Государственные учреждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 17:47, реферат

Краткое описание

Власть — одно из фундаментальных начал общества и политики. Она существует везде, где есть устойчивые объединения людей: в семье, производственных коллективах, различного рода организациях и учреждениях, во всем государстве — в этом случае мы имеем дело с верховной, политической властью.
Научное познание государства любого исторического типа обязательно предполагает рассмотрение его целей, задач и функций, представляющих собой важнейшие качественные характеристики и ориентиры не только собственно государства как особой организации публичной власти, но и общества в целом.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..….3
1. Понятие целей и задач государства. Функции как средство реализации государственных задач……………………………………………………………………………..…….6
2. Понятие и структура механизма государства…………………………………..11
3. Государственный орган и его признаки………………………………….……..13
4. Виды органов государства……………………………………………………….15
Заключение…………………………………………………………………………..18
Список использованных источников………

Вложенные файлы: 1 файл

Государственные учреждения 1в..doc

— 118.50 Кб (Скачать файл)

     Во  втором случае, как справедливо подмечалось  в учебной и научной литературе,  предпринимается ничем не  оправданная попытка смешения функций государства в целом с функциями его механизма, нередко понимаемого как система госорганов, как аппарат государства.

     Наличие различных точек зрения и подходов к рассмотрению и определению  функций государства является вполне естественным и понятным, имея в виду сложность и многогранность рассматриваемой материи. В теоретическом и практическом плане, однако, было бы более оправданным и конструктивным в дальнейшем сосредоточиться не на анализе различных представлений и воззрений, а на выделении и рассмотрении общих черт и особенностей самих функций государства.

     Что выделяет функции государства как  явление среди других государственных и негосударственных явлений? Чем отличаются и характеризуются они?

Отвечая на эти и подобные вопросы необходимо обратить внимание на следующие их общие черты3:

      1. Функции государства имеют комплексный,  синтезирующий характер. Как основные  направления деятельности государства  они никогда не отождествляются и не могут отождествляться с самой деятельностью или отдельными аспектами деятельности государства. Содержание каждой функции складывается из множества однородных и однопорядковых аспектов деятельности государства.

      Однако, это не механическое, и тем более  не стихийное и не автоматическое сложение. За ним всегда стоит осознанная, целенаправленная деятельность различных государственных органов,  всего государственного аппарата. В политических и государственных системах, построенных на однопартийной основе, как это было, например, в СССР, координирующую и направляющую деятельность обычно выполняют стоящие у власти политические партии.

2. По  своему характеру, содержанию  и назначению функции государства  никогда не бывают социально  выхолощенными, нейтральными. Они  всегда выражают и отражают социально-классовую сущность и содержание конкретного государства. В них неизменно проявляется та реальная, социально обусловленная и ориентированная роль, которую выполняет государство в процессе решения задач развития экономики, общества и самого государства.

Речь  идет при этом не только о государствах различных типов, государствах,  существующих  в  условиях  различных  общественно-экономических формаций. Речь идет также и об однотипных государствах, но отличающихся друг от друга различной экономической и социально-политической ролью, различной степенью вмешательства в решение вопросов экономики и общества.

3.  В   функциях  государства  прослеживается  прямая  связь  не только  с социально-классовой сущностью  и содержанием государства, но и с его непосредственными, стоящими перед ним на том или ином этапе его развития основными целями и задачами. Характер функций определяется не только типом государства, его социально-классовой природой, сущностью и назначением, но и особенностями стоящих перед ним целей и задач. Приоритетность и масштаб реализации первых в значительной мере обусловливается важностью и масштабностью последних. Функции как средства достижения целей и решения основных государственных задач во многом зависят и определяются характером этих самых целей и задач.

     4. Функции государства не следует  отождествлять с функциями его  отдельных органов или же государственных  организаций. Функции последних,  хотя и имеют в большинстве  своем немалую значимость для  жизни общества и государства,  но тем не менее они обладают,  по сравнению с функциями всего государства, относительно узким, локальным характером.

