Задачи по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 09:06, задача

Краткое описание

Задача 1
Учитель математики настолько глубоко овладел вниманием учащихся при объяснении новой теоремы, что никто из них не услышал звонка по окончании урока.
Каким физиологическим механизмом можно объяснить состояние учеников?

Вложенные файлы: 1 файл

практикум.doc

— 169.50 Кб (Скачать файл)

 

Б. Взаимодействие ощущений- синестизия- возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущений , характерных для другого анализатора.

 

В. Сенсибилизация- повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов вследствие необходимости компенсации сенсорных дефектов.

 

Г. Взаимодействие ощущений, ощущение холода ( тактильные ощущения) бодрит, возбуждает, усиливает работу других анализаторов- зрительных.

Д. Взаимодействие ощущений. Увеличение интенсивности зрительных раздражителей приводит  к повышению уровня слуховых ощущений.

 

Задача 5

А. Текстильщики, специализировавшиеся на выработке черных тканей, различают до 40 оттенков черного цвета там, где глаз человека-неспециалиста различает два-три оттенка.

Б. У людей, занимающихся музыкой, наблюдается заметное повышение  чувствительности к различению тона.

     В. У дегустаторов вырабатывается исключительная тон кость вкусовых ощущений.                               

Г. Слепоглухая  Ольга Скороходова* по запаху узнает вошедшего в комнату человека; узнает, “читала” ли она эту газету; слушает музыку, положив руку на крышку рояля.   

Д. Цирковой артист уверенно идет по высоко натянутой  проволоке, выполняя разнообразные  танцевальные движения.

Е. Скрипичный мастер по звуку скрипки узнает ее “лас-1 порт”: где, когда, кем она была изготовлена.                  |

Ж. На осязательной деятельности руки основано все обучение слепых и слепоглухих. Восприятие пальцами выпуклого шрифта служит одним из основных средств умственного и общего культурного развития таких людей.

Укажите, от каких условий зависит повышение чувствительности в каждом из примеров.

 

Решение:А. Сенсибилизация,  обусловленная специфическими требованиями деятельности.

Б.    Сенсибилизация,  обусловленная специфическими требованиями деятельности.

В. Сенсибилизация,  обусловленная специфическими требованиями деятельности.

Г. Компенсаторная сенсибилизация.

Д. Адаптация. 

Е. Сенсибилизация,  обусловленная специфическими требованиями деятельности.

Ж. Сенсибилизация вследствие необходимости компенсации сенсорных дефектов

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Восприятие.

       3адача 1

Выберите номер ответа, содержащий все существенные отличительные  признаки восприятия (номера ответа см. в конце задачи).                                              

а) Субъективное отражение внешнего мира;

б) отражение отдельных свойств относимых к определенному предмету;                                          

в) первоначальный источник всех знаний об окружающем мире;

г) результат совместной деятельности ряда анализаторов;

д) целостное отражение совокупности свойств, принадлежащих предметам, явлениям окружающего мира;               

е) составной элемент, из которого складываются все предметы и явления  окружающего мира;                        

ж) искаженное отражение окружающего  мира;,'

з) отражение отдельных свойств, не относимых к какому-1 либо предмету;                                      

и) отражение законов природы  и общества;

к) отнесение конкретного предмета к определенной категории предметов.                                            

1. а, б, в ,е; 2. г, ж, з, и; 3. а, б, з, и; 4. б, г, д, к; 5. в, д, ж, и.

Решение:  Ответ 4( б, г, д, к). Восприятие — это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.

 

 

Задача 2

А. Необходимым условием достижения высоких спортивных результатов является наличие у спортсмена хорошо развитых некоторых особенностей, или “чувств”: чувство мяча у футболистов, чувство воды у пловцов, чувство планки у прыгунов в высоту и т. д. (По П. А. Рудику.)

 Б. Князь Андрей ...любовался  тем дубом, которого он искал.

Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца... Сквозь столетнюю жесткую кору пробились без сучков сочные, молодые листья, так что. верить нельзя было, что этот старик произвел их. (Л. Я. Толстой. Война и мир. Собр. соч. в 20-ти т., т. 5. М., Гослитиздат, 1962, стр. 176.)

