Задачи по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 09:06, задача

Краткое описание

Задача 1
Учитель математики настолько глубоко овладел вниманием учащихся при объяснении новой теоремы, что никто из них не услышал звонка по окончании урока.
Каким физиологическим механизмом можно объяснить состояние учеников?

Вложенные файлы: 1 файл

практикум.doc

— 169.50 Кб (Скачать файл)

 

Решение:В основе описанных фактов лежат принципы ассоциации, в частности ассоциации по сходству – фамилия Чечевицын и крупа чечевица. Фамилия Овсов ассоциировалась с лошадьми, потому что овес корм для лошадей.

 

 

 

3адача 3

Ниже описаны действия человека, характеризующие различные процессы памяти. Определите, какой процесс памяти (запечатление, сохранение, воспроизведение, узнавание) проявляется в описанных действиях.

А. Ученику задали вопрос: “В каком  году был напечатан| роман И. С. Тургенева  “Накануне”?” Ученик, подумав, стал отвечать: “По поводу романа “Накануне” в свое время разгорелись горячие споры в редакции журнала “Современник”. Более того, статья Добролюбова “Когда же придет настоящий день?” как раз послужила поводом к расколу в редакции “Современника”. Когда же это было? Это был год большого политического накала, когда очень остро проходила и литературная борьба, год накануне крестьянской реформы 1861 года. Стало быть, роман “Накануне” был напечатан в 1860 году”. (По А. И. Розову.}

Б. Известный мнемонист Ш. отличался выдающейся памятью. Однажды ему была дана искусственная и ничего не означающая сложная математическая формула. Ш. внимательно смотрит на таблицу с формулой, несколько раз поднимает ее к глазам, опускает ее и идет с закрытыми глазами, затем возвращает таблицу, делает паузу, внутренне “просматривая” запоминаемое. (По Л. Р. Лурия, 1968.)

В. Иногда на оживленной улице можно  наблюдать такую сцену: один прохожий, внимательно взглянув на другого, радостно бросается ему .навстречу.

— Вы?! Это вы?! -

— Простите, мне кажется, что я  вас не знаю. А где мы с вами встречались?       -                                  

- А помните, в таком-то году, в таком-то городе?         

           - А!  Так вы...                                          

 Г. Ученик излагает материал по истории, заданный неделю  | назад, и воспроизводит 70% содержания учебника. Спрошенный через месяц по тому же вопросу, он воспроизводит лишь  "'

Д. На экзамене по математике ученик К. долгое время никак не мог воспроизвести  необходимую формулу. Стоило учителю • показать юноше только часть формулы, как К. безошибочно определил: “Это формула бинома Ньютона”.

 

Решение:А. Воспроизведение, память преимущественно словесно-логическая.

Б. Сохранение, память преимущественно образная.

В. Узнавание, ассоциативные связи.

 Г. Забывание.

Д. Узнавание, воспроизведение

 

 

Задача 4

А. Ученик, рассказывая  биографию Суворова, пропустил важный эпизод из жизни великого полководца. Тогда учитель сказал мальчику только одно слово: “Альпы”,- и он тут же без труда рассказал этот эпизод.

Б. С. Ш., обладавшему феноменальной  памятью, в многолюдной аудитории прочитали длинный ряд слов и попросили воспроизвести их. С этим он справился, как всегда, безукоризненно. Затем ему предложили назвать из всего списка одно только короткое слово, обозначающее инфекционное заболевание. Все присутствующие, люди с самой обыкновенной памятью, мгновенно вспомнили это слово (“тиф”), а С. Ш. потребовалось целых две минуты, чтобы выполнить задание. Оказывается, в течение этого времени он перебирал в уме по порядку все заученные слова. (Ответ см. у А. Р. Лурия, 1968, стр. 19—24.)

1. Укажите, в какой из описанных  ситуаций имело место  смысловое  и в какой -механическое запоминание.

2. По каким признакам вы это  установили?

Решение: В ситуации А имело место смысловое запоминание, переход Суворова через Альпы и горы Альпы. В ситуации Б – механическое, Ш. запомнил механически все слова по порядку не вдаваясь в их значение.

