Характеристика социальной политики Италии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 06:00, курсовая работа

Краткое описание

Экономическая теория социального государства возникла после второй мировой войны и предполагает проведение разумной политики в области налогообложения, кредитов, инвестиций, антимонопольного и таможенного законодательства, финансирования социальных отраслей и программ. Социальное государство создает правовое поле, устанавливает правила поведения на нем, механизмы функционирования и контроля для достижения следующих целей:
развития и устойчивой работы отечественного рыночного хозяйства, обеспечивающего экономическую безопасность для страны;
реального участия граждан в управлении производством, общественной и государственной жизни;
осуществления тарифной политики в интересах работодателя и работника;

Содержание

Часть 1. Экономическая основа социального государства 4
1.1 Введение 4
1.2 Социальное рыночное хозяйство 4
1.3 Основные элементы социального рыночного хозяйства 5
1.4 Участие социального государства в регулировании деятельности субъектов рыночных отношений 7
1.5 Оценка современного уровня российской экономики с позиций ее соответствия требованиям социального рыночного хозяйства 9
1.6 Проблемы перехода к инновационному развитию российской экономики 10
1.7 Роль государства в инновационной экономике 11
1.8 Заключение 12
Часть 2. Характеристика социальной политики Италии 13
2.1 Социальные проблемы в Италии 13
2.2 Социальная политика государства 14
2.3 Образование в Италии 14
2.4 Здравоохранение в Италии 17
2.5 Социальные льготы в Италии 18
Список используемой литературы 19

Вложенные файлы: 1 файл

Основы социального государства.docx

— 60.14 Кб (Скачать файл)

Содержание

Часть 1. Экономическая основа социального государства 4

1.1 Введение 4

1.2 Социальное рыночное хозяйство 4

1.3 Основные элементы социального рыночного хозяйства 5

1.4 Участие социального государства в регулировании деятельности субъектов рыночных отношений 7

1.5 Оценка современного уровня российской экономики с позиций ее соответствия требованиям социального рыночного хозяйства 9

1.6 Проблемы перехода к инновационному развитию российской экономики 10

1.7 Роль государства в инновационной экономике 11

1.8 Заключение 12

Часть 2. Характеристика социальной политики Италии 13

2.1 Социальные проблемы в Италии 13

2.2 Социальная политика государства 14

2.3 Образование в Италии 14

2.4 Здравоохранение в Италии 17

2.5 Социальные льготы в Италии 18

Список используемой литературы 19

 

Часть 1. Экономическая основа социального  государства

    1. Введение

Экономическая теория социального  государства  возникла после второй мировой войны и предполагает проведение разумной политики в области налогообложения, кредитов, инвестиций, антимонопольного и таможенного законодательства, финансирования социальных отраслей и программ. Социальное государство создает правовое поле, устанавливает правила поведения на нем, механизмы функционирования и контроля для  достижения следующих целей:

  • развития и устойчивой работы отечественного рыночного хозяйства, обеспечивающего экономическую безопасность для страны;
  • реального участия граждан в управлении производством, общественной и государственной жизни;
  • осуществления тарифной политики в интересах работодателя и работника;
  • социальной защиты и поддержки нуждающихся;
  • проведения политики справедливого распределения доходов, социальной солидарности граждан;
  • активной социальной политики и социального партнерства.

По мере укрепления экономики, складываются условия и предпосылки для  целенаправленной деятельности по реализации целей и задач социального государства. Это обусловлено востребованностью со стороны граждан России, выступающих за проведение сильной и активной социальной политики, отвечающей сути и принципам социального государства.

    1. Социальное рыночное хозяйство

Социальное рыночное хозяйство  базируется на принципах свободной конкуренции, свободного выбора предметов потребления, свободы раскрытия и процветания личности. Оно обеспечивает стремление к рационализации капиталовложения, готовность к расширению потребления. Социальный смысл рыночного хозяйства заключается в том, чтобы любой успех экономики служит лучшему удовлетворению нужд и потребностей общества.

Социальное рыночное хозяйство  как концепция политики социального государства нацелена на свободное, экономически эффективное, прочное, социальное и справедливое устройство экономики и общества.

Для социального рыночного хозяйства характерен подход к рынку как элементу регулирования и управления экономикой. В системе социально-рыночного хозяйства термин рыночное хозяйство означает, как можно более полную децентрализацию организации управления производством и потреблением через рынок сбыта, равенство шансов, эффективность и экономическую свободу.

