«Пальцевая живопись» как средство развития творческих способностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2014 в 19:59, курсовая работа

Краткое описание

Нетрадиционные техники рисования оказывают положительное влияние на творчество детей и наиболее интересными занятиями являются различные занимательные занятия , которые, развивают их художественно-творческие способности.
Занятия должны быть для создания устойчивой мотивации к художественно-творческой деятельности, стремление выразить свое отношение, настроение в образе.
Среди некоторых техник популярна «пальцевая живопись» когда краска наносится пальцами или ладошкой.

Содержание

Введение………………………………………………………………………4
Глава 1. Теоретические основы нетрадиционных техник рисования детского творчества…………………………………………………………………….8
1.1 Виды и техники нетрадиционного рисования………………………....8
1.2 «Пальцевая живопись»…………………………………………………...12
1.3. Влияние пальцевой живописи на творческое развитие детей дошкольного возраста………………………………………………………………………...13
Выводы по 1 главе………………………………………………………….....17
Глава 2. Условия развития творческих способностей детей при использовании техники «пальцевой живописи»……………………………18
Заключение ……………………………………………………………………25
Приложения …………………………………………………………………...27
Список литературы……………………………………………………………35

Вложенные файлы: 1 файл

МОЯ курсовая.docx

— 516.70 Кб (Скачать файл)

Государственное автономное образовательное

учреждение среднего профессионального образования

Новосибирской области

«Татарский педагогический колледж»

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

По теме «Пальцевая живопись» как средство развития творческих способностей


дошкольников


(тема)

 

Выполнена студентом (-кой)   Бова Дарьей Александровной


(И.О.Фамилия)

404


(номер группы)

                                     050144 Дошкольное образование


Основная профессиональная образовательная программа по специальности

              


(шифр и наименование специальности/профессии)

 

Форма обучения     очная


 

Руководитель:  О.А. Михно преподаватель методики продуктивных видов деятельности

                 


(ученая степень, должность, И.О.Фамилия)                         


(подпись, дата)

 

Заведующий кафедрой:   О.Е. Романова


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

Введение………………………………………………………………………4

Глава 1. Теоретические основы нетрадиционных техник рисования  детского творчества…………………………………………………………………….8

1.1 Виды и  техники нетрадиционного рисования………………………....8

1.2 «Пальцевая живопись»…………………………………………………...12

1.3. Влияние  пальцевой живописи на творческое  развитие детей дошкольного возраста………………………………………………………………………...13

Выводы по 1 главе………………………………………………………….....17

Глава 2. Условия  развития творческих способностей детей при использовании техники «пальцевой живописи»……………………………18

Заключение ……………………………………………………………………25

Приложения …………………………………………………………………...27

Список литературы……………………………………………………………35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

 

Способность к творчеству является специфичной особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее.

Чем выше уровень развития способностей человека, тем больше возможностей открывается для его творческой деятельности.

Образ, созданный детьми в результате творческой деятельности, нельзя отождествлять с художественным образом, созданным взрослым, так как глубокого обобщения они сделать не могут. Созданные ими образы обладают большей или меньшей выразительностью, зависящей от степени общего развития способностей и приобретенных навыков.

Проблема развития способностей дошкольников находится сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих в сфере статей, методических пособий, сборников игр и упражнений как по развитию различных психических процессов в этом возрасте (внимания, памяти, мышления, воображения, эмоций), так и по развитию разных видов способностей общей (перцептивных, интеллектуальных, творческих, анемических, познавательных, моторных) и специальной направленности (математических, конструкторных, музыкальных, изобразительных).

При всем многообразии тематик можно выделить две основные тенденции, характеризующие теоретическое развитие проблемы развития способностей дошкольников и ее выход в практику: первая связана с исследованиями отдельных способностей и психических процессов, с внедрением в систему дошкольного образования специальных тренинговых программ по их развитию развитие памяти, мышления, речи, музыкального слуха и прочие , вторая – с интеграцией отдельных видов способностей в подсистеме (умственные способности, художественные, эстетические, творческие) и разработкой комплексных методов их развития. Соответственно различается и практическая реализация этих подходов.

Проблемой развития детского изобразительного творчества занимались А.В. Бакушинский, Д.Б. Богоявленская, А.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, А.В. Рождественская.

Однако практический аспект реализации развития художественных способностей детей дошкольного возраста средствами изобразительного творчества остается недостаточно раскрытым, поскольку стремительно меняются многие точки зрения относительно психологических и художественных условий формирования способностей, меняются детские поколения и соответственно должна измениться технология работы педагогов.

В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей дошкольного возраста.

В работах А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, Н.Н. Поддьякова установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе рисовании, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связь между отдельными явлениями  и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность, раскрывается творческий потенциал.

Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специальными видами изобразительного творчества, в том числе и « пальцевая живопись»

«Пальцевая живопись» - один из способов изображать окружающий мир: пальцами, ладонью, ступней ноги, а может быть, и подбородком, носом.

