Принципы статической и динамической организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 12:04, реферат

Краткое описание

Статика - уравновешенное состояние организации, в котором она находится независимо от негативных или позитивных изменений, производящих во внешней среде. При этом все параметры организации, отражающие ее деятельность, остаются неизменными в течение длительного времени.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ……………………...5
ГЛАВА 2. ПРИНЦИПЫ СТАТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ…………………9
2.1 Сущность и понятие статической организации…………………………….9
2.2 Принципы приоритета........………………………………………………….10
2.3 Принципы соответствия……………………………………………………..11
ГЛАВА 3. ПРИНЦИПЫ ДИНАМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ……………..13
3.1 Сущность и понятие динамической организации…………………………13
3.2 Основные принципы динамической организации………………………...20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….30

Вложенные файлы: 1 файл

Greys_Krayg_17_18_GLAVA.docx

— 533.58 Кб (Скачать файл)

По-видимому, да. Сохранению основных особенностей или типов  личности в течение десятилетий в зрелом возрасте был посвящен целый ряд долгосрочных исследований. Все они обнаружили неизменность личности, подобную определению У. Джеймса. В одном из исследований Пол Коста и Роберт Мак-Край (Paul Costa, Robert МсСгае, 1985) оценивали три аспекта личности в группе из 200 взрослых мужчин. Во-первых, они исследовали невротическое состояние

764    Часть IV. Взрослость

личности — величину беспокойства, депрессии, самосознания, ранимости, импульсивности и враждебности, которую проявляли эти мужчины. В целом они не обнаружили значительных изменений невротического состояния участников исследования за десятилетний период. Люди с выраженным невротическим состоя1 нием, как правило, жаловались на здоровье, много курили, имели пристрастие к алкоголю, испытывали материальные затруднения и проблемы в семье, были глубоко не удовлетворены собственной жизнью. В частности, в полном соответствии с широко распространенным в отношении пожилых людей стереотипом невро-тичные люди часто оказывались ипохондриками. Тем не менее, как показали результаты исследования, они, скорее всего, страдали ипохондрией в течение всей жизни (Costa, McCrae, 1985).

Во-вторых, исследователи  рассматривали характеристики экстраверсии и ин-троверсии личности участников исследования. Экстраверты самоуверенны и общительны, они постоянно возбуждены, стремятся к действию. Интроверты более осторожны, застенчивы и замкнуты. Участвовавшие в исследовании экстраверты, как правило, вели себя именно так, как было описано выше. Они были жизнерадостнее и чувствовали большее удовлетворение от собственной жизни, нежели выраженные интроверты. Тем не менее, когда обстоятельства вынуждали их стать более зависимыми от других людей, у них наблюдался некоторый сдвиг поведения в сторону интроверсии. Другие группы исследователей, изучавших экстра- и интроверсию в течение длительных периодов времени, обнаружили, что многие участники исследования с возрастом становились более интровертированными.

Третьим изученным показателем  стала открытость опыту. Люди, открытые для нового опыта, имели более широкий круг интересов. Они, как правило, сильно переживали события вне зависимости от того, были эти события печальными или благоприятными. Мужчины, открытые для нового опыта, испытывали большее удовлетворение от жизни, нежели те, кто занимал оборонительную позицию, осторожничал и подстраивался под новые жизненные обстоятельства. Этот аспект личности также оставался неизменным с периода зрелости и до пожилого возраста.

Многие подобные исследования выявили выраженное постоянство  личности в целом (Labouvie-Vief, Deihl, 1999). Даже у самых пожилых людей существует организованная, гармоничная и целостная система представлений о самом себе (Troll, Skaff, 1997). Они, как правило, также действуют в соответствии с собственным образом «Я». Когда у пожилых людей, несмотря на серьезные жизненные изменения, есть возможность думать, что их действия согласуются с «Я»-концепци-ей, они в целом чувствуют большее удовлетворение от жизни, а их самооценка увеличивается. Несомненно, «Я»-концепция уязвима для событий жизни и изменений здоровья, материального положения, социальных связей, положения в обществе, сексуальных отношений, условий жизни и замужества (женитьбы). Серьезные изменения «Я»-концепции могут, в свою очередь, повлиять на чувство собственного благополучия (Thomae, 1980). Тем не менее непосредственно сам процесс старения не оказывает прямого влияния на представление человека о самом себе.

