Характеристика социальной политики Италии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 06:00, курсовая работа

Краткое описание

Экономическая теория социального государства возникла после второй мировой войны и предполагает проведение разумной политики в области налогообложения, кредитов, инвестиций, антимонопольного и таможенного законодательства, финансирования социальных отраслей и программ. Социальное государство создает правовое поле, устанавливает правила поведения на нем, механизмы функционирования и контроля для достижения следующих целей:
развития и устойчивой работы отечественного рыночного хозяйства, обеспечивающего экономическую безопасность для страны;
реального участия граждан в управлении производством, общественной и государственной жизни;
осуществления тарифной политики в интересах работодателя и работника;

Содержание

Часть 1. Экономическая основа социального государства 4
1.1 Введение 4
1.2 Социальное рыночное хозяйство 4
1.3 Основные элементы социального рыночного хозяйства 5
1.4 Участие социального государства в регулировании деятельности субъектов рыночных отношений 7
1.5 Оценка современного уровня российской экономики с позиций ее соответствия требованиям социального рыночного хозяйства 9
1.6 Проблемы перехода к инновационному развитию российской экономики 10
1.7 Роль государства в инновационной экономике 11
1.8 Заключение 12
Часть 2. Характеристика социальной политики Италии 13
2.1 Социальные проблемы в Италии 13
2.2 Социальная политика государства 14
2.3 Образование в Италии 14
2.4 Здравоохранение в Италии 17
2.5 Социальные льготы в Италии 18
Список используемой литературы 19

Вложенные файлы: 1 файл

Основы социального государства.docx

— 60.14 Кб (Скачать файл)

Кредитными называются отношения, складывающиеся по поводу мобилизации временно свободных денежных средств предприятий (организаций), бюджета, населения.

Принципы кредитования: срочность, возвратность, целевой характер, платность, обеспеченность займов, кредитоспособность заемщика, равноправие сторон в кредитных отношениях.

В зависимости от субъектов кредитных  отношений различают банковский, государственный, международный, потребительский, внутрихозяйственный кредит.

Эффективность денежно-кредитной  системы зависит от осуществляемой в стране кредитной политики - системы мер центрального (национального) банка государства для регулирования денежного обращения и достижения экономических и социальных целей. Основными ее направлениями является политика кредитной рестрикции (уменьшение кредитования) и экспансии (расширение кредитования). К важным элементам кредитной политики относятся: изменение банковского (депозитного) процента, регулирование нормы обязательного резерва коммерческих банков.

    1. Оценка  современного уровня российской экономики  с позиций ее соответствия требованиям социального рыночного хозяйства

Основой основ эффективной социальной политики социального государства является социальное рыночное хозяйство. В России его еще нет. И здесь причина не только и не столько в неповоротливости предприятий и консерватизме и не способности его руководителей (такая трактовка нередко предлагается общественному мнению), а и в ряде объективных обстоятельств. Наша экономика создавалась как единое планово и централизованно управляемое хозяйство в общенациональном масштабе на принципах специализации и кооперации. Государство создавало предприятия — монополисты, встроенные в общенациональную скооперированную экономику, определяло им номенклатуру продукции, строго регулируя и балансируя при этом ценовую политику и политику доходов. Существовали кооперативные связи между всеми республиками бывшего Советского Союза и в рамках бывшего СЭВа, за которыми был установлен строгий партийно — государственный контроль. Для обеспечения снабжения сырьем и комплектующими предприятий, сбытом их продукции существовала государственная система плановых и снабженческо-сбытовых органов. Технократический подход к экономике был приоритетным, а социальные цели осуществлялись по остаточному принципу.

Теперь предприятия переходят  от планового централизованного  управления к социальному рыночному хозяйству. Но многие из них еще не адаптировались к рынку, технически не переоснастились, традиционные налаженные кооперированные связи нарушились, а новых, сложившихся в соответствии с требованиями рынка, мало. Многие предприятия как были, так и остались специализированными монопольными производствами. Помочь им наладить нормальную производственную жизнь в условиях социально ориентированного рынка, вывести из того состояния, в которое их поставило в свое время государство, также должно государство, используя присущие ему формы, методы и средства, безусловно с учетом новых реалий.

В кризисных ситуациях руководители других государств, в частности, США, Германии, Японии прибегали к нестандартным, но действенным мерам и решениям. В США, например, в 30-е годы Президент Ф. Рузвельт утвердил для большинства компаний так называемые кодексы честной конкуренции. По существу это было государственно-монополистическое регулирование экономики в период кризиса и выхода из него. Там, благодаря комплексу эффективных мер, за три года оживилась экономика и было создано 10 млн. рабочих мест для 15 млн. безработных.

