Государственные учреждения: суд

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 17:17, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность темы заключается в том, что в наше время преобразования общественного устройства, происходящие в Российской Федерации с неизбежностью вызывают глубокие изменения в её правовой системе. Наиболее значимым направлением в этой области преобразований стала судебная реформа, включающая в себя реформу уголовно-процессуального законодательства и судебной системы РФ. Одним из важнейших направлений судебной реформы является возвращение в Россию суда с участием присяжных заседателей. “Судом присяжных называется в отличие от суда коронных судей, шеффенов и сословных представителей суд, творимый при участии представителей всех слоев общества, удовлетворяющих определенным личным и имущественным требованиям и выбираемых по жребию из особо заготовленных списков, причем по общему правилу эти выборные решают вопросы о событии преступления, о вине или повинности подсудимого, о его вменяемости и об особо увеличивающих или уменьшающих его ответственность обстоятельствах, а судья применяет к этому их решению уголовный закон. ”

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
История возникновения суда присяжных
1.1 Образование суда присяжных в дореволюционной России……………...4
1.2 Суд присяжных современность……………..………………………………5
2. Спорные достоинства и очевидные недостатки суда присяжных в России...10
Заключение…………………………………………………………………………13
Список используемой литературы……………………………………………….15

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание крр госучр.doc

— 83.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3

  1. История возникновения суда присяжных

  1.1 Образование суда присяжных в дореволюционной России……………...4

  1.2 Суд присяжных современность……………..………………………………5

2. Спорные достоинства и очевидные недостатки суда присяжных в России...10

Заключение…………………………………………………………………………13

Список используемой литературы……………………………………………….15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Под спецслужбами обычно понимают государственные органы, созданные с целью защиты национальных интересов и безопасности как внутри страны, так и на международной арене.

Актуальность темы заключается в том, что в наше время преобразования общественного устройства, происходящие в Российской Федерации с неизбежностью вызывают глубокие изменения в её правовой системе. Наиболее значимым направлением в этой области преобразований стала судебная реформа, включающая в себя реформу уголовно-процессуального законодательства и судебной системы РФ. Одним из важнейших направлений судебной реформы является возвращение в Россию суда с участием присяжных заседателей. “Судом присяжных называется в отличие от суда коронных судей, шеффенов и сословных представителей суд, творимый при участии представителей всех слоев общества, удовлетворяющих определенным личным и имущественным требованиям и выбираемых по жребию из особо заготовленных списков, причем по общему правилу эти выборные решают вопросы о событии преступления, о вине или повинности подсудимого, о его вменяемости и об особо увеличивающих или уменьшающих его ответственность обстоятельствах, а судья применяет к этому их решению уголовный закон. ”   А.Ф. Кони 1

Так при выполнении работы  я ставила перед собой  цель узнать историю зарождения суда присяжных, основной порядок отбора присяжных заседателей, их права  и обязанности, а так же выделить основные плюсы и минусы суда присяжных.     

 

 

 

 

1.1 Образование суда присяжных в дореволюционной России

 

В России в период до Октябрьской революции уже  действовал суд присяжных. Упоминание о суде присяжных в законодательстве России прекратилось в 1922 году.

Благодаря введению суда присяжных современники и исследователи  отмечали, что судебная реформа 1864 года была самой демократической из всех реформ, проведенных правительством Александра II.

В результате реформы  суд стал функционировать отдельно от администрации.

Суд присяжных  обеспечивал реальное и непосредственное участие населения в осуществлении  правосудия и уже поэтому представлял  собой наиболее демократическую  форму отправления правосудия. Помимо народного представительства в  виде суда присяжных судебная реформа ввела гласный, состязательный процесс, право обвиняемого на защиту обеспечивалось созданием института адвокатуры, устанавливался принцип презумпции невиновности, производилась свободная оценка доказательств, законодательно закреплялся принцип несменяемости судей. Все постоянные, или коронные судьи (члены окружного суда и судебной палаты) назначались императором по представлению министра юстиции. Без слепого подражания, но все же ближе всего российский суд присяжных держался английского образца.

