Принципы статической и динамической организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 12:04, реферат

Краткое описание

Статика - уравновешенное состояние организации, в котором она находится независимо от негативных или позитивных изменений, производящих во внешней среде. При этом все параметры организации, отражающие ее деятельность, остаются неизменными в течение длительного времени.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ……………………...5
ГЛАВА 2. ПРИНЦИПЫ СТАТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ…………………9
2.1 Сущность и понятие статической организации…………………………….9
2.2 Принципы приоритета........………………………………………………….10
2.3 Принципы соответствия……………………………………………………..11
ГЛАВА 3. ПРИНЦИПЫ ДИНАМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ……………..13
3.1 Сущность и понятие динамической организации…………………………13
3.2 Основные принципы динамической организации………………………...20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….30

Вложенные файлы: 1 файл

Greys_Krayg_17_18_GLAVA.docx

— 533.58 Кб (Скачать файл)

Третичная память, или воспоминания об особенно отдаленных событиях, в  старости практически не изменяется. В некоторых исследованиях было показано, что пожилые люди лучше, чем молодые, вспоминают детали исторических событий. Особенно это касается тех  происшествий, которые они видели сами, а молодежь изучала их лишь по свидетельствам очевидцев. Об эффективности работы третичной памяти также свидетельствует та легкость, с которой пожилые люди зачастую описывают яркие события своего детства.

Таким образом, обнаружено не так уж много существенных возрастных различий сенсорной, кратковременной  и третичной памяти. Исключение составляет лишь долговременная память, в случае которой выявленные исследователями  различия являются следствием нескольких факторов. Пожилые люди могут плохо  справляться с запоминанием, если предложенное задание требует непривычной и давно не используемой ими техники организации или воспроизведения ма-

Глава 17. Поздняя зрелость: физическое и когнитивное развитие    749

териала. Тем не менее  в дальнейшем, после обучения стратегиям организации и запоминания, показатели тестирования людей старшего возраста улучшаются. Кроме того, память пожилых людей работает избирательно. Интересный и значимый материал они запоминают легче. В целом можно сказать, что значительное ухудшение памяти в пожилом возрасте является мифом.

Мудрость. Несмотря на то что память у молодых людей в некоторых случаях работает эффективнее, чем у пожилых, мудрость скорее присуща старшему поколению. Мудрость — экспертная система знаний, ориентированная на «практическую сторону жизни» и позволяющая выносить взвешенные суждения, давать полезные советы по жизненно важным вопросам (Staudinger, Pasupathi, 2000). «Возможно, для того, чтобы правильно и в полной мере понять, что такое мудрость, требуется больше мудрости, чем есть у кого-либо из нас», — писал Роберт Стернберг (Sternberg, 1990). Балтес предложил разделить связанные с мудростью знания на пять категорий: фактические (реальные) знания, методологические знания, жизненный контекстуализм, ценностный релятивизм (относительность ценностей) и неопределенность (сомнение) (рис. 17.4). Мудрость — когнитивное качество, в основе которого лежит кристаллизованный интеллект, определяемый культурными традициями (глава 15) и связанный с опытом и личностью. Напомним, что кристаллизованный интеллект проистекает из знаний и информации об окружающем мире, отношений между людьми, с которыми человек сталкивается в течение всей жизни.

По П. Балтесу (1993, см. также  Baltes, 2000), мудрость имеет пять основных черт. Во-первых, она направлена на решение важных и трудноразрешимых вопросов, зачастую связанных со смыслом жизни и состоянием дел конкретного человека. Во-вторых, мудрость — это сосредоточие знаний, суждений и советов самого высокого уровня. В-третьих, знания, связанные с мудростью, необычайно широки, глубоки, взвешенны, могут быть применены к специфическим ситуациям. В-четвертых, мудрость сочетает в себе разум и добродетель и используется как во имя личного благополучия, так и во благо всего человечества. В-пятых, несмотря на то что мудрым стать трудно, большинство людей видит это качество в человеке сразу.

