Государственное регулирование цен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 19:34, контрольная работа

Краткое описание

Цена представляет собой денежное выражение стоимости товаров и является регулятором производства и потребления. Цена используется государством в качестве экономического рычага хозяйственного развития. Регулируя процессы ценообразования, государство обеспечивает установление таких цен, которые обеспечивали бы покрытие расходов каждого хозяйствующего субъекта для создания нормальных условий его функционирования

Содержание

Введение………………………….…………………………………......................3
1. Система цен……………………………….......……....................................4-14
2. Государственное регулирование цен...……….………………………..15-20
Заключение………………………….………………………………….........21-22
Список используемой литературы...................................................................23

Вложенные файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА .doc

— 119.00 Кб (Скачать файл)

Цены на строительную продукцию  представляют собой систему из трех видов цен: сметной стоимости  объекта строительства; цены единицы  строительной продукции, входящей составной  частью в строительный объект; договорной (рыночной) цены готового объекта строительства.

Сметная стоимость как разновидность  цены является по существу ценой производителя  строительных работ (первоначального  собственника) и формируется на основе предельных затрат на строительно-монтажные  работы, приобретаемое оборудование и целевой прибыли. Сметная стоимость широко применяется при возведении объектов по индивидуальным (специальным) проектам, привязанным к конкретным условиям строительства. Как правило, сметная стоимость рассчитывается до начала строительства и корректируется на протяжении всего периода строительства.

Цена единицы строительной продукции (1 кв.м общей площади, 1 кв.м жилой  площади, 1 кв.м полезной площади, одно-, двух-, трехкомнатная квартира и  др.) формируется на основе сметной  стоимости путем дифференциации затрат по элементам, входящим в единый строительный объект. Как правило, цена единицы строительной продукции выступает в виде прейскурантной цены, устанавливаемой производителем строительных работ (первоначальным собственником) с учетом затрат и рыночной конъюнктуры.

Договорная (рыночная) цена готового объекта устанавливается на договорной основе между потребителем (заказчиком) и собственником на уже готовый  объект.

Внешнеторговые цены обслуживают  экспортный и импортный обороты  страны. Исходя из этого, внешнеторговые цены делятся на экспортные и импортные цены. По экспортным ценам отечественные производители вывозят товар для его реализации за пределы страны. По импортным ценам товар поставляется из-за рубежа для потребления в стране ввоза. Внешнеторговые цены формируются на основе мировых цен. Экспортные и импортные цены являются контрактными ценами (ценами международных контрактов).

Движение товаров от производителя  к потребителю опосредуется конкретными  видами цен, дифференцированными в зависимости от наличия образующих эти цены элементов. В зависимости от этой классификации (стадий ценообразования) можно выделить следующие виды цен:

· оптовая цена изготовителя;

· оптовая (отпускная) цена изготовителя;

· оптовая (отпускная) цена закупки;

· розничная цена.

Оптовая цена изготовителя формируется  на стадии изготовления товара. Она  включает в себя затраты на производство и реализацию товара (себестоимость) и прибыль изготовителя.

Оптовая (отпускная) цена изготовителя предназначена для реализации товара изготовителем. Именно по этой цене товар покупает у изготовителя либо непосредственно потребитель, либо посредник. Оптовая (отпускная) цена изготовителя состоит из оптовой цены изготовителя и величины акциза и НДС. Причем акциз входит в состав оптовой (отпускной) цены изготовителя только по подакцизным товарам.

Оптовая (отпускная) цена закупки формируется, если между изготовителем и потребителем существует система посреднических организаций (за исключением организаций  розничной торговли). Посредник за свои услуги получает определенную цену, предназначенную для покрытия его затрат, обеспечения прибыли и возможности уплаты НДС. Цена за посреднические услуги может быть выражена в различных формах: посредническая надбавка, снабженческо - сбытовая надбавка, комиссионный сбор или вознаграждение и др.

Пример определения оптовой (отпускной) цены закупки.

Оптовая (отпускная) цена изготовителя единицы продукции составляет 200.6 руб. Затраты посредника - 30 руб., прибыль - 15 руб., НДС - 18%. В этом случае оптовая (отпускная) цена закупки будет рассчитываться следующим образом.