Вообще же присяжными заседателями могли быть только мужчины  в возрасте от 25 до 70 лет, русские  подданные. Для них были установлены  ценз оседлости – два года и  имущественный ценз. Не могли быть присяжными заседателями лица, состоявшие под судом и следствием, слепые, глухие, умалишенные, объявленные несостоятельными должниками, впавшие в крайнюю бедность, домашняя прислуга. Кроме того, не подлежали включению в списки присяжных священнослужители и монашествующие, лица, занимавшие генеральские должности (первые четыре класса по табели о рангах), работники суда и прокуратуры, чиновники полиции, военнослужащие, учителя и некоторые другие.

Из лиц, обладающих необходимым цензом, составлялся  общий список присяжных заседателей, который у противников суда назывался не иначе, как суд толпы, суд улицы. Общий список был основой для составления очередных списков, по которым лица вызывались в суд в течение будущего года. Очередные списки публиковались в газетах.

Присяжные в  зале судебного заседания размещались отдельно от коронных судей.

Вердикт присяжных  являлся основанием для вынесения  коронными судьями обвинительного или оправдательного приговора.

Присяжным не представлялось право и возможность изучать  материалы предварительного следствия, благодаря чему у них не формировалось, как у профессиональных судей, предубеждения в виновности подсудимого. Практика назначения мер наказания судом с участием присяжных отличалась большей мягкостью, чем по обвинительным приговорам судебных палат, что вызывало повышенное доверие народа к суду.

 

1. 2 СУД ПРИСЯЖНЫХ СОВРЕМЕННОСТЬ

 

С 1 января 2004 г. суды с участием присяжных заседателей  действуют на всей территории Российской Федерации. Предоставленное ст.20 Конституции  РФ и ст.30 УПК РФ обвиняемым право  на рассмотрение их дел с участием присяжных заседателей оказалось весьма востребованным. В 2004 г. этим правом воспользовались около 17% лиц, обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений, подсудных областным и приравненным к ним судам. Всего в 2004 г. указанные суды рассмотрели по существу с участием присяжных заседателей 595 дел в отношении 1292 лиц, что составляет 10,6% от всех рассмотренных судами этого уровня уголовных дел.

С участием присяжных  заседателей суды рассматривают  дела о наиболее опасных тяжких и  особо тяжких преступлениях. Ошибки здесь должны быть максимально исключены 2.

Производству  уголовных дел в суде с участием присяжных заседателей посвящена  целая глава в уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации.

Уголовное дело, в котором участвует несколько подсудимых, рассматривается судом с участием присяжных заседателей в отношении всех подсудимых, если хотя бы один из них заявляет ходатайство о рассмотрении уголовного дела судом в данном составе3

После заявления  ходатайства о рассмотрении дела с участием присяжных заседателей, судья выносит постановление, которое является окончательным и дальнейший отказ подсудимого от рассмотрения дела с участием присяжных заседателей не принимается.

Участие представителей народа в качестве судей в уголовном судопроизводстве, несомненно, является признаком демократического государства. Формой такого участия является суд присяжных. Суд присяжных отличают четыре признака:

1) разграничение  компетенции между профессиональным  судьей и коллегией присяжных  заседателей;

2) организационная  отделенность и независимость  в осуществлении судейских функций  коллегии присяжных и профессионального  суда;

3) формирование  коллегий присяжных из лиц,  не обладающих профессиональными  знаниями норм материального  и процессуального права, не имеющих опыта судейского деятельности;

4) незнакомство  присяжных с материалами дела  до процесса, вынесения ими вердикта  только на основании сведений, полученных в ходе судебного  следствия. Присяжные заседатели  избираются из представителей  всего общества путем случайной выборки4

 

Согласно действующему законодательству РФ высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации каждые четыре года составляет общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели, включая в них необходимое для работы соответствующего суда число граждан, постоянно проживающих на территории субъекта РФ.

Число граждан, подлежащих включению в общий  список кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации от каждого  муниципального образования, должно примерно соответствовать соотношению числа постоянно проживающих в муниципальном образовании граждан с числом граждан, постоянно проживающих в субъекте Российской Федерации5

Требования, предъявляемые  к присяжным заседателям

1. Присяжными заседателями могут быть граждане, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели и призванные в установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации порядке к участию в рассмотрении судом уголовного дела.