Несмотря на то что с  возрастом личность человека претерпевает не столь сильные изменения, некоторые  исследователи посвятили свои усилия решению вопроса о том, существует ли некий отчетливый механизм ее изменения  по мере

Глава 18. Поздняя зрелость: личностное и социокультурное развитие     ЛОЭ

старения. В одном долгосрочном исследовании (Gutmann, 1964) использовался тест тематической апперцепции (Thematic Apperception Test, TAT), когда участники исследования составляли рассказы по картинкам, представляющим ситуации, которые можно трактовать различным образом, а исследователи делали выводы об их представлениях и чувствах, исходя из придуманных испытуемыми историй. Цель исследования заключалась в том, чтобы проследить, будут ли наблюдаться значительные изменения личности в течение 20-летнего периода проведения исследования. Оказалось, что 40-летние мужчины, как правило, полагали, что окружающий мир находится под их контролем, положительно оценивали инициативность и способность к риску. Они полагали, что могут справиться с возникающими жизненными проблемами. В 60-летнем возрасте, напротив, мужчины рассматривали мир как более сложный и опасный, они считали, что уже не в силах изменить его в соответствии со своей волей. Напротив, они полагали, что приспосабливаются и подстраиваются под окружающий мир.

Стили копинга. Результаты представленного выше исследования свидетельствуют о том, что способность справляться с жизненными изменениями в пожилом возрасте ухудшается. Тем не менее другие ученые иначе видят этот вопрос, указывая, что с возрастом способность справляться с новыми жизненными ситуациями совершенствуется (Valliant, 1977). Так, например, пожилые люди в условиях стресса чаще оказываются способны абстрагироваться от создавшейся ситуации и воспринять ее с юмором. В то же время существует мнение, что возрастные различия устойчивости к стрессовым ситуациям обусловлены особенностями самих стрессов, с которыми приходится сталкиваться именно в пожилом возрасте (Folkman, Lazarus, Pimley, Novacek, 1987). Стрессовые факторы, несущие положительные изменения в жизни (например, продвижение по службе) с возрастом встречаются реже. С возрастом количество потерь возрастает не слишком сильно, однако потери, преследующие пожилого человека, теснее связаны с его идентичностью, а следовательно, могут представлять для него большую опасность. Кроме того, характер ежедневных трудностей, вызывающих стресс, также с возрастом изменяется (Folkman et al., 1987).

Некоторые исследователи, начиная  с К. Юнга 0ung> 1931/1960), полагали, что стиль поведения в условиях стресса у мужчин и женщин с возрастом изменяется по-разному. Мужчины, как правило, от активного стиля поведения переходят к более пассивному. В молодости и в зрелые годы мужчины берут на себя ответственность, принимают решения. В пожилом возрасте они чувствуют большую свободу для выражения разнообразных черт собственной личности, в том числе и тех качеств, которые традиционно считаются исключительно женскими (Gutmann, 1994). В поздней старости мужчины не только проявляют пассивность, но и переходят к стилю поведения, известному как всемогущество, при котором поведение человека строится на проекциях и искажении реальности. Женщины по мере старения, как правило, становятся более агрессивными, приобретают большее влияние и начинают доминировать в соответствии с мужскими стереотипами. Возможно, такое поведение представителей обоих полов является реакцией на освобождение от родительского императива — давления традиционных стереотипов общества, навязывающих женщине роль воспитательницы, а мужчине — источника средств для содержания семьи и порицающих любые отклонения от этих функций.

