Задачи по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 09:06, задача

Краткое описание

Задача 1
Учитель математики настолько глубоко овладел вниманием учащихся при объяснении новой теоремы, что никто из них не услышал звонка по окончании урока.
Каким физиологическим механизмом можно объяснить состояние учеников?

Вложенные файлы: 1 файл

практикум.doc

— 169.50 Кб (Скачать файл)

1. На основании опыта сделать  вывод о психологических причинах, препятствующих решению задачи во втором варианте.

2. Какие психологические условия  необходимы для успешного решения задачи во втором варианте?

Решение: Испытуемым была дана установка – использовать коробки, поэтому во втором случае, когда коробки были заполнены гвоздями, испытуемые с конкретным типом мышления не смогли абстрагироваться от полученного указания, и решение задачи вызвало у них затруднение. Для успешного решения задачи желательно не давать никакиз рекомендаций к решению.

 

Тема: Воображение.

Задача 1

1. Какие положения характеризуют  идеалистическое, а какие — материалистическое понимание воображения?

2. Какие из приведенных положений характеризуют не только воображение, но и другие психические процессы?

а) Психическая деятельность, которая  не является отражением действительности, а лишь выявляет внутренние, субъективные состояния человека, его аффекты, впечатления, желания;

б) обобщенное и опосредствованное  отражение действительности;

в) сложная психическая деятельность, которая является врожденной способностью, развивающейся постепенно, независимо от условий жизни и воспитания;

г) отражение реальной действительности, но в иных сочетаниях и связях;

д) отражение того, что было в  прошлом опыте.

Решение: сложная психическая деятельность, которая является врожденной способностью, развивающейся постепенно, независимо от условий жизни и воспитания- идеалистическая концепция в западноевропейской и американской детской психологии.

Отражение реальной действительности, но в иных сочетаниях и связях – материалистическое понимание воображения.

 Психическая деятельность, которая  не является отражением действительности, а лишь выявляет внутренние, субъективные состояния человека, его аффекты, впечатления, желания – сознание.

Обобщенное и опосредствованное отражение действительности- мышление.

Отражение того, что было в прошлом  опыте - процессы памяти.

 

Задача 2

1. Укажите, в каком отрывке проявляется воображение действующих лиц и в каком — представление памяти.

2. По каким признакам это можно  установить?

А. ...Андрей тут же вызвал Цветкову и в присутствии Майн спросил, где она хочет работать. Он старался держаться беспристрастно...

Глядя Андрею в глаза, Нина медленно, словно желая, чтобы он остановил  ее, сказала:

— Разрешите мне работать с Майей  Константиновной. ... Она представила  себе все это свершившимся. Будет  торжественное заседание. Приедут ученые. Майя Константиновна скажет с трибуны, что своим успехом она обязана ей, Цветковой. Все оглядываются, находят Нину, приглашают ее в президиум. Она будет в том самом темно-голубом платье. Или нет, наверное, это случится зимой, она наденет свитер с оленями и высокие меховые ботиночки. Без всякой застенчивости, просто и скромно она расскажет, как работала, и, обведя глазами собрание, увидит Андрея Николаевича. Она небрежно скользнет по нему взглядом, а он покраснеет... нет, он выйдет из зала опустив голову и останется ждать ее внизу. Когда, окруженная народом, она будет спускаться по лестнице, он отзовет ее. Она скажет своим спутникам: “Извините, я сейчас”,—и сухо спросит его: “Что вам нужно?” — “Нина, — скажет он, — простите меня, Нина, я был слеп тогда, я не подозревал, какая вы...” —“Вы опоздали, Андрей Николаевич, — печально и холодно скажет она. — В моей душе все перегорело”.

Это место выглядело каким-то сомнительным. И вообще, она не была уверена, станет ли он вскакивать, уходить и ждать ее внизу... Нет, все будет не так. “Нина”, — скажет он...

— Ниночка, у вас насморк?—раздался  над ухом голос Новикова.

— Нет, почему, — не поняла она.

— А я смотрю, вы сидите с открытым ртом.

Все исчезло... (Д. А. Гранин. Искатели. Избр. произв. в 2-х т т. 1.  “Художественная литература” 1969, стр. 281, 282.)

Б. Антон отковал еще две детали и испортил: у одной перекос, вторая не заполнила форму. В ярости грохнул об пол клещами, метнулся к окну, ткнулся лбом в стекло и заплакал—от ненависти к себе, к молоту, от того, что устал, что голоден, что уже поздно — за полночь, что не удалась ни одна поковка.