    1. Основные  элементы социального рыночного  хозяйства

Развитым и сложным типом организации хозяйства является рыночное хозяйство, как система товарного производства и рыночного обмена, т. е. система, при которой блага производятся не для собственного потребления, а для купли-продажи на рынке, на котором:

  • экономическая свобода участников производственного процесса;
  • наличие конкуренции, как среди продавцов, так и среди покупателей;
  • максимизация частной выгоды как цель экономической деятельности;
  • регулирование производства, обмена и потребления через механизм рыночных цен.

Основные  экономические вопросы  общества - что, как и для кого производить - решаются в этой системе исходя из требований рынка.

Рынок - это место, сфера и механизм, на основе которого продавцы и покупатели взаимодействуют, конкурируют друг с другом. Конкуренция представляет собой экономическое состязание, борьбу, которую ведут друг с другом субъекты, стремящиеся к одинаковой цели - максимизации дохода, прибыли, к  сохранению и улучшению своего положения  на рынке.

Любой рынок, независимо от его конкретного  вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции. Именно эти основные элементы рыночного  механизма должны стать, прежде всего, объектом нашего анализа.

Любая экономическая система сталкивается с необходимостью решения трех основных вопросов: что производить? как производить? и для кого производить? В рыночной экономике эти вопросы решаются главным образом с помощью рынка (через механизм цен, спроса и предложения и конкуренции). Как это происходит? Рассмотрим сначала процесс в самом общем виде на конкретном примере.

Допустим, что в результате роста  доходов  люди стали достаточно зажиточными, чтобы позволить себе ежедневно  питаться мясом, а не одной только картошкой. Каким образом их стремление заменить картошку мясом воплощается в конкретные действия? Потребитель сокращает покупки картофеля и начинает покупать больше мяса. Это вызывает рост цен на мясо и снижение цен на картофель. В результате производители картофеля терпят убытки, а скотоводы получают дополнительный доход. Высокий доход скотоводов позволяет им вложить больше средств в производство, нанять дополнительных рабочих, использовать даже менее продуктивные породы скота или менее плодородные пастбища. Высокие цены на мясо привлекают в эту отрасль предпринимателей и новые капиталы. С другой стороны, многие из тех, кто работает на картофелекопалках, бросают старую работу в поисках более высокой оплаты труда в других местах. Производство картофеля становится менее выгодным по сравнению с производством мяса. Со временем установившееся новое соотношение цен обеспечивает увеличение производства мяса и сокращение производства картофеля. И различные сорта мяса будут продаваться по такой цене, которую в зависимости от уровня дохода различные группы населения будут готовы за них заплатить.

Уже эта упрощенная иллюстрация  показывает, какие инструменты способствовали установлению равновесия на рынке.

Во-первых, это цены. Изменение относительных  цен послужило ориентиром для производителя при определении необходимости изменения объемов производства. Изменение цен повлияло на выбор технологии производства. Цены в конечном итоге предопределили и то, кем при данном уровне доходов будет потреблен продукт.

Во-вторых, это спрос и предложение. Спрос - это представленная на рынке  потребность в товарах, определяемая количеством тех или иных товаров, которые потребители могут купить при сложившихся ценах и денежных доходах.

Предложение - это количество товаров, которое  имеется в продаже  при данной цене. Изменение соотношения  между спросом и предложением порождает колебания рыночных цен вокруг так называемой цены равновесия. Через эти колебания устанавливается тот уровень цен, при котором обеспечивается равновесие спроса и предложения и в конечном итоге равновесие производства и потребления.

Наконец, в-третьих, это конкуренция. Цель каждого  предпринимателя-максимизация прибыли, а следовательно, и расширение масштабов  хозяйственной деятельности. Это  с неизбежностью приводит к взаимной борьбе предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, рост объемов производства, и они выступают по отношению друг к другу как соперники или конкуренты. Если предложение какого-либо товара больше, чем спрос на него, то усиливается конкурентная борьба между продавцами. Каждый из них, чтобы продать свой товар, зачастую вынужден снижать цену, что, как правило, влечет за собой сокращение производства данного товара. Если спрос больше, чем предложение, то конкурировать друг с другом вынуждены уже покупатели. Чтобы иметь возможность приобрести дефицитный товар, каждый из них старается предложить по возможности более высокую цену, чем это могут сделать его соперники. Цена повышается, и это стимулирует увеличение предложения данного товара.