    Если  функции государства охватывают собой всю его деятельность в целом, активность всего государственного аппарата или механизма,  то функции отдельных органов распространяются лишь на часть его, охватывают собой деятельность лишь отдельных его частей.

    5. Функции государства отличаются  своими методами и формами  осуществления и не смешиваются  со сферами их приложения.

    В соответствии с теми целями и задачами, которые стоят перед государством на том или ином этапе его развития, при осуществлении своих функций государство может использовать и использует методы поощрения, убеждения или же, при необходимости, методы принуждения. Основными правовыми формами деятельности государства при этом являются    законодательная    (правотворческая)    исполнительно-распорядительная и правоохранительная деятельность государства.

    Что же касается сфер приложения функций  государства, то они далеко не всегда совпадают друг с другом. В одной и той же сфере деятельности государства может осуществляться несколько функций и, наоборот, одна и та же функция может проявляться в нескольких сферах жизни общества.

    Итак, функции государства — это основные направления внутренней и внешней деятельности государства,  в которых выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и социальное назначение.

    В этом определении выделены наиболее существенные признаки функций государства.

    1. Функции государства непосредственно выражают и предметно конкретизируют его классовую и общечеловеческую сущность. Их содержание учитывает  классовые,  групповые  (корпоративные),  национальные и частные интересы членов общества.

    2. В функциях государства воплощается и раскрывается его активная служебная роль как важнейшей части надстройки по отношению к своему базису, реализуется разносторонняя практическая деятельность внутри страны и на международной арене.

    3. Функции государства возникают  и развиваются сообразно его историческим задачам и целям. Государство выполняет свое социальное назначение посредством осуществления соответствующих ему функций, представляющих собой устойчиво сложившиеся основные направления его деятельности.

    4. В функциях государств различных исторических типов проявляются и объективируются присущие им особенности и закономерности развития, динамика социально-экономических, политических и духовных преобразований в жизни общества.

    Функции государства подразделяются на основные и неосновные в зависимости от важности и социальной значимости направлений деятельности государства.

    Основные  функции — это наиболее общие, важнейшие направления деятельности государства по осуществлению коренных стратегических задач и целей, стоящих перед ним в определенный исторический период.

    Основным  функциям государства  присущ ряд  общих черт. 

    Во-первых в них наиболее выпукло проявляется классовая и общечеловеческая сущность государства, его социальное назначение. Достаточно сопоставить, например, такие направления деятельности государства, как, с одной стороны, налаживание средств связи, обеспечение ремонта и строительства дорог, работы транспорта, участие в международных конвенциях по защите растений от болезней, борьба с эпидемиями и др., с другой стороны, экономическая, социальная деятельность государства, осуществляемая им охрана прав и свобод граждан, всех форм собственности, правопорядка, оборона страны и др.

    Во-вторых, в отличие от многочисленных государственных функций, осуществляемых, как правило, специально предназначенными для этого органами (например, здравоохранение, социальное обеспечение, высшее образование,  финансовая деятельность,  дипломатия,  внешняя торговля и т.д.), основные функции относятся к деятельности государства в целом, выполняются, хотя и в разной мере, всеми или многими звеньями государственного аппарата.

    В-третьих, с точки зрения своего содержания и структуры основная функция носит комплексный, собирательный характер, требует системного анализа. Она воплощает сосредоточение усилий государства на одном из решающих,  генеральных направлений его внутренней или внешней деятельности. Ее объектом является широкий круг обладающих известным сходством общественных отношений в какой-то определенной большой области социальной жизни.

    Сообразно  с этим основные  функции  государства  охватывают, группируют по наиболее важным направлениям государственного воздействия на общественные отношения множество других его функций, именуемых  неосновными  функциями.  Последние,  будучи  составными структурными частями основных функций, представляют собой направления деятельности государства по выполнению его задач в конкретной, и в этом смысле более узкой, сфере общественной жизни,

    Необходимо  помнить, что термин "неосновные функции" условный. Его употребление правомерно лишь постольку, поскольку  помогает выделить из множества различных государственных функций более широкие по объему и общие по содержанию основные функции государства.