Рис. 17.4. Модель мудрости. Источник: (Baltes, 1993)

750     Часть IV. Взрослость

Таблица 17.3 Использование критериев мудрости для оценки суждений по житейским проблемам

Пример: Пятнадцатилетняя девочка хочет немедленно выйти замуж. О чем другим (ей) следует подумать и что сделать?

Фактические знания

•    Кто, где, когда?

•    Примеры возможных  ситуаций

•    Различные варианты (формы любви и замужества)

Методологические  знания

•    Стратегии того, как искать информацию, принять решение  и дать совет

•    Выбор времени  для того, чтобы дать совет, отслеживание эмоциональных реакций

•    Анализ затрат и  выгод: планы действий

•    Анализ средств  и вариантов конечного результата

Жизненный контекстуализм

•    Возрастной (например, проблемы юношества), культурный (например, изменение ценностей), идиосинкразический (например, неизлечимые болезни), контексты во времени и различных сферах жизни

Ценностный релятивизм

•    Отделение собственных (личных) ценностей от ценностей  других людей

•    Религиозные  предпочтения

•    Современные/будущие  ценности

•    Культурно-исторический релятивизм

Неопределенность (сомнение)

•    Не существует совершенного решения

•    Оптимизация  соотношения выгод и потерь

•    Будущее нельзя предсказать полностью

•    Резервные решения

Иллюстрация: два  противоположных ответа (в сокращенном  виде)

Низкая оценка

Пятнадцатилетняя девочка  хочет выйти замуж? Нет, это никак  невозможно; выйти замуж в 15 лет было бы огромной ошибкой. Следует сказать девочке, что это невозможно. По прошествии некоторого времени: Было бы безответственно поддержать такую идею. Нет, эта идея просто безумна.

Высокая оценка

Ну, на первый взгляд, ситуация кажется простой. Чаще всего для  пятнадцатилетних девочек замужество вещь не очень хорошая. Я думаю, многие девушки могли бы подумать об этом, влюбившись впервые. В то же время существуют ситуации, где общий случай просто не работает. Например, при особых жизненных обстоятельствах, если девушка, например, неизлечимо больна. Или она, например, не из этой страны. Может быть, она живет в других культурных условиях или в другое время. Прежде чем дать окончательную оценку, я бы хотел получить больше информации.

Источник: заимствовано из Baltes, 1993.

Глава 17. Поздняя зрелость: физическое и когнитивное развитие    751

Для того, чтобы оценить  объем знаний, связанных с мудростью, П. Балтес (1993) просил участников эксперимента разрешить дилеммы, подобные этой: «Пятнадцатилетняя девочка хочет немедленно выйти замуж. Что ей следует сделать?» Пол Балтес просил участников исследования продумать проблему вслух. Размышления испытуемых записывали на кассету, расшифровывали и оценивали на основании того, насколько они содержали пять основных критериев знаний, связанных с мудростью: фактические (реальные) знания, методологические знания, жизненный контекстуализм, ценностный релятивизм (относительность ценностей), а также элемент сомнения и способы разрешения неопределенности. Затем ответы участников эксперимента были ранжированы согласно объему и типу связанных с мудростью знаний. Критерии и результаты оценки ответов испытуемых приведены в табл. 17.3.

По мнению П. Балтеса, количество и качество знаний, связанных с  мудростью (а значит, и вероятность  того, что человек получит более  высокую оценку в ходе тестирования), может увеличиваться с возрастом в силу двух причин. Во-первых, для того чтобы по-настоящему понять факторы, способствующие развитию мудрости, и научиться работать с ними, требуются годы жизни в разнообразных условиях. Такой жизненный опыт приходит лишь с возрастом. Во-вторых, по мере взросления формируются личные качества человека, способствующие развитию мудрости. Эти качества связаны и с личностными особенностями, и с когнитивным развитием человека. В целом мудрость — явление обратимое. Снижение эффективности когнитивной обработки информации у пожилых людей может ограничить их мудрость или способность применять это качество, особенно в престарелом возрасте (Staudinger, Pasupathi, 2000).

