Человек как предмет философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 12:06, курс лекций

Краткое описание

Предметом философии человек становится в такой философской дисциплине, как философская антропология, изучающей человека, его специфику по сравнению с другими живыми существами, его место в универсуме (мире), особенности его существования и мировосприятия. В отличие от культурной антропологии, занятой изучением образа жизни и сознания людей конкретных культур, философская антропология фиксирует свое внимание на основных чертах человека как рода. В то же время она может включать в себя и включает изучение человека как индивидуальности, как субъекта уникальных переживаний (экзистенциальные проблемы).

Вложенные файлы: 1 файл

Философия.doc

— 254.00 Кб (Скачать файл)

Русская философия — феномен  мировой философской мысли. В  то же время ее отличает особая глубина, самобытность и своеобразный круг исследуемых проблем. Одно из центральных мест в русской философии всегда занимала проблема выбора пути развития России, со временем оформившаяся в виде так называемой «русской идеи».

Отличительные особенности классической русской философии — ее принципиальная ориентация на проблемы этико-антропологической направленности и стремление к обоснованию синтетических форм миросозерцания.

Оригинальный характер русской  философии проявился в так  называемом «русском космизме», весьма самобытно воплотившем в себе идеи космологического и социокультурного синкретизма. Начиная с 20-х и вплоть до начала 90-х гг. XX в. в СССР русская философия (как и философия других народов Советского Союза) развивалась главным образом в русле марксистских идей. В то же время в российской эмиграции возникло особое философское направление, получившее название «философия русского зарубежья», представителями которого был внесен существенный вклад в развитие мировой философской мысли.

 

20. Философия  Древнего Востока и ее отличительные  особенности

Философское мировоззрение возникло в середине I тысячелетия до н. э. в трех географически и культурно относительно обособленных регионах: Древней Индии, Древнем Китае и Древней Греции. Первые философские школы выступали наследниками мифологических традиций, что определило приоритет космологической и мифологической проблематики на ранних стадиях философской эволюции. Однако уже в древности философия являлась формой знания, основанной на критической оценке предшествующих традиций.

Философия Древней Индии была глубоко  традиционалистской, она сформировалась как результат обособления интеллектуальной стороны религиозно-мифологического ритуала и практически всегда сохраняла тесную связь с религиозно-мифологическими элементами культуры Древней Индии.

Важнейшими элементами понятийного аппарата древнеиндийской философии являются категории «сансара», «карма», «нирвана». «Сансара» означает круговорот перерождений личности и души, который приносит душе страдание. «Карма» указывает на наличие причинно-следственной связи между нравственным поведением личности и характером ее. Понятие «нирвана» фиксирует цель усилий личности по преодолению сансары, кармы, которая состоит в достижении состояния успокоения, переживания единства всего сущего.

Создателем оригинальной философской  концепции буддизма и основателем одной из мировых религий явился Сиддхартха Гаутама (Будда), живший на рубеже VI—V вв. до н. э. Центральным догматом этики буддизма стало учение о страдании, а главной целью учения — указание человеку восьмеричного пути самосовершенствования, ведущего его к освобождению от мирского страдания и обретению конечного успокоения, к состоянию единства с космическим сознанием.

Наиболее влиятельные философские  школы Древнего Китая — даосизм  и конфуцианство. Конфуцианство (по имени основоположника — Кон-фу или Конфуция) возникло на рубеже VI—V вв. до н. э. Идеал конфуцианства — сильное государство и процветающее общество. Философия Конфуция была ориентирована на поиск таких этических, социальных, политических ценностей, которые способствовали бы сохранению целостности и стабильности государства. Процветание общества связывалось с неуклонным поддержанием в нем традиций и нравственным совершенствованием людей.

 

21. Античная  философия

Античная философия возникла в  греческих городах-государствах на рубеже VII— VI вв. до н. э. Социальными предпосылками, обусловившими специфику философии Древней Греции, были: высокая степень социального динамизма по сравнению с традиционными обществами Древнего Востока; демократическая форма государственного правления и торгово-ремесленные отношения, которые способствовали переходу древнегреческого общества к товарно-денежным экономическим отношениям.

Античная философия сформировала особый стиль мышления, заключавшийся в стремлении к построению теоретического знания и обеспечению его логической доказательности.