В современных условиях в России социальное государство, включая все  органы власти субъектов Федерации, призвано строго следить за индексом активности экономической жизни, обеспечивать условия, которые исключали бы спад социально значимого производства, упреждающе принимать законодательные и распорядительные меры, побуждающие и заинтересовывающие производителя и работодателя действовать в интересах благополучия общества и его граждан, решая при этом, прежде всего, социальные задачи.

    1. Проблемы  перехода к инновационному развитию российской экономики

Лозунг «Догнать и перегнать  Америку» прозвучал ровно 50 лет назад  — в мае 1957 года. Тогда Никита Сергеевич Хрущев, его автор, видел победу СССР в том, что наши выплавка стали и чугуна, надои молока, производство масла и мяса на душу населения превысят соответствующие показатели Соединенных Штатов Америки. Таким образом, Никита Хрущев все еще оперировал в рамках индустриальной экономики, в то время как в США уже начался переход к следующей стадии — стадии постиндустриальной экономики, когда показателями успешности становятся совершенно другие параметры. Россия отстала от стран—лидеров инновационного развития еще в прошлом, ХХ веке, пропустив сначала научно-техническую революцию, а затем с большим опозданием начав приспосабливаться к революции информационной. С середины столетия это технологическое отставание от развитых стран нарастало, хотя в стране с 70-х годов разрабатывалась и регулярно обновлялась Комплексная программа научно-технического прогресса, охватывавшая двадцатипятилетний период, существовали качественное высшее техническое образование, развитая фундаментальная наука, разветвленная сеть академических и отраслевых исследовательских институтов, имелась значительная армия ученых. В середине 80-х годов, например, в Советском Союзе численность научных работников достигала 1,5 миллиона человек (четвертая часть научных работников мира), количество НИИ и их филиалов превышало 3 тысячи. На проведение исследований и разработок затрачивались значительные средства, эквивалентные 5 процентам национального дохода. В промышленности более 40 процентов всего числа завершенных исследований соответствовало уровню лучших зарубежных разработок или превышало этот уровень. Кстати, некоторые из этих разработок, оставшиеся “на полках”, до сих пор продаются за границу отечественными научно-производственными структурами.

Однако отечественная индустрия, за исключением оборонных отраслей, отторгала произведенное новое знание, слабо внедряла, как тогда говорили, достижения научно-технического прогресса. Плановая система ориентировала деятельность отраслей и предприятий, прежде всего на количественный рост производства продукции. И хотя предприятия получали задания и по освоению новой техники, за невыполнение этой части планов они несли перед партийно-государственными органами несоизмеримо меньшую ответственность, чем за срыв выпуска установленных объемов продукции. В ходе рыночных реформ, особенно на их кризисном этапе, отечественная научно-техническая сфера понесла существенные потери. По сравнению с дореформенным периодом произошло резкое сокращение затрат на ИР и численности научных работников, ухудшение качественных характеристик научных кадров и материально-технической базы исследований. Реальные расходы на науку в конце 90-х годов находились по абсолютной величине на уровне сорокалетней давности. Современная российская наука зачастую проводит исследования, не соответствующие потребностям экономики. Более 70 процентов изобретений направлено на поддержание или незначительное усовершенствование существующих, устаревших видов техники. Частный сектор вкладывает в науку только около трети от государственных вложений. Это несоизмеримо с потребностями обновления производства и расширения спектра принципиально новой отечественной продукции. Цели производственной и коммерческой деятельности крупных российских предприятий, как отмечают отечественные специалисты по управлению, состоят в “делании денег”, а зачастую — и в личном обогащении их владельцев. Финансовые потоки предприятий направляются таким образом, чтобы максимально увести их от налогообложения, от кредиторов, от “чужих” акционеров. Практически вся прибыль и значительная часть инвестиционных ресурсов вывозятся за границу, а затем по мере необходимости репатриируются в виде кредитов зарубежных банков либо прямых инвестиций иностранного капитала. Не побуждает отечественный бизнес к инновационной деятельности и состояние отечественной конкурентной среды. В российской промышленности соревновательность в целом пока не очень остра. Ее развитие сдерживается сохраняющимся с советского времени доминированием в производстве и сбыте естественных, отраслевых и территориальных монополий. Примерно 20 процентов промышленных предприятий вообще не испытывает серьезного конкурентного давления.

    1. Роль  государства в инновационной  экономике

Необходимость перехода экономики  России на инновационный путь развития – это признанная точка зрения среди интеллектуальной и властной элиты. Перспектива быть сырьевым придатком мировой экономики является не очень впечатляющей. А пока нефть и газ остаются ключевыми статьями российского экспорта, обеспечивающими основной приток валюты в страну и налогов в бюджет.

Научно-технический прогресс –  существенный фактор производства продукции, обеспечивающий за счет совершенствования  средств производства и технологий на базе открытия наукой новых закономерностей, явлений и свойств окружающего мира повышение производительности труда.