Угасание когнитивной деятельности

Несмотря на нормальную работу памяти и развитие мудрости, у некоторых пожилых людей отмечается значительное ухудшение когнитивной деятельности. Это явление может быть временным, прогрессирующим или периодическим. В некоторых случаях нарушение когнитивной деятельности относительно невелико и непродолжительно, в других — серьезно и прогрессирует со временем.

В основе когнитивных нарушений  могут лежать как первичные, так  и вторичные причины. Среди первичных  причин можно назвать болезнь  Альцгеймера и инсульт (нарушение  мозгового кровообращения). Тем не менее следует помнить, что в  большинстве случаев нарушение  когнитивной деятельности не является прямым следствием процессов старения, скорее оно связано с другими факторами: ухудшением здоровья, низким образованием, бедностью или снижением мотивации. Вторичные причины бывает трудно отделить от первичных, тем не менее их также следует принимать во внимание. Мы начнем изучать нарушения когнитивной деятельности с одного из наиболее ярких примеров их проявления — деменции (приобретенного слабоумия).

Деменция. Как отмечалось ранее, деменция (приобретенное слабоумие) характеризуется постоянной спутанностью, забывчивостью и сопровождающими это состояние изменениями личности, в некоторых случаях связанными со старением. Деменция может иметь множество причин, среди которых основной является болезнь Альцгеймера. Многие люди опасаются деменции, ошибочно полагая, что это расстройство является неизбежной бедой старости. Для них старение

752     Часть IV. Взрослость

означает потерю контроля над своим разумом и эмоциями, беспомощность и превращение в обузу для родных.

По мнению геронтологов, люди преувеличивают реальную возможность  развития деменции, а ее проявления представляют себе в ложном свете. Приобретенное  слабоумие не неизбежно; в связи  с болезнью Альцгеймера оно развивается лишь у 2-4% людей в возрасте старше 65 лет, другие его типы встречаются еще реже (American psychiatric Association, 1994). Однако недавно проведенные опросы населения свидетельствуют о том, что частота возникновения этого расстройства в дальнейшем, по мере старения, резко возрастает. Анкетирование, проведенное в Бостоне, показало, что почти 20% участников опроса в возрасте от 75 до 84 лет страдают де-менцией, проявляющейся в форме болезни Альцгеймера. Среди людей в возрасте 85 лет и старше количество больных достигает уже 50% (Evans et al., 1989).

У людей, страдающих деменцией, ограничена способность быстрого восприятия абстракции. У них может наблюдаться  недостаток идей и мыслей. Они могут вновь и вновь повторять одни и те же реплики, думают медленнее, чем здоровые люди, и оказываются неспособными к общению с окружающими. Они теряют нить разговора в середине предложения. У них может исчезать способность запоминать события недавнего времени. Человек, страдающий деменцией, с легкостью вспоминает события своего детства, но не может запомнить то, что случилось час назад. Подобные нарушения умственной деятельности приводят к тому, что больной не может самостоятельно обслуживать себя. Существуя в границах сужающегося психического мира, человек, страдающий деменцией, не может нормально мыслить, вести себя или устанавливать личный контакт с другими людьми (Craik, Salthouse, 2000; American psychiatric Association, 1994).

К несчастью, общество слишком  часто награждает пожилых людей  определением «дряхлый», если в их поведении  отмечаются хотя бы малейшие признаки замешательства, нарушения умственной деятельности или дезориентации. В то же время эти проблемы могут быть вызваны целым рядом других причин. Поставить точный диагноз бывает очень трудно, поскольку помимо истинной причины существует множество сопутствующих обстоятельств. Плохое питание, постоянное недосыпание на фоне болезни, беспокойство, депрессия, печаль или страх могут нарушить умственную деятельность как у пожилых, так и у молодых людей. Заболевания сердца и почек, меняющие нормальный ритм работы организма, метаболизм, а также накопление токсичных продуктов обмена также могут влиять на способности мышления. Замешательство, беспокойство, дремотное состояние нередко являются последствием приема медицинских препаратов, применяемых для лечения других заболеваний. В каждом из вышеперечисленных случаев эффективное лечение физического или эмоционального расстройства приводит к полному исчезновению симптомов старческой дряхлости (Kastenbaum, 1979).