Конкуренция является необходимым  элементом  рыночного механизма. Однако характер конкуренции может  быть различным, что существенно  влияет на способ достижения рыночного равновесия.

Наиболее  эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной, или совершенной конкуренции, т. е. когда ситуация на рынке характеризуется множеством покупателей и продавцов, однородностью продаваемой продукции, свободным доступом фирм на рынок. При совершенной конкуренции ни один из продавцов или покупателей сам по себе не в состоянии воздействовать на рыночную цену.

Строго говоря, совершенная конкуренция  в чистом виде никогда и нигде  не существовала. Ее можно рассматривать  как своего рода научную абстракцию, анализ которой, тем не менее, необходим как первый шаг для уяснения принципов функционирования рыночного механизма. Именно этому посвящена данная глава.

В целом  необходимо подчеркнуть  следующее. Независимо от типа рыночных структур необходимым условием их нормального  функционирования является экономическая свобода, самостоятельность, независимость субъектов экономических отношений.

    1. Участие социального государства в регулировании  деятельности субъектов рыночных отношений

Как известно, субъектами рынка являются продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей выступают  домохозяйства, фирмы (предприятия, бизнес), государство (правительство).

Субъекты  рынка – это физические и юридические  лица, вступающие в экономические  отношения товарообмена и услуг  в одних случаях  как потребители, в других случаях как производители.

Мировой опыт свидетельствует: не все  функции  жизни общества могут быть реализованы  через рыночные отношения. В связи  с этим рыночные механизмы необходимо дополнять системой государственного вмешательства, которой свойственна  управленческо-плановая и контрольная деятельность соответствующих органов власти.

Государство определяет приоритетные направления  развития экономики, концентрирует  ресурсы на этих направлениях, выделяет субсидии, предоставляет льготы предприятиям, регулирует внешнеэкономическую деятельность производителей продукции, укрепляет ту часть хозяйственного управления, через которую осуществляется непрерывная связь между поставщиками и потребителями продукции.

Основные  принципы государственного регулирования  экономики:

  • минимальное вмешательство государственных органов в экономические процессы;
  • влияние  на развитие социально-экономических  процессов, установление государством  экономических регуляторов и  нормативов.

Функции государства в области  регулирования  экономики:

  • разработка хозяйственного законодательства, определяющего порядок формирования и функционирования элементов рыночного механизма;
  • стратегическое  планирование экономического развития  народного хозяйства;
  • регулирование  инновационной и инвестиционной деятельности предприятий, определение основных направлений научно-технического прогресса;
  • создание  государственной системы финансирования, кредитования, налогообложения и  ценообразования; нормирование амортизационных  отчислений;
  • перераспределение  централизованных доходов и ресурсов, стабилизация экономики и социальная защита населения (установление минимальных размеров заработной платы, пенсий, стипендий; предоставление налоговых льгот; регулирование допустимых границ размеров инфляции и безработицы; бюджетное финансирование образования, науки, культуры, здравоохранения, вооруженных сил и т.п.);
  • регулирование процессов воспроизводства и  охраны окружающей среды, гарантирование  экологической безопасности, разработка и реализация экологических программ.

В системе бюджетного планирования важно решить проблему дефицита госбюджета за счет увеличения доходов и уменьшения расходов. С целью снижения бюджетного дефицита необходимо изыскивать неэмиссионные средства, например, выпуск государственных ценных бумаг -облигационных заемов и казначейских обязательств.

Государственный бюджет - это роспись  денежных доходов  и расходов государства  на определенный период (обычно 1 год), утвержденная в  законодательном порядке.

Доходы  госбюджета: налоги; поступления  от внешнеэкономической деятельности; поступления средств от приватизации имущества предприятий; централизация части амортизационных отчислений; поступления средств от продажи военного имущества; сборы и другие налоговые доходы.

Расходы госбюджета: народное хозяйство; финансирование науки, культуры, здравоохранения; социальная защита населения; финансирование мероприятий государственного регулирования  цен; внешнеэкономическая деятельность; финансирование обороны; содержание органов  власти; субвенции местных бюджетам и т.д.

Развитие  рыночных отношений возможно при  условии наличия активно действующей  денежно-кредитной системы.

Денежная  система - это установленная  государством форма организации денежного  обращения.

Информация о работе Характеристика социальной политики Италии