2. Присяжными  заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица:

1) не достигшие  к моменту составления списков  кандидатов в присяжные заседатели  возраста 25 лет;

2) имеющие непогашенную  или неснятую судимость;

3) признанные  судом недееспособными или ограниченные  судом в дееспособности;

4) состоящие  на учете в наркологическом  или психоневрологическом диспансере  в связи с лечением от алкоголизма,  наркомании, токсикомании, хронических  и затяжных психических расстройств.

К участию в  рассмотрении судом конкретного  уголовного дела в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, в качестве присяжных заседателей не допускаются также лица:

1) подозреваемые  или обвиняемые в совершении  преступлений;

2) не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство;

3) имеющие физические  или психические недостатки, препятствующие  полноценному участию в рассмотрении  судом уголовного дела6

Вердикт - решение о виновности или невиновности подсудимого, вынесенное коллегией присяжных заседателей. Вынесенный присяжными заседателями вердикт имеет значение незыблемого акта правосудия. Судья обязан положить его в основу своего решения без каких-либо изменений. Оправдательный вердикт коллегии присяжных заседателей обязателен для председательствующего и всегда влечет за собой постановление оправдательного приговора; обвинительный вердикт обязателен, за исключением случаев, когда председательствующий признает, что деяния подсудимого не содержит признаков преступления или не установлено событие преступления либо не доказано участие подсудимого в его совершении7

Пример:

Проверив материалы  дела, обсудив доводы кассационного  представления и кассационных жалоб, Судебная коллегия находит, что вина осужденных в содеянном в соответствии с вердиктом коллегии присяжных  заседателей признана доказанной.

Как видно из кассационных жалоб осужденного Н., в них  оспаривается вердикт коллегии присяжных  заседателей, признавших его виновным в инкриминированных ему преступлениях.

Между тем, в соответствии с ч.2 ст.379 УПК РФ вердикт коллегии присяжных заседателей обжалованию не подлежит. Особенности рассмотрения дела в суде присяжных и основания к пересмотру приговора разъяснялись осужденному при выполнении требований ст.217 УПК РФ.

Нарушений уголовно-процессуального  закона при производстве предварительного расследования не допущено, в том числе, и при производстве выемки, обыска, личного досмотра, при совершении иных следственных действий, при назначении судебного заседания, при судебном разбирательстве Несостоятельны доводы осужденного Н. о том, что заключения судебно-медицинских экспертиз о причинах смерти Д.А., являются недопустимыми доказательствами, поскольку по делу видно, что нарушений закона при назначении и проведении экспертиз не допущено.

Судебное  следствие по делу проведено в соответствии с требованиями ст.335 УПК РФ. В ходе судебного следствия в присутствии присяжных заседателей исследовались только те фактические обстоятельства уголовного дела, доказанность которых устанавливалась присяжными заседателями в соответствии с их полномочиями, предусмотренными ст.334 УПК РФ. Доводы жалобы осужденного Н. о том, что судом исследовались данные о его личности не в той мере, в какой предусмотрено в законе (ст.335 УПК РФ), нельзя признать состоятельными. Из протокола судебного заседания усматривается, что закон судом и в этой части был соблюден. Вопросы присяжным заседателям поставлены судьей в полном соответствии с требованиями ст.339 УПК РФ. Все участники процесса высказали свои замечания по содержанию и формулировке вопросов. Этим правом воспользовался и осужденный Н. и его адвокат. В вопросном листе по каждому инкриминированному деянию поставлено 3 основных вопроса и получены ответы присяжных заседателей. Напутственное слово соответствует закону, вердикт - обвинительный - вынесен присяжными заседателями большинством голосов. Ответы присяжных заседателей на поставленные вопросы противоречий не содержат 8

 

2. Спорные достоинства и очевидные недостатки суда присяжных в России

 

Российская  практика суда присяжных пока не так  обильна; однако пробелы и противоречия в законодательстве, связанные с функционированием этого института, уже отчетливо видны.

Противоречивость  конституционного права на рассмотрение дела судом присяжных. Как отмечает В.В. Мельник, "в различных правовых актах по-разному описано содержание конституционного права обвиняемого на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей"9. Согласно ч.5 ст.217 УПК РФ, по окончании ознакомления обвиняемого с материалами уголовного дела следователь разъясняет ему право ходатайствовать о рассмотрении уголовного дела судом с участием присяжных заседателей - в случаях, предусмотренных п.1 ч.3 ст.31 УПК РФ.

Информация о работе Государственные учреждения: суд