Эффективность производства и реализации зерна на предприятии на примере ООО «Агро-Колос»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 14:36, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что для осуществления процесса производства предприятию необходимы материальные ценности, а после осуществления производственной деятельности возникает необходимость сбыта, произведенной продукции. Одной из наиболее актуальных проблем методологии и практики отечественного бухгалтерского учета является в настоящее время проблема состава текущих издержек производства и обращения, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) и порядка формирования финансовых результатов деятельности организаций. Цель курсовой работы - изучить эффективность производства и реализации зерна в ООО «Агро-Колос».

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая экономика организации.doc

— 458.00 Кб (Скачать файл)


Введение

 

В развитии экономики  России важную роль играет агропромышленный комплекс, от которого зависит общее  состояние страны, ее продовольственная  безопасность и благополучие населения. Зернопродуктовый подкомплекс занимает ведущую роль в агропромышленном комплексе страны. Высокая питательность зерна, хорошая транспортабельность, и возможность длительного хранения обуславливают преимущества этого продукта по сравнению с другой сельскохозяйственной продукцией. Не случайно зерно играет определяющую роль в обеспечении стабильности в стране, а хлебопродукты исторически составляют значительную долю в структуре питания населения России.

Рыночная экономика  по своей сущности является средством, стимулирующим рост производительности труда, всемерное повышение эффективности производства и реализации продукции. Однако и в этих условиях важным является определение основных направлений повышения эффективности производства и реализации, факторов его роста, методов определения эффективности.

В процессе  финансово-хозяйственной деятельности у организаций возникают расчетные отношения, отражающие  взаимные обязательства, связанные с продажей собственной продукции, выполнением работ или оказанием услуг друг другу. Продажа продукции и поступления от выполнения работ и услуг представляют собой завершающую стадию оборота средств любой организации.

Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что для  осуществления процесса производства предприятию необходимы материальные ценности, а после осуществления  производственной деятельности возникает необходимость сбыта, произведенной продукции. Одной из наиболее актуальных проблем методологии и практики отечественного бухгалтерского учета является в настоящее время проблема состава текущих издержек производства и обращения, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) и порядка формирования финансовых результатов деятельности организаций.

Цель курсовой работы - изучить эффективность производства и реализации зерна в ООО «Агро-Колос».

Задачами курсовой работы являются:

    • исследовать проблемы производства и реализации продукции растениеводства
    • проанализировать организационно- экономическую характеристику предприятия
    • изучить современное состояние экономики
  • предложить пути повышения экономической эффективности производства и реализации зерна.

Объектом  исследования является ООО «Агро-Колос».

Информационной основой  исследования являются данные:

  • Годовых отчетов предприятия;
  • План производственно- финансовой деятельности предприятия;
  • Работы ведущих ученых по исследуемой проблеме;

В работе применялись  следующие методы исследования:

  • Монографический метод;
  • Метод обобщения и систематизации теоретического и практического материала;
  • Метод сравнения;
  • Табличный метод;
  • Графический метод;

 

 

 

 

 

  1. Проблемы производства и реализации продукции растениеводства.

 

Эффективность производства относится к числу ключевых категорий  рыночной экономики, которая непосредственно  связана с достижением конечной цели общественного производства в целом и каждого предприятия в отдельности. В наиболее общем виде экономическая эффективность производства представляет собой количественное соотношение двух величин — результатов хозяйственной деятельности и производственных затрат.

Сущность проблемы повышения  экономической эффективности производства состоит в увеличении экономических результатов на каждую единицу затрат в процессе использования имеющихся ресурсов.

Повышение эффективности  производства может достигаться  как за счет экономии текущих затрат (потребляемых ресурсов), так и путем  лучшего использования действующею капитала и новых вложений в капитал (применяемых ресурсов).[4]

В рыночной практике хозяйствования встречаются самые различные формы проявления экономической эффективности характеризуют развитие основных факторов производства и результативность их использования. Социальная эффективность отражает решение конкретных социальных задач (например, улучшение условий труда, охрану окружающей среды и т.д.). Обычно социальные результаты тесно связаны с экономическими.