 

 

 

Задача 5

Одна группа учеников IV класса заучивала  стихотворение непрерывно повторяя его до полного дословного воспроизведения. Другая группа учеников заучивала это же стихотворение, распределив повторения: каждый день стихотворение прочитывалось дважды, вплоть до полного заучивания. (По А. А. Смирнову.).                                             

  1. Какой группе школьников потребовалось меньшее количество повторений для безошибочного воспроизведения всего стихотворения?
  2. Как называется эта закономерность повторений?       

Решение:Меньшее количество повторений потребовалось группе, распределившей повторения на несколько дней, т.е.  закономерностьболее высокой эффективности распределенного во времени повторения. (Эббингауз)

 

 

 

Тема: Мышление

             

 Задача 1

Выберите из отличительных особенностей процессов отражения те, которые  характеризуют мышление человека.  

а) Отражение отдельных свойств  предметов и явлений материального  мира;

б) отражение прошлого опыта в  виде чувств, мыслей и образов прежде воспринятых предметов и явлений;

в) отражение предметов и явлений  в совокупности их свойств и частей;                                          

г) отражение общих и существенных признаков, связей и отношений предметов и явлений;

д) отражение при непосредственном воздействии предметов и явлений  на органы чувств;

е) отражение действительности опосредствованным путем при обязательном участии речи.     

         

Решение:Отличительными признаками мышления являются :

- отражение общих и существенных  признаков, связей и отношений  предметов и явлений;

- отражение действительности опосредствованным  путем при обязательном участии речи.            

         Задача 2

1. Выделите основные этапы в  решении педагогической задачи.

2. Обозначьте каждый этап соответствующим  психологическим понятием.

Студентка-практикантка В. К. вначале  не знала, какие приемы педагогического воздействия применить к Коле, который нарушал дисциплину в VII классе. Она начала присматриваться к мальчику. От классной руководительницы студентка узнала, что он слабый ученик (особенно по геометрии и физике). Стало известно, что по семейным обстоятельствам Коле некогда готовиться к урокам. Обнаружилось, что Коля живет далеко от школы. Мальчику мешали заниматься и ненормальные отношения между родителями, и чрезмерная загруженность домашними делами. В школе мало интересовались жизнью мальчика во внеурочное время. Он часто слышал одно: плохой, неисправимый. Это еще больше озлобляло ребенка.

Студентка-практикантка, узнав все  обстоятельства, приходит к выводу, что Коля нуждается в ласковом отцовском слове, в проявлении доброты к нему. Она решила строить свой подход к мальчику на понимании его душевного состояния и проявить к нему внимание, доброту и заботу. Девушка часто подходила к нему и, как бы не замечая его озорства, старалась обращаться с ним ласковее. Для привлечения его внимания студентка готовила к уроку что-то новое, интересное. Мальчику помогли заниматься по физике и геометрии. Узнав, что Коля хорошо рисует, она попросила его помочь выпустить стенгазету.

Мальчик стал вести себя лучше. На уроках сидел тихо. Внимательно слушал объяснения. Повысилась его успеваемость. (По Э. Ш. Натанзон, 1968.)

Решение:

  1. Постановка  педагогической задачи, анализ ситуации и конкретных условий.

Цель этапа -   определить меры педагогического воздействия к  проблемному ученику. Анализ ситуации позволил выявить наиболее проблемные предметы, узнать обстановке в семье, отношении с родителями и условиями жизни ребенка в целом. Этоэтап сбора независимых характеристи и наблюдения.

  1. Конструирование способа педагогического воздействия. На этом этапе возможна идентификация себя с учеником, эмпатийное понимание.
  2. Осуществление плана педагогического воздействия. Этап стимулирование и мотивации (похвала, помощь  соучеников по проблемным предметам, востребованность творческих способностей ученика, их раскрытие)
  3. Анализ результатов решения педагогической задачи. Развитие мотивации к обучению, как следствие повышение успеваемости.

Задача 3

1. Определите, какие из задач  решались алгоритмическим способом, а какие — эвристическим.

2. По каким признакам эти задачи  отличаются?

