Возникновение и развитие налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 22:21, реферат

Краткое описание

В развитии форм налогообложения можно выделить три этапа.
Первый этап – начальный – от древнего мира до средних веков. Характеризуется бессистемностью, целевым характером платежей. Преобладает имущественно-натуральная форма платежей.
Государство не имеет финансового аппарата для определения и сбора налогов, определяет только общую сумму средств, которую желает получить. Сбор налогов поручае6тся городу, общине, откупщикам.

Вложенные файлы: 1 файл

налоги лл.doc

— 243.00 Кб (Скачать файл)


2

 

Возникновение и развитие налогов.

 

              В развитии форм налогообложения можно выделить три этапа.

              Первый этап – начальный – от древнего мира до средних веков. Характеризуется бессистемностью, целевым характером платежей. Преобладает имущественно-натуральная форма платежей.

              Государство не имеет финансового аппарата для определения и сбора налогов, определяет только общую сумму средств, которую желает получить. Сбор налогов поручае6тся городу, общине, откупщикам.

              Второй этап  - средний – ХУП – начало Х1Х века. Характеризуется упорядочением процесса налогообложения. Государство устанавливает квоту обложения, рамочно определяет процесс сбора налогов, следит за этим процессом. Формируются первые налоговые теории.

              Третий этап – современный – Х1Х век – по настоящее время. Государство берет на себя все функции по установлению и взиманию платежей. К этому времени основные правила налогообложения уже выработаны. В странах проводятся налоговые реформы, направленные на совершенствование налогообложения.

 

Классификация налогов

              Различные способы классификации налогов основаны на ряде критериев.

1.      По способу взимания различают:

прямые налоги, которые взимаются непосредственно с имущества или доходов. Окончательным плательщиком прямых налогов  является владелец имущества или дохода. К таким налогам относятся: налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, налог на доходы физических лиц, земельный налог и др.;

косвенные налоги, которые включаются в цену товаров, работ, услуг. Окончательным плательщиком косвенных налогов становится потребитель товара, на которого налог переносится путем надбавки к цене. Примером косвенных налогов являются: налог на добавленную стоимость, акцизы.

2.      В зависимости от компетенции органа власти, устанавливающего

налоги, их можно подразделить на:

              федеральные  - налоги, которые устанавливаются Налоговым кодексом РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ. Элементы этих налогов являются едиными на  территории РФ.  В состав федеральных налогов входят:

              налог на добавленную стоимость,

              акцизы,

              налог на прибыль организаций,

              налог на доходы физических лиц,

              единый социальный налог,

              водный налог,

              налог на добычу полез6ых ископаемых,

              сборы за пользование объектами  животного мира и объектами водных биологических ресурсов,

              государственная пошлина;

              региональные – устанавливаются законами субъектов РФ в соответствии с Налоговым кодексом и обязательны к уплате на территориях соответствующих  субъектов РФ. Отдельные элементы региональных налогов (ставки налога, льготы по налогу, порядок и сроки уплаты налога) устанавливаются законами субъектов РФ. К региональным налогам относятся:

              налог на имущество организаций,

              транспортный налог,

налог на игорный бизнес;

              местные - это налоги, которые устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Представительные органы местного самоуправления самостоятельно определяют ставки, льготы, порядок и сроки уплаты налогов. К местным налогам относятся:

              налог на имущество физических лиц,

              земельный налог.

3.      По объектам налогообложения налоги делятся на:

налоги на доходы, прибыль,

имущественные налоги,

ресурсные налоги,

налоги на действия (хозяйственные акты, финансовые операции,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   реализацию продукции),

прочие налоги.

4.      В зависимости от субъекта налогообложения выделяют:

налоги, взимаемые с физических лиц,

налоги, взимаемые с юридических лиц,

смежные налоги (уплачиваются и физическими и юридическими лицами).

5.По целевой направленности налоги делятся на:

общие – предназначены для формирования доходной части бюджета в целом;

целевые – уплачиваются  для финансирования конкретного направления государственных расходов (например, единый социальный налог). 

В зависимости от применяемых режимов налогообложения  различают:

общий режим, при котором налогоплательщик уплачивает всю совокупность федеральных, региональных и местных налогов;

              специальные налоговые режимы – это особый порядок налогообложения для отдельных категорий налогоплательщиков. К специальным налоговым режимам относятся:

              единый сельскохозяйственный налог,

              упрощенная система налогообложения,

              единый налог на вмененный доход для отдельных категорий налогоплательщиков,

              система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Основные направления реформирования налоговой системы.

              - повышение фискальной эффективности налоговой системы;

              - упрощение налоговой системы;

              - повышение стабильности налогового законодательства;

              - снижение налогового бремени и более равномерное его распределение между налогоплательщиками;

              - обеспечение эффективности налоговой  системы;

              - совершенствование политики в области налоговых льгот;

              - блокирование тенденций к уклонению от уплаты налогов;

              - совершенствование структуры налогообложения;

- улучшение налогового администрирования и  повышение действенности налогового контроля.

Налоговый  кодекс Российской Федерации.

              Налоговый кодекс (НК РФ) – это единый логически и юридически цельный закон, регулирующий все вопросы налогообложения.

