Японская письменность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 15:55, реферат

Краткое описание

В этой работе мне бы хотелось проследить за историей возникновения и развития одного из видов письменности, а именно – японской. Причина моего интереса проста. Несмотря на возникновение буквенно-звукового письма, в Японии, как и в некоторых других странах азиатского региона, до сих пор продолжают использовать иероглифы. Почему же они не откажутся от сложного и неудобного, с точки зрения европейского человека, письма в пользу простого и быстрого? Быть может, упростив себе жизнь, мы утратили нечто важное, что до сих пор хранит в себе эта «священная резьба»[3]? Ответ на этот вопрос содержится в истории японской письменности.

Вложенные файлы: 1 файл

Umida.docx

— 32.34 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

  Язык есть система  знаков, являющийся основным средством  общения[1].

 Письменность – система  знаков, закрепляющая язык.

     Мы знаем,  кто придумал электродвигатель  и антибиотики, конституцию и  компьютер. Но эти изобретения,  изменившие жизнь человечества, никогда не состоялись бы, если  бы в древности кто-то, чьих  имен мы никогда не узнаем, не изобрел земледелие, обработку  металлов и письменность. Современные  дети, выводящие свои первые буквы-каракули, не думают в это время о  своих далеких предках. Они  пришли в мир, который невозможно  представить без средств массовой  информации, а они не развились  бы без письменности, без огромного  количества разнообразных текстовых  материалов. Чтобы жить в этом  мире, нужно уметь читать и  писать, иначе окажешься на обочине  современности.

     Почти миллион  лет поколения людей были связаны  между собой только нитями  мифов и ритуалов, а разные  племена – только причудливыми  слухами. Изобретение алфавитного  письма было тем великим шагом,  который привел человечество  от варварства к цивилизации.  В тот момент, когда впервые  было высечено, нацарапано, имя вождя,  или бога, или племени – мы  никогда не узнаем точно, - тогда  началась история. Времена, когда  не существовало письменности, так  и называются – доисторическими.  Прежде для человека существовали  две реальности: обыденная, сиюминутная,  события в которой происходили  постольку, поскольку их можно  видеть, слышать или помнить, и  неизменная реальность мифов,  которая царила над временем. Мифы и ритуалы тогда были  единственной копилкой человеческих  достижений. Теперь появилась третья  реальность – историческая, она  же информационная. Человек оказался  включен в поток истории, благодаря  средствам массовой информации  он теперь знает о событиях, которых никогда не видел, при  помощи иных средств, развившихся  на основе письменности, он может  сообщить о себе потомкам, с  которыми никогда не переговорит.  Прежде только божественные явления  были неподвластны времени, теперь  испытание временем выдерживают  и дела человеческие. То, что делает  человек сегодня, будут помнить  не только его современники, но  и далекие потомки. Наука не  могла бы получить какое-нибудь  существенное развитие, не опираясь  на работы предшественников. Добрая  традиция  научных работ –  тщательное пережевыванье предыдущих  исследований с последующим вычленением  крох нового знания – сформировалась  на основе возможности копаться  в богатых библиотеках и получать  образование при помощи учебников,  в которых оставили свое накопленное  знание, быть может, давно почившие  светила.

     Мифы всех  цивилизаций рассказывают о божественном  происхождении письменности –  ее ценность люди понимали  всегда. И сама возможность писать  и читать долгое время оставалась  уделом избранных, прежде всего  жречества и государственных  чиновников. Иначе и быть не  могло, ведь, чтобы овладеть грамотой, требовалось запомнить и научиться  изображать тысячи сложных знаков  – иероглифов. Когда финикийцы,  а за ними греки создали  буквенно-звуковое письмо с алфавитом  из нескольких десятков простых  значков, которым способен овладеть  каждый за несколько недель, произошла  тихая и самая великая революция  за всю историю человечества.

     Основная предпосылка  к созданию письменности –  возникновение речи. Когда

человеческая обезьяна научилась  говорить, сразу стало понятно: рано или поздно

эта же обезьяна научится и  фиксировать свои речевые проявления. Но, с другой

стороны, однажды возникнув, письменность стала оказывать обратное воздействие

на язык, придавая ему большую  стабильность и оформленность. Вне  письма

представить себе современный  общенациональный язык трудно[2].