Пальцевая живопись дает возможность создавать прекрасные рисунки –это украшения платьев, следы зверей , прекрасные пейзажи, деревья, птицы  и многое другое.

Техника требует свободных движений, предлагает свободно экспериментировать в пространстве листа бумаги, поэтому рекомендуется для детей со сниженной активностью и неустойчивым вниманием. В процессе работы активизируется развитие психических процессов, совершенствуется моторика (дифференцируются мелкие движения пальцев, кисти), зрительно-двигательная координация, раскрывается творческий потенциал.

Все дети любят рисовать. Для ребенка это радостный и вдохновенный труд, к которому не надо принуждать. Но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Нестандартное рисование это как раз тот способ, который  может  внести, в ваши занятия с ребенком свежую струю.

Необычные способы рисования так увлекают детей, что, образно говоря, разгорается настоящее пламя творчества. Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребенок начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получится. Малыш уверен, что получится, и получится красиво.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Объектом исследования: процесс развития творческих способностей дошкольников

Предмет исследования: рисование «пальцевой живописью» как средство развития творческих способностей.

Цель представленной работы: определить  роль «пальцевой живописью» в развитии творческих способностей дошкольников

 

Задачи:

    1. Изучение и анализ психолого-педагогического и методической литературы по проблеме исследования.
    2. Определить влияние «пальцевой живописи» на творческое развитие дошкольников.
    3. Описать условия развития творческих способностей детей при использовании техники «пальцевой живописи»
    4. Разработать для воспитателей по развитию творческих способностей в рисовании.

 

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы; моделирования.

Практическая значимость: представлена рекомендацией по пальчиковой живописи, что может указывать на практическую значимость результатов исследования, которые могут быть использованы в практической работе студентов, и как методическое пособие для организации  развития творческих способностей.

 

Структура работы соответствует логике исследования и представлена введением, двумя главами, заключением, списком литературы и приложениями.

 

 

Глава 1. Теоретические основы нетрадиционных техник рисования  детского творчества.

 

 

  • 1.1 Виды и техники нетрадиционного рисования.
  •  

  •  Сегодня в обучении детей изодеятельности перед педагогами стоит одна задача - развитие у дошкольников творческих способностей, но способности, как известно, на пустом месте не рождаются, а чтобы ребенок мог творчески созидать, предстоит кропотливая работа.

            Наиболее интересными занятиями, которые стимулируют творческий потенциал детей, а значит, развивают их художественно-творческие способности, являются различные занимательные занятия.  

           Занимательность означает качество, вызывающее не просто любопытство, а глубокий, устойчивый интерес. То есть цель проведения занимательных   занятий - создать устойчивую мотивацию к художественно-творческой деятельности, стремление выразить свое отношение, настроение в образе. Все занятия сделать занимательными невозможно, и к этому стремиться бесполезно. Но внести элементы занимательности в каждое занятие воспитатель не только может, но и должен. Занимательные занятия делятся на два типа: с традиционными изобразительными материалами и с материалами нестандартными, или нетрадиционными.

    Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т.п., но в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных: кляксографии, монотипии и т.п.

     

     

    Тычок жесткой полусухой кистью.

     

       Возраст: любой.

        Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

       Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата или силуэт животного.

        Способ получения изображения: Ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

    (Рис. 1.)

     

     

    Монотипия

    Возраст: от пяти лет.

    Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.

    Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

    Способ получения изображения: Ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.  (Рис.2)

     

    Пальцевая живопись.

    Возраст: от двух лет.

    Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

    Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага, небольшие листы, салфетки.

          Способ получения изображения: Ребенок обмакивают  каждый пальчик в разные краски и накладывают цвета на цвет. В результате смешивания цветов дети добиваются нужного оттенка. (Рис. 3)

     

    Рисование ладошкой.

     

     Возраст: от двух лет.

    Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

    Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

              Способ получения изображения: Ребенок опускает в гуашь ладошку или окрашивает ее с помощью кисточки. И делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. (Рис.4)

     

     

    Оттиск салфеткой.

     

    Возраст: от четырех лет.

    Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

    Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, салфетка.

    Способ получения изображения: Ребенок прижимает салфетку, сложенную в комок к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и салфетка. (Рис. 5)

     

    Набрызг.

    Возраст: от пяти лет.

    Средства выразительности: точка, фактура.

    Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, зубочистка.

              Способ получения изображения: Ребенок набирает краску на кисть и стряхивает ее на бумагу, проводя зубочисткой по щетинкам кисти. Брызги полетят на бумагу. (Рис. 6)

     

    Кляксография.

    Возраст: от пяти лет.

    Средство выразительности: пятно.

    Материалы: бумага, тушь или жидко разведенная гуашь в мисочке, широкая кисть.

    Информация о работе «Пальцевая живопись» как средство развития творческих способностей