Шпаргалка по "Финансовому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 15:51, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Финансовому праву".

Вложенные файлы: 1 файл

finansovoe.docx

— 47.53 Кб (Скачать файл)

1. Финансовая деятельность государства. 

Финансовую деятельность государства нужно рассматривать  с двух сторон: во-первых, как особый вид экономической деятельности, во-вторых, как разновидность государственного управления. В конечном счете эта двойственность обусловлена двойственностью денег, которые, с одной стороны, являются продуктом экономических законов (закона стоимости), с другой стороны, представляют собой один из механизмов государственной власти.

финансовая деятельность государства представляет собой деятельность по выпуску денежных знаков и организации денежного обращения в стране, мобилизации денежных средств в государственные и муниципальные фонды, использованию их в интересах общества и государства, причем эта деятельность осуществляется на основе управленческих решений, финансового планирования и контроля за правильностью всех финансовых операций как государственных (публичных), так и частных структур.

2. Содержание и виды финансов  государства

Под финансами страны понимаются ее денежное хозяйство и возникающие  на его основе посредством оборота  денег финансовые отношения, в результате которых образуются различные фонды  денежных средств, как государственные, так и негосударственные (частные).

Прежде всего финансы страны - это денежные средства страны (финансовые ресурсы), внешне выражающие стоимость имеющихся в стране товаров и участвующие в обороте денег в наличной и безналичной формах. При этом не следует забывать, что деньги являются особым товаром, который служит денежным измерителем всех других товаров и всеобщим орудием обмена.

Финансы страны подразделяются:

- на государственные (публичные)  финансы;

- частные (негосударственные)  финансы.

Государственные (публичные) финансы - это те денежные средства, которыми распоряжаются органы государственной власти Российской Федерации и местные органы. Сюда относятся денежные средства бюджетов всех уровней, государственных и внебюджетных фондов, денежные средства государственных и муниципальных предприятий.

В настоящее время различаются  два вида государственных финансов:

1) централизованные;

централизованными финансами  являются денежные средства, которыми непосредственно распоряжаются  органы государственной власти Российской Федерации и органы местного самоуправления.

В свою очередь, государственные  централизованные финансы (бюджеты) подразделяются:

- на общие бюджеты;

- бюджеты внебюджетных  фондов (пенсионного, медицинского, социального страхования), которые  в совокупности можно было  бы назвать социальным бюджетом.

2) децентрализованные.

-Это финансы государственных  и муниципальных предприятий

 

К частным (негосударственным) финансам относятся денежные средства, принадлежащие частным, кооперативным и общественным организациям, а также отдельным лицам. В отличие от государственных и муниципальных финансов, состояние и динамика которых в основном определяется решениями государственных и местных органов власти, частные финансы подчиняются законам рынка и регулируются нормами гражданского права.

 

3. Понятие и содержание финансовой  деятельности субъектов Российской  Федерации  

Финансовая деятельность субъекта РФ — это осуществление  им функций по планомерному аккумулированию, распределению и использованию фондов денежных средств (финансовых ресурсов) субъекта РФ в целях реализации его задач и функций.  

Финансовая деятельность субъекта РФ осуществляется на основе тех же принципов, методов и форм, что и финансовая деятельность государства  в целом, но ей присущи собственные признаки: 

- выражает государственную  самостоятельность субъекта РФ (в рамках Конституции РФ); 

- осуществляются функции  аккумуляции, распределения и использования денежных средств в целях обеспечения публичных интересов соответствующего субъекта РФ; 

- функции финансовой деятельности субъекта РФ осуществляются специально создаваемыми органами по поручению соответствующего региона и от его имени, а также другими органами, которым субъект РФ передает часть своих полномочий в сфере финансовой деятельности; 

- отражает федеративное  устройство Российского государства.   

Особенности финансовой деятельности субъектов РФ проявляются во взаимоотношениях с федеральным центром и муниципальными образованиями.

