Государственное регулирование цен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 19:34, контрольная работа

Краткое описание

Цена представляет собой денежное выражение стоимости товаров и является регулятором производства и потребления. Цена используется государством в качестве экономического рычага хозяйственного развития. Регулируя процессы ценообразования, государство обеспечивает установление таких цен, которые обеспечивали бы покрытие расходов каждого хозяйствующего субъекта для создания нормальных условий его функционирования

Содержание

Введение………………………….…………………………………......................3
1. Система цен……………………………….......……....................................4-14
2. Государственное регулирование цен...……….………………………..15-20
Заключение………………………….………………………………….........21-22
Список используемой литературы...................................................................23

Вложенные файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА .doc

— 119.00 Кб (Скачать файл)


Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«СТОЛИЧНАЯ  ФИНАНСОВО-ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ»

Филиал НОУ  ВПО «СФГА» в г. Вологде 

 

 

Факультет Государственной  службы и финансов

Направление подготовки: Экономика 

    • КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

    по дисциплине: «Ценообразование»

    Вариант № 4: «Система цен»

    Вариант № 11: «Государственное регулирование цен»

     

     

                                                            

     

    Выполнила:

    студентка 2 курса

    Некрасова Л.В.

     

     

    Вологда, 2014 год 

    • Содержание:

    Введение………………………….…………………………………......................3

    1. Система цен……………………………….......……....................................4-14

    2. Государственное регулирование цен...……….………………………..15-20

    Заключение………………………….………………………………….........21-22

    Список используемой литературы...................................................................23

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Введение

    Цена представляет собой  денежное выражение стоимости товаров  и является регулятором производства и потребления. Цена используется государством в качестве экономического рычага хозяйственного развития. Регулируя процессы ценообразования, государство обеспечивает установление таких цен, которые обеспечивали бы покрытие расходов каждого хозяйствующего субъекта для создания нормальных условий его функционирования. Принцип же регулирования взаимоотношений общества в целом и отдельных его членов предполагает установление розничных цен с таким расчетом, чтобы покрыть общественные затраты и обеспечить каждому члену общества нормальный уровень потребления товаров, обеспечивающих охрану здоровья и условий жизни.

    Цель моей контрольной  работы рассмотреть систему цен  и  каким образом государство  регулирует цены.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    1. Система цен

    Цена - это денежное выражение  стоимости товара, т.е. то количество (сумма) денег, которое покупатель платит за товар.

    Процесс ценообразования  является атрибутом именно сферы  сбыта фирм, В условиях рыночной экономики механизм сбытовой деятельности существенно изменился по сравнению  с плановой экономикой. Цена стала тем инструментом, использование которого может помочь фирмам достичь своих целей. Не всегда затраты предприятия, связанные с производством конкретного товара, могут быть реально оценены с помощью цены. Поэтому в данной ситуации фирмы часто компенсируют такое несоответствие другим и механизмами (экономией на масштабах производства, премировании и т.д.).

    Цена как экономическая  категория является неотъемлемой частью экономического механизма как в  рамках макроэкономики, так и на микроуровне. Цены в рамках народного хозяйства определяют уровень жизни населения, динамику развития отдельных отраслей, оказывают влияние на инвестиционный климат, способствуют перераспределению товарной массы и дохода.

    У каждой фирмы свои подходы  к ценообразованию. В небольших по размеру фирмах вопросы ценообразования решаются в основном на высших уровнях управления. Крупные масштабы хозяйственной деятельности приводят к тому, что вопросами ценообразования гораздо эффективней становится заниматься в рамках специализированной службы. В то же время цели ценообразовании устанавливаются органами высшего руководства.

    В цене реализуются интересы всех участников рынка, поскольку цена служит, средством для установления определенных отношений между продавцом  и покупателем. Цена помогает созданию определенных представлении о товаре. Цены на товары влияют на все показатели деятельности предприятия: рентабельность, величину прибыли, производительность труда в стоимостном выражении, фондоотдачу, материалоотдачу.

    Цена в рыночных условиях хозяйствования представляет собой важнейшую характеристику товара на рынке наряду с качеством и другими его свойствами. В рамках маркетинговой деятельности такой его элемент, как цена, способствует сосредоточению в фирме финансовых ресурсов. Через инструмент цен фирма регулирует их величину. Все остальные инструменты маркетинга связаны с расходованием финансовых ресурсов (как то реклама, маркетинговые исследования).