Отличительными чертами философской  мысли Древней Греции являлись прежде всего онтологизм и космологизм. Онтологизм состоял в устойчивой ориентации философского мышления на постижение сущности и устройства бытия как такового, а также в формировании системы категорий как логических средств познания бытия: «субстанция», «единое-многое», «бытие-небытие» и др. Космологизм  выражавший устойчивую тенденцию к демифологизации мира, состоял в создании ряда альтернативных моделей Космоса как структурно-организованного и упорядоченного целого.

В развитии древнегреческой философии  могут быть выделены три основных этапа — натурфилософский (досократический), гносеологический (сократический) и эллинистический.

В рамках сократической философии в V—IV вв. до н. э. в трудах Платона и Аристотеля создаются классические образцы философских концепций, на многие столетия определившие основные проблемные поля и особенности стиля мышления европейской философии. Платоном, в частности, было положено начало идеалистической традиции в европейской классике. Неоплатонизм, восходящий к философии Платона, явился одним из истоков христианского вероучения. Творчество Платона послужило основой для развития эстетической, этической и социально-политической мысли стран Запада, конституирования европейской науки и европейской культуры в целом.

Аристотель — великий философ-энциклопедист  древности, систематизировавший весь комплекс античного научно-философского знания, явился основоположником формальной логики, теории аргументации. Учение Аристотеля, будучи образцом системно выстроенного знания, оказало огромное влияние на последующее развитие европейской культуры в ее многообразных проявлениях.

Завершающий этап в истории античной философии проходит под влиянием неоплатонизма (Плотин, Прокл), ставшего переходным звеном на пути к средневековой философии. Неоплатонизм вывел философские искания за пределы греческого рационализма и послужил основой теоцентризма средневековой философии.

 

22. Средневековая  философия

Средневековье - это целое тысячелетие, начала и концы которого имеют  очертания конкретных исторических событий: падение Рима (476 г.) и падение  Византии (1453).

Культурной доминантой средних  веков была религия.

Средневековое мышление, в т. ч. и  мышление философское, обладало рядом  отличительных особенностей. Пожалуй, главная из них - теоцентризм. Все  определяет в конечном счете Бог. Религия, церковные догмы были исходным пунктом и основой всякого мышления. Авторитетом истины становилось только то, что было освящено Библией и трудами святых отцов. Истину не надо было искать и открывать - она уже дана в Священном Писании, ей нужно только причаститься, полагаясь при этом не столько на ум, сколько на сердце.

Средневековое мышление отличалось также  психологической самоуглубленностью. Психологическая самоуглубленность проявлялась прежде всего в огромной роли, как считалось, очищения и искренности для душевного спасения человека.

Символизм - еще одна особенность средневекового мышления. Все явления мира - знак и символ божественного присутствия, творения и неоставления. Постижение смысла божественных символов - основная задача любого - и "светского", и религиозного - мыслителя. Главные символы были представлены текстом Библии. Ее толкование составляло сердцевину духовной культуры средневековья. Символизм породил особый способ познания - комментирование как речевую встречу божественного откровения и человеческого постижения.

Средневековая философия квалифицируется в целом как схоластическая. Схоластика - это тип религиозной философии, характеризующейся соединением догматики с рационалистической методикой, прежде всего ее формально-логическим инструментарием. Буквальный же смысл термина "схоластика" - "школьная, учебная" философия, преподаваемая в университетах и школах. Все, кто занимался науками и особенно философией в средние века, были "схоластиками". В то время это звание было почетным, близким по смыслу понятию "ученый теоретик". Вообще же схоластика в широком (и негативном) смысле слова - символ оторванности от жизни, пустого словопрения, эстетствующего теоретизирования.

 

23. Немецкая  классическая философия

Немецкая классическая философия  — это период в развитии немецкой философской мысли с середины XVIII до середины XIX в., представленный учениями И. Канта, И. Фихте, Ф. Шеллинга и Г. Гегеля.

Для немецкой классической философии  характерны систематическая целостность  и внутренняя завершенность, идеализм, особый интерес к гносеологической проблематике, глубокое убеждение в естественной упорядоченности мироздания, постигаемой рациональным путем. Критицизм, подвергающий все суду разума, — отличительная особенность стиля мышления новой философской традиции. Вместе с ней в философию вошла деятельностная парадигма.