              Принятие НК РФ позволило систематизировать налоговое законодательство, исключить неоднородность и внутренние противоречия механизма налогообложения. Повышена стабильность налогового законодательства, т.к. НК РФ затрудняет  частое внесение изменений в налоговые законы. НК РФ призван наиболее полно и последовательно раскрыть основные положения о правах, обязанностях, ответственности налогоплательщиков.

              НК РФ состоит из двух частей. Первая часть – общая введена с 1.01 1998 года. В первой части установлен:

              состав и порядок действия налогового законодательства во времени, в пространстве, по предмету и по кругу лиц, принципы построения налогообложения в Российской Федерации, состав российских налогов (раздел 1);

              понятие налогоплательщиков и налоговых агентов, их права и обязанности (раздел 2);

              права, обязанности, ответственность налоговых, таможенных органов и их должностных лиц (раздел 3);

              общие правила исполнения обязанности по уплате налогов (раздел 4);

              содержание налоговой декларации, формы налогового контроля, виды и содержание налоговых  проверок (раздел5);

              налоговые правонарушения и ответственность за их совершение (раздел 6);

              порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц (раздел 7).

              Во второй части НК РФ  устанавливается порядок  исчисления и уплаты конкретных налогов. Каждому налогу посвящена отдельная глава кодекса.  Вторая часть начала вводиться с 1.01.2001 года поэтапно.

 

Тема№4. Налог на добавленную стоимость.

 

              Налог на добавленную стоимость (НДС) -  это:

              федеральный косвенный налог;

              косвенный налог;

              самый молодой косвенный налог , в мировой практике введен впервые в 1954 году;

              многоступенчатый налог – взимается на каждой ступени всего процесса производства и обращения товаров;

              основной бюджетообразующий налог – на его долю приходится от 25 до 30%% всех налоговых поступлений.

              В Российской Федерации НДС был введен впервые с 1.01.1992 года. С 1 января 2001 года порядок исчисления и уплаты НДС регулируется главой 21 НК РФ.

              Налогоплательщиками НДС являются, во-первых, организации и индивидуальные предприниматели и, во-вторых, отдельные категории лиц, осуществляющие перемещение товаров через таможенную границу России. Организации и индивидуальные предприниматели могут быть освобождены от уплаты НДС, если в течение трёх предшествующих налоговых периодов (трёх месяцев) налоговая база по данному налогу не превышала 2 млн. руб.

              Объектом  налогообложения признаются следующие операции (ст.146 НК РФ):

              -  реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ;

              - передача товаров, работ, услуг для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций;

              - выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

              - ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

              Не признаются реализацией операции, связанные с обращением валюты, передачей имущества правоприемникам, наследование имущества, продажа земельных участков и др.

              Налоговая база определяется как стоимость реализованных (переданных) товаров, работ, услуг (ТРУ)  с учетом акциза и без НДС. Для целей налогообложения  стоимость ТРУ определяется исходя из цен, указанных сторонами сделки (ст. 40 НК РФ).

              В состав налоговой базы включаются также:

- денежные средства, полученные предприятием, если их получение связано с расчётами по оплате товаров, в том числе суммы авансовых и иных платежей, поступивших в счёт предстоящих поставок или частичной оплаты за реализованные товары;

- суммы, полученные в виде процента по векселям, процента по товарному кредиту в части, превышающей размер процента, рассчитанного исходя из ставки рефинансирования Банка России;

- суммы, полученные в виде санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение хозяйственных договоров, в части превышения над суммами санкций, рассчитанных в соответствии со ставкой рефинансирования Банка России.

              Моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из следующих дат:

1)                       день отгрузки (передачи) товаров, работ, услуг, имущественных прав;

2)                       день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров, работ, услуг, имущественных прав.

              Налоговый период – календарный месяц; квартал – для налогоплательщиков с ежемесячными в течение квартала суммами выручки (без НДС), не превышающими 2 млн. руб.

              Налоговые ставки. Существует три вида ставок по НДС, а именно: 0; 10 и 18% .

1. Налогообложение по нулевой ставке (ставка 0%) производится при реализации товаров, помещаемых под таможенный режим экспорта при условии их фактического вывоза; услуг по перевозке товаров, пассажиров и багажа за пределы территории РФ и ряд других.

2. Налогообложение по пониженной 10%-ной ставке применяется при реализации:

продовольственных товаров (мясо, молоко, яйца, сахар, соль, овощи, крупа, мука и т. д.);

товаров детского ассортимента;

книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой и периодических печатных изданий;

лекарственных средств  и изделий медицинского назначения.

3. Налогообложение по общей 18-ной ставке производится при реализации всех товаров, работ и услуг, не упомянутых выше.

              Порядок исчисления налога. Сумма налога исчисляется плательщиком самостоятельно как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения. При реализации товара, работы, услуги налогоплательщик дополнительно к цене товара (Р,У) обязан предъявить покупателю и удержать соответствующую суму НДС. При этом покупателю не позднее пяти дней со дня отгрузки товара Р,У) выставляются соответствующие счета-фактуры. Назначение счета-фактуры, его содержание  и порядок его составления установлен статьей 169 НК РФ. Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет определяется как разница между суммой НДС по реализованным  ТРУ, выставляемой в счете покупателю и  суммой НДС, уплаченной при приобретении сырья, материалов, услуг и работ со стороны.

Информация о работе Возникновение и развитие налогов