    В рыночной экономике  цена выполняет три функции:

    1. дает информацию, ориентирующую  действия покупателей и продавцов;

    2.стимулирует наиболее  экономичный способ производства  и наиболее рациональное поведение  спроса;

    3.через цену происходит  главное в рыночной экономике  - распределение доходов между  ее участниками.

    Выполнение этих функций  требует, чтобы ценам было обеспеченно свободное движение. А такая свобода достижима только при отсутствии инфляции и монополизма, искажающих подлинную динамику цен и тем превращающих цену в лжеинформацию, лжестимул и лжераспределение доходов. Вот почему важнейшей задачей регулирования рыночной экономики является борьба с инфляцией и монополизмом.

    Хотя система цен  очень сложна, все цены можно свести к трем основным видам - "договорные", "государственные" и "мировые".

    Договорные цены - подлинно рыночные, свободные цены, воплощающие свободу предпринимательства. Они устанавливаются соглашением покупателя и продавца, т.е. учитывают только спрос и предложение на данный товар. Недостатком договорных цен является то, что они могут быть спекулятивно завышены (или занижены) и нарушить равновесное состояние рынка. Именно удельный вес договорных цен определяет степень "рыночное" экономики данной страны.

    Государственные цены в  рыночной экономике устанавливаются  вовсе не на продукцию государственных  предприятий. Такое мнение просто недоразумение, ибо в рыночной экономике многим государственным предприятиям присуща коммерческая самостоятельность, не уступающая частным. Государственные цены в рыночной экономике устанавливаются на:

    1) продукцию предприятий-монополистов;

    2) базовые (для экономики данной страны) ресурсы;

    3) социально значимые  товары.

    Система государственных  цен состоит из двух элементов: фиксированные  цены, жестко устанавливаемые правительством, и регулируемые цены, учитывающие  изменения экономической конъюнктуры.

    Государственное регулирование цены состоит в установлении ее предельного уровня (или предела ее допускаемого отклонения от значения фиксированной государственной цены).

    Мировые цены применяются в международной торговле; по мере развития международной специализации труда их роль возрастает, поскольку они оказывают активное влияние на внутренние цены в качестве оптимальных ориентиров.

    Хотя международная  торговля характеризуется множеством цен на один и тот же товар (отражая  специфику региона, условий и  времени коммерческих сделок), "мировой ценой" считаются цены, по которым совершаются наиболее крупные экспортно-импортные сделки. Эти цены всегда рассчитываются в свободно конвертируемой валюте. Как правило, мировые цены ориентируются на базисные цены, отражающие динамику цен на данный товар за ряд лет.

    Мировая цена может отклонятся под влиянием двух факторов: условий  транспортировки данного товара и объема покупки ("оптовая" и "розничная" цена).

    Особую разновидность  мировых цен представляют так  называемые "трансфертные цены". Эти цены применяются международными корпорациями в сделках между их подразделениями, расположенными в разных странах. Манипуляции трансфертными ценами как внутрифирменными позволяют корпорациям показывать конечные цены продукции в той стране, в которой максимально облегчено налоговое бремя.

    Система цен  обладает рядом характерных особенностей.

    Во-первых, все конкретные виды цен, являющиеся элементами системы  цен, увязаны между собой и  их следует рассматривать и анализировать  в единстве. Например, при формировании цен на сельскохозяйственную продукцию необходимо изучать цены на удобрения, сельскохозяйственную технику, газ и электроэнергию, тарифы на перевозку продукции сельского хозяйства и др.

    Во-вторых, все элементы системы цен находятся в определенной соподчиненности между собой, несмотря на то, что каждый вид цен решает конкретные, четко определенные для него задачи. Они функционируют в едином механизме, по единым принципам.

    В-третьих, система цен  динамична. Она находится под  воздействием меняющихся экономических условий. Система цен своевременно должна реагировать на меняющиеся условия в экономике. Но в то же время обладает определенной устойчивостью, что определяется объективными условиями экономики.