Главным инструментом технологического прорыва является поворот инвестиций к инновациям, инновационному предпринимательству, на что следует направить имеющиеся  в руках государства силы и  средства.

Ряд решений исполнительной и законодательной  ветвей власти начиная с первой половины 2005 г. демонстрирует попытки повысить роль государства в управлении экономикой. В послании президента Путина Владимира Владимировича федеральному собранию в мае 2006-го года было сказано, что необходимо приступить к осуществлению конкретных шагов по изменению структуры нашей экономики и приданию ей инновационного качества. Необходимо определить приоритет инновационного развития и Россия должна в полной мере реализовать себя в таких высокотехнологичных сферах, как современная энергетика, коммуникации, космос, авиастроения, должна стать крупным экспортером интеллектуальных услуг. Особенно была выделена атомная отрасль. Последние годы государственная научно-техническая инновационная политика России была сконцентрирована на реализации важнейших направлений, определенных основами политики Российской Федерации в области развития науки и технологии на период до 2010-го года и дальнейшую перспективу. В развитии данного документа в феврале 2006-го года межведомственная комиссия по научно-инновационной политике при Министерстве образования и науке была принята стратегия развития науки и инноваций Российской Федерации на период до 2015-го года. Важным направлением работы государства в инновационной сфере в последние годы стала поддержка индустрии прямых и венчурных инвестиций, включая региональные и отраслевые частно-государственные венчурные фонды, венчурные ярмарки. В рамках реализации программы «Старт» Фонда содействия развития малых форм предприятий в научно-технической сфере в последние годы создано около тысячи новых малых инновационных предприятий и около четырех тысяч высококвалифицированных рабочих мест. С 2009 года внесены изменения в Налоговый Кодекс РФ

    1. Заключение

Я думаю, что бурное развитие в России станет возможным только при эффективном  сотрудничестве и совместной ответственности  науки, государства, бизнеса и общества. Именно бизнес может и должен обеспечить рыночность в сфере технологий, помогая институтам власти в принятии верных решений и правильных законов. Но в дальнейшем, несмотря на преимущественное участие в инновационном бизнесе частных предприятий, координирующая роль государства должна сохраниться, чтобы обеспечить максимальную выгоду государства от продаж на рынке наукоемкой продукции.

В нашей стране, благодаря удачной  конъюнктуре сырьевых мировых рынков, оказалось возможным включиться в мировой инновационный процесс. В России наблюдаются рост темпа внедрения инноваций в общественной, духовной, экономической и политической сферах. И самое главное с приходом нового поколения людей на руководящие должности, существенно снизился уровень «страха пред нововведениями». Наша страна - великая энергетическая держава, но для повышения конкурентоспособности на мировом рынке нужно развивать высокотехнологичные отрасли. Государство должно показать, что оно отдает приоритет решению крупных национальных проблем.

Инновационная экономика – это  не цель, это лишь средство для решения таких серьезных задач, стоящих перед страной, как сохранение территориальной целостности, повышение конкурентоспособности экономики, рост качества жизни населения.

Часть 2. Характеристика социальной политики Италии

    1. Социальные  проблемы в Италии

Италия – солнечная страна с  интересной историей и особенной  атмосферой. Иное дело, что за красочным благополучием скрывается целый ряд проблем, знакомых итальянцам, что называется, не понаслышке. Одними из главных являются проблемы социальной защиты населения.

Первое место в списке проблем  принадлежит традиционному различию в доходах населения в северных и южных регионах. Достаточно изучить  статистические данные по безработице, чтобы убедиться в справедливости данного утверждения. В частности, на севере страны этот уровень составляет 7,5%, в то время как на юге – уже 20%.

Отсюда вытекает и масса других проблем. Так, жителям северных регионов проще взять кредит под залог недвижимости, приобрести землю или автомобиль и т.д. Кроме того, нельзя не отметить и тот факт, что в Италии число незанятых женщин куда выше, нежели в прочих странах Западной Европы. Их доля здесь в общей численности безработных составляет около 16%.

Кроме того, к проблемам следует  также отнести и асимметричность  структуры социальных расходов. Наиболее крупную долю их составляет пенсионное обеспечение (15,4% ВВП). А вот на поддержку  семьи, материнства и образования выделяется около 0,8. Разница колоссальна. Не случайно Италию нередко называют страной пенсионеров.

Разумеется, подобная политика не могла  не сказаться на демографической обстановке в стране. Здесь средний показатель рождаемости составляет всего лишь 1,26 ребенка на семью. Эти цифры одни из самых низких в Европе.

Во многом это объясняется и  сложностями, с которыми сталкиваются итальянцы при решении жилищных вопросов. Здесь, как и во всем мире, едва ли не единственным способом решить пресловутый «квартирный вопрос»  является банковский заем. Кредит под  залог квартиры – весьма распространенное для Италии явление.

Информация о работе Характеристика социальной политики Италии