    Важно подчеркнуть, что основная функция  — не конгломерат, а определенная, проникнутая внутренним единством  и целеустремленностью система многочисленных направлений деятельности государства. Эта система отличается от составляющих ее элементов.

    Итак, цели и задачи, а вместе с ними и некоторые функции государства в решающей степени зависят от его социально-классовой сущности и содержания,  его социально-классовой предопределенности к направленности, а также в значительной мере — от его идеологической обусловленности. Нет и не может быть у государства таких целей и задач, а вместе с ними и соответствующих функций, которые бы не были обусловлены его сущностью,  содержанием,  идеологическими воззрениями правящих кругов, его социально-классовым назначением.

       
 

    2. Понятие и структура механизма государства

    Механизм государства - это взятые в единстве и взаимодействии система государственных органов, учреждений и материальных средств, с помощью которых осуществляются задачи и функции государства.   
Механизм государства отождествляют с государством (зачастую) - это неверно. Механизм - одно из проявлений государства. Слово "механизм" выбрано для того, чтобы показать, что государство проявляется во множестве государственных органов, учреждений, связанных иерархической подчиненностью, которые правомочны совершать действия от имени государства. Механизм - взаимосвязанное целое, это та реальная организующая материальная сила, опираясь на которую, государство действует, властвует, проявляет себя во вне. Механизм олицетворяет государство, в нем выражена сущность государства. Без механизма государство не существует. В структуре механизма государства выделяют государственный аппарат и материальные средства.  
Механизм государства = государственный аппарат + государственные учреждения + материальные средства.  
Государственный аппарат понимается двояким образом (в широком и узком смысле).   
В широком государственный аппарат включает в себя все органы государства, все структуры государственной власти.   
В узком государственный аппарат включает в себя только исполнительно-распорядительные органы управления, т. к. именно здесь в наличии аппарат, состоящий из профессиональных чиновников. Судебные органы имеют особое положение в государстве.  
Структурными элементами механизма государства являются :  
· Орган государства,   
· Государственное учреждение,   
· Материальные средства.   
На подробной характеристике органа государства как важнейшей части его механизма мы остановимся ниже. Главное отличие органов государства и государственных учреждений состоит в наличие властных полномочий. Властными полномочиями обладают только органы государства. К органам государства примыкают госучреждения. Госучреждения не обладают властными полномочиями - это либо вспомогательный рабочий аппарат какого-либо органа государства (канцелярия и т. д.), или учреждение, выполняющее социально-культурные функции - оно принадлежит государству (ДВГУ).   
Государственные учреждения - это часть механизма государства, представляющая собой организационно структурированные формирования, выполняющие задачи и функции государства на основе решений органов государства и находящиеся в подчинении у последних. Примерами учреждений являются поликлиники, больницы, детские сады, школы, государственные высшие учебные заведения, библиотеки и т. д. Все они финансируются из государственного бюджета, что показывает их государственный характер, существуют для выполнения задач и функций государства, но при этом не могут издавать общеобязательных властных велений. Учреждения занимаются каким-либо узким направлением деятельности (функцией государства) и находятся в подчинении государственных органов, распоряжения которых для них обязательны (например, подчиняются Министерству высшего и профессионального образования, Министерству культуры и т. д.). Значение учреждения может оказаться более существенным, чем его формальное положение в структуре (администрация Президента).   
В каждом государстве складывается свой государственный аппарат, набор органов и материальных средств.   
Материальные средства - часть механизма государства, выполняющая функции государственного принуждения, иные специальные функции (армия, полиция, тюрьмы). Эта часть механизма называется материальные средства, т. к. для их существования и выполнения ими своих функций необходимо нечто материальное.   
Материальные средства (иногда называют материальные средства принуждения) обеспечивают деятельность органов государства.   
Структура механизма государства различается в различных государствах. На механизм государства, на то, из каких органов он будет складываться, влияют множество факторов: 1. этап развития, на котором находится государство (механизм первых государств был слабым, неразвитым);   
2. особенности исторического развития страны, события того или иного исторического периода;   
3. размеры территории;   
4. национальный состав населения (так, в многонациональных государствах есть органы, занимающиеся решением национальных проблем);   
5. географическое положение страны (например, в РФ существует Госкомитет по Крайнему Северу, что обусловлено ее географическими особенностями);   
6. научные открытия, технические изобретения и их использование в практической деятельности людей (так, в начале века не было всемирных компьютерных сетей, информатики).   
Все названные факторы влияют на механизм конкретного государства косвенным образом. Более существенно на механизм государства влияет политический режим. При тоталитаризме увеличивается репрессивная часть механизма государства и т. п.  