766     Часть IV. Взрослость

Большинству пожилых людей приходится справляться с чувством собственной уязвимости

Перекрестные исследования также выявили изменения стилей поведения в условиях стресса  с возрастом. Сьюзан Фолкмэн с  коллегами (Susan Folkman, 1987) показали, что недавно вступившие в период зрелости люди чаще используют активные, направленные на проблему стили поведения. Пожилые люди более пассивны и сосредоточены на эмоциях. Так, например, пожилая женщина может преуменьшать значение дорожно-транспортного происшествия, в которое она только что попала, или рассматривать его в положительном свете, говоря: «Мне в любом случае нужно было избавиться от этой машины» или «По крайней мере никто не пострадал». Молодая женщина может, напротив, справиться с создавшейся ситуацией, выяснив отношения с другим водителем, узнав его или ее имя и адрес, связавшись со страховой компанией и получив данные о затратах на ремонт собственной машины. Как и в случае других аналогичных исследований, выявленные особенности можно отнести на счет различий когорты (см. главу 1). В целом долгосрочные исследования, как правило, выявляют непрерывность изменения стилей поведения по мере старения человека (см., например, МсСгае, 1989).

Таким образом, приспособления в пожилом возрасте часто имеют  общие черты с приспособлениями, наблюдавшимися в молодости или зрелом возрасте. Человек, определяя свою идентичность, развивая определенные черты личности, проносит их через всю жизнь. Когда люди достигают старости, их реакция на старение и новые ситуации оказывается сугубо индивидуальной и обусловливается идентичностью и чертами личности, выработанными ими в предыдущий период жизни. Таким образом, развитие личности в пожилом возрасте складывается из личностной интерпретации событий и реакции на них, тесно связанных с поведением человека в прошлом (Ryff, 1985).

Успешное старение

Со временем многие пожилые  люди сталкиваются с проблемами нарушения работы сенсорных систем, ухудшения здоровья или эти проблемы встают перед их друзьями и родственниками. Многим приходится противостоять реалиям понижения статуса, снижения продуктивности и сокращения доходов. Чем дольше живет человек, тем больше вероятность того, что он станет свидетелем смерти друзей, членов своей семьи или супруга (супруги). Для некоторых тяжесть про-

Глава 18. Поздняя зрелость: личностное и социокультурное развитие

блем оказывается непомерной. Собственное здоровье, стесненные обстоятельства, жизненные трудности и ограничение  возможности самостоятельного функционирования поглощают целиком их внимание.

Что такое успешное старение? Во-первых, отметим, что приведенное выше описание не является главенствующим сочетанием обстоятельств в пожилом возрасте. Слишком часто стереотипное мышление рисует в воображении человека безрадостную картину старения, которую он принимает и приспосабливается к ней. На самом деле подавляющее большинство пожилых людей воспринимают себя совершенно иначе, более позитивно. Как свидетельствует, например, один из опросов, многие пожилые люди согласны, что «жизнь по-настоящему сложна для многих людей старше 65 лет». Тем не менее эти люди полагают, что они сами и их друзья в силу некоторых причин являются исключением из этого правила (Harris, Associates, 1978).

Как пишут Пол и Маргарет Балтес (Paul, Margaret Baltes , 1987), римский политик Цицерон (106-43 гг. до н. э.) стал автором, возможно, первого сочинения о положительных аспектах старения. Он писал, что в пожилом возрасте человек наконец-то получает возможность наслаждаться жизнью и размышлять о ней, не отвлекаясь на «телесные удовольствия». Удовлетворение от жизни и приспособление в пожилом возрасте в действительности зависят от целого ряда факторов, однако они мало связаны с возрастом как таковым. Наиболее важный фактор — здоровье человека. Материальное и социальное положение, супружеский статус, адекватность условий проживания, количество социальных взаимодействий и даже возможность свободно переезжать с места на место являются также важными факторами, влияющими на удовлетворенность пожилого человека собственной жизнью. Удовлетворение, которое человек получал от жизни ранее, оказывает влияние на чувство удовлетворенности своим состоянием в пожилом возрасте. Несмотря на то что удовлетворенность жизнью в целом сопоставима в молодости и пожилом возрасте, источники удовлетворения могут быть разными. Молодые люди большее удовлетворение получают от собственных достижений и успехов на работе, в области саморазвития, от других видов деятельности. Люди старшего возраста могут получать удовлетворение просто от поддержания собственной способности заниматься какой-либо деятельностью (Веагоп, 1989). Кроме того, как обсуждается во врезке «Старение в афроамериканской общине Соединенных Штатов», многие пожилые люди для того, чтобы обрести поддержку и повысить собственную значимость, обращаются к религии и расширяют свой круг общения.