А. На пассажирской станции К. возникла следующая ситуация. С соседней станции вышел электропоезд, который может быть принят на 7-й путь. С другой стороны—подходит время отправления скорого поезда с 3-го пути; этому поезду необходимо проложить маршрут отправления. Но одновременно эти два маршрута проложены быть не могут, так как составляющие их участки путей пересекаются. По инструкции отправка скорого поезда не может быть задержана ни на минуту. Для дежурного самое главное — принять решение, удовлетворяющее всю станцию в целом, поэтому он не спешит проложить маршрут отправления для скорого, хотя это было бы самым простым решением, а ждет дополнительной информации о движении, проходящего электропоезда. Если электропоезд подойдет ко входному светофору станции точно по расписанию, то ему будет проложен маршрут приема на 7-й путь, а затем дано отправление скорому. Если же электропоезд запоздает на одну-полторы минуты, то его задержат у входного светофора и примут только после отправления скорого поезда. Электропоезд подошел ко входному светофору вовремя и был принят на 7-й путь, затем был проложен маршрут отправления скорому поезду. (По В. Н. Пушкину, 1965.)

Б. Для определения вида простого предложения надо выполнить следующую систему операций. Сначала выясняется, есть ли в предложении подлежащее. Если есть, то смотрят, есть ли сказуемое. Если есть, то делается вывод: предложение определенно-личное. Если нет сказуемого, то делается вывод: предложение назывное. Если в предложении нет подлежащего, то дальше устанавливается, выражено ли сказуемое глаголом 1-го или 2-го лица. Если да, то делается вывод: предложение определенно-личное. Если этого условия нет, то проверяется, выражено ли сказуемое глаголом 2-го лица единственного числа или 3-го лица .множественного числа (для прошедшего времени—глаголом во множественном числе). Если выражено, то делается вывод; предложение неопределенно-личное. Если этою условия нет, то делается вывод: предложение безличное. (По Л. Н. Ланда.)

В. В одном из исследований учащиеся, еще не знакомые с зависимостью между величинами сторон треугольника (сумма любых двух сторон всегда больше третьей), должны были самостоятельно установить эту зависимость Им давали набор палочек длиной от одного до 20 сантиметров, по три палочки каждого размера (всего 60 штук). Ученики должны были ответить, можно ли из любых трех палочек построить треугольник. Учащиеся тактически убеждались, что из любых грех данных палочек не всегда можно составить заданную фигуру. В одних случаях это удается, в других—нет. Учащимся предлагали выяснить, в каком отношении должна находиться длина сторон треугольника, и сформулировать в общем виде соответствующее правило. (По В. А. Крутецкому.)

Решение: Задачи Аи Б решались алгоритмическим способом, задача В- эвристическим. В Задачах А и Б есть условия,позволяющие построить алгоритм ветвление « Если…, то, а если…то…). В задаче В был использован эвристический метод- метод слепого поиска, т.е. метод проб и ошибок.

 

 

Задача 4

Какая мыслительная операция не развита  у школьников, вследствие чего у них наблюдаются ошибки в решении задач?

А. Ребенка, поступившего в школу, спрашивают: “Что такое птица?” 

Он отвечает: “Она серенькая, маленькая, имеет маленький носик и ротик”.

Решение: у ребенка не развито умение синтезировать.

Б. Ребенку предлагают задачу: “У мальчика было 3 конфеты, одну он потерял. Сколько конфет у него осталось?” Не обращая внимания на вопрос, ученик говорит: “Нужно искать ее и найти”.

Решение: у ребенка не развито умение абстрагирования ( конкретность мышления: «потерял- надо искать»).

В. Ребенку вспомогательной школы  дают набор картинок и предлагают разложить их на группы по принципу “что к чему подходит”. Ребенок раскладывает так: одежду кладет около шкафа, моряка — на корабль, бабочку объединяет с цветами и т. д. (По С. Я. Рубинштейн.)

Решение: у ребенка не развито умение обобщать.

 

 

Задача 5

Испытуемым предлагали решить задачу на сообразительность. На двери нужно было закрепить три свечи на одном уровне. Перед испытуемым на столе лежали разные предметы: молоток, буравчики, веревочки, картонные коробки, гвозди и т. д. Для решения задачи необходимо было использовать в качестве подставки коробочки из-под гвоздей. Задача давалась в двух вариантах. В первом варианте коробочки были пустые, во втором — наполненные гвоздями. В первом варианте все испытуемые использовали пустые коробочки в качестве подставок. Во втором же варианте более половины испытуемых затруднились решить задачу, и только около 43% испытуемых догадались освободить от гвоздей коробочки и использовать их в качестве подставок для свечей. (По И. М. Розету.)

Информация о работе Задачи по "Психологии"