В условиях рынка каждое предприятие, будучи экономически самостоятельным товаропроизводителем, вправе использовать любые оценки эффективности развития собственною производства в рамках установленных государством налоговых отчислений и социальных ограничений. Особенности функционирования рынка (субъективность интересов различных участников рыночного процесса, неопределенность достижения конечных результатов, подвижность параметров производства и сбыта продукции, множественность критериев оценки и пр.) также отторгают деление эффективности на общую и сравнительную, характерную для отечественной теории и практики, поскольку возможности способа развития производства и выбор наилучшего варианта зависят от рыночной конъюнктуры. Рыночная же стихия весьма сложна, и переход к рынку обусловливает важность разработки единых подходов к измерению затрат и результатов для отбора и реализации подлинно эффективных решений на всех уровнях управления производством, которые превращают расчет экономической эффективности из формальной хозяйственной процедуры. Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию. Себестоимость отражает величину текущих затрат, имеющих производственный, некапитальный характер,   обеспечивающих  процесс  простого  воспроизводства  на предприятии. Себестоимость является экономической формой возмещения потребляемых факторов производства.[7]

Важнейшим экономическим  результатом рыночной деятельности предприятия с учетом долговременной перспективы его развития является получение максимальной прибыли на вложенный капитал. Определение эффективности производства начинается с установления критериев эффективности, т.е. главного признака оценки эффективности, раскрывающего его сущность. Смысл критерия эффективности производства вытекает из необходимости максимизации получаемых результатов или минимизации производимых затрат исходя из поставленных целей развития предприятия.

Каждый покупатель приобретает тот товар, который максимально удовлетворяет его личные потребности. В целом покупатели приобретают тот товар, который более полно соответствует общественным потребностям по сравнению с другими. Поэтому степень удовлетворенности покупателя товаром тоже складывается из совокупности мнений единичных покупателей и формируется еще в преддверии появления его на рынке, на любом этапе жизненного цикла изделия до момента утилизации. В это время и происходит острая конкурентная борьба за потребителя. Конкурентоспособность зависит от степени удовлетворенности покупателя товаром.

Конкурентоспособность товара определяется (в отличие от качества) только той совокупностью свойств, которые представляют несомненный интерес для определенной группы покупателей и обеспечивают удовлетворение данной потребности. Прочие характеристики и свойства продукции во внимание не принимаются. Товар с более высоким уровнем качества может быть менее конкурентоспособен, если его стоимость значительно повысилась за счет придания товару новых свойств, не затребованных группой потребителей, для которых он предназначен. Кроме того, один и тот же продукт может быть конкурентоспособен на внутреннем рынке и неконкурентоспособен на внешнем, и наоборот.[5]

Таким образом, при неизменности качественных характеристик товара его конкурентоспособность может меняться в широких пределах, реагируя на изменение конъюнктуры рынка, воздействия рекламы и на проявления других внутренних и внешних по отношению к товару факторов.

Региональный зерновой рынок представляет собой сложную, многоцелевую социально-экономическую систему, функционирующую в пределах границ конкретного территориального образования в соответствии с общим развитием российской экономики и отечественного продовольственного рынка. Его основу составляют организационно-экономические и товарно-денежные отношения, с помощью которых регулируются производство, хранение, сбыт, потребление зерна, а также продуктов его переработки с использованием логистических и информационных сетей с целью удовлетворения производственных, социальных и иных потребностей. Исходя из этого, базовыми составляющими, определяющими динамичность функционирования зернового рынка, являются:

  • субъекты: продавцы (производители продукции и посредники}, покупатели (оптовики, перерабатывающие предприятия, хранилища, домашние хозяйства, государственные учреждения), конечные потребители продукции — население;
  • институциональные основы: законодательные акты и правила торговли, органы и методы регулирования рыночной конъюнктуры и пр.;
  • инфраструктура: материально-техническая и организационная системы закупки, транспортировки, хранения и продажи продукции, биржи, оптовые структуры, сети розничной торговли, системы финансовых расчетов между продавцами и покупателями, информационно-консультационные и маркетинговые службы;
  • рыночная основа отношений: свобода производства (предложения), спроса (выбор поставщиков, потребителей), установления цен. Отсутствие хотя бы одного из компонентов не позволяет считать действующую систему рыночной.

Создание высокоразвитого  зернового рынка требует осуществления  целого ряда организационных, экономических, финансовых, социальных и других взаимодействий, обеспечивающих удовлетворение потребностей населения в продукции из зерна высокого качества и получение прибыли, в первую очередь, сельскохозяйственными предприятиями.[2]

В результате теоретических обобщений установлено, что зерновой рынок, являясь органической частью единого российского рынка продовольствия и подчиняясь его общим законам развития, имеет свои отличительные признаки и выполняет определенные функции. Первые позволяют классифицировать его по различным критериям (с позиций экономического назначения, сферы использования, характера поступления продукции, степени ограничения конкуренции, территориального положения, объема продаж, демографических особенностей), вторые раскрывают содержание его работы.