    Конкретные виды цен  обладают меньшей устойчивостью, чем система цен в целом. Под влиянием различных факторов происходят изменения отдельных видов цен. Такое изменение вызывает изменение других цен, так как все виды цен взаимосвязаны. К примеру, изменились цены на зерно. В результате этого с большой долей вероятности можно ожидать изменение цен на хлебобулочные и кондитерские изделия, на комбикорма, на молоко и мясо и т.д. Однако изменение отдельных цен не всегда вызывает изменение других даже технологически тесно связанных видов цен. Существуют определенные границы воздействия изменения одних цен на другие. Если цены на какой-то товар изменились, но не вышли за пределы допустимых границ, то при этом необязательно будут изменяться цены других товаров. Например, в разы могут измениться цены на иглы, которые применяются для пошива костюмов. При этом цены на костюмы могут и не меняться. Это показывает то, что конкретные виды цен взаимосвязаны между собой, но при этом обладают и относительной самостоятельностью в своем движении.

    В-четвертых, системе  цен присущи обратные связи. Допустим, что по ряду причин выросли цены на железную руду на 20%. Это вызовет рост цен на другие товары по технологической цепочке: руда - чугун - сталь - машины (горное оборудование). Горное оборудование будут покупать рудники уже по более высоким ценам. Это вызовет рост затрат на добычу железной руды, допустим, на 2%. Значит рост цен на железную руду на 20% вызвал дополнительный рост затрат и цен на нее еще порядка 2%. Общий рост цен уже составит 22%.

    При изучении и анализе  системы цен следует особое внимание уделять следующим ее параметрам:

    · уровень цены конкретных товаров, их видов и групп. Под  уровнем цены понимается абсолютное выражение цены в денежной форме (в рублях, евро, долларах США и  др. денежных единицах);

    · структура цены. Под  структурой цены понимается отношение отдельных элементов цены к ее уровню, выраженное в процентах, либо долях;

    · динамика цены. Под динамикой  цены понимается изменение уровня цены во времени. Характеризуется динамика цены либо абсолютным отклонением цены (в денежных единицах) анализируемого периода от цены базового периода, либо индексами цены.

    Экономическая теория и  хозяйственная практика выработали классификационные группы (виды) цен, объединяемых по следующим признакам:

    · система национальных и мировых рынков;

    · сфера обслуживания национальной экономики;

    · степень (жесткость) государственного регулирования цен;

    · стадии ценообразования;

    · базисные условия поставки товаров и др.

    Признак - сфера обслуживания национальной экономики - предполагает объединение цен, обслуживающих различные сферы экономики, в самостоятельные группы, среди которых особо выделяются следующие виды цен: оптовые (отпускные), закупочные, розничные, цены на строительную продукцию, тарифы на услуги, внешнеторговые цены.

    Оптовые (отпускные) цены обслуживают оборот продукции промышленного производства. По этим ценам промышленные предприятия-производители непосредственно сами или через посредников реализуют продукцию потребителям. Они не предназначены для реализации промышленных товаров непосредственно населению.

    На основе оптовых (отпускных) цен  формируется большинство стоимостных  показателей, используемых в системе  планирования, прогнозирования и  анализа как на уровне макро-, так  и на уровне микроэкономики.

    Закупочные цен обслуживают  оборот сельскохозяйственной продукции между предприятиями сельского хозяйства и предприятиями (организациями) любой сферы экономики, любой формы собственности. Закупочные цены не предназначены для реализации товаров непосредственно населению. Продукция несельскохозяйственного происхождения реализуется сельскохозяйственными предприятиями не по закупочным, а по оптовым (отпускным) ценам. К примеру, сельскохозяйственное предприятие имеет цех по производству хрустящего картофеля. Реализация этого продукта будет не по закупочным, а по оптовым ценам.

    Розничные цены - обслуживают товарооборот между населением и организациями  розничной торговли. По розничным  ценам также организации могут  приобретать товары в розничной  сети. Розничные цены являются ценами конечной реализации товаров народного потребления. По розничным ценам товары народного потребления выбывают из воспроизводственного процесса, то есть потребляются либо населением в домашнем хозяйстве, либо в производстве. Динамика розничных цен характеризует изменение уровня жизни и благосостояния населения.

    Информация о работе Государственное регулирование цен