, каждый человек, независимо от возраста, имеет собственные уникальные убеждения, ценности, представления о старости и самом себе, а также свой жизненный опыт, подкрепляющий эти представления. Тем не менее при всех перечисленных выше различиях существуют некоторые общие для всех людей пожилого возраста явления и события. То, каким образом человек справляется с этими явлениями старости, и определяет успешность его старения.

Задачи развития в пожилом возрасте

Для определения основных задач, с которыми человек сталкивается по мере взросления, полезно обратиться к теории Эриксона. Согласно данной теории, люди, достойно встречающие подобные изменения и успешно справляющиеся с ними, лучше сохраняют душевное здоровье.

Сохранение идентичности. Одной из основных задач жизни человека начиная с подросткового возраста является поддержание относительно постоянной идентичности. В данном случае идентичность мы понимаем как обоснованно постоянный набор общих представлений человека о его или ее физических, психологических и социальных качествах. По мнению Сьюзан Вайтбурне и ее коллег (Whit-bourne, Connoly, 1999), процесс поддержания постоянной идентичности во многом соответствует процессу адаптации по Пиаже (глава 2). Он заключается во включении новых явлений и изменяющихся жизненных обстоятельств в существующую «Я»-концепцию и приспособлении к тем важным событиям жизни и неприятностям, которые «Я» не может быстро ассимилировать. Например, перед лицом серьезных хронических заболеваний физические, психологические и социальные аспекты «Я»-концепции ставятся под угрозу и может возникнуть необходимость в значительном приспособлении к изменившимся обстоятельствам.

В идеале, согласно С. Вайтбурне, необходимо поддерживать баланс между ассимиляцией и приспособлением. Отказ от приспособления может означать, что человек отрицает реальность. В таком случае он может занимать оборонительную позицию, быть негибким и несправедливо обвинять других людей. С другой стороны, чрезмерно быстрое приспособление может сделать человека истеричным, импульсивным и сверх меры чувствительным. В целом поддержание баланса между постоянством идентичности и открытостью новому опыту — важная задача в пожилом возрасте, равно как и в другие периоды жизни человека.

Для очень пожилых людей  поддержание чувства постоянства  собственной идентичности может быть особенно важно. Группа исследователей опросила более 600 пожилых людей 70-80 лет, у которых на момент проведения исследования серьезно изменилось состояние здоровья и условия проживания (Lieberman, Tobin, 1983). Оказалось, что в этом возрасте приспособление — чрезвычайно сложная задача, особенно для слабых и болезненных стариков, во многом завися-

762     Часть IV. Взрослость

щих от окружающих их людей. Пожилые люди, наиболее успешно приспособившиеся к изменениям, столь же хорошо справлялись  с поддержанием и «ратификацией» собственной идентичности. Несмотря на неблагоприятные обстоятельства, они могли сказать: «Я тот, кем я был всегда». Как им удалось сделать этоле-ред лицом очень серьезных жизненных изменений и физических недомоганий? Как правило, от размышлений о своем настоящем они переходили к размышлениям о прошлом. Так, например, одна пожилая женщина при первой встрече характеризовала себя так: «Я важна для моей семьи и друзей, нужно видеть, как много поздравительных открыток ко дню рождения я получила». Спустя два года, в течение которых в ее жизни произошли серьезные изменения, она сказала уже следующее: «Мне кажется, я важна для моей семьи; я всегда старалась дать им все самое лучшее, и думаю, они ценят это». Прошлое стало доказательством, позволившим этой женщине сохранить представление о собственной идентичности, согласующееся с тем, кем она была ранее (Ruth, Coleman, 1995).

Целостность и  отчаяние. Согласно теории Эриксона, завершающая стадия развития — психологический конфликт целостности против безысходности. По его мнению, пожилые люди размышляют о том, оправдала ли их жизнь ожидания молодости. Если человек, оглянувшись назад, чувствует удовлетворение от пройденного жизненного пути и считает, что сделал все возможное, ему удается обрести чувство личностной целостности. Те, кто, размышляя о прошлом, видят лишь длинную череду неверных решений, упущенных возможностей и неудач, чувствуют отчаяние. В идеале разрешение этого конфликта должно привести к преобладанию целостности, сопровождаемой некоторой долей отчаяния (Erikson, Erikson & Kivnick, 1986), которая открывает дорогу к мудрости (см. главу 17). Мудрость позволяет пожилому человеку сохранять достоинство и целостное «Я» перед лицом физического распада и даже неминуемой смерти.