  Охватывая все стадии расширенного воспроизводства, зерновой рынок представляет собой сложное образование, имеющее характерные особенности, обусловленные специфическими свойствами зерна как социально значимого товара.

 

Главными  из них являются:

  • относительно высокий и устойчивый спрос со стороны многочисленных потребителей и соответствующее ему предложение по ценам, объему, ассортименту и качеству;
  • гибкость системы экономических отношений в цепочке «производство — потребление», достигаемая в основном за счет проведения протекционистской политики государства по отношению к отечественным товаропроизводителям зерна, широкого использования преимуществ кооперации и агропромышленной интеграции, наличия высокоразвитой сети специализированных кредитно-финансовых и страховых институтов;
  • развитые меж- и внутриотраслевые экономические отношения при активном участии государства в регулировании рынка на основе целевых программ по поддержке его стабильного функционирования, устойчивого развития отдельных сегментов и зерновой отрасли в целом;
  • организованная и беспрепятственная транспортировка товарного зерна от производителей к конечным потребителям по территории страны, учитывающая установление территориально-отраслевых пропорций, развитие межрегиональных и межгосударственных зерновых связей;
  • относительно высокая самоорганизация производителей зерна, существование многочисленных объединений хозяйствующих субъектов зернового рынка на местном, региональном и национальном уровнях.

Исследование  развития регионального зернового  рынка в качестве особого объекта  управления и регулирования обусловливает  необходимость определить основные методологические принципы его функционирования. Использование различных критериев позволяет выделить и дополнить их содержание такими характеристиками, как многоканальность (свобода выбора каналов, форм, объемов реализации зерна, самофинансирование (способность каждого субъекта рыночных отношений в условиях экономической самостоятельности покрывать финансовые расходы на свое существование и развитие), наличие и развитие инфраструктуры (создание товарных бирж, системы оптовой и розничной торговли, маркетинговых организаций, фондовых и валютных бирж, финансовых институтов и т. д.), многоукладность (свобода выбора видов и форм деятельности для любого хозяйствующего субъекта в условиях рыночных отношений). [10]

Реализация  представленных принципов дает возможность  разработать действенный механизм формирования и эффективного функционирования регионального зернового рынка.

Эффективность отрасли — сложное явление и ее показателей множество, а точки зрения на их определение и использование разные. Наиболее известным показателем, отражающим состояние сельхозпроизводства, является темп прироста продукции в сопоставимых ценах. Он рассчитывается органами государственной статистики ежемесячно и по итогам работы за год. Так, темп прироста физического объема валовой продукции сельского хозяйства в 2007 г. составил 2,4%, в 2009 г. — 2,8%. Это ниже, чем в промышленном производстве, — соответственно 4 и 3,9%.

Один и тот же прирост продукции может быть достигнут при разном расходе материальных ресурсов. Кроме того, источником развития (накопления и инвестиций) все же является не валовой выпуск, а вновь созданная стоимость. По этой причине экономисты и используют ее в качестве еще одного показателя. В отечественной практике применялась система расчетов по национальному доходу страны, имевшая международное признание. Темп прироста этого дохода в сопоставимых ценах обоснованно рассматривался как важнейший индикатор развития экономики. Один из методов его определения — вычисление чистой продукции отраслей материального производства. Динамика физического объема чистой продукции в тот период использовалась для анализа эффективности на отраслевом уровне.

Рентабельность — отношение прибыли к затратам или активам отрасли. Так, сумма прибыли сельскохозяйственных организаций (за вычетом убытков) в 2009 г. составила 46,7 млрд руб. Для сравнения укажем, что тот же показатель был в 2003 г. -347 млн руб., в 2004 г. — 34,1 млрд, в 2005 г. — 27,5 млрд руб. Учтем, однако, что из-за инфляции фактические объемы прибыли по годам несопоставимы; рост этого дохода в успешных хозяйствах сопровождается увеличением убытков в слабых хозяйствах; в отрасли продолжается «проедание» основного капитала.[12]

Информация о работе Эффективность производства и реализации зерна на предприятии на примере ООО «Агро-Колос»