     В этой работе  мне бы хотелось проследить  за историей возникновения и  развития одного из видов письменности, а именно – японской. Причина  моего интереса проста. Несмотря  на возникновение буквенно-звукового  письма, в Японии, как и в некоторых  других странах азиатского региона,  до сих пор продолжают использовать  иероглифы. Почему же они не  откажутся от сложного и неудобного, с точки зрения европейского  человека, письма в пользу простого  и быстрого? Быть может, упростив  себе жизнь, мы утратили нечто  важное, что до сих пор хранит  в себе эта «священная резьба»[3]? Ответ на этот вопрос содержится  в истории японской письменности.

     В первой  главе данного исследования будут  рассмотрены история и развитие  письменности вообще. Вторая будет  посвящена непосредственно японской  письменности.

 

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПИСЬМЕННОСТИ

 

     По мере накопления  опыта и знаний у человека  появилась необходимость запоминать  и передавать их. Говоря современным  языком, возникла проблема хранения  и передачи информации.

     Делать это  при непосредственном общении  было просто, но и здесь многое  утрачивалось из-за несовершенства  человеческой памяти. Главным же  препятствием стали пространство  и время, преодолеть которые  могло только запечатленное слово.

     Первым шагом  на далеком и трудном пути  к современному письму было  использование предметов – сначала  в качестве «напоминательных»  средств. Они не передавали  мысль, а только напоминали  о ней. До сих пор сохранилась  у нас привычка завязывать  узелки на память.

     Потом за  предметами стали закреплять  конкретное значение. Они являлись  своего рода сигналами, условными  знаками, обозначавшими то, о чем  было заранее оговорено. Такими  условными знаками служили зарубки  на бирках или деревьях, узлы, шнуры, стрелы для объявления  войны и прочие предметы. Этот  способ закрепления значений  носит название «предметное письмо».

     Но предметное  письмо не могло решить главной  задачи: стать своего рода памятью  человечества, хранящей накопленные  знания. А потребность в этом, по мере усложнения общественной  жизни, была все более острой. Формировались обычаи, традиции, и  их нужно было передавать новым  поколениям. Разделение труда и  обмен товаров требовали точного  учета. Выделились вожди и жрецы,  их деяния необходимо было  увековечить.

     Следующей ступенькой  на пути к современному письму  стала пиктография, или письмо  в рисунках. Особенность его как  способа передачи информации  заключается в том, что рисуночная  запись сообщения передает мысль целиком, не выделяя отдельных понятий. Даже самые мелкие фрагменты пиктограммы имеют такую же смысловую законченность, как и современное предложение. Выделить в пиктограмме составные части, как в предложении, нельзя. Она изображает действие, событие, однако никак не отображает устного языка, названий предметов. Пиктограмма обозначает то же, что и изображает, символика в ней отсутствует. Поэтому пиктограмма может быть расшифрована любым человеком, независимо от того, на каком языке он говорит.

     Исследователи  считают пиктографию первоначальным  способом письменного выражения  мыслей. Благодаря своей наглядности  она была общедоступна. Однако  допускала вольные толкования  смысла. При помощи столь громоздкого  и конкретного средства выражения,  как рисунок, очень трудно было  передавать абстрактные понятия.

     Страдала точность  передачи сведений, поскольку начертания  одних и тех предметов в  разных пиктограммах были различны, не говоря уже об изображении  действия. Например, «оружие» в одном  случае передавалось рисунком  копья, в другом – стрелы  и лука, в третьем – дубинки.

     Пока записи  были редкими и случайными, все  эти недостатки пиктографического  письма особенно не ощущались.  Однако по мере развития государственности,  когда переписка становится повседневностью  и в нее втягивается все  большее количество людей, письменность  превращается в непременный атрибут  обыденной жизни. Возникает потребность  в ускорении записей. И вполне  закономерно, что рисунок каждого  изображения постепенно упрощается  и все отчетливее расчленяется  на отдельные графические знаки.  Название предмета закрепляется  за определенным рисунком, этот  предмет изображающим.

     Большое влияние  на начертание знаков-рисунков  оказывает материал, на который  наносили письмена. В Передней  Азии, например, знаками покрывали  прямоугольные или овальные глиняные  плитки. Вязкость глины затрудняла  быстрое нанесение на плитки  закругленных линий, и здесь  выработались знаки в форме  клиньев – клинопись. В Египте  основным материалом для письма  служил папирус – первый материал, специально изготовлявшийся для  письма.