В составе администрации  субъектов Российской Федерации  функционируют финансовые управления, которые осуществляют техническую  работу по составлению проекта бюджета, его исполнению, управляют государственным  и муниципальным долгом, создают  фонды финансовой поддержки муниципальных  образований, выдают ссуды, выделяют субвенции  органам местного самоуправления и  оказывают иные формы финансовой помощи, осуществляют государственный  финансовый контроль на соответствующей  территории.

4. Понятие и содержание финансовой  деятельности муниципальных образований

Органы местного самоуправления осуществляют финансовую деятельность главным образом через входящие в состав администраций финансово-бюджетные  управления. Местные финансы включают денежные средства местного бюджета, государственные  и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие  органам местного самоуправления, другие финансовые средства. Каждый орган местного самоуправления имеет право на собственный бюджет и право на получение в процессе бюджетного регулирования денежных средств из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации.

Органы местного самоуправления (представительные и исполнительные):

- устанавливают местные  налоги и сборы, предоставляют  льготы по их уплате в соответствии  с федеральными законами;

- обращаются за финансовой  помощью к федеральным органам  и органам субъектов Российской  Федерации, которые перечисляют  средства из фондов финансовой  поддержки в бюджеты муниципальных  образований;

- составляют проект местного  бюджета, рассматривают и утверждают  его, исполняют и отчитываются о его исполнении;

- осуществляют взаимодействие  местных финансовых органов с  финансово-кредитными организациями;

- осуществляют эмиссию  муниципальных облигаций и жилищных  сертификатов;

- предоставляют необходимую  информацию налоговым органам;

- получают в банках  и других кредитных организациях  краткосрочные и долгосрочные  кредиты;

- осуществляют муниципальные  займы путем выпуска муниципальных  облигаций.

5. Предмет финансового права

Предметом финансового права  являются общественные отношения, возникающие  в процессе осуществления государством финансовой деятельности, т.е. деятельности по организации денежного обращения  в стране, мобилизации денежных средств в бюджетные и во внебюджетные фонды, их использованию в интересах общества и государства.

В процессе осуществления  финансовой деятельности государства  возникают и другие общественные отношения: по валютному регулированию, государственному кредиту, финансовому  контролю, страхованию и т.д. Все  названные отношения нуждаются  в их упорядочении, т.е. в правовой регламентации.

6. Нормы финансового права. Виды  и классификация норм финансового  права.

Под финансово-правовой нормой следует понимать установленное  законом правило, определяющее поведение  субъектов (физических и юридических  лиц) в области финансовой деятельности государства, включающей широкий спектр действий: выпуск денежных знаков и  организацию денежного обращения, мобилизацию денежных средств в  казну и создание финансовых фондов, использование денежных средств  из этих фондов в интересах общества и государства и т.д.

Виды:

По функциям права финансово-правовые нормы подразделяются:

- на регулятивные;

- охранительные.

По методу правового регулирования финансово-правовые нормы можно подразделить:

- на обязывающие;

- уполномочивающие;

- запрещающие.

По способу разрешения конкретных индивидуальных дел финансово-правовые нормы классифицируются:

- на материальные;

- процессуальные.

7. Систематизация финансового права:  подотрасли, институты, группы норм.

система российского финансового  права — это объективно обусловленное  системой общественных финансовых отношений  внутреннее его строение, объединение  и расположение финансово-правовых норм в определенной последовательности.

В системе финансового  права выделяются части, разделы, подотрасли, институты. Наиболее крупные подразделения российского финансового права — части Общая и Особенная.

Отдельные подразделения  финансового права стали именоваться  его подотраслями. Это, в частности, бюджетное право и налоговое право. Названные подотрасли получили в системе финансового права по сравнению с другими се подразделениями более четкое оформление и развитую структуру, что выразилось в принятии БК РФ и НК РФ

8. Источники финансового права 

Конституция РФ - базовый нормативный акт, являющийся источником всех отраслей права, в том числе финансового. В Конституции РФ содержатся правовые нормы, имеющие прямую финансово-правовую направленность. К сфере налогообложения относится правовая норма, содержащаяся в ст. 57 Конституции РФ и обязывающая каждого платить законно установленные налоги и сборы. Статья 75 Конституции РФ содержит правовые нормы, устанавливающие денежную систему Российской Федерации, регламентирующие денежную эмиссию, определяющие систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет, регулирующие порядок выпуска государственных займов.