В. Французские спелеологи получили данные, свидетельствующие о том, что при длительном пребывании под землей в полном одиночестве теряется представление о времени. Так, Антуан Сеньи на 122-й день своего пребывания в пещере был удивлен, когда ему сообщили о скором окончании эксперимента: по его подсчетам, было лишь 6 февраля, а не 2 апреля, как ему сообщили. (По Б. А. Душкову, Ф. П. Космолинскому.)

Г. Во II классе учитель, показав детям  репу, редьку и редис, спросил, чем  отличаются эти овощи по цвету, форме. Потом учитель кладет на парты салфетки с кусочками овощей. Дети их пробуют.

У ч и т е л ь: Валя, тебе понравилась репа?

Ученица: Она вкусная.

Учитель: А редька?

У ч е н и ц а: Горькая.

Учитель проходит по рядам, дает ребятам  нюхать лук, все

нюхают, смеются, морщатся. (По Л. В. Занкову, 1960.)

Д. ...Ванька перевел глаза на темное окно, в котором мелькало отражение его свечи, и живо вообразил себе своего деда Константина Макарыча, служащего ночным сторожем у господ Живаревых. Это маленький, тощенький, но необыкновенно юркий и подвижной старикашка, лет шестидесяти пяти, с вечно смеющимся лицом и пьяными глазами... (Л. Л. Чехов. Ванька. Собр. соч. в 12-ти т., т. IV. М., Гослитиздат, 1955, стр. 584.)

1. Укажите, в каких примерах  говорится о восприятии.

2. По каким признакам вы это  установили?

 Решение:О восприятии говориться в примерах :

-Б, константность образа. Образ дуба, увиденного князем Андреем был в его сознании, поэтому  увиденный дуб он воспринял соответствующим образом.

-В, восприятие времени. Индивидуальное восприятие времени зависит от интенсивности деятельности и эмоционального состояния испытуемого. Испытуемый находился в одиночестве, его деятельность, скорее всего не была интенсивной, поэтому течение времени для него как бы «замедлилось».

 

 

3адача 3

Какая из перечисленных закономерностей  восприятия (апперцепция, осмысленность восприятия, зависимость восприятия части от восприятия целого, выделение предмета из фона, целостность, константность) проявляется в данных примерах?

А. Маяковский был высокого роста, и все обычно привыкли видеть его  снизу, с подбородка: в этом ракурсе его лицо приобретало тяжелую скульптурную монументальность. На самом же деле, с точки зрения обычных пропорций, подбородок у Маяковского не был большим (хотя многие художники и скульпторы до сих пор бьются и не могут найти эту неуловимую и характерную для лица поэта значительность: они искусственно утяжеляют ему подбородок и сразу теряют сходство).

А подбородок у Маяковского был, как это ни кажется странным, совсем не резко выраженного, а даже наоборот — мягкого контура. Монументальность поэту придавали его рост, плечи, широкий великолепный рот оратора и жгучие, полные ума, человечности и ощущения скрытой силы, огромные, выразительные глаза. (И. Рахилло. Московские встречи. М., “Московский рабочий”, 1962, стр. 14.)

Б. Человек с подвижным и выразительным лицом и богатой жестикуляцией, находящийся среди людей с бедной мимикой и пантомимикой, производит более сильное впечатление (при прочих равных условиях).

Незнакомая женщина, находящаяся  среди мужчин, внешне не резко отличных друг от друга, будет воспринята ярче, чем тогда, когда она будет в группе женщин.

Незнакомый офицер будет острее воспринят в группе солдат, чем  среди других офицеров, при прочих равных условиях восприятия. (По А, А. Бодалеву.)

В. Если воспринимаемый на некотором  расстоянии предмет удалить от воспринимающего, то отображение предмета на сетчатке уменьшится как в длину, так и в ширину, т. е. уменьшится и площадь его, а между тем в восприятии образ сохраняет в определенных пределах приблизительно ту же постоянную, свойственную предмету величину. (По С. Л. Рубинштейну.)

Г. Гете отмечал, что темный предмет  кажется меньше светлого, если оба имеют одинаковую величину. При одновременном восприятии белого круга на черном фоне и черного круга того же диаметра на белом фоне последний кажется примерно па '/5 меньше первого. Они покажутся равными, если черный круг сделать, соответственно больше. (По К.. К. Платонову.)