Удовлетворенность жизнью в  пожилом возрасте также зависит  от того, каким образом люди старшего возраста определяют позитивную деятельность. Опросив 171 человека среднего и пожилого возраста, Кэрол Рифф (Ryff, 1989) пришла к выводу, что представители обеих когорт определяли психологическое благополучие в терминах ориентации на другого человека. По их мнению, благополучный человек — это заботливый, сострадающий человек, поддерживающий хорошие отношения с другими людьми. Пожилые участники исследования также отметили, что приятие жизненных изменений — важное условие позитивной деятельности.

К. Рифф с коллегами (Heidrich, Ryff, 1993b) предприняли попытку изучения, почему, несмотря на ухудшение здоровья и ограничение физических способностей, многие пожилые люди рассматривают будущее в положительном свете. Они обнаружили, что решающую роль в этом процессе играет социальное сравнение,

768     Часть IV. Взрослость

 

ВСТАВКА 18.1

Старение в афроамериканской общине Соединенных Штатов

Парадоксально, но плачевное положение многих пожилых чернокожих американцев сочетается с их замечательной способностью психологически поддерживать себя по мере старения. Не вызывает сомнения, что чернокожие мужчины и женщины чаще, чем белые, живут в бедности, имеют более низкий уровень образования, становятся матерями-одиночками и получают менее качественную медицинскую помощь. Тем не менее опросы показывают, что у многих пожилых афроамериканцев есть ресурсы, позволяющие им зачастую справляться со старением эффективнее, чем их белым сверстникам.

Исследователям удалось выявить два ключевых фактора, во многом определяющих силу духа пожилых чернокожих американцев: 1) богослужения и тесная связь с церковью и 2) помощь семьи и друзей. «Адаптивная ценность двух этих стратегий, - пишет проводившая подобные исследования Роза Гибсон (Rose Gibson, 1986), - может сделать старение чернокожего человека более похожим на мягкий переход от зрелости к пожилому возрасту, нежели на кризис».

Р. Гибсон основывает свои выводы на анализе опросов «Американцы размышляют о своем душевном здоровье» (Americans view their mental health), проводившихся в 1957 и 1976 годах. В ходе опросов респондентов, принадлежащих к разным этническим группам, спрашивали о том, как они справляются с проблемами и беспокойством. Был выявлено несколько важных закономерностей.

Опросы показали значимость молитвы в жизни многих чернокожих американцев. Их ответы указывали, что они гораздо чаще, чем белые, обращаются к молитве как источнику помощи и обретения душевного комфорта. Данная закономерность прослеживалась и в опросе 1957 и 1976 гг. В обоих случаях чернокожие американцы указывали, что прибегают к молитве гораздо чаще, нежели к какому-либо другому способу действия. Тем не менее к 1976 году значительно уменьшилось количество афроамериканцев среднего возраста, обращающихся к молитве вместо других действий. Если в 1957 году подавляющее большинство чернокожих людей среднего возраста по мере старения продолжали обращаться к молитве, то в 1976 году лишь 27,3% людей этой возрастной группы избирали подобный способ решения проблем.

Веру афроамериканцев в силу молитвы отчасти можно объяснить ролью церкви в чернокожей общине США. Многие члены этой общины обращаются к церкви не только для исполнения религиозных обрядов, но и как к источнику мелких социальных услуг. Исследования показали, что чернокожие американцы чаще, чем белые, полагаются на церковь как на источник практической помощи, особенно если остальная часть общины может оказать им очень незначительную поддержку (Haber, 1984). В результате пожилые афроамериканцы воспринимают церковь как источник практической помощи, тогда как семья - источник помощи эмоциональной (Walls, 1992). Члены общины, получающие сильную поддержку от своей церкви и семьи, чаще говорят о своем благополучии, нежели те, кто получает лишь умеренную помощь.

Информация о работе Принципы статической и динамической организации