К источникам финансового  права этого класса относятся конституции и уставы субъектов Федерации. В них закрепляются основы правовой организации финансовой деятельности субъектов Российской Федерации, право иметь собственные бюджеты и внебюджетные фонды и т.д. Так, гл. 13 "Финансы" Устава Свердловской области содержит правовые нормы, устанавливающие налоговую и бюджетную системы области, регламентирующие разработку и утверждение областного бюджета, определяющие денежно-кредитную политику области <1>.

Федеральные законы и законы субъектов РФ имеют наиболее важное практическое значение в системе источников финансового права. При этом финансовые законы можно условно разделить на бюджетные, налоговые, валютные, банковские, страховые и т.д. Например, для бюджетного права основным источником является БК РФ - закон федерального уровня, устанавливающий структуру бюджета, бюджетное устройство, основы бюджетного процесса. Для налогового права таким источником является НК РФ, устанавливающий налоговую систему страны, определяющий налоговые правонарушения и ответственность за них.

Источником финансового  права являются законы субъектов РФ, содержащие финансово-правовые нормы, - законы о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, о порядке предоставления налоговых льгот и т.д.

Указы Президента РФ. Среди нормативных актов как источников финансового права выделяются указы Президента РФ. В качестве примера можно назвать следующие Указы: от 25 июля 1996 г. N 1095 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации"

Постановления Правительства РФ - это наиболее распространенные источники финансового права, так как с помощью финансово-правовых норм, содержащихся в этих актах, конкретизируются финансовые законы. Так, нормы Федерального закона "О лотереях" конкретизированы Постановлением Правительства РФ от 5 июля 2004 г. N 338 "О мерах по реализации Федерального закона "О лотереях" . Типичной формой нормативных актов Правительства РФ, являющихся источниками финансового права, являются правила.

Правила - это нормативный правовой акт, регулирующий общественные отношения в какой-либо одной области финансовой деятельности государства.

Таким актом являются, к  примеру, Правила предоставления бюджетных  ссуд для реализации высокоэффективных  контрактов на производство и поставку продукции, в том числе на экспорт, утв. Постановлением Правительства  РФ от 15 мая 1999 г. N 538

Ведомственные нормативные  акты. Ведомственные нормативные акты как источники финансового права регулируют в основном финансовую деятельность соответствующих ведомств (министерств, служб, комитетов и т.д.). Наиболее типичным ведомственным нормативным актом, выступающим в качестве источника финансового права, является инструкция, утверждаемая приказом данного ведомства.

Главное место среди них  занимают инструкции Минфина России, а также ЦБ РФ. В качестве примера можно назвать Приказ Минфина России от 7 февраля 2003 г. N 15н "Об организации работы Министерства финансов Российской Федерации по реализации положений Бюджетного кодекса Российской Федерации" <1>. Специфика инструкции как источника финансового права состоит в том, что она имеет целью разъяснение деталей, подробностей исполнения закона или иного акта государства.

Нормативный финансовый договор. Наряду с нормативными правовыми актами (законами и подзаконными актами) источниками финансового права могут быть договоры. Нормативный финансовый договор как источник финансового права может быть определен как взаимное соглашение двух сторон или более, содержащее нормы финансового права. Например, это соглашение двух субъектов Российской Федерации о финансовой помощи при ситуациях чрезвычайного характера; соглашение органа местного самоуправления с территориальным органом Федерального казначейства об обслуживании исполнения местного бюджета, причем последний не вправе отказывать в заключении такого соглашения местному органу самоуправления.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансовому праву"