· Определяется цена за посреднические услуги без НДС (30 руб. + 15 руб. = 45 руб.). Рассчитывается величина НДС, которую  должен уплатить посредник (45 руб. • 18 / 100 = 8,1 руб.).

· Определяется посредническая надбавка (45 руб. + 8,1 руб. = 53,1 руб.).

· Определяется оптовая (отпускная) цена закупки (200,6 руб. + 53,1 руб. = 253,7 руб.).

Розничная цена формируется  на базе оптовой (отпускной) цены закупки  с добавлением розничной надбавки. Розничную (как и посредническую) надбавку следует рассматривать в двух случаях. Во-первых, как элемент розничной цены на конкретный товар. Во-вторых, как цену за услуги розничной торговли. Розничная надбавка состоит из затрат организации розничной торговли, ее прибыли и НДС, уплачиваемого ею.

Пример расчета розничной  цены товара.

Цена закупки равна 200,6 руб. Затраты организации розничной  торговли составляют 30 руб., прибыль - 20 руб. НДС - 18%. Тогда розничную цену можно определить следующим образом.

· Определяется цена за услуги розничной торговли без НДС (30 руб. + 20 руб. = 50 руб.).

· Рассчитывается величина НДС, которую должна уплатить организация  розничной торговли (50 руб. • 18 / 100 = 9 руб.).

· Определяется розничная  надбавка (50 руб. + 9 руб. = 59 руб.).

· Определяется розничная  цена (200,6 руб. + 59 руб. = 259,6 руб.).

Розничная цена используются в системе розничной торговли. Это конечная цена. При формировании цен по стадиям ценообразования  розничная цена является наиболее высокой  из всех видов цен на конкретный товар.

Таким образом систему  цен принято классифицировать в  соответствии с определенными признаками:

· по характеру обслуживаемого оборота: оптовые, закупочные, розничные, на строительную продукцию, тарифы грузового  и пассажирского транспорта, тарифы на платные услуги населению, надбавки в сфере обращения, цены внешнеторгового оборота;

· в зависимости от сферы регулирования: свободные, договорные, контрактные, регулируемые, фиксированные;

· по способу фиксации: контрактные, трансфертные, биржевые, торговые;

по степени обоснованности: базисные, справочные, прейскурантные, фактических сделок, потребления;

· по времени действия: постоянные, текущие, скользящие, сезонные, ступенчаты;

в зависимости от территории действия: единые или поясные цены, региональные (зональные) цены;

· в зависимости от величины включения транспортных расходов в цену товара: цена "франко-станция  отправления", цена "франко-станция  назначения", цена "франко-склад  покупателя" и др.

Составной частью системы  ценообразования является широко распространенная система скидок с установленных прейскурантных цен.

Скидки используют производители  товаров и розничная торговля, как ответные действия на снижение цен конкурентами, уменьшая первоначальную цену в целях привлечения новых покупателей, сокращения запасов на складах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Государственное регулирование цен

Государственное регулирование  чаще всего проявляется в установлении максимального уровня цен, что вызывает увеличение спроса (потребители хотят  покупать больше по установленной низкой цене), что приводит к появлению дефицита. Те потребители, которые могут приобрести товар, станут богаче, так как теперь они будут платить меньше. Но производители при подобных методах государственного регулирования терпят потери от недополучения прибыли.

Для потерь, вызванных  воздействием государственного регулирования , используются понятия излишков потребителя, то есть совокупная чистая выгода, которую  получают все потребители (производители) от приобретения (производства) товара.

Так же потребительский  излишек и излишек производителя  используются для того, чтобы продемонстрировать эффективность конкурентного рынка (ситуация, при которой ресурсы  размещаются оптимальным способом) и показать, почему равновесная цена и равновесное количество продукции на конкурентном рынке максимизируют совокупное экономическое благосостояние производителей и потребителей.

Вопросы регулирования  ценообразования в условиях рыночной экономики постоянно являются предметом  научных дискуссий и острых политических споров. Всеми признано, что государство должно регулировать процесс ценообразования и естественно тем самым и сами цены. В соответствии со сложившейся терминологией те, кто считает допустимым лишь минимальное вмешательство в этот процесс государства, называются “либералами”. Те же, кто настаивает на необходимости более широкого участия государства в формировании цен, обычно называются “консерваторами”.