Д. Слушая музы.ку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию. Она  остается той же самой, если ее исполняет симфонический или струнный оркестр или один рояль. (По К.. К. Платонову.)

 

 

Решение:   А. Целостность, зависимость восприятия от части целого.

Б. Категориальность, выделение предмета из фона.

 

В. Константность восприятия.

Г. Выделение предмета из фона.

Д. Осмысленность восприятия.

 

Задача 4

Человек мгновенно может распознавать любую фигуру, например квадрат, независимо от того, большой он или маленький, расположен ли он вертикально или под углом, нарисован ли он белым цветом на черном фоне или черным на белом фоне пли просто очерчен контуром. Более того, человек распознает квадрат даже в том случае, если бумага, на которую он нанесен, наклонена так, что изображение, падающее на сетчатку глаза, выглядит параллелограммом. (По А. М. Эндрю.)

1. От какой закономерности восприятия зависит описанная способность человека?

2. Может ли обладать такой  способностью современная электронная  машина?

Решение: Категориальность  человеческого восприятия носит обобщенный характер и каждый воспринимаемый предмет человек обозначает словом понятием, относимым к определенному классу. В соответствии с этим классом в воспринимаемом предмете ищутся и видяться признаки свойственные всем предметам данного класса и выраженные в объеме и содержании этого понятия. Современные компьютеры при определение фигуры могу совершать ошибки,т. к. анализируют соответствие изучаемого объекта заданным признакам, а человек ищет признаки соответствующие данной фигуре.

 

Задача 5

Как организовать экскурсию старших  дошкольников в парк зимой (осенью), чтобы создать наилучшие условия для наблюдения? Выберите номер (см. в конце задачи), в котором все ответы правильные.

а) Привести детей в парк и организовать подвижную игру;

б) прочитать  предварительно  стихотворение  Пушкина “Осень”;

в) предварительно объяснить детям, что они должны заметить различия между осенним и зимним парком;

г) заранее предупредить их, чтобы  они внимательно рассмотрели все, что встретят в парке;

д) перед экскурсией объяснить детям, на какие изменения в парке они должны обратить внимание;

е) предупредить, что после экскурсии  они должны будут нарисовать деревья  осенью (зимой) и летом;

ж) предложить собрать опавшие листья и разложить их по породам деревьев.

1. а, в, г; 2. б, в, г; 3. в, д,  ж; 4. в, д, е; 5. г, д, ж.

Решение:Ответ 2, прочитать  предварительно  стихотворение  Пушкина “Осень”, предварительно объяснить детям, что они должны заметить различия между осенним и зимним парком, заранее предупредить их, чтобы они внимательно рассмотрели все, что встретят в парке;

 

 

 

Тема: Память.

          

Задача 1

  На основании описания укажите,  какой вид памяти (долговременная, кратковременная, оперативная) преимущественно  проявляется в действиях оператора в каждый данный момент.

В поле зрения оператора сортировочной  станции писем поступают конверты с написанными на них адресами. Оператор должен отправить каждое письмо в соответствующий накопитель (ящик, откуда пачки писем направляются по адресам). В накопитель письма доставляются с помощью специальных устройств сортировочной машины. Оператор, считывая адрес с конверта, нажимает на определенные кнопки, или, как выражаются профессионалы, осуществляет кодирование: каждому большому городу, области, автономной республике соответствует свой код—набор из нескольких цифр.

Решение:При считывании адреса диспетчером проявляется преимущественно оперативная память, при кодировании – долговременная.

 

Задача 2

Какой общий психологический механизм памяти лежит в основе описанных  фактов?

А. В известном рассказе А. П. Чехова “Лошадиная фамилия” говорится о том, что исчезнувшая из памяти фамилия Овсов всплыла снова, как только доктор напомнил о продаже овса.

Б. Девочка Маша, персонаж рассказа А. П. Чехова “Мальчики”, взглядывая на Чечевицына задумывалась и говорила со вздохом: “Когда пост, няня говорит, надо кушать горох и чечевицу”. Или вспоминала при этом: “А у нас чечевицу вчера готовили”.

Информация о работе Задачи по "Психологии"