     Следующей вехой  на пути к современному письму  было членение фразы на отдельные  понятия, а затем и слова.  Пиктограмма изображала только  законченную мысль, без членения  на отдельные элементы (части  речи), теперь за каждым понятием  и конкретным предметом закрепился  знак-рисунок. Из них, в свою  очередь, составлялась запись. Система  таких знаков – идеография  – была упорядочена в масштабе  государства, которое нуждалось  в устойчивом и точном письме  для управления, учета, записи  законов и т. д.

     Идеографическое  письмо не только передавало  содержание сообщения, но и  выявляло словарный состав языка.  Последовательность знаков-рисунков  уже не зависела от прихоти  писца, она отражала синтаксический  строй, присущий языку.

     Образование  знаков-идеограмм для слов, которые  имели конкретное значение и  поддавались изображению, протекало  достаточно ясно: оно шло по  линии упрощения графического  начертания.

     С передачей  абстрактных и сложных понятий  дело обстояло много трудней. Однако и это препятствие было преодолено. Но идеографическая письменность обладала серьезными недостатками, заставлявшими искать новые принципы воспроизведения речи на письме.

     Справляясь  с обозначением абстрактных понятий,  идеография не могла указывать  грамматических форм слов, отчего  страдала точность передачи связи  между понятиями. Однако наиболее  труднопреодолимой была многознаковость  идеографических систем. В некоторых  высокоразвитых цивилизациях идеографическая  письменность насчитывала десятки  тысяч знаков. При этом даже  те знаки, что ведут свое  начало от пиктограммы, наглядно  очерчивающей предмет, полностью  утрачивали сходство со своей  «моделью». Для овладения такой  грамотой приходилось потратить  немало лет, что могли себе  позволить немногие.

     Магическая  власть письма над непосвященными  была столь велика, что дар  этот воспринимался как привилегия  избранных, недоступная простому  человеку. Люди, знавшие грамоту,  относились к особой касте.  Это жрецы, писцы, ученые и  государственные деятели.

     Нужды общественного  развития все сильнее требовали  более компактного, точного и  доступного письма, чем идеография. Это был путь от фиксации  смысла к фиксации звука.

     Следующим шагом  на пути к букве стало слоговое  письмо. То была принципиально  новая идея, рождение которой  требовало очень высокого уровня  абстрактного мышления. Сделать  такой шаг трудно.

     Чтобы впервые  расчленить значащую цельность  слова на ничего не значащие  части, нужно отделить звуковую  оболочку от смысла как от чего-то малосущественного, хотя именно ради передачи смысла слово и существует. Около двух тысяч лет потребовалось для этого человечеству. Если первые идеографические системы стали возникать в четвертом-третьем тысячелетиях до нашей эры, то слоговые появились только во втором-первом тысячелетиях до нашей эры.

     Однако древнейшие  письменности в силу различных  исторических обстоятельств выходили  из употребления порой так  и не успев преобразоваться  в чисто слоговые. Другие же, более «молодые», использовав знаковую основу идеографических систем, напротив, стали слоговыми.

     По сравнению  с идеографической слоговая система была удобнее для обучения и употребления. Она делала письмо более компактным, поскольку насчитывала от двух-трех сотен знаков до нескольких десятков, точнее отражала фонетический и грамматический строй языка.

     Дальнейшее  развитие письма пошло по пути  все большого дробления звукового  потока, до самой мелкой «дольки» - звука.

     Первый алфавит  создали финикийцы во втором  тысячелетии до нашей эры. Он  состоял из двадцати двух букв. Они обозначали лишь согласные  звуки или слоги, состоящие  из согласного и гласного звуков. По этой причине финикийский  алфавит занимает промежуточное  положение между слоговыми и  буквенно-звуковыми системами письма.

     Знаки финикийского  алфавита имеют простую, удобную  и для написания, и для запоминания  форму. Финикийский алфавит был  заимствован греческой и арамейской  письменностями. От арамейского  алфавита берет свое начало  восточная ветвь буквенно-звукового  письма и некоторых слоговых  систем, распространенных в Азии. Греческий стал колыбелью западных  буквенно-звуковых систем письменности, для которых в равной степени  характерно употребление как гласных, так и согласных звуков.

     Великая историческая  заслуга древних греков состоит  в том, что они выделили гласные  звуки, введя для них в алфавит  специальные знаки. Так греческий  алфавит приобрел вид, который  в основных своих чертах сохранился  и по сей день.

Информация о работе Японская письменность