Либералы рассматривают  рыночную экономику в основном как  самостоятельную систему, которая  может эффективно функционировать при минимальном вмешательстве государства. Консерваторы со времён Кейнса видят возможности решения экономических проблем (таких, как нарушение стабильности экономического роста, повышение уровня безработицы, рост цен (инфляция), нарушение равновесия платёжного баланса) в применении соответствующих мер со стороны государства. Либералы, наоборот, часто связывают негативные явления в функционировании рыночной экономики с чрезмерным вмешательством государства в экономические процессы и ограничением возможностей саморегулирования рыночной экономики. В различных странах с развитой рыночной экономикой преобладает то одно, то другое научное течение, то одна, то другая государственная политика. Из этого можно сделать вывод, что мир движется в направлении усиления государственного регулирования экономики. К этому общество подталкивает тот факт, что рыночная экономика не в состоянии эффективно решать целый ряд жизненно важных социальных вопросов на основе присущих ей стихийно действующих законов.

Одной из важнейших форм государственного регулирования экономической  жизни стало воздействие государства  на процессы ценообразования. Роль и  значение именно этой формы государственного регулирования экономической жизни  общества в странах с развитой рыночной экономикой в течение последних десятилетий возрастают. Практика выработала целый ряд методов регулирования цен.

К прямым методам регулирования  цен относится:

- административное установление  уровня цены;

-запретительные меры, направленные на недопущение роста цен сверх определённого уровня (“замораживание” цен);

-установление предельного  уровня цен, выше которого цены  не должны подниматься;

-регламентирование уровня  рентабельности, торговой надбавки.

К косвенным методам  регулирования цен можно отнести:

- систему налогообложения;

- регламентирование состава  затрат, включаемых в себестоимость;

- запретительные меры, направленные против монополистической  деятельности, на поддержку добросовестной  конкуренции;

- установление правил, по которым устанавливаются цены.

Соотношение использования  методов регулирования характеризует  степень воздействия государства  на ценообразование.

Каждая рыночная экономика  развивается циклически. Экономический  цикл (цикл деловой активности) складывается из колебаний общего объёма производства или ВНП, сопровождаемых колебаниями в уровне безработицы и темпах инфляции.

Конкурентные рынки  в целом работают хорошо. Чего нельзя сказать о рынках, на которых или  покупатели или продавцы могут манипулировать ценами. В частности, на том рынке где один - единственный продавец контролирует предложение, выпуск продукции будет очень малым, а цены - очень высокими.

Так определяются монополисты. Монополист - единственный продавец (производитель) товара, услуги. Монополисты могут  получать прибыли, ограничивая объём продаж и поднимая цену. Являясь единственными продавцами, они не боятся снижения цен со стороны конкурентов, и потребители в коечном счёте платят больше, чем должны. Некоторые монополии практически неизбежны. Большинство предприятий коммунального обслуживания таких, как газовая или электрическая компания, являются монополиями местного значения. Государство может регулировать деятельность таких компаний, осуществляя контроль за ценами, которые им разрешено назначать, или может избрать способ поставки при своём непосредственном участии.

В большинстве промышленно  развития стран рынки редко являются независимыми от вмешательства государства. Помимо введения налогов и предоставления субсидий, правительство часто регулирует рынки различными способами - через финансовую, налоговую, таможенную и бюджетную политику.

Административное регулирование  цен производится на основе следующих  методов:

- установление фиксированных  цен и тарифов;

- установление предельных  цен и тарифов;

- установление предельных коэффициентов изменения цен;

- установление уровня  рентабельности.

Декларирование цен  осуществляется путем сообщения  в органы ценообразования, местные  органы о повышении цен с соответствующей  мотивацией и калькуляцией.

Со 2 января 1992 года административное регулирование цен на базе повышающегося коэффициента было введено на основные продукты питания (хлеб, молоко, соль, сахар, масло растительное), спирт, водку, спички, лекарства, а так же, основные виды услуг. Объём этих товаров составил всего 10% в товарообороте страны.

Информация о работе Государственное регулирование цен