И вдруг на какое-то мгновение он увидел свое село, родную избу, прудик перед окнами, высокие ветлы, густо  закиданные грачиными гнездами, и  себя, маленького парнишку Антошку;

вот он карабкается по сучьям ветлы, все выше, выше, к гнездам, выше гнезд! Грачи всполошено хлопают крыльями, в беспокойстве кружатся над деревьями, хрипло и надсадно кричат. А снизу доносится тревожный и в то же время ласковый голос матери: “Антошка! Антошка! Куда ты залез, бесенок? Упадешь ведь! Слезай, тебе говорят! Слышишь?” ...Антон очнулся, когда мастер тронул его за плечо. (Л. Д. Андреев. Широкое течение. М., Трудрезервиздат, 1955, стр. 82

   В. Много дней Павел  Афанасьевич молчал. И вдруг решение вопроса пришло. Внезапно (Павлу Афанасьевичу казалось всегда, что догадка его осеняет внезапно) с поразительной четкостью он представил конструкцию механической скалки.

Идея была так проста, что Павел  Афанасьевич почти испугался ее простоты и доступности. (М. Прилежаева. Над Волгой. М., “Детская литература”, 1962, стр. 21.)

 

Решение: Представление действующих лиц проявляется в отрывках А и В. В отрывке А – Нина представила возможное развитие ситуации с реальными действующими персонажами. В отрывке В – Павел Афанасьевич представил конструкцию которую никогда не видел, но у него было достаточно знаний и идей для их объединения. В ситуации Б- Антон вспомнил свое родное село и ситуацию, которая когда-то произошла с ним в реальной жизни.

 

Задача 3

1. Определите, какой вид воображения проявляется в приведенном отрывке.

2. Выделите признаки, на основании  которых вы это делаете.

А. ...Начиналось воспаление легких... Яше  становилось все хуже, очень хотелось пить, но он никак не мог ни позвать кого-нибудь, ни подняться с кровати.

Вдруг он убедился, что находится внутри металлического шара, фантастического межпланетного корабля, того самого, на котором путешествовал Кэйвер с Земли на Луну. Шар почему-то вращался, и Яшу с большой силой прижимало к его гладкой раскаленной поверхности. Кроме того, все предметы расплывались в волнах розового тумана, застилавшего глаза... В нем замелькали большие радужные круги. Потом круги поблекли, туман исчез и Яша с удивлением заметил, что находится среди каменных гор. Это была .странная местность—без всяких признаков растительности и воды. Она не походила на те места Урала, которые знал Яша, хотя все это он уже где-то видел. Вот только где? И тут он понял, что находится... на Луне! В черном небе горели необыкновенно крупные звезды. Они не мерцали и были так же ярки, как и солнце, висевшее над острыми гребнями скал... (Б. Фрадкин. Дорога к звездам. Пермское книжное изд-во, 1958, стр. 78, 79.)

Решение: непроизвольная форма воображения- грезы или даже галлюцинации, связанные с болезненным состоянием, повышением температуры и жаждой. В сознании возникли образы ранее никогда не виденные.

 

Б. ... Неожиданно вспомнились Ромашову недавняя сцена на плацу, грубые крики полкового командира, чувство пережитой обиды... И в нем тотчас же, точно в мальчике... закипели мстительные, фантастические, опьяняющие мечты...

...И Ромашов поразительно живо  увидел себя ученым офицером Генерального штаба, подающим громадные надежды...

... Вот начались маневры. Большой  двусторонний бой. Полковник Шульгович не понимает диспозиции, путается, суетит . людей и сам суетится,—ему уже делал два раза замечание через ординарца командир корпуса. “Ну, капитан, выручайте. — обращается он к Ромашову. — Знаете, по старой дружбе. Помните, хе-хе-хе, как мы с вами ссорились? Уж, пожалуйста”. Лицо сконфуженное и заискивающее. Но Ромашов, безукоризненно отдавая честь и подавшись на седле, отвечает спокойно — высокомерным видом: “Виноват, господин начальник... Это ваша обязанность распоряжаться передвижениями полка. Мое дело — принимать приказания и исполнять их...” А уж от командира корпуса летит третий ординарец с новым выговором.

Блестящий офицер Генерального штаба  Ромашов идет все выше и выше по пути служебной карьеры... (Л. Куприн. Поединок. Собр. соч. в 9-ти т., т. 4. М., “Художественная литература”, 1971, стр. 21, 22.)

Решение: произвольное творческое воображение, т.е. воображение в ходе которого самостоятельно создаются образы, имеющие личную ценность. Образы возникающие в сознании связаны с сильным эмоциональным переживанием, в представленной ситуации участвуют реальные люди, но у них противоположный статус. Ромашов таким образом компенсирует нанесенную ему начальником обиду, хотя бы в воображении, потому, что в действительности сделать этого не может.

 

В. ...Еще в детстве у меня появилось пристрастие к географическим картам. Я мог сидеть над ними по нескольку часов, как над увлекательной книгой.