Приспособление к старению сопровождается и психологической  потребностью вспоминать прошлое, размышлять о прошедших событиях. Пожилые люди часто проводят время, перебирая события и образы, которые придавали их жизни смысл и логичность. Иногда они испытывают потребность выделить, подчеркнуть особую значимость отдельных эпизодов и ситуаций прошлого (Neugarten, 1976). Нередко люди размышляют о том, какое наследие они оставят после себя, каков их вклад в историю, что будут помнить о них? Некоторые люди хотят оставить память о себе посредством созданных ими произведений искусства, служению обществу, успехам в труде, рожденных и воспитанных детей или благодаря материальным ценностям, которые они передадут своим потомкам или обществу. Многие рассматривают своих детей и внуков как наследников, в которых продолжатся их личность и жизненные ценности.

Одна 85-летняя женщина красноречиво описала некоторые типичные для  этого процесса раздумья, переживания  и сожаления:'

Если бы я могла прожить  жизнь заново, я бы отважилась сделать  больше ошибок. Я бы расслабилась. Была бы глупее, чем в этой жизни. Я  меньше вещей воспринимала бы серьезно. Больше бы рисковала и больше путешествовала. Я покорила бы больше горных вершин и переплыла бы больше рек. Я ела бы больше мороженого и меньше бобов. Возможно, я испытала бы больше реальных невзгод, но у меня было бы меньше воображаемых несчастий.

Как видите, я из числа  тех, кто живет благоразумно и  здраво, час за часом, день за днем. Да, конечно, у меня были свои приятные мгновения, но если бы мне пришлось

Глава 18. Поздняя зрелость: личностное и социокультурное развитие    763

прожить жизнь заново, у  меня было бы их больше. В сущности, я бы постаралась, чтобы не было ничего, кроме них. Только мгновения, одно за другим, вместо того, чтобы каждый день жить на несколько лет вперед. Я была в числе тех, кто никогда не выезжает из дому без градусника, грелки, плаща и парашюта. Если бы мне снова пришлось куда-то ехать, я бы путешествовала налегке.

Если бы мне пришлось прожить  жизнь заново, я бы раньше переодевалась в более легкую одежду весной и позже обувалась осенью. Я бы чаще ходила на танцы и больше каталась на каруселях. Я собирала бы больше маргариток» (Burnside, 1979, р. 425).

Непрерывность и изменения в пожилом возрасте

Как мы убедились в предыдущих главах, большинство современных  психологов рассматривают развитие как явление, сопутствующее всей жизни. Следовательно, приспособление к пожилому возрасту — это поведение, которым руководит ранее сложившийся стиль личности. Тем не менее ученые расходятся во мнении относительно непрерывности и изменений в отношении периода поздней зрелости.

Сторонники теории «стадий» полагают, что новая структура  жизни или системы организации, возникающие в пожилом возрасте, основываются на предшествующих стадиях. Левинсон (Levinson, 1978, 1986, 1996), например, полагает, что существует переходный период (возраст 60-65 лет), который связывает ранее сложившуюся структуру жизни со структурой, свойственной пожилому возрасту. Эриксон рассматривал целостность эго (в противоположность отчаянию) как результат длительного процесса развития (Erikson et al., 1986). Пек (Peck, 1968) описывал пожилой возраст в терминах разрешения конфликта между трансцендентностью эго (состоянием, при котором разум поднимается выше смерти) и озабоченностью эго (когда человек занят размышлениями о смерти, см. главу 16).

Другие ученые видят еще  большую связь между предшествующими  адапта-циями и реакциями на старение. Роберт Эшли (Robert Atchley, 1989) полагает, что непрерывность дает людям идентичность и ощущение себя. Люди стремятся существовать в согласии с собственным поведением, поскольку это дает им ощущение большей защищенности. Соответствие и постоянство идентичности позволяет им с уверенностью делать такие утверждения, как: «Я никогда так не поступил бы» или «Ну в точности как сделал бы я». Постоянство также подвергается давлению извне. Мы сходным образом ведем себя в различных ситуациях и чувствуем дискомфорт, если наше поведение непредсказуемо. Тем не менее Р. Эшли отмечает, что постоянство не означает полного отсутствия перемен. Несомненно, изменяются роли людей, их способности и связи. Такое изменение требует от них определенных перемен поведения, ожиданий и даже ценностей. Р. Эшли предполагает, что эти изменения согласуются с относительно постоянным «внутренним ядром», которое мы используем для определения самих себя.

Личность. Будучи взрослыми людьми, соответствуем ли мы описанию, данному Уильямом Джеймсом: «У большинства из нас к 30 годам характер затвердевает как гипс и не изменяется уже никогда» (цитируется по: Costa, МсСгае, 1994).

Информация о работе Принципы статической и динамической организации