       
                                    
3. Государственный орган и его признаки   
          
Основным элементом механизма государства является орган государства. Орган государства - первичное звено организации государственной власти, обладающее властными полномочиями, компетенцией и структурой и в деятельности которого находят выражение задачи и функции государства.  
    Признаки органа государства.  
1. Главный признак органов государства (то, что отличает его от иных структур) - наличие у него государственно-властных полномочий.  
Государственно-властные полномочия означают, что орган способен направлять людей, организовывать их, руководить ими, т. е. управлять.  
Государственно-властные полномочия органа выражаются в том, что:   
· он издает обязательные веления, властные предписания, обязательные для адресата. Эти предписания могут носить общий характер или касаться одного конкретного лица, но в любом случае предписания обязательны.   
· он имеет право контролировать исполнение этих велений.   
По этому параметру мы и отличаем орган государства от иных государственных структур. 2. Орган государства образуется в установленном законом порядке (Существуют два порядка создания структурно-организованных формирований в рамках государства: разрешительный и регистрационный (явочный). Регистрационный порядок в РФ применяется в отношении общественных объединений и заключается в том, что объединения создаются самостоятельно, по собственной инициативе граждан, без предварительного разрешения органа государства, о государственный органы обязаны только зарегистрировать вновь созданное объединение. Разрешительный порядок применяется в отношении государственных органов и означает, что государственный орган может быть создан лишь на основе предварительного решения вышестоящего органа. Причем заранее должны быть изданы правовые акты, оговаривающие структуру и компетенцию органа государства). Этот признак очень важен, т. к. при его нарушении созданное формирование не может считаться органом государства. Речь идет о процедуре создания органа государства.  
3. Орган государства наделяется компетенцией. Компетенция - круг вопросов, которые призваны решать тот или иной орган, спектр его полномочий. Это сфера деятельности, в которой данный орган властвует.  
Компетенцией государственный орган наделяется в процессе его образования и она определяется таким образом, чтобы все вопросы государственной деятельности были распределены между органами государства.  
4. Орган государства всегда является частью механизма государства, т. е. взаимосвязан с иными органами. Для этой взаимосвязи характерны отношения соподчинения (государственный аппарат централизован) и отношения взаимодействия (различные органы решают совместные задачи, никакой орган не существует сам по себе).  
5. Орган государства обладает своей структурой, внутренним устройством, состоит из отделов и т. д.  
Орган государства состоит из должностных лиц и государственных служащих, которые связаны друг с другом иерархической соподчиненностью, должностными полномочиями, правами и обязанностями; они профессионально от имени государственного органа выполняют его задачи и функции.  
6. Орган государства обладает собственной материальной базой, т. е. финансируется из бюджета. Это должно обеспечить независимость органа государства при выполнении им властных полномочий. Органы государства, равно как и их служащие, не могут заниматься предпринимательской деятельностью, что должно исключить возможность давления на них при принятии властных решений.  
7. В деятельности органов государства находят выражение задачи и функции государства.  

Информация о работе Государственные учреждения