Я изучал течения неведомых рек, прихотливые морские побережья, проникал в глубину тайги, где маленькими кружочками были отмечены безыменные фактории, повторял, как стихи, звучные названия — Югорский шар и Гебриды, Гвадаррама и  Инвернесс, Онега и Кордильеры.

Постепенно все эти места  оживали в моем воображении с такой ясностью, что, кажется, я мог бы написать вымышленные путевые дневники по разным материкам и странам. (К. Паустовский. Золотая роза. Собр. соч., в 6-ти т., т. 2. М., Гослитиздат, 1957,стр. 547.)

Решение: произвольное воссоздающее воображение , в результате которого на основании полученных описаний возникают новые образы.    Изучение реальных карт и описаний дало возможность человеку представить себя, путешествующим по эти местам.

 

Г. Первые же испытания макета локатора обнаружили опасность искажений. На экране дрожали, исчезая и вновь появляясь, несколько зеленых импульсов, мешая определить место повреждения. Невидимые электрические бури нарушали истинную картину...

...Андрей приказал разобрать  всю установку...

Отказываясь от достигнутого, Андрей ничего не мог предложить взамен. Он знал одно — путь, избранный ими, неверен. Достаточно посмотреть на схему: она была сложной, уродливой и, значит, чем-то порочной...

В работе ученого наступают периоды, когда воображение иссякает и  нет никаких способов пробудить его. Иногда это длится часами, иногда — годами. Сознание того, что решение близко — достаточно одного усилия, одной счастливой мысли, чтобы найти его,—гнетет мучительно...

Оставаться в лаборатории он не мог, здесь все ему напоминало о его бессилии. Он вышел...

...— Подождите, пожалуйста, —  умоляюще попросил Андрей. Он отломил стружку. Острые кромки впились в кожу. Андрей потянул стружку за концы, они сжимались и разжимались, пружиня, они напоминали ему броню кабеля. Он растягивал стружку, пока она не сломалась; тогда он нагнулся и поднял целый ворох колючих стружек. Лицо Андрея слегка побледнело. Технолог смотрел на него с интересом.

...Открытие всегда наступает  внезапно... За какие-то секунды мозг Андрея представил стружку в виде специальной обмотки, которую вот таким же способом можно растягивать, изменяя характеристику. Если подключить такую катушку, то искажения скомпенсируются; он мысленно прикинул по формулам, как все изменится, и все, все стало поразительно простым и ясным Тут же, не выпуская из рук стружки, он принялся возбужденно объяснять технологу... (Д. А. Гранин. Искатели. Избр. произв. в 2-х т., т. 1. Л., “Художественная литература”, 1969,стр. 334—346.)

Решение : произвольное творческое воображение.  Андрей на месте стружки представил обмотку, а затем используя воссоздающее воображение  представил эту катушку в действующей схеме, получив уже новый «нужный» образ.

 

 

 

 

Задача 4

1. Определите, какие приемы (агглютинация, гиперболизация, заострение, типизация) использованы для создания образов творческого воображения.

2. По каким признакам это можно  установить?

А. В мифах и легендах древности  описываются различные фантастические существа — кентавры (существа с  головой человека и телом лошади}, сфинксы - существа с головой человека и телом льва), драконы и т. д.

 Решение: агглютинация- создание нового образа путем присоединения в воображении частей или свойств одного объекта другому. Человек и лев реальные существа, сфинкс состоит из соединения частей.

Б. Беседуя о создании литературных образов, А. М. Горький говорил: “Они строятся, конечно, не портретно, не берут определенного какого-нибудь человека, а берут тридцать-пятьдесят человек одной линии, одного ряда, одного настроения ч из них создают Обломова, Онегина, Фауста, Гамлета, Отелло и т. д....” Он советовал молодым писателям: “Если вы описываете лавочника, так надо сделать так, чтобы в одном лавочнике было описано тридцать лавочников, в одном попе — тридцать попов, чтобы, если эту вещь читают в Херсоне, видели херсонского попа, а читают в Арзамасе — арзамасского попа...”

Решение: используется прием типизации,  т.е речь идет об акцентировании наиболее существенных, типичных признаков образа , «…чтобы в одном лавочнике было описано тридцать лавочников, в одном попе — тридцать попов, чтобы, если эту вещь читают в Херсоне, видели херсонского попа, а читают в Арзамасе — арзамасского попа...».

 

В. Какой прием создания образа воображения использован изобретателями при конструировании аэросаней, танка-амфибии, дирижабля, экскаватора, троллейбуса и других механизмов?

Решение: использовался прием агглютинации  танк и лодка- танк-амфибия.

Информация о работе Задачи по "Психологии"