Впервые в истории философской  мысли в немецкой классической философии была создана целостная диалектическая концепция развития. Начало традиции немецкой классики было положено И. Кантом, совершившим гносеологический поворот в философии. Критически анализируя познавательную

деятельность человека, он обосновал  творческий характер познания, четко  обозначил проблему его условий и границ, создал противоречивое, дуалистическое учение об источниках познания. Деятельностная парадигма немецкой классической философии получила свою дальнейшую разработку в субъективно-идеалистической концепции И. Фихте, внесшего значительный вклад в становление диалектики как теории развития.

Неотъемлемая часть немецкой классики — натурфилософия Ф. Шеллинга, в  основе которой лежала объективно-идеалистическая картина развития природных процессов и форм.

Создателем одной из последних  систем классического новоевропейского рационализма был Г. Гегель. На основе объективного идеализма он разработал теорию диалектики. В творчестве Г. Гегеля диалектика была в качестве теории развития. Все мировое развитие философ представил как развитие духа (Абсолютной идеи), подчиненное законам диалектической логики. Тем самым в философии Г. Гегеля утверждался принцип тождества бытия и мышления.

А. Шопенгауэр выступил первым критиком гегелевской философии. Отправной точкой его рассуждений послужило представление о воле как абсолютном начале бытия, создающем и мир, и человека. Истинная сущность вещей представлялась философу сугубо иррациональной, постигаемой лишь интуицией, которая основана на запредельной воле к познанию.

Таким образом, отвергнув парадигмальные установки классики, иррационалистическая традиция в философии XIX в. (наряду с марксизмом) заложила основы формирования постклассической философии и оказала огромное влияние на философскую мысль XX в.

 

25. Социально-философские  идеи и национальная культура  Беларуси

Философская мысль в Беларуси представляет собой комплекс идей, сложившихся  впроцессе развития Беларуси как  страны, белорусов как нации, белорусской культуры как уникальной целостности. Большое воздействие на развитие философской мысли в Беларуси всегда оказывала ее включенность в более широкие культурные целостности, а также ситуация социокультурного взаимодействия между Западом и Востоком.

Философия в Беларуси развивалась  под сильным влиянием религиозного мировоззрения, а также социально-политических и идеологических установок. Эти культурные факторы определяли кросснациональный, кроссязыковой и кроссконфессиональный характер философии в Беларуси, отличавшейся комплексностью и синкретичностью.

Предтеча философской мысли  в Беларуси — просветительская деятельность Кирилла Туровского и Евфросиньи Полоцкой. Становление самобытной национальной философии связано с именем Ф. Скорины, гуманиста и первопечатника 1-й половины XVI в. Его мировоззрение отличалось веротерпимостью и патриотизмом, представляло собой синтез христианских, античных и гуманистических идей Возрождения. К этому же историческому периоду относится творчество С. Будного, А. Волана, Н. Гусовского, братьев Зизаниев, В. Тяпинского. В XVII в. философские поиски были продолжены Симеоном Полоцким, а в XVIII в. — Г. Конисским. Отличительной особенностью философии этого времени является преобладание в ней религиозно-этических исканий в сочетании с глубокими этическими и эстетическими размышлениями.

В рамках онтологической проблематики в эту пору большой интерес  вызывала проблема происхождения мира, соотнесенности идеального и материального, божественного и природного.

В философии Беларуси XVII в. материализм и атеистическая версия свободомыслия наиболее последовательно были представлены в творчестве К. Лыщинского.

Развитие философской мысли  в Беларуси в XIX—XX вв. происходило  в тесном контакте с идейно-политическими процессами в России. Оно отличалось поисками критериев национальной идентификации и путей развития национального самосознания. С конца 20-х гг. XX в. началась эпоха советской философии в Беларуси.

 

27. Философия  в современном мире

Во 2-й половине XIX в. в развитии техногенной цивилизации, определяющей стратегии социодинамики современных обществ, обнаружились фундаментальные проблемы и противоречия. Глобальные кризисы (экологический, антропологический, социокультурный и др.) заставили критически отнестись к прежним идеалам прогресса и целям социального развития. Сейчас в мире идет поиск новых путей развития, новых человеческих ценностей и мировоззренческих ориентиров. Этот поиск осуществляется в различных областях человеческой культуры — в науке, искусстве, религии.

Информация о работе Человек как предмет философии