Первичные причины  ухудшения когнитивной деятельности. Как отмечалось ранее, ведущей причиной деменции и иных форм нарушения когнитивной деятельности является болезнь Альцгеймера. Болезнь Альцгеймера находится на восьмом месте среди основных причин смертности среди людей в возрасте 65 лет и старше.

Болезнь Альцгеймера заключается  в прогрессирующем повреждении  мозговых клеток, которое начинается во внешнем слое коры головного мозга. Вскрытия умерших показали, что при  данном заболевании поврежденные области мозга имеют характерный рисунок и выглядят как небольшие участки заплетенной

Глава 17. Поздняя зрелость: физическое и когнитивное развитие    753

пряжи. При жизни больного диагноз ставится на основании регрессивной потери памяти и дезориентации.

Причины болезни Альцгеймера  в настоящее время не ясны, хотя частая встречаемость этого заболевания  в некоторых семьях позволяет  предположить его генетическую природу (Miller, 1993) и выявить возможных потенциальных кандидатов, для которых существует угроза его развития (см., например, Abate, Ferrari-Ramondo & Di Iorio, 1998; Felician, Sandson, 1999). Кроме того, продолжают совершенствоваться методики фармакологического воздействия, позволяющие приостановить развитие болезни Альцгеймера или по крайней мере смягчить некоторые ее симптомы (Felician, Sandson, 1999; Mayuex, Sano, 1999).

Каковы бы ни были причины  болезни Альцгеймера, она опустошает жизнь как больного, так и членов его (или ее) семьи. Как правило, первыми симптомами болезни являются забывчивость и небольшие нарушения речи. Вначале человек забывает лишь мелочи, но по мере того как прогрессирует болезнь, он не может вспомнить хорошо знакомые места, имена людей или обычные, повседневные действия. Наконец, он забывает даже только что происшедшие события. За забывчивостью следует смущение и замешательство. Больному становится гораздо сложнее планировать и выполнять простейшие действия, например, ему трудно найти что-нибудь поесть, поскольку он не может отыскать холодильник. Потеря контакта с действительностью и знакомыми аспектами жизни приводит к тяжелой дезориентации, вызывает замешательство и сильное беспокойство. На данной стадии заболевания становится понятно, что больного нельзя оставить одного дома, поскольку велик риск травмы. Наконец наступает полная деменция. Больной не способен выполнить простейшие действия, например одеться или поесть. Он не узнает знакомых ему людей, и даже преданная супруга (супруг), заботившаяся о нем в течение долгих лет угасания, может восприниматься им как совершенно не знакомый ему человек.

Наличие в семье родственника с болезнью Альцгеймера, как правило, оказывает значительное влияние  на всех ее членов. За несколько лет  независимый, активный взрослый превращается в большое дитя, требующее заботы и внимания 24 часа в сутки. На начальных стадиях заболевания родным удается относительно легко приспособиться к изменениям поведения больного. Можно упростить окружающую человека обстановку, прикрепить названия ко всем предметам, включая мебель. Больной в этот период еще может оставаться без присмотра, по крайней мере на короткие промежутки времени, а бутерброд, приготовленный заранее кем-либо из членов семьи, может предотвратить несчастный случай на кухне в обеденное время. Позднее, когда возникает необходимость в постоянном уходе за больным, приходится значительно серьезнее менять стиль жизни. Помимо практических вопросов членам семьи зачастую приходится справляться с печалью и отчаянием, а иногда со злостью, неудовлетворенностью и разочарованием. Весьма вероятно появление чувства обиды, вины, смущения и изолированности от других членов общества. Это состояние вполне понятно, и тем не менее членам семьи нужно и далее принимать во внимание чувства самого больного. Особенно полезной может оказаться поддержка других семей, столкнувшихся с такими же проблемами (Cohen, Eisdorfer, 1986; Haley et al, 1996). Часто родным больного приходится принимать трудное решение и помещать его в дом престарелых. Иногда это решение дается легче, если на поздних стадиях заболевания пациент не

Информация о работе Принципы статической и динамической организации